Имидж преподавателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время формирование позитивного имиджа становится актуальной проблемой не только в политической и деловой сферах, но и в деятельности преподавателей ВУЗа, задача которых готовить высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов. К деятельности и личности вузовского педагога предъявляются самые высокие требования. Система профессионального и последипломного образования уделяет достаточно внимания повышению квалификации преподавателей ВУЗа, его профессиональной компетентности. Но формирование педагога как гармонически развитого субъекта часто остается вне поля деятельности образовательных учреждений. В этом заключаются основные противоречия, которые обуславливают важность изучения особенностей имиджа преподавателя.

Работа содержит 1 файл

Черновая курсовая2.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

  Общепринято, что во взаимодействии учителя с  детьми, как впрочем любых субъектов  общения, невербальное общение осуществляется по нескольким каналам:

  - мимика;

  - прикосновение;

  - жест;

  - дистанция  общения;

  - визуальное  взаимодействие;

  - интонация.

  Остановимся на рассмотрении каждой из составляющих процесса невербального взаимодействия в системе «учитель-ученик».

  Мимическая  сторона общения крайне важна – по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а своевременная улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению могут существенно помочь в установлении контактов [17]. Практически бесконечное многообразие мимических движений и их сочетаний дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному ученику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т.д..

  Следующий канал невербального общения  – прикосновение, обозначаемое иногда как тактильная коммуникация. Использование прикосновения очень важно при работе с детьми, особенно младшего школьного возраста. С помощью прикосновения можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к ребенку. Свободное передвижение учителя на уроке по классу облегчает использование этого приема. Не прерывая урока, он может вернуть к работе отвлекшегося ученика, коснувшись его руки, плеча; успокоить возбужденного; отметить удачный ответ.

  Особое  место в системе невербального общения учителя занимает взгляд, которым он может выразить свое отношение к учащемуся, его поведению, задать вопрос, дать ответ и т.д. Воздействие взгляда учителя зависит от дистанции общения. Взгляд издали, сверху вниз, позволяет учителю увидеть сразу всех учеников, но не дает возможности вглядываться в каждого из них в отдельности. Воздействие взгляда тем сильнее, чем ближе к учителю находится ребенок. Исследования отмечают [4,12], что существует некоторый оптимальный ритм обмена взглядами с детьми на уроке, когда индивидуальный зрительный контакт чередуется с охватом глазами всего класса, что создает рабочий круг внимания. Чередование, переключение взгляда важно и при выслушивании ответа. Учитель, взглядывая на отвечающего, дает понять, что он слышит ответ. Глядя на класс, учитель привлекает внимание всех остальных детей к отвечающему. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа позволяет поддерживать обратную связь.

  Немаловажное  значение имеет и дистанция общения (в некоторых источниках [7] – пространственная организация общения). Вне сомнения, пространственные факторы общения использует любой педагог, интуитивно выбирая оптимальное расстояние от слушателей; при этом большое значение имеет характер взаимоотношений с аудиторией, размеры помещения, размер группы. Он может использовать пространственную близость для установления более доверительных отношений с учениками, но соблюдать при этом осторожность, так как чрезмерное приближение к собеседнику иногда воспринимается как посягательство на личность, выглядит нетактичным. Если педагог непринужденно перемещается по классу, то он, меняя дистанцию, достигает проксемического разнообразия и равенства в общении с каждым ребенком.

  Особое  место в системе невербального  общения учителя занимает система жестов. Как отмечает Е.А.Петрова, жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношений к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным» [12], о чем учитель всегда должен помнить. Характер жестов учителя с первых минут создает определенный настрой в классе. Большую роль жесты играют и в обеспечении внимания учащихся, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Значительными возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание класса. Среди средств организации внимания почти каждым учителем активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания и т.д..

  Как отмечает Е.А.Петрова [12], не менее важна в использовании жестов и такая функция, как активизация различных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения. Жесты могут иллюстрировать рассказ учителя, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

  Совместная  деятельность учителя и учащихся предполагает не только воздействие  учителя, но и обязательную обратную связь. Именно с помощью жеста  учитель часто «включает» ее (вопросительный кивок головой, приглашающие жесты и т.д.), повышает ее интенсивность (жесты одобрения, оценки), или завершает контакт. Жест выступает важным компонентом обратной связи, без понимания которого затрудняется адекватная оценка учителем состояния учащегося, его отношения к педагогу, одноклассникам и т.д.

  Жесты в  комплексе с другими невербальными  средствами общения используются учителем для обеспечения контроля за деятельностью  учащихся. С этой целью чаще всего  применяются оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты.

  Жесты учителя нередко становятся образцом для подражания. Особенно внимательны дети к случаям неточного употребления жестов, которые отвлекают их от выполняемых заданий на уроке. На данном основании мы полагаем, что к культуре невербального поведения учителя в целом и к его жестикуляции в частности необходимо предъявлять высокие требования.

  Интонация определяется В. А. Лабунской [6] как  совокупность звуковых средств языка, организующих речь. Это ритмико-мелодическая сторона речи. Основными ее элементами являются мелодия речи, ее ритм, интенсивность, темп, тембр, а также фразовое и логическое ударения. Интонация практически позволяет выражать свои мысли и чувства, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему.

  В интонации  проявляются те переживания, которые сопровождают речь учителя, обращенную к ребенку, и он реагирует на них. Ребенок удивительно точно узнает по интонации отношение к нему взрослых, он обладает исключительным «эмоциональным слухом» (М.М.Рыбакова), расшифровывает не только содержание, смысл сказанных слов, но и отношение к нему со стороны других. При восприятии слов ребенок сначала реагирует на интонацию ответным действие и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крикили монотонная речь учителя лишаются воздействующей силы потому, что сенсорные входы ученика либо забиты (криком), либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения, что порождает безразличие. В связи с этим приходим к заключению о том, что речь учителя должна быть эмоционально насыщенной, однако при этом следует избегать крайностей; учителю крайне важно избирать тон общения с детьми, соответствующий не только ситуации общения, но и нормам этики.

  Таким образом, можно сделать вывод – невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия учителя с детьми. Для того, чтобы облегчить свою работу, учитель должен уметь общаться с детьми даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ученика, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать свое невербальное поведение.

  Хотелось  бы добавить, что кроме вышеуказанных  качеств важную роль в формировании имиджа учителя играют стилевые особенности  педагогической деятельности, выделяемые на основе личностных качеств или  профессиональная направленность [3]. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально-значимые свойства педагога. Профессиональная направленность учителя включает в себя интерес учителя к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.

  Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение  в положительном эмоциональном  отношении к детям, родителям  и коллегам, к педагогической деятельности в целом, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.

  Педагогическое  призвание - склонность, вырастающая  из осознания способности к педагогическому  делу. Оно формируется в процессе накопления будущим учителем теоретического и практического педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Основа педагогического призвания - любовь к детям.

  Профессионально значимые качества педагога - педагогический долг и ответственность. Руководствуясь ими учитель всегда спешит на помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции. Он требователен к себе. Взаимоотношения учителя с детьми, родителями и коллегами, основанные на осознании профессионального долга и ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его.

  В наиболее общем виде выявлены два основных направления типизации профессиональной направленности. Первое определяется такими личностными качествами, как требовательность и профессиональная компетентность. Второе направление типизации связано с такими личностными параметрами, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокие нравственность и интеллект, общая культура.

  Учителя, работающие в первом направлении  делятся на 2 типа: «организатор»  и  «предметник». Внутри второго  направления также можно выделить два типа: «коммуникатор» и «просветитель».

  Среди выделенных типов учителей каждый имеет свои способы, механизмы и каналы передачи воспитательных воздействий. Учитель-«коммуникатор», отличающийся низкой конфликтностью, доброжелательностью, любовью к детям, способностью к эмпатии, реализует свои воспитательные воздействия, ища механизмы совместимости с учеником, точки соприкосновения в личной жизни, и естественно, что эти воздействия вызовут наибольшее изменение именно в «бытовом» поведении ученика.

  Для учителя-«предметника», рационалиста, уверенного в необходимости  знаний и их значимости в жизни, более  характерно воспитание ученика с помощью средств изучаемого предмета, путём изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т. д.

  Учитель-«организатор», нередко являющийся лидером, не только у ребят, но и во всём педагогическом коллективе преимущественно транслирует свои личностные особенности при проведении различных внеклассных мероприятий, и поэтому результат его воздействия, скорее всего, виден в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т. д.

  Учитель -  «просветитель», отличающийся принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя через высокоинтеллектуальную просветительскую деятельность, неся ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы.

  Исходя  из этого описания, можно сделать  вывод, что при создании имиджа необходимо учитывать профессиональную направленность педагога, как один из его компонентов. В противном случае это может привести к негативным последствиям, таким как отсутствие взаимопонимания с учениками, потеря авторитета среди них и коллег, а также снижение эффективности педагогической деятельности. Чтобы определить профессиональную направленность учителя, исследователи разработали специальный тест. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.2. Технология построения имиджа преподавателя.

  Существует  несколько принципов технологии построения имиджа. Рассмотрим наиболее важные из них. Согласно первому принципу, мнение о вас у какого-либо человека может сформироваться на основе прямой, формирующей имидж информации, которая  может осознаваться или не осознаваться этим человеком, так как находится в его подсознании и проявляет себя лишь в чувствах. В обобщенном виде принцип можно сформулировать таким образом: воздействуя на людей с целью создания у них нужного мнения, необходимо влиять не только на их сознание, но и на их подсознание, чтобы у них возникало чувство приятного при упоминании вашего имени.  

  Второй  принцип можно представить так: формируя свой имидж, следует воздействовать в большей степени на подсознание  людей, чем на их сознание. Мнение, возникшее у человека под влиянием подсознательной информации, расценивается им как собственное, так как не очевиден источник его возникновения. Поскольку люди обычно себе доверяют больше, чем другим, то и подсознательному впечатлению они будут доверять больше, чем сознательному.  

  Построение  имиджа, какой бы практически-ориентированной  области это ни касалось, становится процедурой, которая поддается определенным обобщениям. Одна из немногих наук, которая  позволяет нам увидеть направленность этого процесса, - семиотика, как наука о знаковых системах. Знак определяется как условное объединение формы и содержания в единую сущность. Примерами знаков может стать практически любое слово нашего естественного языка. Остановимся на основных процессах семиотических свойств в технологиях построения имиджа. Наиболее важные из них:

Информация о работе Имидж преподавателя