Имиджелогия как современная коммуникативная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:21, лекция

Описание работы

Введённое в 1990 году в научный оборот понятие «имиджелогия» быстро получило признание. Чем можно объяснить безусловную востребованность имиджелогии в нашей стране? На мой взгляд, тем, что имиджелогия:
важная составляющая воспитанности современной личности;
необходимый компонент профессиональной компетентности специалистов самого разного профиля;
теоретико-методологическое основание к тому, чтобы развести такие виды профессиональной деятельности, как специалист по пиару, стилист, имиджмейкер.

Работа содержит 1 файл

1. Имиджелогия как современная коммуникативная дисциплина..doc

— 127.00 Кб (Скачать)
  1. Имиджелогия как современная  коммуникативная  дисциплина.
 

     Введённое в 1990 году в научный оборот понятие  «имиджелогия» быстро получило признание. Чем можно объяснить безусловную  востребованность имиджелогии в  нашей стране? На мой взгляд, тем, что имиджелогия:

    • важная составляющая воспитанности современной личности;
    • необходимый компонент профессиональной компетентности специалистов самого разного профиля;
    • теоретико-методологическое основание к тому, чтобы развести такие виды профессиональной деятельности, как специалист по пиару, стилист, имиджмейкер.

     Приоритетное  предназначение имиджелогии как  науки о технологии личного обаяния  – оснастить людей различного возраста имидж-знаниями и оказать  помощь в овладении и умелом использовании  их при выстраивании межличностных и деловых отношений.

     Умение  самопрезентировать, т.е. подавать себя искусно, играет существенную роль в  повседневном общении, в профессиональной деятельности, в интимной обстановке. Поэтому не следует упускать любую  возможность производить на людей  благоприятное впечатление.

     Жизненные успехи человека накрепко связаны с  эффектом его личного обаяния, благодаря  которому он обретает поддержку и  признание людей. Они впускают его  в свой душевный мир, так как он обладает чудесным даром ладить с  ними. За последние годы имиджелогия стала новой быстро развивающейся отраслью научного знания. Формирование знаний и умений имиджирования становится насущной задачей в современной культурной ситуации, обусловленной ростом роли медийных средств и значения создаваемых и транслируемых ими образов. 

     Источники и составляющие имиджелогии  как науки 

     Имидж как одна из форм отражения в сознании человека предметного мира и социальной действительности, существовал на всех стадиях развития общества. Однако наука об имидже появилась только на определенном этапе развития общества, когда определяющими факторами его прогресса становятся информационные и телекоммуникационные технологии. Они создали материальные условия эффективного управления индивидуальным, коллективным и массовым сознанием.

     Первоначально имиджелогия формировалась на базе потребности человека в самовыражении, в овладении умением "светиться" людям. "Я-концепция" - это стремление познать себя, научиться помогать себе. Познание себя - это первый этап становления имиджа, это своеобразная "вещь в себе". Следующий шаг - восприятие вас другими. Естественно, что исследования в этом направлении проводились в рамках общей и социальной психологии - социально-перцептивного подхода, психологии социального познания, психологии общения. Используя результаты этих исследований, формировались направления изучения имиджа лидеров профессиональной и общественной деятельности: государственных служащих, военных, ученых, педагогов высшей школы.

     Имидж становится составной частью избирательных  кампаний, т.к. избиратели голосуют зачастую за "раскрученную" личность. Наряду с имиджем лидеров стали активно формироваться имиджи политических партий и движений, последние направления имиджа формируются также в рамках политологии, социологии, информатики.

     Для имиджа организации часто важно не столько содержание будущих бизнес-проектов, сколько представление, которое создается о них специальными средствами в общественном мнении. Здесь в формировании имиджа задействованы многие отрасли знания, как экономика, паблик рилейшнз, маркетинг, в создании такого сложного многофакторного явления, как имидж страны участвуют политические науки - политология, государствоведение, история политических учений, формированию имиджа региона содействуют науки регионального цикла - регионалистики, региональная экономика, региональная социология.

     Имидж товара, услуги - это тот образ, который создают им как индивидуальные объективные свойства, так и системные качества, которые проявляются в совокупности товаров, услуг данного вида. Здесь используются выводы науки об управлении качеством, квалиметрии, товароведения.

     Таким образом, к началу 90-х годов прошлого века сформировалась система знаний в области имиджа, появились серьезные разработки по практическому имиджированию, по использованию имиджтехнологий для формирования индивидуального, коллективного и массового сознания. 

     Cформировавшиеся или находящиеся в стадии формирования конкретные науки в области имиджелогии: 

    • имиджелогия личности (политический, общественный деятель, руководитель организации, работники  искусства, науки, военный, студент  и другие);
    • имиджелогия общественных структур, ячеек общества (семья, партия, общественная организация, этнос и другие);
    • имиджелогия корпораций (предприятия, фонды, банки и другие);
    • имиджелогия территорий (государство, регион, ареал и другие);
    • имиджелогия товара, предмета, услуги (предметные и системные качества);
    • имиджелогия сфер общества (наука, культура, искусство, литература и другие);
    • имиджелогия идеальных структур (брэнд, торговая марка, религия другие).
 

     По-видимому этот перечень не охватывает все конкретные науки и по мере развития системы  наук об имидже может быть продолжен.

     Имиджелогия как наука не может входить  в состав конкретных наук об имидже, т.к. должна охватывать объект исследования в целом. Опираясь на методологические основы и используя выводы конкретных наук об имидже, имиджелогия должна определить роль, место и функции имиджа в общественном бытие и практике, дать общие рекомендации по формированию, функционированию имиджей разного типа, выявить общие закономерности этих процессов при переходе от индивидуального к групповому и массовому сознанию и обратно, раскрывать механизм управления имиджем. 

     Таким образом, вся система знаний об имидже может быть подразделена на три части:  

       

       

       
 

       

       

       

      В западных странах индустрия по созданию имиджа существует с начала 20 века, хотя представления имелись намного раньше (имидж воинов Чингисхана). Один из первых имиджмейкеров – Геббельс, создававший имидж Гитлеру. Он разработал универсальные приемы имиджелогии, которые используются и сейчас. Для каждой аудитории создавался определенный нужный образ (художник, рабочий, заботлив к детям).

      Имиджелогия как индустрия достаточно распространена, но не научна. Проблема теории имиджелогии. Тем не менее, есть много пособий  по созданию имиджа, но они недостаточно научны. Необходимо изучение с точки  зрения социальной психологии, семиотики, лингвистики и риторики, т.е. пересечение множества наук. Проблемы самопрезентации, создания и произнесения текстов и т.д.

      Имидж – это образ, важна психология образа. Сейчас психология рассматривает S-S схему общения (а не S-O). Это важно для имиджелогии. Важно рассмотрение именно равноправного взаимодействия.

     Имиджелогия – комплексная практическая дисциплина, использующая отдельные результаты ряда наук, в том числе социальной психологии, культурологи, семиотики  и др., целью которой является создание методологического и методического оснащения для профессиональной деятельности по созданию и преобразованию имиджа.

Информация о работе Имиджелогия как современная коммуникативная дисциплина