Кинокритика в жанровой системе журналистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Различают кинокритиков, специализирующихся в области кинематографии, литературных критиков, работающих с произведениями художественной литературы. Музыкальных критиков и театральных критиков, а также художественных критиков, предмет занятий которых составляют изобразительные искусства. К традиционно сложившейся группе профессий критиков примыкает сравнительно недавно появившаяся профессия ресторанного критика

Содержание

Введение 3
Кинокритика 4
Заключение 13
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА

Кинокритика в  жанровой системе журналистики

 
 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Принял:

Заведующий кафедрой журналистики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2013

 

Оглавление:

 

 

Введение

 

С давних времён критика  является мостом между читателем  и искусством.

Различают кинокритиков, специализирующихся в области кинематографии, литературных критиков, работающих с произведениями художественной литературы. Музыкальных критиков и театральных критиков, а также художественных критиков, предмет занятий которых составляют изобразительные искусства. К традиционно сложившейся группе профессий критиков примыкает сравнительно недавно появившаяся профессия ресторанного критика. К критикам относят знатоков и ценителей, обычно профессионально подготовленных, которые регулярно оценивают и интерпретируют концерты, спектакли, произведения различных искусств и, как правило, публикуют свои наблюдения и суждения в периодических изданиях.

В данном курсовом исследовании мы собираемся рассмотреть кинокритику как публицистический жанр. В дальнейшем планируется рассмотрение и других видов критики.

Раньше считалось, что кино –  не развлечение, а искусство, несущее  в себе информацию о жизни, о судьбах мира, о метафизике. Сейчас же у нас всё больше и больше кино становится развлечением, поддаётся влиянию больших денег. Исходя из этого, нам хотелось бы проследить, как отражаются эти изменения на кинокритике.

Данное курсовое исследование является актуальным, потому что в последнее время в России жанры критики, в частности кинокритики, практически вымирают. Киноведы превращаются в простых обозревателей, рецензии – в расширенные аннотации.

 

Кинокритика

 

Критик (греч. κριτικός, от κριτική — искусство разбирать, судить) — человек (специалист), сферой деятельности которого является критика, то есть анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности, обычно в сфере культуры.

Г. Батищев выделял три типа критики:

1."прикладная" критика. Негативная (негационная - от негацио (лат. - отрицание) прикладная позиция  задана тем, что субъект относится  к предмету как априори данной, выработанной (чем-то) вещи.

В предельном выражении выдает себя за единственный тип критики, за критику как таковую. Не проблематизирует себя и предмета. Он для нее не предмет, а мишень. Присваивает то, что одобряет, чужое утилизует как свое. В мишени ищутся слабые стороны, их надо "разоблачить". Предмет рассматривается "негационно", всячески снижается - вплоть до разрушения. Это не беспристрастный суд, а выполнение уже заданного, предвынесенного приговора. Своего рода "пороковидение", а не "добровидение". Развивает негативную мыслительную силу - искусство "порокологии", умение увидеть дыры в объекте. Как момент, как тенденция - имеет право на действие, является адекватной на стадии очистительно-разрушающей работы мысли. Но как абсолютизированная, выдающая себя за критику как таковую - порочна.

2."теоретическая" критика  (например, критика культуры). Она предметна, ищет достоинства предмета, допускает правоту критикуемого и собственную неправоту (проблематизирует и себя, и предмет). Научает критикующего в том, чего он не знает. Как особый род исследования - проблематизация в пределах "кодекса", заданного парадигмой. Такой является всякая умная научная критика. Но не может выйти за пределы парадигмы, ее заданных оснований.

3. собственно "философская" критика.  Прежде всего, она — самокритика, самопроблематизация. Проблематизирует все, в первую очередь самого себя, основания своего подхода. "Когда я критикую в тебе себя, то я действительно тебя критикую".

Кинокритик — профессия, заключающаяся  в просмотре и критике фильмов. Кинокритик, после просмотра фильма, пишет свои впечатления в рецензии на фильм, высказывает своё мнение, указывает на недочеты в съёмке и игре актеров. Иногда кинокомпании специально нанимают известных кинокритиков для составления положительной рецензии и публикации её на сайтах, чтобы привлечь новых зрителей.

Первые попытки осмысления вопросов кино в России были предприняты ещё в дореволюционные годы. Своеобразие нового вида искусства привлекло внимание выдающихся деятелей русской культуры — М. Горького, В.Э. Мейерхольда, Л.Н. Андреева и др. Уже тогда были поставлены проблемы специфики киноискусства, его выразительных средств, места в жизни общества. Однако становление киноведения как самостоятельной науки произошло лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. Направление развития советского киноведения определила политика коммунистической партии в области кино, видевшей в нем могучее средство политического воспитания и просвещения масс. Ответственные задачи, поставленные партией перед киноискусством, потребовали рассмотрения его природы и художественных возможностей. Основополагающими для советской киноведческой науки стали высказывания В.И. Ленина о кино.

Основная направленность советского киноведения в 1920-е гг. — изучение выразительных средств кино, связанных с образно-публицистической трактовкой материала действительности в целях революционного воспитания масс. Первые профессиональные киноведы и кинокритики Н.А. Лебедев, И.В. Соколов. Утверждение в начале 30-х гг. метода социалистического реализма, определение его основных особенностей в киноискусстве способствовали идейному росту советского киноведения. Внимание киноведения сосредоточилось на исследовании выразительных форм, соответствующих новым задачам кино; разрабатывались проблемы искусства киноактера (большое значение имели труды В.И. Пудовкина), вопросы кинодраматургии, теория монтажа звука и изображения (статьи С. М. Эйзенштейна "Вертикальный монтаж", "Монтаж" и др.). В конце 30-х — начале 50-х годов наметилось некоторое сужение тематики киноведческих работ, отказ от постановки общетеоретических проблем. С середины 50-х годов подъем советского киноведения проявился в повышении идейно-теоретического уровня киноведческих работ, в расширении круга авторов, в разнообразии тематики, В числе видных историков и теоретиков кино — киноведы М.Ю. Блейман, И.В. Вайсфельд, С.С. Гинзбург, Е.С. Добин, С.В. Дробашенко, В.Н. Ждан, А.В. Караганов, Р.Н. Юренев, С.И. Фрейдлих. Советское киноведение практикует комплексное изучение кино, использующее методику социологии, психологии, педагогики, а также естественно-математических наук. Успешно решаются проблемы взаимосвязи теории, истории и кинокритики.

Распад СССР, изменение  правого статуса государства, политического  строя обусловили появление новых  реалий объективной действительности, иных социально-политических, экономических условий, техническую модернизацию. Все это повлекло за собой значительную трансформацию природы литературно-художественной критики, поспособствовало появлению у этого вида коммуникации новых значений и функций, усугубило нерешенные противоречия теоретического характера, научные разногласия. Ученые констатируют окончание двухсотлетнего периода ее развития. Вновь возникают споры о месте и роли критики в современном художественном процессе и общественной жизни. Общественная роль критики изменилась — это факт.

На современном этапе развития сфера кино во многом трансформировалась в индустрию развлечений, развитие которой, в первую очередь, определяет фактор денег, коммерческий успех. Соответственно кинокритика, в значительной части трансформируется в прикладную профессию бизнеса. Что иллюстрирует вовлеченность этой сферы деятельности в обслуживание коммерческих интересов художественного рынка, а применительно к сфере кинематографа — к обслуживанию продюсерского и фестивального капитала. Проникновение рыночных законов в сферу искусства привело к тому, что любой результат творческой деятельности превратился в товар: и спектакль, и картина, и книга, и фильм. Поэтому главная задача задействованных в этом секторе человеческой деятельности людей — продать тот или иной товар максимальной коммерческой выгодой. С этой точки зрения критика обладает грандиозными возможностями рекламирования какого-либо художественного произведения. Для игроков рынка развлечений критика становится всего лишь местом для размещения рекламы. Этим и обосновывается возникновение и все большая популяризация такого явления, как «заказные» рецензии.

Поскольку искусство сегодня превратилось из духовного продукта в объект потребления, развлечения, тот или иной его  вид теряет свою уникальность в общественной жизни, в досуговой сфере и становится одним из многих в ряду-ассортименте других источников удовольствий. Потому возникает необходимость в конкурентной борьбе за целевую аудиторию. Одну из ключевых ролей в этом процессе, безусловно, играет критика. Как рыночный механизм, одна из маркетинговых коммуникаций она может обеспечить желаемый результат. Таким образом, критику можно определить как одну из составляющих рекламной кампании того или иного произведения. Ее успех в достижении коммерческих, экономических целей продюсеров, прокатчиков, издателей и т.д. можно сравнить с эффектом PR-текста в СМИ. В связи с чем на первый план выходит информационная функция критики. Распространение информации о каком-либо произведении и творце превращается в скрытую рекламу, которая способствует продвижению этого товара на художественном рынке, привлечению внимания потенциальных потребителей.

Таким образом, в условиях ангажированного  рынка художественная критика изменилась радикальным образом. Глубокий анализ, основанный на убедительной аргументации, объективность оценки, индивидуальные стиль и мировоззрение, то есть все то, что свойственно классической, традиционной критической методологии сегодня сходит на нет. Современная критика все больше вбирает в себя характерные признаки Public Relations, назначение которого — представить товар-произведение в максимально выгодном виде, продвинуть его на соответствующем рынке, обеспечить активный потребительский спрос на него. Сегодня критика для написания текстов заимствует приемы копирайтинга. Критические тексты составляют фразы, напоминающие слоганы. Они носят звучный характер, легки для восприятия и запоминания. Не обладая сколько-нибудь содержательной ценностью, они способны вызвать продающий эффект. Эти изменения оказываются разрушительными для этой сферы деятельности. Они подрывают ее репутацию, нивелируют ее общественную роль, которая складывалась на протяжении нескольких столетий.

Видоизменяется традиционная двухадресная направленность критики. На сегодняшний  день в ней все меньше прослеживается ориентированность на своего рядового читателя и художественные произведения. Она функционирует в тесной связке с рекламодателями, продюсерами, дистрибьюторами. Как отмечает критик Григорий Заславский, некоторые номера журналов, посвященных различным видам искусства, выходят в сотрудничестве с различными организациями специализированного профиля деятельности. Они осуществляют выбор авторов критических текстов, производят оплату. Заславский называет такие номера периодических изданий «выездными буклетами». Однако такое сотрудничество является объективной необходимостью, оно жизненно важно для этих журналов. Оно помогает им выжить в условиях рыночной экономики — поддерживать рентабельность. Тем не менее, доверие к этим изданиям все же снижается.

Расширение полномочий, поля деятельности современной критики  приводит к тому, что вольно или невольно, явно или неявно, но она занимается созданием, распределением статусов, имиджей. И таким образом влияет на процесс распределения денег. Выражается это в том, что современный критик достаточно часто является «куратором фестивалей, продюсером не по должности, а по призванию, скрытым агентом. Критик N работает в экспертном совете известной премии или даже возглавляет этот совет. Работу эксперта он совмещает с рецензированием им же отобранных спектаклей.

Превращение искусства  в индустрию развлечений снижает  качество критических текстов, уровень профессионализма критиков. Наиболее ярко этот процесс можно проследить на примере кинокритики, поскольку кинематограф в настоящее время является одним из наиболее популярных видов искусства. В секторе досуга и развлечений эта индустрия одна из наиболее активно развивающихся. Ее показатель уже превысил один миллиард долларов. Это выражается в увеличивающемся спросе на киносеансы, открытии новых кинотеатров. Неизбежно появляется потребность в соответствующей информации. Функцию информирования о киноиндустрии взял на себя широкий спектр развлекательных, глянцевых изданий. Среди них можно отметить следующие: «Афиша», «Weekend Magazine», «Ваш досуг», «Где», «Люди», «Молоток», «Ом», «Карьера», «Профиль», «Парадокс», «Русский журнал». Задача критических текстов, публикуемых на страницах такого рода журналов и газет заключается в том, чтобы сориентировать в выборе фильма при походе в кино. То есть, по сути, они выполняют рекламную функцию — направляют внимание целевой аудитории в нужном направлении, на фильм, который требуется продвинуть на рынке в соответствии с требованиями продюсеров, прокатчиков, дистрибьюторов и т.д. Эта критика появляется одновременно с выходом фильма в кинотеатре и сопровождает его на протяжении всего проката. Критики не выбирают киноработы для анализа, у них нет постоянно опекаемых объектов, они оценивают весь кинопроцесс — от знаковых и выдающихся произведений до посредственной продукции массовой культуры, не пропуская его через какой-либо фильтр, например, художественной ценности. Подход таких критиков к оценке фильмов сводится к их разделению на смотрибельные и несмотрибельные. Тем самым кинокритика лишь удовлетворяет потребности коммерческого рынка, игнорирую свои социальные, искусствоведческие функции.

Такой характер критики  в развлекательных изданиях приводит к тому, что она уходит от своей изначальной аналитичности. Критические тексты приобретают легковесный характер, нивелируются глубокий, подробный разбор произведений, авторская позиция кинокритика, обоснование оценки картины, убедительная аргументация. Они теряют аналитическую сущность в осмыслении фактов искусства. Зато в них велика доля пересказа. Потому популярность приобретают такие жанры, как рецензии-анонсы, аннотации. По сути, это развернутая реклама. Такая кинокритика носит ярко выраженный информационный характер. Подобная трансформация во многом вызвана тем, что киноновинки выходят на широкий экран практически ежедневно, а потому у критиков попросту нет времени на осмысление фильма, на сопоставление с другими подобными работами. Однако в то же самое время причина такого изменения природы художественной критики лежит и в изменении читательской аудитории, ее информационных запросов и ожиданий относительно критики. Cнижение доли профессиональной критики связано с ее коммерческой невыгодностью.

Информация о работе Кинокритика в жанровой системе журналистики