Эти законы являются 
базовыми для формирования на их основе 
законов и других нормативных 
актов по отдельным направлениям 
правового регулирования информационных 
отношений в обществе, что и 
реализуется на практике. При этом 
совершенствуются и сами названные 
базовые законы.
Можно утверждать, 
что собственно правовая компонента 
информационной политики должна предусматривать, 
прежде всего, формирование правового 
статуса всех субъектов в системе 
информационных отношений, пользователей 
информационных и телекоммуникационных 
систем (граждане, социальные институты, 
общественно-политические организации, 
органы государственной власти и 
управления) и определение их ответственности 
за обеспечение конституционного права 
на свободу информации.
Реализация правовой 
компоненты ГИП может осуществляться 
по следующим основным 
направлениям:
  - разработка 
  новых законов, дополняющих и развивающих 
  существующее законодательство в информационной 
  сфере; 
- согласование 
  существующих и вновь разрабатываемых 
  законов в информационной сфере с законодательством 
  в других областях; 
- разработка 
  подзаконных актов и руководящих документов, 
  обеспечивающих эффективное правоприменение 
  существующего и разрабатываемого законодательства; 
- активное 
  участие в разработке международного 
  законодательства в сфере информационных 
  отношений. 
Первоочередными 
мероприятиями ГИП являются:
  - анализ процессов 
  развития информационной сферы и определение 
  областей не имеющих правового обеспечения; 
- разработка 
  концепции развития информационного законодательства; 
- анализ причин 
  низкой правоприменимости существующего 
  информационного законодательства и определение 
  необходимого комплекса мер по исправлению 
  этого положения. 
2.7. 
Системы обеспечения 
информационной безопасности
Государственная 
информационная политика тесно взаимодействует 
с государственной политикой 
обеспечения национальной безопасности 
страны через систему информационной 
безопасности.
Система информационной 
безопасности призвана обеспечивать сохранение 
государственной и других тайн, защищать 
информационные ресурсы и информационно-телекоммуникационную 
инфраструктуру от воздействия информационного 
оружия, угроз информационного терроризма 
и информационного криминала.
Новой проблемой, 
требующей тщательного анализа 
и постоянного внимания, является 
информационная защита в связи с 
широким внедрением международного 
информационного обмена по сетям 
типа Интернет. Не меньшего внимания заслуживают 
проблемы, связанные с возможностями 
использования средств информационно-психологического 
воздействия. Это - область потенциальных 
угроз личной и общественной безопасности.
Можно сформулировать 
следующие основные 
направления ГИП в данной области:
  - учет требований 
  информационной безопасности (ИБ) при 
  выработке стратегии ГИП и осуществлении 
  всех ее мероприятий; 
- согласование 
  разрабатываемой нормативно-правовой 
  базы развития информационного общества 
  и обеспечения ИБ; 
- тесное взаимодействие 
  мероприятий ГИП с мероприятиями проводимыми 
  в рамках государственной политики обеспечения 
  ИБ; 
- выработка 
  согласованной политики, правил и процедур 
  интегрирования России в международные 
  телекоммуникационные сети; 
- выработка 
  и осуществление единой научно-технической 
  политики государства, в том числе в области 
  создания технических средств обеспечения 
  ИБ. 
В рамках перечисленных 
направлений ГИП в качестве первоочередных 
мероприятий необходимо:
  - провести 
  анализ существующей нормативно-правовой 
  базы обеспечения ИБ с целью ее корректировки; 
- выработать 
  общие принципы и рекомендации по проведению 
  согласованной политики по закупкам зарубежных 
  программно-технических и телекоммуникационных 
  средств и их использованию в стратегически 
  важных областях. 
2.8. 
Взаимодействие информационно-телекоммуникационной 
инфраструктуры России 
с глобальными 
информационными 
сетями.
Решение задачи 
участия России в мировых открытых 
сетях должно основываться на следующих 
положениях.
На исходе XX века 
Россия не может оставаться в стороне 
от мирового научно-технического развития, 
технологическую основу которого составляют 
глобальные информационные сети. Будущее 
России существенно зависит от того, 
насколько эффективным будет 
участие страны в этих сетях. Сегодня 
перед страной вполне конкретно 
стоит проблема реального включения 
национальных информационных и телекоммуникационных 
сетей в основную телекоммуникационную 
артерию мира - сеть Интернет. Суть проблемы 
состоит в необходимости соблюдения 
интересов России в международном 
информационном обмене и обеспечении 
безопасности национальных информационных 
ресурсов и информационно-телекоммуникационной 
инфраструктуры.
Чтобы политика 
участия страны в мировых открытых 
сетях была действенной, необходимы:
  - обязательное 
  активное участие России в проектах развития 
  мировых информационных сетей, в работе 
  международных организаций, общественных 
  комитетов и комиссий, связанных с этим 
  развитием; 
- постепенность 
  (этапность) вхождения России в международные 
  сети в соответствии с действительными 
  потребностями в международном обмене 
  информационными технологиями, продуктами 
  и услугами, экономическими и технологическими 
  возможностями: 
- обеспечение 
  требуемого уровня информационной безопасности 
  при подключении к международным сетям. 
Для реализации 
рассмотренных положений в рамках 
ГИП должны быть выполнены следующие 
мероприятия:
  - организация 
  мониторинга и прогнозирования потребностей 
  в различных видах, информационного обмена 
  по международным сетям; 
- создание 
  организационной структуры для слежения 
  за ситуацией в области безопасности трансграничного 
  информационного обмена, координации 
  мер министерств и ведомств по предотвращению 
  угроз информационной безопасности, а 
  также по организации международного 
  сотрудничества по этим вопросам; 
- разработка 
  национальных стандартов информационного 
  обмена и защиты информации, совместимых 
  с международными; 
- организация 
  системы комплексной подготовки массовых 
  пользователей к работе в глобальных информационных 
  сетях, охватывающей обучение пользователей, 
  повышение квалификации специалистов 
  по телекоммуникациям, распространение 
  информации о мировых сетях и пр.; 
- разработка 
  национального законодательства, устанавливающего 
  статус информации, передаваемой по глобальным 
  открытым сетям, процедуры контроля за 
  соблюдением этого статуса, а также регламентирующего 
  права, обязанности и ответственность 
  пользователей и перечень информации, 
  не подлежащей передаче по этим сетям; 
- активное 
  участие в разработке международного 
  законодательства и нормативно-правового 
  обеспечения функционирования глобальных 
  открытых информационных сетей. 
3. 
ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ 
ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 
НА РАЗЛИЧНЫЕ ОБЛАСТИ 
ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Государственная 
информационная политика есть неотъемлемая 
составляющая внешней и внутренней 
политики российского государства. 
Достижения или провалы информационной 
политики будут оказывать непосредственное 
и сильное воздействие на все 
сферы жизни общества и государства.
1. 
В области геополитики, 
безопасности и 
международных отношений рациональная 
и действенная государственная информационная 
политика должна содействовать восстановлению 
роли России как полноценного участника 
мирового информационного сообщества, 
как ведущей мировой державы, обладающей 
развитой информационно-телекоммуникационной 
инфраструктурой, богатейшими информационными 
ресурсами и использующей новейшие компьютерные 
и телекоммуникационные технологии. Именно 
эта роль позволит России оказаться в 
числе государств, способных на деле защитить 
свои национальные интересы и безопасность 
в непрекращающейся борьбе за экономические 
и военное превосходство, за политическое 
и культурное влияние в складывающемся 
многополярном мире.
Осуществление 
такой информационной политики позволит 
России: 
  - уверенно 
  вписаться в систему международных отношений 
  в новых условиях информационной проницаемости 
  государственных границ и тем самым защитить 
  страну от информационной, политической 
  и культурной экспансии развитых стран: 
- решить задачу 
  вхождения в мировые открытые сети российских 
  национальных и корпоративных информационных 
  и телекоммуникационных сетей с позиций 
  защиты национальных информационных ресурсов 
  и информационной инфраструктуры; 
- предотвратить 
  опасности использования новых информационных 
  технологий в качестве информационного 
  оружия и угрозы информационного терроризма. 
2. В 
области экономики осуществление государственной 
информационной политики позволит быстрее 
и точнее строить стратегию социально-экономического 
развития стран.
Эта стратегия 
должна опираться на:
  - постоянное 
  увеличение инвестиций в информационную 
  среду общества; 
- использование 
  преимуществ, которые дает владение необходимой 
  социальной и экономической информацией; 
- эффективные 
  и гибкие механизмы управления экономической 
  деятельностью и общественной жизнью 
  в целом; 
- резкий рост 
  числа потребителей коммерческой информации, 
  циркулирующей в открытых информационных 
  сетях, и перестройку в связи с этим всей 
  торговой системы; 
- развитие 
  в перспективе единой информационно-денежной 
  инфраструктуры и электронной коммерции. 
Государственная 
информационная политика должна быть 
ориентирована на рост информационных 
потребностей населения, на опережающие 
темпы создания, распространения, постоянного 
обновления и использования информации 
как важного условия структурной 
перестройки экономики страны в 
короткие сроки, успешного завершения 
нынешнего этапа экономических 
реформ, перехода к новым высшим 
типам технологических укладов, 
в конечном счете, на существенное повышение 
уровня жизни населения.
3. 
В сфере государственного 
управления реализация ГИП открывает 
возможности перехода к новому качеству 
управления за счет обеспечения всех субъектов 
системы управления своевременной, полной 
и достоверной информацией на базе современных 
информационных и телекоммуникационных 
технологий и технологий связи.
Должно быть 
осуществлено последовательное реформирование 
информационного производства в 
системе органов государственной 
власти и управления. Без решительных 
реформ в этой сфере, трансформации 
отношения к информации как к 
ресурсу эффективного управления вне 
сферы личностных интересов чиновничества 
невозможно преодолеть неэффективность 
власти и сломать информационную 
базу коррупции.
Это позволит:
  - существенно 
  улучшить подготовку и принятие решений 
  на федеральном, региональном и муниципальном 
  уровнях за счет использования системы 
  полных, достоверных и доступных баз данных 
  по всем объектам управления, а также развития 
  интеллектуальных информационных систем; 
- обеспечить 
  реализацию всех базовых функций стратегического 
  и текущего управления (анализ и прогноз 
  ситуаций, обмен информацией, планирование 
  и координация деятельности, контроль 
  за выполнением принятых решений и т.п.); 
- развернуть 
  мониторинг чрезвычайных ситуаций (природных, 
  техногенных и антропогенных катастроф 
  и аварий), а также рискованных социально-политических 
  ситуаций, и построить систему быстрого 
  реагирования на эти ситуации; 
- сделать эффективным 
  общественный контроль за деятельностью 
  органов государственного управления 
  и использовать прозрачность информационной 
  политики в качестве действенного средства, 
  борьбы с теневой экономикой, коррупцией 
  и должностными преступлениями. 
4. В области 
образования, науки и культуры 
государственная информационная 
политика должна способствовать 
серьезным преобразованиям этих 
сфер.
Информатизация 
образования означает не просто использование 
программно-технических средств. Она 
ведет к радикальному изменению 
сущности и организации процессов 
обучения и развития человека. Формируется 
система непрерывного, дистанционного 
и открытого образования, базирующаяся 
на соединении сетевых компьютерных 
и коммуникационных технологий, позволяющих 
приблизить процесс обучения к научному 
поиску и достичь главной цели 
современного образования - сформировать 
профессионально компетентную, творческую 
личность.