Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 21:15, курсовая работа
Цель Концепции - определение целей, задач и объектов государственной информационной политики (ГИП), основных направлений и механизмов ее реализации, результатов воздействия ГИП на социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в конце XX и начале будущего века.
ВВЕДЕНИЕ 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 
2. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ  И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ 
2.1. Информационные ресурсы 
2.2. Информационно-телекоммуникационная  инфраструктура 
2.3. Информационные и  телекоммуникационные  технологии, системы  и средства их  реализации 
2.4. Производство и  потребление средств  информатизации, информационных  продуктов и услуг 
2.4.1. Научно-технический  и производственный  потенциал информатизации, телекоммуникаций  и связи 
2.4.2. Рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов  и услуг 
2.4.3. Домашняя компьютеризация 
2.5. Политика в области  массовой информации 
2.6. Информационное право 
2.7. Системы обеспечения  информационной безопасности 
2.8. Взаимодействие информационно-телекоммуникационной  инфраструктуры России  с глобальными  информационными  сетями 
3. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ 
4. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ  ПОСТРОЕНИЯ В РОССИИ  ИНФОРМАЦИОННОГО  ОБЩЕСТВА 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Глубоко продуманная и взвешенная информационная политика по отношению к участию России в мировых информационных сетях имеет особое значение для духовного развития народов России, для предотвращения размывания российских культурно-исторических традиций, для минимизации опасности вторжения идеалов и ценностей западной массовой культуры и психологии в условиях широкого использования открытых сетей. Преодоление отставания России в количестве общедоступных русскоязычных ресурсов открытых сетей будет иметь огромное культурное значение. Ведь участие в мировых открытых сетях является своеобразной визитной карточкой для страны, свидетельствующей об ее научном и культурном потенциалах.
В области охраны 
здоровья, защиты окружающей среды 
и природопользования государственная 
информационная политика должна оказать 
серьезное влияние на эффективность 
функционирования используемых в этих 
областях информационных систем и сетей. 
Должны получить широкую государственную 
и общественную поддержку новые информационные 
технологии в медицине. Большое внимание 
в этом плане необходимо уделять мониторингу 
физического и психического здоровья 
населения, контролю групп риска. Широкие 
перспективы развития должны получить 
системы передачи метеорологической информации, 
а также информации о состоянии окружающей 
среды по спутниковым сетям связи, прежде 
всего из отдаленных и экологически опасных 
регионов. Должны быть предусмотрены меры 
по повышению экологической безопасности, 
базирующиеся на современной информационно-
ГИП должна использоваться для обеспечения перехода с ресурсосберегающим технологиям, улучшения деятельности природозащитных организаций.
4. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ В РОССИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Государственную информационную политику следует рассматривать через призму перехода России к информационному обществу. В этом плане приоритетные направления и задачи ГИП выступают как актуальные проблемы построения в нашей стране информационного общества.
Можно выделить три класса этих проблем.
Первый класс 
составляют проблемы развития технологического 
базиса информационного общества и 
перехода к нему. Главное здесь 
состоит в обеспечении 
национальных информационных ресурсов - баз и банков данных, всех видов архивов, системы депозитариев государственных ИР, библиотек и музейных хранений и пр. и обеспечения широкого свободного доступа к ним;
информационно-коммуникационной 
инфраструктуры - территориально распределенных 
государственных и 
информационных, 
компьютерных и телекоммуникационных 
технологий - базовых, прикладных и 
обеспечивающих, систем и средств 
их реализации, сетевых технологий 
обеспечения доступа к 
производства и потребления информационных продуктов и услуг для органов власти и управления всех уровней, субъектов экономической деятельности и населения;
научно-производственного 
потенциала информатизации, телекоммуникаций 
и связи - организаций и предприятий 
фундаментальной и прикладной науки 
в областях информатики, вычислительной 
техники, телекоммуникаций и связи, 
конструкторско-
рынка информационных технологий, средств вычислительной техники, телекоммуникаций, связи, информационных продуктов и услуг;
наконец, технологий, структур и механизмов функционирования и развития электронных СМИ.
Проблемы технологического 
базиса в рыночной экономике (отчасти 
в переходной экономике, в которой 
мы сейчас живем), как правило, решаются 
независимо от усилий, предпринимаемых 
государством. Однако в большей степени 
успешность их решения обусловлена 
политической стабильностью и 
В первую очередь должны осуществляться:
Второй класс проблем обусловлен тем, что Россия должна строит свою стратегию перехода к информационному обществу в тесном взаимодействии с другими странами. Здесь на первый план выходит проблема обеспечения национальной безопасности, защиты общества и граждан от угроз, связанных с возможностью применения новых информационных технологий в качестве оружия и распространением компьютерных преступлений (разрушение информационных ресурсов и телекоммуникаций, несанкционированный доступ к ним, попытки хищения конфиденциальной информации или ее уничтожения в компьютерах или телекоммуникационных сетях, модификация значимой информации и т.п.).
Проблемы обеспечения безопасности в информационной сфере носят как концептуальный, так и практический характер.
Должна быть 
создана единая система обеспечения 
информационной безопасности, которой 
необходимо эффективно управлять. Сегодня 
в стране имеется конгломерат 
отдельных ведомственных 
Поддержание необходимого уровня информационной безопасности требует постоянного отслеживания политических, социальных, экономических, научно-технических и других изменений как за рубежом, так и внутри страны. Эти изменения могут порождать новые информационные угрозы. Система должна быстро реагировать на эти изменения и перманентно проверять возможности отражения реальных или потенциальных угроз.
Международное 
информационное сотрудничество должно 
быть переведено на новый уровень, ориентировано 
на разработку и принятие правовых 
положений и международных 
Следует начать 
международные переговоры по проблемам 
обеспечения безопасности в информационной 
сфере. В частности, должны быть достигнуты 
соглашения между возможно большим 
числом стран о координации 
Третий класс 
проблем определяется социально-экономическими 
и социально-культурными 
Успешность продвижения 
к информационному обществу находится 
в прямой зависимости от информационной 
подготовки общества. В обществе доминирует 
недооценка роли информации в экономике. 
Информация недостаточно востребуется 
аппаратом управления, отсутствует 
регулярное информирование населения 
органами государственной власти и 
управления о своей деятельности. 
Совершенно недостаточна компьютерная 
грамотность населения. Значительна 
роль негативных факторов в экономике 
и демократизации общественной жизни, 
определяемая традициями и стереотипами 
общественного сознания и поведения. 
Закрытость и дефицит информации 
еще не начали сменяться ее достатком, 
свободой ее выбора и использования. 
Быстрой информатизации негосударственного 
сектора экономики еще 
Большой остротой отличаются региональные проблемы информатизации. Сегодня основные закупки техники и программных средств идут в регионах. Информационные системы в разных городах и регионах, базы данных государственного значения, например, земельный кадастр, создаются по разной идеологии. Вообще региональным проблемам информационного обеспечения вертикали управления, защиты информационных ресурсов и решения информационно-правовых проблем демократизации общественной жизни на местах должно быть уделено особое внимание. При этом необходимо учитывать реальную неравномерность процессов информатизации по регионам страны. Достаточно указать, что две трети всех используемых в стране баз данных приходится на четыре региона (Северо-Западный, Центральный, Уральский и Западно-Сибирский). Сколько-нибудь существенное выравнивание потенциала информатизации по регионам страны потребует значительного времени и серьезных изменений в социально-экономической политике федерального центра.
Одной из важнейших 
социально-политических предпосылок 
перехода к информационному обществу 
представляет достижение баланса интересов 
граждан, организаций и государства 
в информационной сфере. Именно поэтому 
совершенствование 
Несмотря на 
сложность перечисленных выше проблем, 
их анализ и решение должны быть 
увязаны с особенностями 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воплощение в 
жизнь основных идей и практических 
мероприятий государственной 
Реализация этих 
шагов по пути к информационному 
обществу потребует системной 
Особого внимания требуют:
Информация о работе Концепция государственной информационной политики Российской Федерации