Массовое сознание и его роль в деятельности массовой коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

Предмет: массовое сознание.
Цель: теоретически проанализировать деятельность массовой коммуникации и выявить роль массового сознания.
Задачи: 1) обосновать сущность массовой коммуникации; 2) описать особенности деятельности массовой коммуникации; 3) раскрыть сущность массового сознания; 4) выявить роль массового сознания в массовой коммуникации; 5) описать психологические эффекты массовой коммуникации; 6) разработать рекомендации специалисту по воздействию на массовое сознание.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы деятельности массовой коммуникации…………………………………………………………………..5
1.1. Сущность массовой коммуникации……………………………..…5
1.2. Особенности деятельности массовой коммуникации……………13
1.3. Сущность массового сознания…………………………………….16
Глава 2. Массовое сознание как индикатор успеха массовой коммуникации…………………………………………………………………..18
2.1. Роль массового сознания в массовой коммуникации………….…18
2.2. Психологические эффекты массовой коммуникации……………..21
2.3. Рекомендации специалисту по воздействию на массовое сознание………………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………….32
Список источников……………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

курсовой.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

  Федеральное агентство по образованию

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

 по  предмету

Психология  массовой коммуникации

 на  тему 

«Массовое сознание и его роль в деятельности массовой коммуникации» 
 
 
 
 
 

Выполнила:

3-ФГО-1

Томашевская Анна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самара 2010

 

      Содержание

      Введение………………………………………………………………….3

     Глава 1. Теоретические основы деятельности массовой коммуникации…………………………………………………………………..5

    1.1. Сущность массовой коммуникации……………………………..…5

    1.2. Особенности деятельности массовой коммуникации……………13

    1.3. Сущность массового сознания…………………………………….16

     Глава 2. Массовое сознание как индикатор успеха массовой коммуникации…………………………………………………………………..18

     2.1. Роль массового сознания в массовой коммуникации………….…18

     2.2. Психологические эффекты массовой  коммуникации……………..21

     2.3. Рекомендации специалисту по воздействию на массовое сознание………………………………………………………………………….24

     Заключение……………………………………………………………….32

     Список  источников……………………………………………………….34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

     Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодняшний мир в сильной степени сформирован массовыми коммуникациями. Политическое или экономическое событие только тогда становится значимым, когда о нем рассказано в средствах массовых коммуникаций, которые имеют своей целью воздействие на аудиторию. В определенном смысле информация правит миром. Сама картина мира возникает не на пустом месте. Она складывается из множества воззрений, установок, представлений, ценностных ориентации. Масса людей уже отличается от одного человека, и сознание общественное требует иного подхода, чем индивидуальное. В эпоху становления информационного общества очень важно эффективно воздействовать на массы в своих интересах. Обобщая взгляды, настроения и привычки группы людей, общественное сознание формирует массовую культуру. Основой феномена «массовой культуры» являются объективные характеристики сознания «человека массы»: стремление упрощать, сводить к обыденным схемам поведения любые явления и действия; стремление быть «похожим на всех» ради чувства социальной защищенности; стремление объяснять все проблемы чьим-то враждебным отношением и т.п. Массовая культура является основным средством воспроизводства общественного сознания. В коммуникации главное – настроиться на аудиторию и дать ей то, что она хочет, а это невозможно понять без анализа массового сознания.

     Тема  исследования: Роль массового сознания в деятельности массовой коммуникации.

     Объект: деятельность массовой коммуникации.

     Предмет: массовое сознание.

     Цель: теоретически проанализировать деятельность массовой коммуникации и выявить  роль массового сознания.

      Задачи: 1) обосновать сущность массовой коммуникации; 2) описать особенности деятельности массовой коммуникации; 3) раскрыть сущность массового сознания; 4) выявить роль массового сознания в массовой коммуникации; 5) описать психологические эффекты массовой коммуникации; 6) разработать рекомендации специалисту по воздействию на массовое сознание.

     Противоречие  исследования заключается в том, что массовые коммуникации применяются повсеместно, но их манипулятивные возможности еще не до конца изучены.

     Гипотеза  исследования. Роль массового сознания будет доказана, если:

     -описана сущность массовой коммуникации;

     -охарактеризована сущность массового сознания;

     -выявлена связь между массовой коммуникацией и массовым сознанием;

     -разработаны  рекомендации специалистам в области коммуникации.

     Методологические  основы: деятельность отечественных и зарубежных ученных рассматривающих массовую коммуникацию и массовое сознание.

     Методы  исследования:

     - Теоретические (обобщение имеющейся  информации..).

     - Организационные (сравнение теорий).

     - Эмпирические (анализ статей и  научных работ).

     Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в анализе деятельности массовой коммуникации и явления массового сознания и разработке применимых на практике советов для специалистов в области коммуникации.

     База  исследования: анализ трудов, статей и публикаций учёных социологов и психологов.

     Структура исследования включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

     Глава 1. Теоретические  основы деятельности массовой коммуникации

     1.1. Сущность массовой коммуникации 

     Согласно  словарю Розенталя Д.Э., коммуникация (лат. communicatio — сообщение, связь) – это сообщение или передача средствами языка содержания высказывания[1].

     Массовыми коммуникации становятся тогда, когда  адресатом сообщения становятся группы людей. Средствами передачи таких массовых посланий становятся технические средства. Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества, его экономики, политики, культуpы и охватывает междунаpодные, межгpупповые и межличностные отношения.

     Сегодняшний мир в сильной степени сформирован массовыми коммуникациями. Политическое или экономическое событие только тогда становится значимым, когда о нем рассказано в средствах массовых коммуникаций. При этом обратим внимание на определенную зависимость: чем значимее эта фигура или структура в реальном мире, тем большее место она должна занимать в потоках информации. Сегодня ни одна западная структура не может существовать без соответствующей коммуникативной поддержки[2].

     В определенном смысле информация правит миром. Сама картина мира возникает не на пустом месте. Она складывается из множества воззрений, установок, представлений, ценностных ориентации. Какими средствами распространяется, передается информация?

     Кретов  Б.Е. выделяет три способа коммуникации[3].

     1) Коммуникация через средства массовой информации. Речь идет о печатных (пресса, книги, плакаты и т. д.) и электронных средствах (радио, телевидение и т. д.) массовой информации.

     2) Коммуникация через организации. Политические партии или группы давления служат передаточным звеном между правителями и управляемыми. В настоящее время с полным основанием сюда следует включить разветвленную сеть научных и научно-информационных учреждений, объектом деятельности которых выступает изучение политики и накопление политической информации. Научно-информационная инфраструктура широко развита и представлена научными институтами, центрами, консультационными службами.

     3) Коммуникация через неформальные контакты. Этот способ коммуникации через личные связи важен в примитивных, или традиционалистских, обществах. Но он сохраняет значение и в развитых обществах, даже в условиях расцвета средств массовой информации.

     Важно помнить, что понятие «средства  массовой коммуникации» (СМК) шире понятия  «средства массовой информации» (СМИ). Во-первых, в широком смысле слова коммуникация — это все виды деятельности, связанные с использованием знаков и символов. Язык жестов, дорожные знаки, государственная и политическая символика, правила этикета и пр. — все это несет необходимую для социализации индивида информацию. Во-вторых, коммуникации предполагают не только информирование, но и получение обратной связи, то есть двустороннее взаимодействие с аудиторией.

     Одной из первых теорий массовых коммуникаций в России можно назвать марксистскую точку зрения, основанную на понимании «масс» как наиболее передового, трудящегося класса, к которому в результате революционной пропаганды должна непременно присоединиться и другая часть - "низшие классы", "городская и деревенская беднота, живущая в условиях мелкобуржуазного существования". То есть коммуникация была направлена на рабочий класс как на сознательную часть населения. Отсюда шел и однозначный, классовый смысл понятий "массовая информация" и, с конца 60-х гг., "массовая коммуникация". Отсюда проистекала и борьба с буржуазными концепциями массовой информации и коммуникации, и трактовка в словарях, например у С.И.Ожегова, социального смысла слова "массы" - "широкие, трудящиеся круги населения, народ".

     Немарксистская  позиция расширяет понятие «массы»  в абстрактную сторону, стирая классовые различия и охватывая различные группы, «возникших с упадком феодализма, крушением относительно гомогенной, однородной общности крестьян и ремесленников в связи с развитием промышленности, расширением экономических связей, городского уклада жизни, миграции сельского населения, научно-техническим прогрессом». Для обозначения ряда специфических черт общества употребляется понятие "массовое общество" (mass society), которое связывается с "индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства и массовым потреблением, бюрократизацией общественной жизни, распространением средств массовой коммуникации и "массовой культуры"[5].

     В рамках исследования массовой коммуникации интересно привести высказывание и  английского философа Спенсера Г.Он рассматривал общество как растущий социальный организм (агрегат), по физиологическому разделению труда одинаковый с индивидуальным организмом. Однако если в последнем единицы его составляющие тесно соединены между собой, то в первом (обществе) они свободны, могут не соприкасаться друг с другом, так как более или менее широко рассеяны. "Социальный агрегат, хоть и не конкретный, а дискретный, все-таки становится живым целым при помощи эмоционального и интеллектуального языка ". Спенсер Г. подчеркивает и основное различие двух организмов - индивидуального и социального. У первого сознание сконцентрировано в его небольшой части, у второго - оно распространено по всему агрегату. Все единицы его обладают приблизительно равной способностью ощущать счастье и несчастье[6]. По сути, Спенсер дает одно из первых определений массовой коммуникации, называя ее эмоциональным и интеллектуальным языком для формирования общества как живого целого, для создания, как он выражается, "социального сенсориума ума".

     Французские социологи Лебон Г. и Тард Г. тоже видели кардинальные изменения в обществе не в пролетаризации человека или в обобществлении экономики, а в смешении и стирании социальных групп. Лебон дал развернутое описание феномена толпы и способов воздействия на нее, а Тард продолжил анализ массовых процессов, в которых важнейшими считал такие направления, как распространение идей, формирование общественного мнения и непосредственное общение.

          В развитие теории Лебона, Тард  подчеркивает, что в основе любого  воздействия на массу лежат ее бессознательные представления, поэтому влияние на толпу при использовании ряда приемов может обладать гипнотическим эффектом и необходимым для воздействующих групп результатом.

          В своей концепции Тард пошел  дальше своего предшественника. Если тот говорил лишь о "рассеянной толпе", то Тард выделил в ней новое социальное образование - публику, взяв за основу в качестве критерия способ воздействия на массу (опосредованный или непосредственный). Публика, таким образом, является социальной группой, объединенной общим источником информации. Тард на полвека ранее Маклюэна М. высказал мысль о зависимости каждого типа социального сообщества от типа коммуникации. В свою схему распространения идей в акте коммуникации он включил три основных закона: повторяемости, противоположения и приспособления. По первому закону идеи распространяются в геометрической прогрессии, когда каждая новая истина, присовокупленная к агрегату истин, знаний или положений - это не просто сложение, а скорее умножение. Второй закон - противоположения характеризуется как стремление идей распространяться от одного индивида к другим в результате их наложения на уже существующие. Закон приспособления - это использование появившегося изобретения, подражание ему. Возникает часто своеобразная конкуренция идей, индивид сталкивается с проблемой выбора "лучей подражания» [7].

     При вступлении в коммуникацию субъекты могут преследовать три основные цели: получение привлекательной  информации; сообщение информации, интересной для получателя и влияющей на его поведение; взаимный обмен некоторыми сведениями. Соответственно целям существуют  три формы коммуникационного действия[14].

     1) Подражание ― одна из древнейших форм передачи смыслов. Под подражанием понимается воспроизведение реципиентом движений, действий, повадок коммуниканта. В общественной жизни посредством подражания происходит распространение модных новаций, популярных идей и веяний. Вместе с тем, благодаря подражанию, из поколения к поколению передаются традиции, обычаи, стереотипы поведения.  Фромм Э. среди специфически человеческих социально-культурных потребностей отмечал стремление к уподоблению, поиску объекта поклонения, отождествлению себя с кем-то более сильным, умным, красивым[15].  Подражание — это такое объект-субъектное отношение, где коммуникант — пассивный объект для подражания.

Информация о работе Массовое сознание и его роль в деятельности массовой коммуникации