Методы исследования аудитории в социологии массовой коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть методы исследования для различных СМК.
Задачами исследования являются:
Изучить различные методы исследования аудитории СМК.
Выявить наиболее эффективный метод исследования аудитории прессы
Выявить наиболее эффективный метод исследования аудитории радио
Выявить наиболее эффективный метод исследования аудитории телевидения.
Гипотеза исследования: для различных средств массовой коммуникации должны использовать

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование методов исследования аудитории в социологии массовой коммуникации.
. Общее понятие методов исследования аудитории.
1.2. Методы исследования аудитории прессы.
1.3. Методы исследования аудитории радио и телевидения
Глава 2. Эмпирическое обоснование методов исследования аудитории в социологии массовой коммуникации на примере экспертного опроса и фокус - группы.
2.1. Анализ опроса по исследованию потребительских предпочтений в прессе.
2.2. Анализ экспертного опроса по исследованию потребительских предпочтений телезрителей.
2.3. Анализ фокус – группы и пирамиды предпочтений по исследованию потребительских предпочтений радиослушателей.
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 211.55 Кб (Скачать)

Российская  Федерация

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Брянский  государственный университет им. академика И. Г. Петровского

Факультет психологии, рекламы и связей с  общественностью

Кафедра рекламы и связей с общественностью 
 

Курсовая  работа

по дисциплине:

«Социология массовой коммуникации»

на тему:

«Методы исследования аудитории в социологии массовой коммуникации» 
 

                                                                                                              Выполнил:

                                                                                                              студент

                                                                                                              2 курса, 5 группы

                                                                                                             специальность:

                                                                                                          «Связи с общественностью»

                                                                                                             Чеколдаев О. С.

                                                                                                              Подпись ___________

                                                                                                              «__» _________  2011 г.

                                                                                                              Научный руководитель:

                                                                                                            доктор социологических наук,

                                                                                                              профессор

                                                                                                              Гостенина В. И.                                                                                                 

                                                                                                             Подпись ___________

                                                                                                               «__» _________  2011 г.

Брянск 2011

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование методов исследования аудитории в социологии массовой коммуникации.

    1. . Общее понятие методов исследования аудитории.

1.2. Методы  исследования аудитории прессы.

1.3. Методы  исследования аудитории радио  и телевидения

Глава 2. Эмпирическое обоснование методов исследования аудитории в социологии массовой коммуникации на примере экспертного опроса и          фокус - группы.

2.1. Анализ опроса по исследованию потребительских предпочтений в прессе.

2.2. Анализ экспертного опроса по исследованию потребительских предпочтений телезрителей.

2.3. Анализ фокус – группы и пирамиды предпочтений по исследованию потребительских предпочтений радиослушателей.

Заключение

Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В настоящее время мы не можем представить  свою жизнь без средств массовой коммуникации. Они стали важной частью жизни общества. С их помощью мы оперативно получаем информацию, а  также можем ее передавать.

     Система средств массовой коммуникации России представлена сегодня гигантской индустрией новостей, издается четыре с половиной тысячи газет, почти полторы тысячи журналов, в эфир выходят три сотни телепрограмм, более ста восьмидесяти радиопрограмм. Их обслуживают триста информационных агентств.

     Аудитория СМК обширна и владельцам различных  печатных изданий, телеканалов и  радиостанций не обойтись без ее исследования и измерения. Существует множество методов для исследования аудитории средств массовой коммуникации.

     Именно  поэтому тема «методы исследования аудитории в социологии массовой коммуникации» является актуальной для исследования.

     В данной работе будут рассмотрены  методы исследования аудитории прессы, радио и телевидения.

     Проблема исследования: для каждого СМК применяется различный метод исследования аудитории.

     Объект  исследования: аудитория СМК

     Предмет исследования: методы исследования аудитории СМК

     Цель исследования: рассмотреть методы исследования для  различных СМК. 

       Задачами исследования являются:

    1. Изучить различные методы исследования аудитории СМК.
    2. Выявить наиболее эффективный метод исследования аудитории прессы
    3. Выявить наиболее эффективный метод исследования аудитории радио
    4. Выявить наиболее эффективный метод исследования аудитории телевидения.

Гипотеза исследования: для различных средств массовой коммуникации должны использоваться различные методы исследования аудитории.

     В данной работе использовался вторичный  эмпирический материал, а именно метод  анализа документов.

     Теоретической  основой  исследовательской  работы выступили  научные работы авторов: Г. Г. Почепцова, Ф. И. Шаркова, А.Н. Чумикова,  А. Балабанова Б. Л. Борисова, А. А. Родионова и других авторов,  исследовавших данную проблему. Также использовались материалы Интернет-ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретическое  обоснование методов  исследования аудитории в социологии массовой коммуникации

1.1. Общее понятие методов исследования аудитории

     Обратимся к классификации качественных и  количественных методов исследования аудитории по классификации Богомоловой Н. Н.[2]

     Качественные  методы исследования аудитории. Качественные методы сбора данных позволяют получить информацию, которая отвечает на вопрос «Почему?» и не может быть обработана при помощи статистических методов анализа. Иными словами, из информации, собранной с использованием какого-либо из качественных методов, нельзя вывести какие-либо проценты и распределения, она позволяет лишь понять различные факторы и мотивы определенных действий, выявить модели потребительского поведения.

     Качественные (неформализованные) методы ориентированы  не на массовый сбор данных, а на достижение углубленного понимания исследуемых  явлений. Отсутствие формализации делает невозможным массовый охват обследуемых  объектов, в результате чего число  единиц обследования часто снижается  до минимума. Отказ от широты охвата компенсируется «глубиной» исследования, то есть детальным изучением явления в его целостности и непосредственной взаимосвязи с другими явлениями.

     Качественные  исследования позволяют получить глубокую, развернутую информацию о предмете исследования. В отличие от количественных, качественные исследования фокусируются не на статистических измерениях, а  опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. В  качественных исследованиях широко используются проективные и стимулирующие  техники - неструктурированные способы  задавать вопросы, которые помогают исследователю раскрыть мотивы, верования, установки, отношения, предпочтения, ценности, степень удовлетворенности, проблемы респондентов и предпочтения относительно продуктов или брендов. Проективные техники способствуют преодолению таких трудностей коммуникации, как вербализация чувств, отношений, а также выявлению латентных мотивов, неявных установок, вытесняемых чувств.

     Фокус-группа, групповые фокусированные интервью - социологическое интервью, основанное на использовании реальной групповой динамики в искусственно созданной группе для выявления специфики и особенностей представлений некоей социальной группы об объекте исследования[4].

     Обычное количество участников составляет 8-12 человек, незнакомых между собой, не объединенных общими интересами, идеями. Основным принципом подбора участников группы является однородность социально-демографических характеристик, а также частота и объем потребления определенного товара или услуги. Общее число фокус - групп, которое необходимо провести, зависит от исследовательских задач и от степени дифференциации целевых групп. Обычно в рамках исследования проводится от 2 до 6 групп. Фокус - группы проводит квалифицированный           специалист - психолог, задача которого - понять истинное отношение участников фокус - группы к обсуждаемым вопросам.

     Мета-анализ. Статистическая методика, которая позволяет объединять результаты ряда исследований и определять, не выявляются ли в них важные тенденции. Это мощная процедура, она помогает исследователю работать с большим числом исследований по какой-то проблеме, выполненных разными исследователями, иногда с противоречивыми результатами. Мета анализ выявляет модели и тенденции, прослеживающиеся в разных исследованиях, и обеспечивает статистические оценки вероятности значимых эффектов. В настоящее время такие исследования стали широко распространены в социальных и биомедицинских науках[4].

     Дискурс - анализ. Дискурс - анализ - совокупность методик и техник интерпретации различного рода текстов или высказываний как продуктов речевой деятельности, осуществляемой в конкретных общественно-политических обстоятельствах и культурно-исторических условиях. Анализ роли читателя или зрителя в чтении и определении значения, а не просто в «поглощении» текстов.

     Количественные  исследования[7].

     Количественные  исследования так называются по причине  нацеленности на получение количественной информации о большом количестве объектов исследования (потребителей, предприятий). Главной задачей количественных исследований является получение численной  оценки состояния рынка или реакции  респондентов на некое событие. Такие  исследования применяются, когда необходимы точные, статистически надежные численные  данные.

     В основе методик количественных исследований всегда лежат строгие статистические модели, используются большие выборки. Это позволяет не просто получить мнения и предположения, а выяснить точные количественные (числовые) значения изучаемых показателей. То есть результаты количественных исследований статистически  достоверны, их можно экстраполировать (распространять, обобщать) на все население  региона или на ту группу, на которую  направлено исследование[8].

     Исследования  с использованием количественных методов  – это основной инструмент получения  необходимой информации для планирования и принятия решений в случае, когда  необходимые гипотезы относительно поведения потребителей уже сформированы при помощи качественных методов.

     Медиаметрия. Медиаметрия - изменение количественных и качественных характеристик медиаканала и аудитории СМИ. Медиаметрические исследования - это изучение количественного размера аудитории конкретного издания, программы, передачи[10].

Информация о работе Методы исследования аудитории в социологии массовой коммуникации