Предпосылки развития паблик рилейшнз в первобытный период и античное время

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 09:25, реферат

Описание работы

Связи с общественностью «паблик - рилейшнз» (PR) - во всем мире известны в качестве важного элемента деловых отношений. Сегодня мы можем говорить PR как о новом роде деятельности, играющем важную роль в расширении границ управления в работе коммерческих фирм и банков, правительств и государственных служб, некоммерческих организаций и благотворительных фондов.

Содержание

Введение
Предпосылки возникновения коммуникации

Зарождение межкультурной коммуникации

Политическая коммуникация в Древней Греции

Деловая коммуникация в Античном мире

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Этапы развития PR.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

      Собственно, этот рациональный подход и привел к развитию такой функции коммуникации, как убеждение. Мало было стать вождем - надо было еще и сохранить свой пост на как можно более длительный срок. Но что делать, если община, род, племя, избрав лидера, впоследствии усомнится в его компетенции и захочет его заменить более подходящим, по мнению соплеменников, кандидатом? Оставалось только одно — постоянно поддерживать свой образ наиболее подходящего руководителя, лишая общину поводов думать о его смене.

      Эту функцию эффективно выполняла религия. Вожди перестали быть только «функциональными» руководителями, распоряжавшимися на войне и на охоте, они превратились в своего рода посредников между людьми и богами. Происходила трансформация «рационального» лидерства в «харизматическое» — вождем становится не самый сильный или опытный, а тот, кому покровительствуют духи, отличившие, его среди соплеменников.

      В новых условиях начинает развиваться такой вид коммуникации, как формирование имиджа — наиболее привлекательного образа вождя с целью убелить соплеменников признавать его власть и в дальнейшем. Со временем лидер перестает довольствоваться только вербальными средствами убеждения: с помощью жрецов он начинает использовать также и визуальные средства. У него появилось самое большое и удобное жилище, символы и атрибуты власти: разного рода священные предметы, которые в качестве пережитка сохранились и у современных монархов (корона, скипетр и т. п.), члены рода преклонялись перед ним как перед выразителем божественной воли.

      Главным орудием создания имиджа становились не личная отвага или сила вождя, а его апеллирование к воле божеств, периодическое проведение разного рода ритуалов: осуществление персональных (входящих в обязанности вождя как жреца) и организация коллективных. Наиболее яркие примеры подобных мероприятий — регулярные праздники, похоронные церемонии, монументальное строительство.

      Но  если религия в значительной мере стала инструментом оправдания и  поддержания складывающегося порядка  управления, то коммуникация как обмен информацией продолжала оставаться базовым фактором существования человеческою общества в целом. Вождь использовал религию, веру людей в сверхъестественное для создания имиджа, убеждая соплеменников в наличии у него сверхъестественных возможностей, что же касается старейшин, то они укрепляли свое положение с помощью других методов. Они основывали власть на обладании информацией: накоплении жизненного опыта, памяти о предках, знании обычаев, норм и правил, соблюдение которых гарантировало сохранение равновесия в мире и процветание племени. При этом подобные сведения строго охранялись от «непосвященных» под тем предлогом, что они унаследованы от предков, духи которых следят за их неизменностью.

      Круг  лиц, обладавших знаниями, был достаточно узок, и они имели возможность выбирать тех, кому эти знания передавать. Более того, пользуясь тем, что информация о правилах, нормах, преданиях старины и т.д. сохранялась в устной форме, старейшины получили возможность «адаптировать» её к своим нуждам и применять настолько, насколько это соответствовало их интересам. В науке подобное явление, характерное для доисторического общества и более поздних народов, не имевших письменной культуры, получило название «правовой фикции»4. Но вряд ли его можно целиком и полностью отнести только к правовой сфере: и в древности, и в Средние века право было столь тесно переплетено с религиозными, моральными нормами и культурными ценностями, что выделить среди них чисто правовые нормы того времени практически невозможно. Поэтому можно смело считать действия старейший по охране и толкованию норм и правил поведения, древних ритуалов элементом информационной политики. Функция информирования в их деятельности тесно переплеталась с функцией убеждения, формирования мнения в свою пользу. 
 
 
 
 
 

3.Политическая  коммуникация в  Древней Греции 

      Главной отличительной чертой античного  общества был гораздо более высокий уровень индивидуализации, чем в первобытный период или в древневосточных деспотиях, и это имело большое значение для развития коммуникации, способствовало достаточно четкому разграничению ее приемов и методов в разных сферах: политической (в том числе государственной), религиозной, торговой.

      В Греции, в отличие от современных  ей восточных деспотий, сложилась политическая система, которую можно назвать демократической, причем даже в тех государствах, в которых формально существовала монархия или тирания. Именно демократия стала основой развития системы разносторонней публичной коммуникации.

      Некоторое исключение, впрочем, составляло Критское государство, существовавшее до XIV в. до н. э. Его цари (миносы) считались, подобно  египетским фараонам и китайским  императорам, детьми богов и являлись посредниками между своими подданными и богами. Царь Крита был верховным жрецом, а жизнь царского семейства состояла из ежедневных многочисленных ритуалов, направленных в первую очередь на поддержание сакрального образа августейшего семейства.

      Совсем  иная система государственного управления сложилась в материковой Греции. В Спарте, например, цари являлись такими же членами коллегии эфоров, как и другие её члены, избиравшиеся народом. Монархам и тиранам древнегреческих полисов (Афины, Фивы, Коринф, Спарта и др.) постоянно приходилось соотносить свои действия с мнением народа, который представлял собой не сплошную массу, подчинявшуюся воле правящей верхушки, а совокупность индивидов, имевших право голоса на народных собраниях и право участия в управлении — в случае их избрания в органы власти. Поэтому народные собрания имели столь большое значение и проходили довольно часто; по словам Аристотеля, афинское народное собрание созывалось 40 раз в год.

      Собрания  проводились в установленном  порядке (созывались органами власти — ареопагом, советом и т. п., — глашатаи информировали народ об их проведении), но не имели чёткого регламента. В результате каждый участник собрания в любой момент мог взять слово и обратиться с речью к остальным. В «Илиаде», например, описанию подобных собраний отведено немало места, и, что примечательно, на них выступают не только цари и герои Агамемнон, Одиссей, Ахилл и др., но и простые воины, например Терсит. Отсутствие четкого порядка проведения собраний приводило к тому, что нередко ораторов прерывали выкриками, замечаниями, репликами, просто не давая говорить. Поэтому Платон, в частности в диалоге «Протагор», упрекал афинян в том, что они нередко брали слово только ради того, чтобы просто обратить на себя внимание, а Демосфен в своих речах призывал сограждан сначала выслушать, а затем «поднимать шум».

      Собрания, с одной стороны, позволяли властям выяснить реакцию общества на те или иные властные решения и действия, с другой — способствовали появлению «профессиональных политиков»: ораторов, предводителей общественных кланов и групп. Такие лица назывались демагогами, и в Греции это слово поначалу не несло негативной нагрузки: «демагогия» означала управление народом, ведение его за собой. Но уже Аристотель в IV в. до н. э., определял демагогию как заискивание перед народом и искусство манипулировать им.

      Народ (демос) неоднократно одерживал верх над аристократией, что приводило  к власти как коллегиальные органы (Совет пятисот), так и отдельных  лиц: Клисфена, Перикла. Именно под давлением демоса Солону пришлось принять новые законы, уничтожить кабальные записи и реформировать систему управления (594 г. до н. э.). Древнегреческие тираны вынуждены были считаться с народной оппозицией и, в полной мере осознавая опасность ее влияния на народ, всячески старались ослабить ее: например, коринфские правители успешно применяли практику выселения представителей оппозиции в колонии: на Сицилию и другие средиземноморские острова.

      Избираемые  органы власти в Греции отличались многочисленностью. Например, известно, что в Афинах население составляло около 35 тыс. чел., из них 20 тыс. являлись государственными служащими или представителями избранных органов. Одна только гелиэя (суд присяжных) состояла из 6 тыс. членов! Не участвовать в политической жизни общества для граждан было просто невозможно. С одной стороны, «интеллектуальная элита» призывала граждан к политической активности: так, Аристотель в своей «Политике» заявляет о необходимости участия граждан в политической жизни общества.

      С другой стороны, власти сурово наказывали за уклонение от исполнения гражданского долга: еще Солон постановил, что гражданин, не примкнувший ни к одной из противоборствующих фракций, лишался имущественных прав!

      Уже древние греки оценили важность репутации для карьеры того или иного политического деятеля. И, как это обычно бывает, в первую очередь стали выискивать способы ухудшать репутацию политических противников, а не улучшать свою собственную. В результате в Древней Греции оказалась весьма распространена деятельность так называемых сикофантов — профессиональных обвинителей. Изначально они были именно обвинителями лиц, совершивших реальные преступления, но впоследствии просто стали искать, кого бы и в чем обвинить. Несмотря на низкую репутацию сикофантов (нередко занимавшихся обыкновенным шантажом и вымогательством), их обвинения часто влекли за собой серьезные последствия для обвиняемых, особенно если у последних были влиятельные враги. Жертвой подобных методов (получивших название «диффамация») пал, например, блестящий оратор Андокид, обвиненный в нечестии и вынужденный в 415 г. до н.э. покинуть Афины, причем разбирательство его дела с перерывами тянулось 16 лет. Несомненно, обвинения в религиозных преступлениях послужили удобным поводом для его противников избавиться от влиятельного врага.

      Ещё более известен пример с Алкивиадом (451-404 до н.э.) — выдающимся полководцем и политическим деятелем, учеником Сократа, который, несмотря на свои воинские заслуги, был обвинен в уголовном преступлении и вынужден был покинуть Афины, найдя убежище у их врагов: сначала в Спарте, затем — в Персии. Другим весьма эффективным методом стало распускание слухов: те же сикофанты перед тем, как обвинить кого-либо перед официальными лицами (Советом пятисот, гелиэей, ареопагом), нередко распускали слухи в публичных местах, заранее подготавливая почву для своих выступлений и обеспечивая себе поддержку общественности в кампаниях против того или иного лица.

      Главными  центрами политической коммуникации были: агора — рыночная площадь, служившая также местом расположения главных городских зданий, святилища и храмы, театры, а также... бани и гимнасии (залы и площадки для спортивных упражнений). Последние во все времена являлись весьма характерным местом собраний для решения важных вопросов и общения: именно в гимнасиях начал распространять свое учение Сократ. 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Деловая  коммуникация в  Античном мире 

      В Древней Греции зарождается то, что сегодня принято называть «деловой коммуникацией» или «PR в бизнесе». В сельском хозяйстве и на массовых работах широко применялся труд рабов, ремесленников было достаточно много, и между ними существовала довольно активная конкуренция. Развитие торговли было обусловлено появлением городов, в которых, но мнению Платона, для того и существовало общение, чтобы можно было обмениваться товарами и услугами.

      Почему-то распространено мнение, будто греки  испытывали отвращение к физическому труду, который якобы составлял удел рабов. На самом деле даже философы аристократического происхождения (Платон, Аристотель) отмечали, что труд свободных граждан, в процессе которого они проявляют интеллект и профессионализм, почетен (правда, труд рабов они и в самом деле приравнивали к работе скота). Неслучайно, поэтому в Древней Греции наряду с различными формами общественных объединений — родовых, культовых, для совместного проведения досуга и пр. – появляются также деловые товарищества и профессиональные объединения, которые со временем начинают играть заметную роль в общественной и политической жизни греческих полисов. Благодаря торговле греки получили возможность находить общий язык даже с «варварами», среди которых начала распространяться греческая культура; в результате греческие колонии появились, в частности, в Сицилии (Сиракузы и др.) и в Причерноморье (Ольния).

      Ремесленникам и торговцам необходимо было не только сделать качественный товар, но и привлечь внимание покупателя. В связи с этим в Греции возникла протореклама. Производители и продавцы товаров рекламировали свои «фирмы» в целом — с помощью вывесок и барельефов — и отдельные образцы товаров. На гончарной продукции нередко помещались надписи, имеющие характер рекламных текстов, славословия в честь божеств, призывы благословения для владельца и т. п. Подобное оригинальное решение должно было побуждать покупателя вновь покупать товар именно у этого производителя. В Греции впервые появляются «фирменные знаки», особенно широко использовавшиеся гончарами па своей продукции: амфорах, вазах и т. п. Своеобразным средством коммуникации являлись так называемые граффити, т. е. надписи на стенах. Впрочем, собственно рекламных (предметно или профессионально ориентированных) среди них было достаточно немного — наиболее информативным в этих стихийных надписях было упоминание имени ремесленника или торговца на стенах его собственной мастерской (эргастерии).

      Одним из публичных мест в античном полисе была агора, на которой созывались народные собрания, располагались правительственные здания. Но она же являлась и главной рыночной площадью, где торговцы предлагали свои товары местным покупателям и зарубежным торговцам или гостям.

Информация о работе Предпосылки развития паблик рилейшнз в первобытный период и античное время