Процесс управления и манипулирования аудиториями СМК

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение процессов управления и манипулирования аудиториями СМК.

Исходя из поставленной цели, основными задачами исследования являются:

1). Рассмотрение определений манипуляции и управления, признаков манипуляции;

2). Объяснение психологии манипуляции;

3). Рассмотрение механизмов, реализующих манипулятивное воздействие;

4). Рассмотрение типологии СМК и специфики их аудиторий;

5). Исследование предпосылок функционирования СМК и успешной манипуляции различными аудиториями;

6). Рассмотрение основных манипулятивных технологий в системе массовых коммуникаций.

Работа содержит 1 файл

СМК-ГОТОВО.docx

— 48.13 Кб (Скачать)

       В целях манипуляции сознанием  приходится воздействовать на все виды памяти человека и разными способами. С одной стороны, надо, чтобы человек  запомнил (а то и заучил до автоматизма) какую-то мысль, метафору, формулу. С  другой стороны, бывает необходимо "отключить" его краткосрочную или историческую память - они создают психологический  барьер против внушения.

       Рассмотрим  сначала важность запоминания. Когда  человек получает какое-то сообщение, его взаимодействие с памятью  делится на два этапа: сначала  происходит пассивное запоминание. Затем информация перерабатывается рассудком, и если она признается относительно убедительной, эмоционально окрашенной и представляющей интерес, она «внедряется» в память и начинает воздействовать на сознание.

       Исследователи пришли к следующему выводу: то, что  в результате частого повторения прочно запоминается, действует на сознание независимо от того, вызывает ли это утверждение возражения или  одобрение. Этот вывод проверен на коммерческой рекламе, ценность которой для ученых - в огромном количестве эмпирического  материала. Мастера рекламы знают, что для ее эффективности неважно, вызывает ли она положительную или  отрицательную реакцию, важно, чтобы она застряла в памяти. Так возник особый вид - «раздражающая реклама», подсознательное влияние которой тем больше, чем сильнее она возмущает или раздражает людей.

       Подробно  изучено влияние эмоциональных  элементов сообщения на его запоминаемость. Во всем балансе разных видов памяти (образной, словесной, звуковой и т.д.) главной для манипуляции сознанием  является именно эмоциональная память. Запоминается и действует прежде всего то, что вызвало впечатление. Любая информация, если она не подкреплена  «памятью чувств», быстро стирается, вытесняется.

       Очень важна связь эмоциональной памяти и узнавания. В манипуляции сознанием  узнавание играет ключевую роль, потому что порождает ложное чувство  знакомства. Это становится предпосылкой согласия аудитории с коммуникатором.

       Действуя  через средства массовой информации, манипуляторы главную ставку делают на непроизвольное запоминание. Поэтому  для них гораздо важнее создать  поток сумбурных сообщений, чем  изложить одну связную идею, которую  человек обдумает и преднамеренно  запомнит. Сумбурные сообщения откладываются  в латентных, дремлющих слоях  памяти и действуют подспудно, больше на подсознание. Они оживляются ассоциациями, новыми образами и сообщениями, которые  их "будят". При этом для манипулятора даже не важно, как отнесся человек  к сообщению, которое он запомнил непроизвольно.

       Таким образом, для эффективного манипулирования  необходимо задействовать как различные  виды восприятия, так и различные  виды памяти человека, причем важнейшими мишенями, на которые необходимо оказывать  воздействие при манипуляции  сознанием являются память и внимание человека, а также его эмоциональное  восприятие. 
 
 

       1.3. Механизмы, реализующие манипулятивное воздействие

       Манипуляция осуществляется при помощи различных  механизмов, которые, задействуют различные  органы чувств человека и аппелируют к психическим особенностям и  потребностям аудитории. Механизмы, реализующие  манипулятивное воздействие.

       Присоединение к внутреннему мира аудитории. "Включается в работу в тех случаях, когда  структура ситуации ... оказывается  сходной по своим характеристикам  с соответствующей частью внутреннего  мира" называет это вторым этапом после установления контакта с аудиторией (установление контакта предполагает создание канала, по которому может  пройти сообщение). Присоединением называют такой контакт, который в силу положительного отношения к нему аудитории имеет тенденцию сам  себя поддерживать, воспроизводится  уже без специальных больших  усилий манипулятора. Различают "присоединение  по…" и "присоединение к…". Первое - это контакт, который поддерживается в силу каких-то объективных признаков  общности (по языку, этнической принадлежности и т.д.). Главная задача манипулятора - "присоединение к…" (к каким-то ценностям, лозунгам, действиям).

       Первое  правило для успешного контакта - заявить о том, что отправитель  сообщения входит с аудиторией в  какую-то общность (по социальному, национальному, культурному признаку и т.д.). Для  этого выработан целый язык и  манера обращения: коллеги, мужики, православные и т.д. Поэтому первый признак  манипуляции - уклончивость в изложении  собственной позиции, использование  туманных слов и метафор. Ясное обнаружение  идеалов и интересов, которые  отстаивает «отправитель сообщения», сразу включает психологическую  защиту тех, кто не разделяет этой позиции, а главное, побуждает к  мысленному диалогу, а он резко затрудняет манипуляцию.

       Психические автоматизмы. "Психические автоматизмы  выступают в роли передаточных рычагов, благодаря которым энергия воздействия  манипулятора превращается в энергию действия адресата". Психические автоматизмы - это типичные схемы поведения, естественные для большинства людей. Ни один человек не может прожить без «автоматизмов» в восприятии и мышлении - обдумывать заново каждую ситуацию у него не хватит ни психических сил, ни времени. Здесь появляется понятие "стереотип". Манипулятор может применять стереотипы как "фильтры", через которые его жертвы видят действительность.

       Одним из главных "материалов", с которым  орудует манипулятор, являются социальные стереотипы. В словарях сказано: "Социальный стереотип - устойчивая совокупность представлений, складывающихся в сознании как на основе личного жизненного опыта, так  и с помощью многообразных  источников информации. Сквозь призму стереотипов воспринимаются реальные предметы, отношения, события, действующие  лица. Стереотипы - неотъемлемые компоненты индивидуального и массового  сознания. Благодаря им происходит необходимое сокращение восприятия и иных информационных и идеологических процессов в сознании…" Обычно стереотипы включают в себя эмоциональное  отношение человека к каким-то объектам и явлениям, так что при их выработке  речь идет не только об информации и  мышлении, а о сложном социально-психологическом  процессе. Таким образом, стереотипы, как необходимый человеку инструмент восприятия и мышления, обладают устойчивостью, могут быть выявлены, изучены и  использованы как мишени для манипуляции.

       Еще более удобны для манипулятора метафоры - выраженные художественно стереотипы - это готовые штампы мышления, но штампы эстетически привлекательные. "Метафоры, включая ассоциативное  мышление, дают огромную экономию интеллектуальных усилий". Человек, чтобы действовать  в своих интересах (а не в интересах  манипулятора), должен реалистично  определить три вещи: нынешнее состояние, желательное для него будущее  состояние, путь перехода от нынешнего  состояния к будущему. Соблазн  сэкономить интеллектуальные усилия заставляет человека вместо изучения и осмысления всех этих трех вещей прибегать к ассоциациям и аналогиям: называть эти вещи какой-то метафорой, которая отсылает его к иным, уже изученным состояниям.

       Механизм "включения" автоматизмов - мотивационное  обеспечение. Никакой автоматизм не будет работать без мотивационной  поддержки. Манипуляционное воздействие  в числе мишеней обязательно  имеет и мотивационные структуры. Выделим такие способы управления мотивационными предпочтениями человека, как прямая актуализация мотивов, простое обуславливание и знаковое опосредствование.

       Прямая  актуализация требуемого мотива может  происходить в ответ на появление  релевантных этому мотиву раздражителей. "Открытое побуждение со стороны автора нередко принимает форму соблазнения - от вполне невинного до скрытого и злонамеренного". Прямая актуализация мотива используется в основном в составе комплекса мероприятий: для маскировки основного воздействия, отвлечения внимания на второстепенные элементы ситуации, приведения адресата в необходимое состояние (дискомфорт, бездумная легкость).

       Обусловливание - "перенесение побудительной  силы какого-нибудь мотива на действия, к которым раньше этот мотив не побуждал".

       Мотивационное опосредствование - "эмоциональное  переключение на основе представляемых, воображаемых, восстанавливаемых вследствие полученной словесно информации событий". Многообразие возможных для человеческой психики переключений позволяет  связать все со всем, сколь бы слабыми или надуманными ни казались основания для такой связи.

       Отождествление "Я" адресата со своей активностью. "Субъективность, личностное начало в человеке, по каким-то мало понятным законам присваивает психические  процессы и содержания, придает им статус "моего". Это личностное начало, или "Я", будучи обманутым, принимает чужое желание за свое".

       Рассмотрев  механизмы, реализующие манипулятивное воздействие, можно сделать вывод, что способы манипулирования  сознанием многочисленны и разнообразны. Они задействуют различные психические  процессы, что обеспечивает методам  высокую эффективность. Особенно важна  эффективность воздействия данных методов применительно к аудиториям СМК, так как посредством МК возможно вызвать необходимую реакцию  больших масс людей на те или иные события, подсказать слушателям или  читателям «верные» ответы на различные  общественно важные вопросы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Манипулирование аудиториями и основные

       манипулятивные  технологии в системе  массовых коммуникаций

       2.1. Типология СМК и специфика их аудиторий

       Как отмечают многие исследователи, человек, его повседневная жизнь все больше зависит от массовой коммуникации, которая создает для него своего рода "второю реальность", "субъективную реальность", влияние которой  не менее значимо, чем влияние  объективной реальности.

       Массовая  коммуникация может быть определена как социальное взаимодействие, основной функцией которого является воздействие  на широкие социальные слои через  содержание передаваемой информации.

       Типы  массовой коммуникации.

       Рассматривая  технические средства массовой коммуникации, следует отметить следующие моменты:

       Во-первых, они делятся на три класса:

       - средства массовой информации;

       - средства массового воздействия;

       - собственно технические средства.

       Во-вторых, их функционирование связано с разной степенью массового охвата аудитории  и с разным характером передаваемой информации. Различны также мера ситуативности  в передаче информации, динамика ее трансляции, эффект соучастия, степень  полноты обратной связи, степень  регулярности. Следует особенно подчеркнуть, что тенденции развития массовой коммуникации в последнее время  позволяют говорить о переориентации технических средств с массового  воздействия на межличностное, интегративное, внутриличностное. Внутриличностная коммуникация предполагает широкое внедрение  телетекста и видеотекста. Данные тенденции  расширяют функции технических  средств коммуникации в нескольких направлениях:

       - децентрализация (выбор варианта, программы, средств коммуникации  зависит все в большей степени  от индивида);

       - увеличение объема информационных  программ и их вариативности;

       - повышение роли интерактивной  коммуникации (акцент на обратной  связи);

       - увеличение широты смысловой  и оценочной информации, повышение  ее мотивированности через разнообразие  форм обучения, внушения, убеждения.

       По  форме взаимодействия участников массовой коммуникации можно выделить коммуникацию:

       - линейную;

       - интерактивную;

       - трансакционную.

       Линейная  массовая коммуникация подразумевает  направленность сообщения в одну сторону без связи с реципиентом. Интерактивная модель характеризуется  использованием обратной связи, которая  позволяет участникам адаптироваться друг к другу. Трансакционная модель характеризуется постоянно действующей  обратной связью.

       Следует подчеркнуть, что массовая коммуникация - сложный и неоднородный процесс, специфика которого определяется несколькими  факторами:

Информация о работе Процесс управления и манипулирования аудиториями СМК