Процесс управления и манипулирования аудиториями СМК

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение процессов управления и манипулирования аудиториями СМК.

Исходя из поставленной цели, основными задачами исследования являются:

1). Рассмотрение определений манипуляции и управления, признаков манипуляции;

2). Объяснение психологии манипуляции;

3). Рассмотрение механизмов, реализующих манипулятивное воздействие;

4). Рассмотрение типологии СМК и специфики их аудиторий;

5). Исследование предпосылок функционирования СМК и успешной манипуляции различными аудиториями;

6). Рассмотрение основных манипулятивных технологий в системе массовых коммуникаций.

Работа содержит 1 файл

СМК-ГОТОВО.docx

— 48.13 Кб (Скачать)

       Неофициальный язык толпы как «туземный», в отличие от «правильного» официального языка. По этому поводу он пишет: «Туземный» язык рождается из личного общения людей, которые излагают свои мысли - в гуще повседневной жизни. Поэтому он напрямую связан со здравым смыслом (можно сказать, что голос здравого смысла «говорит на родном языке»). «Правильный» - это язык диктора, зачитывающего текст, данный ему редактором, который доработал материал публициста в соответствии с замечаниями совета директоров. Это безличная риторика, созданная целым конвейером платных работников. Язык диктора в современном обществе связи со здравым смыслом не имеет, он несет смыслы, которые закладывают в него те, кто контролирует средства массовой информации. Люди, которые, сами того не замечая, начинают сами говорить на таком языке, отрываются от здравого смысла и становятся легкими объектами манипуляции.

       Манипулятивная  семантика: изменение смысла слов и  понятий. Разновидностью лжи в прессе является «конструирование» сообщения  из обрывков высказывания или видеоряда. При этом меняется контекст, и из тех же слов создается совершенно иной смысл. Отдельные «крупицы»  сообщения вроде бы ложью не являются, но то целое, что слепил из них репортер или редактор, может не иметь с  действительностью ничего общего.

       Упрощение, стереотипизация. Пресса (и вообще СМИ) сыграла важнейшую роль в процессе «толпообразования» в западном обществе. Человек массы, продукт мозаичной  культуры, был в значительной степени  создан прессой. СМИ, в отличие от высокой культуры, предназначены  именно для массы. Поэтому в них  были установлены жесткие ограничения  на сложность и оригинальность сообщений (даже на длину слов, хотя два-три  заумных слова всегда допускаются  в статье в качестве «приправы»). В общем, давно было сформулировано такое правило: «Сообщение всегда должно иметь уровень понятности, соответствующий  коэффициенту интеллектуальности примерно на десять пунктов ниже среднего коэффициента того социального слоя, на который рассчитано сообщение».

       Под этим эмпирическим правилом лежит психологическое  оправдание, согласно которому человек  подсознательно тяготеет к примитивным  объяснениям. Концепцию упрощения  выдвинул еще в начале 20-х годов. Он считал, что процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления  под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому пресса должна произвести стандартизацию явления, ставшего объектом сообщения. При этом, по его выражению, редактор должен опираться на стереотипы и  рутинные мнения и «безжалостно игнорировать тонкости». Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.

       Утверждение и повторение. Упрощение позволяет  высказывать главную мысль, которую  требуется внушить аудитории, в  «краткой, энергичной и впечатляющей форме» - в форме утверждения. Утверждение  в любой речи означает отказ от обсуждения, поскольку власть человека или идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие. Это означает также просьбу к  аудитории, к толпе принять идею без обсуждения такой, какой она  есть, без взвешивания всех «за» и «против» и отвечать «да» не раздумывая.

       Опираясь  на сложившийся в мозаичной культуре тип мышления человека массы, СМИ  в то же время стали важнейшим  фактором укрепления этого типа мышления. Они приучали человека мыслить стереотипами и постепенно снижали интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение.

       Повторение  придает утверждениям вес дополнительного  убеждения и превращает их в навязчивые идеи. Слыша их вновь и вновь, в  различных версиях и по самому разному поводу, в конце концов начинаешь проникаться ими. Будучи навязчивой идеей, повторение становится барьером против отличающихся или противоположных  мнений. Таким образом, оно сводит к минимуму рассуждения и быстро превращает мысль в действие, на которое у массы уже сформировался  условный рефлекс.

       Дробление и срочность. Разделение целостной  проблемы на отдельные фрагменты - так, чтобы читатель или зритель не смог связать их воедино и осмыслить  проблему - одна из особых и важных сторон упрощения. Это - фундаментальный принцип  мозаичной культуры. Дроблению служит множество технических приемов: статьи в газете разбиваются на части  и помещаются на разных страницах, текст  или телепередача разбиваются рекламой.

       «Возьмем, например, принцип составления обычной  телевизионной или радиопрограммы или компоновки первой страницы крупной  ежедневной газеты. Общим для всех является полная разнородность подаваемого  материала и абсолютное отрицание  взаимосвязи освещаемых социальных явлений. Дискуссионные программы, преобладающие на радио и телевидении, представляют собой убедительные образцы  фрагментации как формы подачи материала. Что бы ни было сказано, все полностью  растворяется в последующих рекламных  объявлениях, комических трюках, интимных сценах и сплетнях».

       Одним из условий успешной и как бы оправданной  фрагментации проблем является срочность, немедленность информации, придание ей характера незамедлительности и  неотложности сообщения. Это - один из самых главных принципов американских СМИ. Считается, что нагнетаемое  ощущение срочности резко усиливает  их манипулятивные возможности. Ежедневное, а то и ежечасное обновление информации лишает ее какой-либо постоянной структуры. Человек просто не имеет времени, чтобы осмыслить и понять сообщения - они вытесняются другими, еще  более новыми.

       Сенсационность. Обеспечивать фрагментацию проблем  и дробить информацию так, чтобы  человек никогда не получал полного, завершающего знания, позволяет использование  сенсаций. Это - сообщения о событиях, которым придается столь высокая  важность и уникальность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти все  внимание публики. Под прикрытием сенсации можно или умолчать о важных событиях, которых публика не должна заметить, или прекратить скандал или психоз, который уже пора прекратить - но так, чтобы о нем не вспомнили.

       Подготовка  сенсации - кропотливая и дорогая  работа, которую выполняют профессиональные специалисты. Замечательно то, что поданная в виде сенсации на телевидении информация, со всеми репортажами с места  события, интервью в прямом эфире  и т.д., как правило, принципиально  искажает происшедшее событие.

       Выше  перечисленные приемы манипулирования  посредством СМК являются не всеми  способами, которыми может располагать  манипулятор, но наиболее действенными из них. 
 
 
 
 
 

       Заключение

       В заключение можно сказать, что в  деятельности современных массовых коммуникаций, во-первых, сохраняются  все прежние методы психологического воздействия на массовое сознание, приобретая под влиянием новых социальных реалий другие формы и расставляя акценты на других сторонах общественной жизни, во-вторых, распространяется применение новых методов, учитывающих прогрессирующие  изменения в состояниях массового  сознания, вызванные изменениями  социальных процессов и явлений.

       Также необходимо отметить, что эффективность  воздействия масскоммуникационных процессов на все элементы социума  в значительной мере зависит от уровня управления ими. В советский период функционировала система управления масскоммуникационными процессами под монопольным руководством Коммунистической партии. В настоящее время нет  монопольного контроля над деятельностью  средств массовой коммуникации, в  связи с чем разные субъекты манипуляции  навязывают аудитории различные  нормы, ценности, правила поведения  и потребления. И необходимо критически относиться к любой информации, передаваемой через средства МК, особенно к информации, носящей оценочный характер. Поскольку  методы манипулирования сложны и  многообразны, их не всегда удается  сразу распознать.

       В данной работе были перечислены и рассмотрены методы манипулирования аудиториями СМК. Также были рассмотрены основные механизмы, реализующие манипулятивное воздействие. Проанализировав полученне данные, можно сделать вывод, что в современном обществе манипулирование сознанием является основной технологией формирования и поддержания общественного мнения за счет многочисленных механизмов, реализующих манипулятивное воздействие, задействующих при этом различные органы чувств человека и аппелирующих к психическим особенностям и потребностям аудитории, что подтверждает гипотезу работы

       Список  использованных источников:

       1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции:  феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. - М.: Изд-во МГУ, 2006. -- 344 с.

       2. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер. - М.: «Мысль»,2005.

       3. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. / С. Г. Кара-Мурза - М.: «Алгоритм», 2009. - 864 с.

       4. Моль А. Социодинамика культуры. / А. Моль - М.: «ЛКИ», 2008.

       5. Засурский И. Масс-медиа второй республики / И. Засурский. - М.: Изд-во МГУ,2007.

       6. Шейнов, В.П. Скрытое управление человеком / В. П. Шейнов - М.: «АСТ», 2007

       7. Петренко В.П. Выборные технологии  и общественное сознание        / В. П. Петренко - М., 2005.

       8. Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М., 2007.

       9. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности, 2006. 
 

Информация о работе Процесс управления и манипулирования аудиториями СМК