Радио и телевидение в период Перестройки

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой – изучить основные источники информации в годы Перестройки, показать на примерах их дальнейшее развитие.
Исходя из поставленной цели, нужно решить следующие задачи:
показать развитие радиовещания и телевидения в 80-90-е гг XX века;
доказать влияние Перестройки на средства массовой информации и их дальнейшее развитие.

Содержание

Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Телевидение в годы Перестройки ……………………...6
Часть 1.Стремительное развитие телевещания…………………...6
Часть 2. Место телевидения в манипуляции сознанием ………...7
Часть 3. Роль телевидения в предвыборных кампаниях………..13
Глава 2. Радиовещание в годы Перестройки ………………………16
Часть 1. Радио продолжает жить …………………………………16
Часть 2. «Говорит Волгоград» ……………………………………17
Часть 3. Самарское радиовещание ……………………………….19

Глава 3. Перестройка как судьба…………………………………….22
Эдуард Сагалаев - «сын Перестройки» ………………………....22

Заключение …………………………………………………………...25
Список использованной литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая СМИ.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

Содержание 

  Введение  ………………………………………………………………3

        Глава 1. Телевидение в годы Перестройки ……………………...6

         Часть 1.Стремительное развитие телевещания…………………...6

          Часть 2. Место телевидения в манипуляции сознанием ………...7

         Часть 3. Роль телевидения в предвыборных кампаниях………..13 

    Глава 2. Радиовещание в годы Перестройки ………………………16

         Часть 1. Радио продолжает жить …………………………………16

         Часть 2. «Говорит Волгоград» ……………………………………17

         Часть 3. Самарское радиовещание ……………………………….19

 

     Глава 3. Перестройка как судьба…………………………………….22

          Эдуард Сагалаев -  «сын Перестройки»  ………………………....22

 

     Заключение …………………………………………………………...25

   Список  использованной литературы……………………………......27

     

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Перестройка – очень громкий период в истории  СССР. Политика перестройки, начатая  частью руководства КПСС во главе  с Михаилом Горбачёвым, привела к  значительным переменам в жизни  страны и мира в целом. В это  время началась общая демократизация жизни в стране. Прекратились политические преследования. Ослаб гнет цензуры. Из тюрем и ссылок возвращались такие видные люди, как Сахаров, Марченко и т.д. Политика гласности, начатая новым советским руководством, резко изменила духовную жизнь людей. Возрос интерес к печатным изданиям, радио, телевидению. Только за 1986 г. газеты и журналы приобрели более 14 млн. новых читателей. Политика гласности подготовила почву для подлинной свободы слова, печати, мысли, что стало возможным только после крушения коммунистического режима.

     Советское общество охватил процесс демократизации. В идеологической сфере Горбачёвым был выдвинут лозунг гласности. Под  этим подразумевалось, что никакие  события прошлого и настоящего не должны скрываться от народа. Гласность - ключевое слово перестройки, она позволила бессловесным массам говорить всё, что вздумается, критиковать кого угодно, в том числе и особенно самого Горбачева - человека, давшего им волю.

     В середине 80-х годов наступили  серьезные перемены в   общественно-политической жизни страны. Вслед за этим начались перемены в   работе средств массовой информации. КПСС во главе с Михаилом Горбачевым   использовала СМИ для того, чтобы изменить существующий порядок и внедрить новые, демократические идеи. Пресса была инструментом перемен, и модель прессы как инструмента действовала во благо переменам.

     Актуальность темы исследовании заключается в том, что радиовещание и телевидение успешно прогрессируют с каждым годом, а именно начиная с Перестройки Горбачёва, так как именно в эти годы появляется гласность, что даёт определённую волю для развивающихся областей средств массовой информации.

     В августе 1989 г. ЦК КПСС принял постановление  «О некоторых вопросах перестройки  центральной партийной печати».

     Среди новых изданий, свидетельствующих, что пресса периода перестройки, как и в годы авторитарно-бюрократического режима должна была отвечать главной задаче – повышения роли КПСС как политического авангарда общества, стало возобновление в январе 1989 г. журнала «Известия ЦК КПСС» и газеты «Правительственный вестник».

     Все больший размах получало радиовещание. В 1990 г. вещание вели около 180 радиодомов и свыше 5 тысяч местных радиостанций. 22 августа 1990 г. начались передачи первой негосударственной (независимой от Гостелерадио) радиостанции «Эхо Москвы», в числе учредителей которой были Моссовет, редакция журнала «Огонек» и факультет журналистики МГУ. В начале 1991 г. образовалась Российская независимая телерадиокомпания, в составе которой стало функционировать «Радио России». «Московское радио» вышло на первое место в мире по объему вещания на зарубежные страны

     Практически все население СССР смотрело телевизионные передачи, которые к 1990 г. вели более 130 программных телецентров.

     Значительно расширилась деятельность информационных агентств. К 1991 г. функционировали 336 телеграфных и 180 телефонных каналов связи, соединявших ТАСС со страной и со всем миром. Его подписчиками являлись свыше 600 зарубежных информационных агентств, редакций газет и журналов из 115 стран. Помимо ТАСС, только АПН имело подобную разветвленную сеть корреспондентов и прочих представителей в СССР и за границей: в стране насчитывалось 20 корпунктов, за рубежом корреспонденты имелись в 120 странах. В июле 1990 г. АПН было преобразовано в государственное информационное агентство «Новости» (ИАН). Вскоре возникают новые информационные агентства: «Постфактум», «Интерфакс», СибИА и др. Самую большую известность из них получает «Интерфакс». Особенно популярной его информация стала среди иностранных дипломатов и специалистов, которых не устраивала тенденциозная и не очень оперативная, по их мнению, информация ТАСС и АПН. К 1990 г. информацию «Интерфакса» получали уже в 40 странах мира.

     Подготовка  журналистов к 1985 г. велась в 23 университетах  страны. Число студентов-журналистов составляло более 15 тысяч.

     Цель  курсовой – изучить основные источники информации в годы Перестройки, показать на примерах их дальнейшее развитие.

     Исходя  из поставленной цели, нужно решить следующие задачи:

    • показать развитие радиовещания и телевидения в 80-90-е гг XX века;
    • доказать влияние Перестройки на средства массовой информации и их дальнейшее развитие.

          Объектом исследования являются  радиовещание и телевидение 80-90-х  гг XX века, активно преобразующихся в этот период. Для сопоставительного анализа кроме учебной литературы привлекались законы и кодексы, появившиеся в годы Перестройки.

      Из  вышеуказанных целей и задач  вытекает следующая структура работы, которая состоит из трёх глав – 1.Телевидение в годы Перестройки, 2.Радиовещание в годы Перестройки, 3.Перестройка, как судьба –, в которых раскрываются основные аспекты деятельности журналистов и ведущих данного периода. При помощи сопоставительного анализа ведётся наблюдение за выбранными  СМИ.

      По  данной теме написано не мало работ и учебной литературы:  Кузнецов Г.В., Юровский А.Я. «Телевизионная   журналистика» (учебник для студентов), Цвик В.Л. «Телевизионная журналистика: история, теория, практика» (учебное пособие); статей и заметок в журналах и газетах:  Матвеева Л.  «Президентов делает телевизор» (газета «Аргументы и факты»), Мельников Н.  «Эдуард Сагалаев -  «Сын перестройки»» ( журнал «Лехаим»).

Глава 1. Телевидение в годы Перестройки 

       1.1. Стремительное развитие телевещания

     Практически все население СССР смотрело телевизионные передачи, которые к 1990 г. вели более 130 программных телецентров. Первая программа стала доступной в самых удаленных регионах, вторая использовалась для прямых телетрансляций заседаний Верховного Совета СССР, третья – предназначалась москвичам, четвертая – являлась учебной. Несомненным достижением Центрального телевидения стали передачи «12 этаж», «Взгляд», «7 дней», «До и после полуночи». Как   противоречие официозному «Времени» стали выходить в эфир ночные выпуски   Телевизионной службы новостей, в которых работали молодые талантливые журналисты. Вся совокупность политических перемен, происшедших в нашей стране (гласность, закон о печати, отменяющий цензуру), раскрепостили телевизионных журналистов, в том числе и ведущих   информационно-публицистических программ. 1

     В январе 1989 года на экранах Гостелерадио СССР появилась воскресная программа  «7 дней». Э.Сагалаев и А. Тихомиров  взяли на себя смелость высказывать  свое собственное мнение по поводу событий минувшей недели. Такого до них еще никто не делал. В марте 1990 года «7 дней» были запрещены. В то время многие журналисты продолжали отстаивать принцип партийности в   эфире. Для тех, кто посмел этот принцип нарушить, наступили черные дни. Так,   за самостоятельность взглядов и суждений был отстранен от эфира ведущий   «Международной панорамы» А.Бовин.

     Весной 1991 года в альтернативу останкинскому  телевидению возникло  телевидение  России. Туда перешли наиболее демократически настроенные   журналисты. Противоборство этих двух каналов продолжалось до конца 1991года,   до распада СССР. 2

     Значительных  успехов добилось ленинградское  телевидение. Это, прежде всего, «Телекурьер» – обозрение из небольших репортажей, снимаемых в течение каждой субботы  и выдаваемых в эфир ближе к  полуночи. Это и «600 секунд» Александра Невзорова, который в одиночку обеспечивал ежедневные десятиминутки новостей и стал одним из популярных телеведущих. Неизменный интерес вызывали передачи «Пятое колесо», с выходом которого на телеэкраны появился совершенно новый видеоканал, объединивший конгломерат разнохарактерных и разножанровых материалов. Именно на этом канале были переданы первые интервью с академиком А. Сахаровым, первые записи митингов общества «Память», первые митинги в поддержку сооружения Мемориала жертвам сталинизма.

     В августе 1990 г. был создан Союз организаций кабельного и эфирного телевидения СССР, представлявших около 500 зарегистрированных в стране студий кабельного телевидения, обслуживающих до 15 млн. абонентов.3 

  1.2. Место телевидения в манипуляции сознанием

    В условиях российской реальности конца XX века практически единственным доминирующим типом культуры оставался тот, который транслировался средствами массовой информации. В конце XX века аудиовизуальные средства записи, хранения и воспроизведения информации, обеспечивая легкость восприятия зрительных и слуховых образов, становятся у значительных слоев населения более предпочтительной формой культурного досуга, чем, например, чтение.

    В российском обществе менялась культурная, идеологическая, информационная, техническая ситуация. Культура, распространяемая средствами массовой информации, способствовала изменению духовных ориентиров населения страны, прежде всего детей и молодежи. Клубы, театры, библиотеки, музеи, филармонии ощутили последствия воздействия СМИ, которые глубоко повлияли на изменения духовных потребностей населения. Средства массовой информации позволяли познакомиться с лучшими достижениями мировой культуры высочайшего класса на образцах театрального, музыкального, изобразительного искусства, в то время как театры и филармонии воплощали на сцене те же произведения, но, зачастую, в менее качественном исполнении. Информационное давление средств массовой информации возрастало, что стимулировало не активное освоение высоких духовных ценностей, а их сугубо пассивное потребление.

    Таким образом, в течение всего рассматриваемого периода средства массовой информации оказывали существенное влияние на культурную жизнь страны. В условиях политики «перестройки» и гласности происходило увеличение количества информационных изданий, журналов, газет, программ телевидения. Средствами массовой информации освещались важнейшие события культурной жизни. Все это открывало широкие возможности для приобщения к культуре и искусству при помощи средств массовой коммуникации, в особенности телевидения. Однако транслируемые СМИ далеко не лучшие образцы западной массовой культуры сказывались на формировании ценностного восприятия и культурных предпочтений большинства населения России.4

      Исчезло и главное ранее средство массового  развлечения и культурного досуга - кино. В 1985 г. кинотеатры в РСФСР имели 2263 млн. посещений, а в 1997 - 40 млн. В 55 раз меньше! И на этом уровне кино пока и держится. Массовую аудиторию получило телевидение - оно и стало главным каналом для распространения информации. 5

      Что главное в сообщениях, передаваемых телевидением, а что является “легендой”, прикрытием - вопрос сложный. Углядеть контрабанду у контрабандиста-профессионала  всегда трудно. Уже начиная с последней  стадии перестройки резко изменился  тип сообщений СМИ по сравнению с советским периодом. Произошло почти моментальное переключение СМИ на тип информационного потока мозаичной культуры - с семантикой и риторикой. В сообщениях СМИ перестали ставиться и обсуждать целостные проблемы, понятия и теории, в которых они могут быть осмыслены. 6

      Ссылаясь  на данные психофизиологов, философ  Ю.Г.Волков пишет в 1994 г.: “Пропаганда  теории, проповедь учения, разъяснение  концепции, доктрины сегодня не в  моде. Соответствующие установки, ценностные предпочтения, стереотипы поведения формируются ненавязчиво, без сопровождения философского флера, рефлексии, а как бы под воздействием точечного массажа. В ходу зрелища, театральная символика, памфлетно-детективный жанр, полуанекдот, фарс; идеология все больше ориентируется на видео, телепередачи, музыку, пение, воздействие идет не на интеллект, а на подсознание”.7

      Конец перестройки был совмещен с моментом смены поколений, причем смены кардинальной - пришло активное поколение людей, не знавших и не прочувствовавших войну, не знакомых с тяготами восстановительного периода. В обществе господствующее положение заняли люди, которые всю жизнь были сыты. Оказалось, что это совершенно иное общество, многих простых вещей оно не понимает, и объяснять их надо на каком-то новом языке. В этих условиях “отказ” идеологической машины КПСС при вираже верхушки произошел моментально, с разрывом непрерывности - даже до кадровой чистки редакций. Консерваторы не были готовы к сопротивлению и не использовали даже тех немногих возможностей для общественного диалога, которые имелись.

Информация о работе Радио и телевидение в период Перестройки