Радио и телевидение в период Перестройки

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой – изучить основные источники информации в годы Перестройки, показать на примерах их дальнейшее развитие.
Исходя из поставленной цели, нужно решить следующие задачи:
показать развитие радиовещания и телевидения в 80-90-е гг XX века;
доказать влияние Перестройки на средства массовой информации и их дальнейшее развитие.

Содержание

Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Телевидение в годы Перестройки ……………………...6
Часть 1.Стремительное развитие телевещания…………………...6
Часть 2. Место телевидения в манипуляции сознанием ………...7
Часть 3. Роль телевидения в предвыборных кампаниях………..13
Глава 2. Радиовещание в годы Перестройки ………………………16
Часть 1. Радио продолжает жить …………………………………16
Часть 2. «Говорит Волгоград» ……………………………………17
Часть 3. Самарское радиовещание ……………………………….19

Глава 3. Перестройка как судьба…………………………………….22
Эдуард Сагалаев - «сын Перестройки» ………………………....22

Заключение …………………………………………………………...25
Список использованной литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая СМИ.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

      Особое  место в этом ряду стоят передачи Н.В.Григорьевой «Надежда». Никто  до нее не обсуждал актуальные проблемы на социальную тему в прямом эфире. Привлекая в качестве экспертов  профессиональных работников в своих  областях, и слушателей, которые могли участвовать в передачи, набрав ранее объявленный номер студийного телефона. Сегодня такие передачи стали ежедневными, а тогда они требовали от ведущего высочайшего профессионализма.

      Т.Н.Дорофеева  готовила передачи, казалось бы на первый взгляд, диаметрально противоположные по тематике: детскую - «Олег и ребята» и для деловых людей - «Башня». Но именно в них раскрылся ее журналистский и организационный талант. «Башня» была неоднократно отмечена на многочисленных творческих конкурсах.

      Не  стояло на месте и техническое обеспечение радио. Возглавлявших цех А.В.Гульман один из первых в ЮФО перевел звучание волгоградского радио на цифровое вещание, внедряя новейшую технологию монтажа и сборки радиопрограмм.

      В начале столетия радио переживает, начавшуюся в Государственном вещании России, информационную реорганизацию. Была сделана ставка на увеличение информационного вещания. И сейчас информационные блоки звучат в эфире в 7.10, 10.00, 13.10, 18.10. Это позволило выстоять в конкурентной борьбе с коммерческими станциями, которые ежегодно появлялись в FM диапазоне. Удалось сохранить и тематическое вещание, которое присутствует только в эфире областного радио. В первую очередь - дневной радиоканал «Диалог», литературные программы «Отчий край» и «Созвездие», итоговая программа «Эхо недели», «Воскресный радиоканал».14 
 
 
 

      2.3. Самарское радиовещание

      Провозглашенная в 1985 году Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым "перестройка" породила в обществе надежды на перемены к лучшему. В апреле 1986 года Горбачев посетил Куйбышев и Тольятти, побывал на ряде крупных предприятий, выступил перед тольяттинцами с речью, которая вызвала большой интерес в зарубежных средств массовой информации. Демократичность, живость мысли и смелость слов партийного лидера произвели благоприятные впечатления на жителей области.

      Тем не менее, ослабление идеологического  пресса способствовало пробуждению  политической активности у жителей  Куйбышевской области.

      Региональные  самарские теле- и радиопрограммы пользуются популярностью и у  жителей соседних областей. А многонациональное "Радио-7", ведущее из Самары передачи на языках народов, представители которых живут в крае, не имеет аналогов в стране.15

      В годы Перестройки и в последующие  годы в городе Самара появляются и  по сей день существуют такие крупные  радиостанции, как:

        Радио "Самара-Максимум" - современное хит-радио для взрослых -внесено в международный справочник СМИ "World TV & Radio Hand Вооk", изданный в Нидерландах. Ежедневно радио "Самара-Максимум" слушают жители Самарской, Ульяновской, Саратовской и Оренбургской областей. В сетке вещания радио "Самара-Максимум" - более 30 специальных программ собственного производства -музыкальные, информационные, развлекательные, религиозные.

      Радиостанция "Европа плюс" осуществляет трансляцию московского эфира и собственных передач на всю Самарскую и соседние области. Лаборатория рекламного звука радиостанции "Европа плюс" стала лауреатом Московского международного фестиваля рекламы.

      Радио "Ностальжи" в своих передачах сочетает музыку, информацию и рекламу. Музыкальные предпочтения - популярные мелодии разных стилей и направлений, преимущественно 60-80-х годов, джазовая классика, лучшие образцы отечественной музыки, мелодии, рождающие воспоминания. Большой объем информационно-аналитических программ.

      "Радио-7 из Самары" - единственное радио в мире, вещающее на одиннадцати языках: русском, татарском, чувашском, эрзянском, польском, немецком, еврейском, украинском, армянском, грузинском, белорусском. На одиннадцати языках звучат областные и городские новости, ежедневно выходят репортажи из губернской и Самарской городской Дум.

      Радио "Эхо Самары" оказывает предпочтение текстовым программам, которые занимают 70 % общего вещания. В эфир транслируются как лучшие программы федерального радио "Эхо Москвы", так и собственного производства.

      Радио "Голос Самары" ориентировано на аудиторию в возрасте от 25 лет и старше. Передачи посвящены общественно-политическим и социально-экономическим новостям города, событиям культурной жизни. Музыкальная программа ориентирована на стиль ретро, отечественную и зарубежную популярную музыку, классические произведения.

      Радио "Маяк-Самара" является первым в России представительством "Маяка" на региональном уровне. Режим вещания с 6.00 до 22.00, на 53-й минуте каждого часа - информационные выпуски. Редакция работает в режиме информационного вещания, которым охватывается г. Самара и Самарская область.

      Успех "Русского радио" в Самаре обусловлен качественным вещанием. Для производства аудиопродукции на "Русском радио" создана профессиональная студия, оснащенная единственной в городе профессиональной цифровой станцией "Audicy" мирового лидера фирмы Оrban, американскими библиотеками звуковых эффектов "Ноlliwood eEdge" и ТМ Сеntuгу, музыкальной рабочей станцией Коrg.

      На  сегодняшний день в Самарской области зарегистрировано 438 газет, 120 журналов, альманахов, бюллетеней, 10 информагентств, 76 радиопрограмм, 69 телепрограмм.16 
 
 

 Глава 3. Перестройка как судьба 

Эдуард  Сагалаев. «Сын перестройки»

      Ему неоткуда было ждать помощи – он сделал карьеру исключительно благодаря  силе своего характера и нацеленности на практический успех. Провинциальный журналист из ташкентской газеты смог стать одним из «властителей дум», руководителем крупнейшего телеканала – и найти в себе силы уйти, когда его дело было закончено.

      Эдуард  Михайлович Сагалаев родился 3 октября 1946 года в городе Самарканде Узбекской  ССР. В 1967 году окончил филологический факультет Самаркандского  университета, а затем – Академию общественных наук при ЦК КПСС. Будучи студентом университета, начал работать на радио и в газете. Вырваться в Москву – для уроженца национальной республики, выросшего в сфере русской культуры, – был единственный шанс для полнокровной карьеры.

      В Москве провинциальный журналист стал инструктором отдела пропаганды ЦК ВЛКСМ  – первая ступень к заоблачным высотам партийной карьеры. Впрочем, в ЦК он пробыл недолго и в годы «глухого застоя» стал заместителем главного редактора молодежной редакции Центрального телевидения, а спустя девять лет – главным редактором. За успехи в «пропаганде идей социализма» Эдуард Сагалаев удостоился даже Государственной премии СССР.

      Когда началась перестройка, Сагалаев стал одним из активнейших ее деятелей. Достаточно сказать, что самое модное средство перестроечной пропаганды – программа «Взгляд» – базировалось в его молодежной редакции. Известность Сагалаева началась как раз в то время, что позволило многим считать его «сыном перестройки». Однако положение его было своеобразным: «Я не был в команде Горбачева, но я не был и в команде Ельцина. Я чужой для них. И не в последнюю очередь потому, что родился не в России: мне передавали, что в очень высоких кабинетах обсуждают: как это полуузбек-полуеврей, родившийся в Самарканде, руководит русским телевидением?»

      А руководил Сагалаев весьма успешно, хотя карьера его была полна не только взлетов, но и падений. Сначала  он занял должность руководителя информационной программы «Время», но вскоре его «задвинули» на Учебный канал – после главной новостной программы страны это было похоже на ссылку. Сагалаев ушел с телевидения, став председателем Союза журналистов СССР.

      Это падение позволило ему набраться  новых сил и послужило стимулом на пути к нынешнему могуществу. Сагалаев организовал «Московскую независимую телевещательную корпорацию» (ТВ-6). Она была зарегистрирована 25 июля 1991 года. После августовского «путча», во время которого Сагалаев был в Белом доме, он вернулся на телевидение первым заместителем председателя Егора Яковлева. Но в июле 1992 года оставил должность по собственному желанию: «Я понял, что государственное телевидение не будет таким, каким я его вижу, оно по-прежнему останется средством воспитания масс и идеологическим оружием и я не смогу реформировать его так, как мне хотелось…»

      Сагалаев  сосредоточил внимание на собственном  детище – телеканале ТВ-6. Канал поначалу наполовину принадлежал медиамагнату Теду Тернеру, однако Сагалаев смог освободиться от американского влияния.

      Весной 1996 года отправляется в отставку Олег Попцов, председатель Российской телерадиокомпании, и Сагалаев назначается на его  место. Это была вершина карьеры: за тот год, что Сагалаев занимал  эту должность, он полностью реорганизовал  вещание, обновил кадры, изменил саму концепцию телевидения. Современный телеканал «Россия» до сих пор живет по принципам, утвержденным Сагалаевым.

      Он  руководил ТВ-6 вплоть до его закрытия в 2001 году. Но Сагалаев всегда отличался  тем, что ему было куда отступать. С 1999 года он – заместитель председателя Совета директоров ОАО «Общественное российское телевидение», с 1995 года – академик Российской академии телевидения. В 2001 году он создал Фонд развития телерадиовещания, электронных СМИ и интернет-технологий. Ныне Эдуард Михайлович занимает пост председателя Национальной ассоциации телерадиовещателей, объединяющей более 400 телерадиокомпаний России. Он член правления фонда «Академия российского телевидения», член Общественной палаты при Президенте РФ, награжден двумя орденами Дружбы народов и премией ТЭФИ. Но главное в том, что он остается одной из знаковых фигур нашего времени. 17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

     По  масштабу вызванных ею перемен в  Европе, да и во всем мире перестройку  справедливо сопоставляют с такими историческими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России.

        Подводя итоги всего вышесказанного, можно твердо заявить, что политическая  борьба в России неразрывно  связано со СМИ. Становление  демократии в стране, обусловило  большие перемены и  мощный скачок в развитии СМИ. Радио и телевидение  становятся настоящей ареной для предвыборных баталий. И хотя СМИ порой обрушивают на избирателя потоки самой противоречивой информации, но именно они помогают избирателю определиться в своем выборе.

       Вступив на путь свободного  развития, СМИ в России сталкиваются  с множеством препятствий. Чиновничий  произвол, стремление «подправить»  либеральное законодательство с  помощью местных репрессивных  указов, ограничивают свободу СМИ.  Все это угрожает и самим потребителям информации, поскольку ведет к распаду единого информационного пространства.

       Другим препятствием является  экономическая зависимость СМИ,  которая без сомнения, влияет  на качество доводимой до народа  информации, способствует созданию целых информационных империй, во главе которых стоят крупные политические деятели. Политические лидеры и организации используют зависимые от них СМИ в своих целях. Для этого широко применяются политическая реклама, формирование нужного имиджа, создание негативного отношения к противнику, а также откровенный показ компроматов.

       Очень часто, с целью создания  нужного общественного мнения, СМИ  искажают информацию или же  интерпретируют ее в пользу  той или иной политической  организации. Информация доходит до потребителя, претерпев множество изменений. В частности, сейчас есть все основания полагать, что применяемая политико-географическая мифология выдержит испытание на прочность и, изменившись в деталях, в целом сохранится.

      Особую роль в политической  борьбе в России сейчас отводится телевидению. Дороговизна печатных изданий сделала телевидение одним из самых доступных источников получения политической информации для больших слоев общества. Особенно это касается наиболее отдаленных уголков нашей страны, куда пресса попадает с большим опозданием.

        Влияние телевидения на ход  предвыборных кампаний просто  трудно переоценить. Изменились  и стали более изощренными  технологии телевизионного процесса  при работе с кандидатами. Под  воздействием как объективных  изменений в политическом процессе, так и специфики современных СМИ, избирательные кампании выливаются в, своего рода, популярные спектакли или даже спортивные репортажи со своими победителями, проигравшими, напряженными перипетиями борьбы.

Информация о работе Радио и телевидение в период Перестройки