Развитие российской отрасли телекоммуникаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:37, статья

Описание работы

Телекоммуникационные технологии играют огромную роль во всех без исключения сферах современного общества. Эта роль особенно возрастает при решении задач современного этапа развития страны, когда от скорости, качества и своевременной передачи информации зависит правильность принятия стратегически важных решений, как на уровне регионов, так и отдельных субъектов экономических отношений.

Работа содержит 1 файл

Развитие российской отрасли телекоммуникаций Часть 1.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Развитие российской отрасли телекоммуникаций Часть 1. История  становления

Автор: Игорь  Корнеев

Опубликовано  в журнале "CIO" №12 от 28 декабря 2004 года

Телекоммуникационные  технологии играют огромную роль во всех без исключения сферах современного общества. Эта роль особенно возрастает при решении задач современного этапа развития страны, когда от скорости, качества и своевременной передачи информации зависит правильность принятия стратегически важных решений, как на уровне регионов, так и отдельных субъектов экономических отношений. Кроме того, телекоммуникационные системы исключительно важны в передаче и доведении до каждого члена общества политической, общественной, культурной, образовательной и другой информации. Отрасль связи выполняет важнейшую государственную функцию передачи информации для обеспечения политической и экономической безопасности страны, жизнедеятельности людей, общественного производства, управления на всех иерархических и территориальных уровнях. 

Анализируя современный  телекоммуникационный рынок нашей страны можно выделить несколько этапов его формирования. Основой сложившейся структуры по праву можно считать процесс либерализации рынка телекоммуникаций. До начала этой либерализации, как и большинство отраслей в советской экономике, отрасль телекоммуникаций была монополизирована. Принципы реформирования были определены Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 1992 г. № 1003 «О приватизации предприятий связи» и концепцией программы Российской Федерации в области связи, одобренной Советом Министров — Правительством Российской Федерации (протокол № 11 от 25 марта 1993 г.). В результате реформы Министерство Российской Федерации по связи и информатизации перестало быть собственником сетей и предприятий связи и прекратило выполнять хозяйственные функции в области связи, сохранив за собой функции государственного регулирования в отрасли. К ним относятся: реализация государственной политики в отрасли «Связь и информатизация», проведение научно-технической политики, осуществление контроля над развитием рынков услуг связи и оборудования связи, стимулирование развития этих рынков, координация деятельности операторов связи, прогнозирование развития сетей связи, формирование и защита информационных ресурсов страны и т. д.

  

В 1992 году была проведена реформа, в основу которой была положена приватизация государственных предприятий связи путем их акционирования. В результате приватизации сформировались новые крупные быстро развивающиеся направления отрасли, такие как мобильная связь, Интернет и другие. Адаптации новых передовых технологий, созданных как в России, так и за рубежом, активно способствовал высокий спрос на телекоммуникационные услуги в связи с появлением в стране большого числа совместных предприятий и ростом отечественного предпринимательского сектора. В дальнейшем, важное значение для освоения нововведений в области телекоммуникаций приобрела развернувшаяся острая конкуренция предприятий связи за предоставление их услуг массовому потребителю. Произошло стремительное увеличение объемов, качества и спектра предоставляемых услуг практически во всех сферах рынка телекоммуникаций.  

Доход этого  сектора экономики рос год  от года и в 2003 году увеличился более, чем на 40%, составив около 395,6 млрд. руб. Напомним, что в 2002 году доход отрасли  был равен 273,2 млрд. руб., что превысило аналогичный показатель 2001 года также на 40%. Очевидно, что отрасль телекоммуникаций является в настоящее время одной из самых динамично развивающихся отраслей российской экономики.  

Главным образом, рост отрасли был обеспечен за счет притока иностранных инвестиций, сертификации оборудования связи зарубежного производства и предоставления лицензий для работы на российском рынке иностранным компаниям. Согласно данным официальной статистики, в 1998 году в России было зарегистрировано 204 предприятия и организации отрасли связи с участием зарубежного капитала.  

Хорошей иллюстрацией активности роста отрасли связи  является количество выданных лицензий на различные виды деятельности в  области связи и телекоммуникаций. Так, в 2003 году было выдано более 4 597 лицензий на предоставление услуг с использованием средств электросвязи, более 900 лицензий на телерадиовещание и 55 для почтовой связи (см. рис. 1).

  

Сильная зависимость  от рыночных сил в основном положительно повлияла на развитие отрасли. Вместе с тем, она стала источником некоторых отрицательных событий. В частности — порождала дополнительные риски в случае ухудшения общей экономической ситуации на рынке. Как следствие, колебания курсовой стоимости акций телекоммуникационных компаний часто имели более значительную амплитуду, чем в других секторах российской экономики.  

Особенно серьезные  последствия для развития отрасли  имел финансовый кризис в августе 1998 года. Многие телекоммуникационные компании в этот период пострадали от общего снижения деловой активности и уменьшения покупательной способности граждан. Другой серьезной проблемой стала выплата долгов по полученным предприятиями связи иностранным финансовым и товарным кредитам: обменный курс изменился в результате кризиса с 6 до более чем 28 рублей за доллар, однако основные внутренние тарифы за услуги связи выросли в значительно меньшей степени, поскольку регулировались государством.  

Тем не менее, отрасль  телекоммуникаций продолжила свое поступательное развитие. Уже в 1999 году был отмечен новый рост числа телефонных линий, внутреннего трафика, количества обладателей подключенных мобильных телефонов и пользователей сети Интернет. По ряду прямых и косвенных признаков можно судить о том, что телекоммуникационная отрасль перенесла кризис легче и справилась с его последствиями быстрее, чем многие другие отрасли российской экономики. Как видно, развитие телекоммуникационного сектора в России в 90-е годы претерпело существенные изменения под влиянием технического прогресса и экономических реформ. Единственный показатель, по которому российский телекоммуникационный рынок близок к большинству аналогичных рынков Западной Европы, является структура в разрезе пользователей.  

Наиболее интересным, наряду с оценкой параметров всего рынка, представляется оценить параметры отдельных сегментов. Такая необходимость вызвана тем, что не все сегменты рынка развиваются одинаково динамично и равномерно. Наиболее быстро развивается и наибольшие перспективы обещает мобильная связь. В этом сегменте рынка развернулась самая острая конкурентная борьба.  

В настоящий  момент в России насчитывается более 36 млн. абонентов мобильной связи, что соответствует уровню охвата населения 24,8%. Наблюдается постоянное снижение тарифов на услуги. Инвестиционная и маркетинговая стратегия операторов мобильной связи со стороны государства не контролируется. Потенциал роста рынка мобильной связи оценивается как высокий. На долю этого сегмента пришлось 38% всех инвестиций телекоммуникационного рынка России в 2003 году. С одной стороны — это самые высокие темпы роста на телекоммуникационном рынке России, внушающие оптимизм, с другой стороны, следует помнить о странах, где проникновение мобильной связи значительно выше.  

По уровню доходов  беспроводная связь занимает второе место в структуре доходов современного российского телекоммуникационного рынка. Стремительное развитие этого сектора позволяет говорить о высоком коэффициенте эффективности рынка, хотя степень интеграции и степень использования потенциала рынка ниже аналогичных показателей Европейского Союза и ряда других стран.  

На втором месте  по темпам роста находится проводная  телефонная связь. Она обеспечивается 92 традиционными и около 2 700 новыми организациями связи. Доля новых  компаний на рынке услуг связи, оказываемых компаниями проводной телефонной связи, в целом по России составляет около 15%. Однако в наиболее экономически развитых регионах страны данный показатель значительно выше (например в гг. Москве и Санкт-Петербурге — более 50%). Новые фирмы телекоммуникаций и связи концентрируют свои усилия на привлечении наиболее платежеспособных клиентов, предлагая им весь спектр самых современных и качественных услуг. Инвестиционная и маркетинговая стратегия новых компаний проводной, так же как и беспроводной, связи, со стороны государства не контролируется. Доля традиционных компаний на рынке услуг проводной телефонии составляет на данный момент 85%. Большая часть традиционных компаний внесена в реестр субъектов естественных монополий, при этом они являются относительно небольшими с точки зрения номерной емкости (100-300 тыс. номеров). Лишь 3 региональные компании имеют более 1 млн. телефонных номеров каждая. Это акционерные общества «Московская городская телефонная сеть» (МГТС — 3,9 млн. абонентов), «Санкт-Петербургская телефонная сеть» (ЛГТС — 1,75 млн. абонентов) и «Электросвязь» Московской области (1,24 млн. абонентов).  

Они вместе обслуживают  около 22% всех абонентов в России. На долю сегмента проводной телефонной связи пришлось 32% всех инвестиций телекоммуникационного рынка России в 2003 году. Сегодня у России — 51 тыс. каналов международной связи (для сравнения: в 1990 г. на весь Советский Союз приходилась 1 тыс. таких каналов), столько же их сейчас, к примеру, у ФРГ. В нашей стране за последние годы обеспечена автоматическая телефонная связь со 180 государствами мира. Построены 7 международных коммутационных центров, а проблема их дальнейшего строительства в стране решена на перспективу. Кроме того, проводимая ценовая политика благоприятно сказывается на развитии сектора. Однако темпы роста сектора проводной связи во многом сдерживаются из-за перекрестного субсидирования.  

В наше время  спрос на передачу информации и данных телекоммуникационных компаний достаточно велик и постоянно растет. Этот раздел телекоммуникационного рынка в структуре доходов современного российского рынка отнесен к сегменту документальной связи и находится на третьем месте по доходам и темпам роста. Поток инвестиций в сети передачи данных и доступа к Интернету достаточно велик, он составляет 12% от общего объема инвестиций. Этот сегмент документальной связи развивается с устойчивой и постоянно нарастающей динамикой.

Альянсы? Альянсы 

Если рассматривать  и анализировать все вместе, то можно сказать, что российский телекоммуникационный рынок, несмотря на динамичное развитие, имеет значительное отставание от телекоммуникационных рынков развитых стран мира. По целому ряду показателей мы находимся на стадии начального развития информационно-телекоммуникационного общества (единственным исключением является мобильная связь). Возникает естественный вопрос: что нужно сделать, чтобы увеличить динамику развития отрасли? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, что же привело к активному и эффективному росту телекоммуникационных рынков ведущих стран мира. Мировой опыт позволяет сделать однозначный вывод о том, что основными движущими элементами телекоммуникационных отраслей различных стран мира являются партнерские союзы и стратегические альянсы, и что от концентрации союзов и альянсов, имеющих долговременные программы развития, зависят темпы роста телекоммуникационного рынка. Посмотрим, что же делается на отечественном рынке телекоммуникаций в этом направлении.  

Выше отмечалось, что отрасль телекоммуникаций является в настоящее время одной из самых динамично развивающихся отраслей российской экономики. Вместе с тем, она еще очень далека от того, чтобы исчерпать потенциал своего роста. По большинству своих показателей отечественный телекоммуникационный рынок соответствует телекоммуникационным рынкам стран с переходной экономикой. Если динамика развития рынка телекоммуникаций останется без изменений, то для достижения нынешних показателей в области телекоммуникаций стран-членов ЕС нам потребуется от 5 до 20 лет, а также финансирование и капиталовложения в объеме 55-60 млрд. долларов. Эти параметры в значительной мере можно скорректировать в сторону уменьшения, если ускорить создание стратегических альянсов, которые являются катализатором мировой экономики. Степень интеграции на телекоммуникационных рынках Западной Европы и ведущих мировых держав очень высока. У нас в стране, даже в самых динамично развивающихся сегментах телекоммуникационного рынка, степень интеграции не превышает общемирового среднего значения. Поэтому интересно посмотреть и проанализировать причины, не позволяющие увеличить динамику развития рынка телекоммуникаций России и найти способы и методики для их устранения. Тем более что, принимая во внимание размеры территории, численность населения, природные ресурсы и экономический потенциал России, вполне очевидно, что существует немало возможностей для расширения деятельности российских и иностранных компаний — производителей оборудования, операторов связи и т. д.  

Развитие рынка  невозможно без инвестиций. Объем  и состав инвестиций являются одним из основополагающих показателей любого рынка в любой части планеты. Однако на данный момент инвесторы практически не участвуют в долгосрочных проектах в отечественной телекоммуникационной отрасли, за исключением космической программы телекоммуникаций. Выход на новые рынки всегда рассматривается любыми компаниями как стратегически важная и исключительно трудная проблема, которая требует приложения больших аналитических и управленческих усилий. Период 90-х годов был весьма благоприятным для развития международного сотрудничества и создания стратегических альянсов. Существовал явно выраженный интерес со стороны российских партнеров, обусловленный потребностями в новых, уже получивших широкое распространение за рубежом, технологиях связи и соответствующем современным требованиям оборудовании. И, самое главное, в кредитах и инвестициях на их освоение. На создание стратегических альянсов работал и временной фактор, связанный с усилением в отрасли глобальной конкуренции. Многие крупнейшие телекоммуникационные компании проявляли интерес к российскому рынку. Каждая из них должна была учитывать реальную опасность того, что потенциальные конкуренты используют открывающиеся возможности первыми и получат в результате важные конкурентные преимущества. Ситуация усугублялась исторически сложившейся высокой степенью монополизации российского рынка связи. Быстрому становлению и развитию новых форм интеграции способствовали следующие факторы:  

отсутствие законодательной  и нормативной базы, обязывающей  новых операторов рынка участвовать в развитии неприбыльных сегментов рынка (в той или иной форме);

отставание процесса приватизации базовых операторов, которые  в то время являлись государственными предприятиями; бурный рост коммерческих структур, особенно в сырьевых районах, федеральных и региональных центрах, что требовало значительного расширения объемов и номенклатуры услуг связи;

высокий уровень  подготовки работников отрасли, способных  быстро осваивать новые технологии связи и основы рыночной экономики;

затоваренность  западного рынка производства средствами связи;

ограничения по экспорту, в отношении СССР, существовавшие в то время; ряд налоговых льгот  для предприятий с участием иностранного капитала;

явная ориентированность руководства страны на западные модели развития рыночных отношений;

Информация о работе Развитие российской отрасли телекоммуникаций