Развитие российской отрасли телекоммуникаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:37, статья

Описание работы

Телекоммуникационные технологии играют огромную роль во всех без исключения сферах современного общества. Эта роль особенно возрастает при решении задач современного этапа развития страны, когда от скорости, качества и своевременной передачи информации зависит правильность принятия стратегически важных решений, как на уровне регионов, так и отдельных субъектов экономических отношений.

Работа содержит 1 файл

Развитие российской отрасли телекоммуникаций Часть 1.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

простота получения  лицензий;

личная заинтересованность высшего управленческого слоя отрасли  и руководства предприятий связи  на местах;

— свободные  цены на новые услуги связи.  
 

С другой стороны, существовали большие финансовые риски  выхода на новый рынок, связанные  с начальным этапом экономических  реформ в России и непредсказуемостью их последствий в тот период времени. Реальный уровень этих рисков продемонстрировал  финансовый кризис в августе 1998 года. Однако в подавляющем числе случаев крупнейшие телекоммуникационные компании сознательно шли на создание стратегических альянсов.  

Таким образом, можно сделать вывод, что в 90-е  годы сложились два встречных  потока взаимовыгодных интересов российских и зарубежных компаний связи. Эти интересы представляла в той или иной степени неявно выраженная формула международного сотрудничества: технологии и инвестиции в обмен на доступ на новый перспективный рынок. В результате проведенного в июне 1999 года анкетного опроса телекоммуникационных компаний России если не прямо, то, по меньшей мере, косвенно подтверждается вывод о важной роли международной технологической кооперации для развития российского рынка телекоммуникаций. С целью укрепления своего положения на российском рынке телекоммуникаций зарубежные компании практиковали в 90-е годы широкий спектр различных форм организации сотрудничества с российскими предприятиями. Наиболее часто использовались следующие из них:  

Создание новых совместных предприятий, формирование стратегических альянсов, а затем слияние и поглощение.

Участие через  инвестиционные компании и фонды  в приватизации государственных  предприятий связи на чековых  аукционах и приобретение акций  уже приватизированных предприятий на фондовом рынке.

Экспорт современного оборудования связи и предоставление товарных кредитов на эти цели.

Совместное выполнение работ по контрактам или субконтрактам.

Проведение совместных НИОКР с российскими организациями.  
 

Выбор формы  вхождения на российский рынок зависел во многих случаях от области коммерческих интересов зарубежных компаний. Можно выделить пять таких областей, в которых шло наиболее интенсивное международное сотрудничество на российском рынке телекоммуникаций:  

Развитие региональных сетей обычной телефонной связи.

Создание сетей  мобильной связи.

Спутниковая связь.

Интернет и  электронная коммерция.

Производство  телекоммуникационного оборудования.  
 

Динамику развития региональных сетей обычной телефонной связи можно определить с учетом глобальных изменений в телекоммуникационной индустрии. А именно, в результате либерализации российского рынка связи появились новые возможности для технологической кооперации, которые вызвали коммерческий интерес как со стороны российских, так и со стороны зарубежных компаний. Одним из первых получило интенсивное развитие направление, связанное с оснащением региональных линий стационарной связи новым современным оборудованием иностранного производства. Созданные в период с 1989 по 1994 годы совместные предприятия дали своего рода технологический толчок развитию всего российского рынка телекоммуникаций. Большая часть вновь создававшихся негосударственных компаний в регионах и центре использовала сложившуюся ранее и во многом устаревшую инфраструктуру, которая строилась преимущественно на затратных принципах обработки и передачи сигналов связи. Для повышения качества услуг связи операторы стали устанавливать новое современное коммутационное оборудование зарубежных производителей. Активное участие российского оператора связи — МГТС в создании совместных предприятий с зарубежными партнерами в начале 90-х годов объяснялось стремлением преодолеть наметившиеся финансовые и технологические трудности. Всего в этот период в различных направлениях было создано около 20 подобных предприятий, однако только 8 из них оказались успешными.  

Так, в 1989 году была учреждена компания «Комстар» в  равных долях с английской компанией  «GPT Limited» (сейчас она носит имя  «Marconi Communication») для оказания услуг в области телефонии, передачи данных, видеоконференцсвязи и доступа к Интернету. Вскоре ее клиентами стали многие банки, московские офисы транснациональных компаний, посольства, гостиницы, аэропорты и другие крупные московские организации. В начале 90-х годов «Комстар» получила кредит в 75 миллионов долларов от правительства Великобритании на развитие московской сети телекоммуникаций. Компания телефонизировала на современном уровне некоторые микрорайоны Москвы, причем ее услуги предоставлялись по ценам МГТС. Другим ярким примером формирования альянсов в России можно назвать компанию «Комбелга», учрежденную в 1991 году МГТС и московской фирмой «Коминком» совместно с зарубежными компаниями «Alcatel» и «Belgacom». Ее клиентами в то время стали посольства ряда европейских стран и США, Центральный банк России, нефтяная компания «Лукойл», десятки крупнейших отелей и другие организации.  

Одновременно  с созданием совместных предприятий  зарубежные инвесторы и телекоммуникационные компании активно участвовали в  приватизации российских предприятий связи, а также покупали акции этих предприятий на вторичном фондовом рынке. До финансового кризиса в августе 1998 года иностранные инвесторы обладали большими пакетами акций в уставном капитале большинства региональных операторов связи. Примером крупнейшей сделки была покупка за 1,875 миллиарда долларов 25% + 1 акции холдинга «Связьинвест», контролирующего 86 региональных операторов связи. Для этого был специально сформирован и зарегистрирован на Кипре консорциум российских и иностранных инвесторов «Мастком». В него вошли «Онэксимбанк» (Россия), фонд Сороса, Morgan Stanley Assets Management и Deutsche Morgan Grenfell. Доля иностранных инвесторов в зарегистрированном уставном капитале крупнейшего российского оператора дальней связи «Ростелеком» достигла в 1997 году 24,64% обыкновенных акций и 46,56% привилегированных акций.  

Третьей широко практиковавшейся формой выхода зарубежных компаний на российский рынок региональных систем связи стал экспорт современного оборудования. Известно большое количество подобных примеров. Крупный московский оператор цифровой связи «МТУ-Информ» использовал для создания волоконно-оптической сети передачи данных оборудование компании «ECI Telecom» (Израиль). Кроме того, это предприятие входило в стратегические альянсы с такими зарубежными фирмами, как «AMT Group», «Lucent Technologies», «NEC», «Newbridge Networks», «Nokia», «Sun Microsystems» и т. п. Один из крупнейших региональных операторов «Уралтелеком» использовал наряду с оборудованием российского производства оборудование известных иностранных фирм «IskraTel», «Italtel», «ECI Telecom», «Schlumberger Industries», «NEC» и др.  

Развитие стратегических альянсов в России также можно  наблюдать на примере становления  мобильной связи. Менее 5 лет потребовалось для создания в Москве, Санкт-Петербурге, а затем и в других российских городах рынка мобильной связи на основе практически всех современных стандартов. К 2000 году во всех регионах России уже насчитывалось в общей сложности около 200 больших и малых операторов сотовой связи.  

Начиная с 1998-2000 гг. заметно увеличилось использование  всех стандартов мобильной связи. При  этом 73% российских пользователей находились в Москве и Санкт-Петербурге. В  Москве каждый стандарт мобильной связи  первоначально распространялся преимущественно одним оператором. В начале 1998 года 41% абонентов обслуживался компанией МТС, 34% — компанией «Вымпелком» (торговая марка «Би Лайн») и 25% — компанией MCC.  

Каждая из представленных выше компаний развивала свой бизнес в тесной кооперации с иностранными партнерами, участвуя в существующих и создавая новые стратегические альянсы. В ноябре 1998 года 25% + 1 голосующую акцию «Вымпелкома» приобрела норвежская телекоммуникационная корпорация «Telenor» за 162 миллиона долларов. Что касается MTC, то эта компания принадлежала до 30 июня 2000 года двум учредителям: 51% ее акций контролировала московская АФК «Система» и 49% — «Deutsche Telecom» («DeTeMobil»). 30 июня 2000 года MTC разместила около 15% своих акций на Нью-йоркской фондовой бирже. Предполагалось, что она получит за это после налогообложения около 305 миллионов долларов. Размещение акций готовилось и осуществлялось совместно с «Deutcshe Bank AG London» и «ING Baring». В результате капитализация компании достигла 2,1 миллиарда долларов. Министерство связи предоставило в мае 2000 года третью лицензию на работу в диапазоне частот стандарта GSM 900/1800 компании «Sonic-Duo», которая была создана первоначально в 1999 году как дочерняя структура финской телекоммуникационной компании «Sonera». Стратегическим партнером в альянсе с российской стороны стал «Центральный телеграф», входящий, в свою очередь, в холдинг «Связьинвест». Согласно приводившимся в печати данным, «Центральный телеграф» получил в «Sonic-Duo» 65% акций. Шведская компания «Ericsson» в начале 90-х годов помогала первому московскому оператору мобильной связи — «MCC» — в создании сети стандарта NMT-450, а с 1998 года приступила к ее модернизации. В 1994 году «Ericsson» начала сотрудничать с компанией «Вымпелком» в построении сети сотовой связи стандарта AMPS, а затем — в освоении цифрового стандарта сотовой связи TDMA/AMPS. «Вымпелком» стал первой российской компанией, которая разместила свои акции в форме американских депозитарных расписок на Нью-йоркской фондовой бирже в 1996 году. Полученные от размещения ценных бумаг 100 миллионов долларов были направлены на создание сети GSM в Москве. В 2000 году «Вымпелком» осуществил новое размещение акций на сумму в 225,4 миллиона долларов. 3,2% акций компании за 30 миллионов долларов приобрел, в частности, Европейский банк реконструкции и развития.  

Помимо мобильной  и проводной связи на протяжении ряда лет зарубежные компании сотрудничают с российскими предприятиями  в реализации международных проектов по развитию глобальных спутниковых систем связи. Можно указать две достаточно очевидные причины, которые содействуют развитию сотрудничества. Во-первых, российские ученые имеют в области космических исследований общепризнанные достижения. Во-вторых, необходимость в использовании спутников связи диктуется размерами российской территории. Успешным примером создания международного стратегического альянса является российское предприятие «Космический центр им. Хруничева», участвующее с 1993 года в международном проекте «Иридиум», главными инвесторами которого выступали «Motorola», «Nippon Iridium Corporation», «SK Telecom», «Korea Mobile Communication» и другие ведущие телекоммуникационные фирмы мира.  

Важным этапом развития телекоммуникаций в России стало появление доступа к  Интернету. Появление этой телекоммуникационной услуги привело к созданию ряда стратегических альянсов в этой области и создало в России новые виды деловой активности. Основным из них стало предоставление выхода в сеть гражданам.  

Наглядным примером создания международного стратегического альянса в этой области является производство телекоммуникационного оборудования для доступа в Интернет. Масштабы этого бизнеса в нашей стране достигли к 1998 году 150 миллионов долларов. Общий объем всех остальных видов услуг, связанных с Интернетом, оценивался в тот период времени в 12-14 миллионов долларов. За прошедшие годы эти показатели существенно увеличились. В результате был отмечен определенный интерес к этому рынку у ряда крупных зарубежных телекоммуникационных компаний и венчурных фондов. Например, «Голден Телеком», который принадлежит на 63% американскому холдингу «Global TeleSystems Group», приобрел в 1999 году одного из ведущих московских интернет-провайдеров — «Гласнет» и интернет-компании «Нева-линк» и «Нева-Телеком» (обе из Санкт-Петербурга). Несколько позднее «Голден Телеком» купил специализирующуюся в области веб-дизайна московскую фирму «Финтек» и 51% акций крупного интернет-провайдера в Нижнем Новгороде. Разразившийся в августе 1998 года кризис коснулся многих компаний и операторов рынка телекоммуникаций как по причине общего сокращения в стране деловой активности, так и в связи с уменьшением покупательной способности большей части российского населения. Одной из основных проблем отрасли стал возврат зарубежных кредитов после изменения обменного курса. В результате кризиса значительные потери понесли многие телекоммуникационные компании; так, задолженность зарубежным поставщикам оборудования всех региональных компаний, входящих в холдинг «Связьинвест», составляла на 1 января 1999 года примерно 1,614 миллиарда долларов.

  

Однако основные последствия финансового кризиса  были успешно преодолены уже к 2000 году. Доход всех российских телекоммуникационных компаний по итогам 1999 года составил 101,9 миллиарда рублей. Холдинг «Связьинвест» получил доход в размере 56,2 миллиарда рублей, что составило 135% от уровня 1998 года, прибыль от реализации услуг составила 15,8 миллиарда рублей и чистая прибыль — 12,3 миллиарда рублей. Входящие в холдинг региональные компании связи выплатили в 1999 году западным поставщикам оборудования 401 миллион долларов в счет накопленного долга. Прибыль от основных видов деятельности, полученная в 1999 году «Ростелекомом», составила 3,56 миллиарда рублей, а чистая консолидированная прибыль — 1,9 миллиарда рублей. В расчете на одну акцию был получен доход 2,76 рубля по сравнению с убытком на 21,53 рубля в 1998 году. МГТС также получила прибыль до налогообложения в размере 24,54 миллиона рублей. К 2003 году было отмечено, что уровень развития отрасли и ее вклад в ВВП страны значительно превысил докризисные показатели (см. рис. 2).

Информация о работе Развитие российской отрасли телекоммуникаций