Развитие телевизионных жанров на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в выявлении механизмов взаимодействия региональных и федеральных отечественных телеканалов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «телевизионный жанр»;
2. Дать классификацию телевизионных жанров и выявить их отличительные особенности;
3. Определить особенности трансформации телевизионных жанров и факторы, влияющие на этот процесс;
4. Рассмотреть специфику наиболее популярных жанров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

ГЛАВА I
РАЗВИТИЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ЖАНРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………….....................................6
1.1 .Информационные жанры………………………………………………….....8
1.2 Аналитические жанры……………………………………………………….20
1.3 Художественно-публицистические жанры ………………………………..28

ГЛАВА II
ТРАНСФОРМАЦИЯ КЛАССИЧЕСКИХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ЖАНРОВ………………………………………………………………………..30
2.1 Ток – шоу как современный аналог теледискуссии....................................30
2.2 Телевизионная игра.........................................................................................40
2.3 Телевидение реальности как жанр.................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............................

Работа содержит 1 файл

Метод комбинирования телевизионных жанров.doc

— 292.00 Кб (Скачать)


Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

 

ГЛАВА I

РАЗВИТИЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ЖАНРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………….....................................6

1.1 .Информационные жанры………………………………………………….....8

1.2 Аналитические жанры……………………………………………………….20

1.3 Художественно-публицистические  жанры ………………………………..28

 

ГЛАВА II

ТРАНСФОРМАЦИЯ КЛАССИЧЕСКИХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ЖАНРОВ………………………………………………………………………..30

2.1 Ток – шоу как современный аналог теледискуссии....................................30

2.2 Телевизионная игра.........................................................................................40

2.3 Телевидение реальности как жанр.................................................................

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............................

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Телевидение – это  одно из величайших явлений ХХ века, объединившее в себе передовые достижения журналистики, науки,  искусства, научно-технической мысли, экономики. Появление новых источников и видов общественной  информации всегда неизбежно ведет к перераспределению приоритетов внутри системы в соответствии с особенностями, возможностями и характером каждого из компонентов.

Так, в связи с появлением таких  новых средств массовой информации, как радио и телевидение, произошло  разделение системы средств массовых коммуникаций на традиционные и новые, печатные и электронные. В недавнем прошлом общая идеологическая направленность телевидения соответствовала курсу Коммунистической партии СССР, но телевидению, являющемуся самым сильным каналом воздействия в  силу его специфики  –  единства аудио- и видеосигнала, – отводилась  особая  роль: «воспитание советских людей в духе коммунистической идейности и морали,  непримиримости  к  буржуазной  идеологии  и  морали».

Сегодня в силу демократизации общества и телевидения, последнее постоянно совершенствуется, оттачивая свои методы и приемы, уже с учетом новых реалий.

Настоящая дипломная работа посвящена исследованию проблемы «Метода комбинирования телевизионных жанров».  

Актуальность исследования обусловлена динамичным развитием телевидения, что влечет за собой изменение жанровой структуры.

Объектом исследования являются телевизионные жанры, а в качестве предмета изучения рассматривается выявление их специфики на белорусском телевидении.(или специфика их трансформаций)

Теоретической и методологической основой для написания дипломной работы послужили работы Я.Н. Засурского, Э.Г.  Багиров, Р.А. Борецкого, Л. Кройчика, Г.В. Кузнецова, Е.П. Прохорова и др., в которых рассматриваются общетеоретические проблемы средств массовой информации и на основании которых следует классифицировать телевизионные жанры.

Исследования таких авторов, как  Р.А.  Борецкий, А. Вартанов, В.В. Егоров, Я Н. Засурский,  Г.В. Кузнецов, А.Я.  Юровский и  других  помогают  выявить основные тенденции развития телевидения в историческом  аспекте,  его специфику и роль в обществе как социального института.

Э. Г. Багиров в своих работах проанализировал этапы становления и  развития отечественного телевидения, уделяя внимание его жанровым и   функциональным  особенностям.

В.В.Егоров в монографии «Телевидение между прошлым и будущим» описывает основные черты телевещания сегодня, тематику и жанры  телевидения.

Анализируя принципы программирования на телевидении, В.В. Егоров  рассматривает  телевизионную  программу как  сложную систему, в которой  передачи существуют не изолированно, а в соседстве с другими передачами дня.

Цель работы заключается в выявлении механизмов взаимодействия  региональных и федеральных отечественных телеканалов.

Для достижения поставленной  цели  необходимо  решить  следующие  задачи:

1. Определить понятие «телевизионный жанр»;

2. Дать классификацию телевизионных жанров и выявить их отличительные особенности;

3. Определить особенности трансформации телевизионных жанров и факторы, влияющие на этот процесс;

4. Рассмотреть специфику наиболее популярных жанров.

Практическая  значимость. Данная работа может быть использована в практической деятельности журналистов телевизионных каналов,  а также в качестве основы для разработки учебного пособия для студентов-журналистов. Сведения, содержащиеся в настоящей дипломной работе, могут войти в лекционные  курсы и стать базой для спецкурсов, курсовых и дипломных работ студентов.

Цели и задачи исследования обусловили структуру работы.

Настоящая дипломная  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников

 

 

ГЛАВА I РАЗВИТИЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ЖАНРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Любое содержание укладывается в некие  формы, эти два понятия находятся  в неразрывном диалектическом единстве. Форма есть выражение внутренней связи и способа организации элементов и процессов, как между собой, так и с внешними факторами. Именно исходя из этого, можно рассматривать наиболее формализованные признаки журналистского творчества.

Жанр  — это исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий набором относительно устойчивых признаков. Понятие того или иного жанра формировалось многие годы, менялась жизнь, какие-то явления его исчезали, становились достоянием истории, возникали новые, однако, каждое новое явление, будучи принципиально иным по содержанию, сохраняло прежнюю форму. Это же относится и к жанровым формам, основанным на общности функций каждой из них, независимо от конкретного наполнения [телевиз журн].

В журналистике жанр - это относительно устойчивая структурно-содержательная организация материала, обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца [Кройчик Л. Система журналистских жанров // Корконосенко С. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000. С. 138].

Телевидение восприняло в основном функции, методы и формы своих предшественников по массовой коммуникации — печати и радио. И точно так же, как  печать и радио, телевидение во всем богатстве и разнообразии его  продукции, можно классифицировать по ряду устоявшихся формальных признаков, разделить по принадлежности к тому или иному жанру.

Теория  жанров постоянно находится в  развитии, видоизменяясь, происходит становление, развитие новых и отмирание старых жанров, впрочем, это не означает, что  жанровое деление творчества тележурналиста есть бессмысленное теоретизирование. В адекватном понимании природы того или иного жанра заложен потенциал реализации творческого развития. Понимание же неразрывно связано со знанием.

Жанр  — категория общественно-историческая. Поэтому, например, в ситуации ограничения свободы слова и печати происходит всплеск в развитии жанров аналитических и даже дидактических, напротив, расширение информационных свобод влечет за собой развитие информационных жанров, потребитель информации уже не нуждается в назиданиях, а стремится сам оценивать и анализировать факты.

При всей динамике и диалектичности понятия  жанра, существует, тем не менее, ряд  довольно-таки устоявшихся форм, в  развитии которых на протяжении продолжительного времени сохраняются сущностные признаки.

Таким образом, все разнообразие телевизионной продукции можно  классифицировать по ряду формальных признаков. Это позволяет выделить определенное количество жанров, что  важно не столько для теоретического осмысления проблем телевизионной журналистики, сколько для практической деятельности телевизионных журналистов. Ведь в адекватном понимании жанровой природы заложены возможности и наиболее полной реализации мастерства, и выполнения редакционного задания.

Обычно  журналистскую деятельность подразделяют на три основных вида — это информация, аналитика, публицистика. Каждый их них подразделяется на подвиды, которые и принято считать жанрами журналистики.

Классификация жанров телевидения впервые разработана Р.А.Борецким в книге «Информационные жанры телевидения» более четверти века назад. Современная типология телевизионных жанров идентифицирует несколько уровней, из которых два основных: информационно–публицистические — информационное выступление в кадре, комментарий, обзор, репортаж, интервью, беседа, дискуссия, пресс–конференция; и художественные (постановочные, игровые) — очерк, документальные кино– и видеофильмы [Н. Вакурова, Л. Московкин 1997]

1.1 .Информационные жанры.

Наибольшее по объему место в теле программах занимают информационные жанры.

Им свойственны лаконичность, оперативность, сообщения о событии. Информационные жанры отличаются особыми  приемами передачи информации, «телеграфным стилем» в контексте реального  времени. Оперативность, емкость, сжатость, новизна информации, социальная значимость – это их основные характеристики. Главная из них – новость: срочное, интересное, занимательное сообщение о новом событии. Новость начинается с зачина, затем излагается основная часть.

К информационным жанрам относятся:

1. Заметка (видеосюжет).

Заметка—жанр журналистики, представляющий из себя краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт. Это общежурналистский жанр, используемый в печати, на радио, телевидении. Заметку нередко называют также  хроникальным сообщением (от греч. chronos— время). Хроника - это запись исторических событий в хронологической последовательности (поэтому журналистов часто называют летописцами событий, летописцами современности). И хроника в журналистике — это краткое сообщение о факте. Стало быть, заметка и хроникальное сообщение — определения-синонимы.

На телевидении в  этом жанре выступают устное сообщение  и видеозаметка. В документальном кинематографе видеозаметку часто  называют хроникальным репортажем: это  короткие материалы, показывающие основные моменты события в их естественной последовательности. Что же касается практиков телевидения, то в их обиходе бытуют названия «информация» (о любом хроникальном сообщении, в том числе устном), «сюжет» (как правило, о видеозаметке, иногда об отдельной «страничке» сложной сценарной передачи).

Заметка- наиболее распространенный информационный жанр, основной элемент  бюллетеней (выпусков) новостей.

Заметка в вербальной (словесной) форме или устное сообщение  передается без видеоряда. Обстоятельство, оправдывающее ее использование, состоит в особой оперативности, когда новость представляет безусловный и всеобщий интерес, а съемки по той или иной причине невозможны, либо видеоматериалы еще не получены. Вот пример такого сообщения: «Как передает агентство Рейтер, в полдень президент такой-то страны тайно покинул осажденную оппозиционерами резиденцию и отбыл в неизвестном направлении...» Новость одним предложением сообщает, кто, что, где и когда сделал, совершил. Причинно-следственные связи действия остаются «за кадром». Этот журналистский жанр не дает ответа на вопросы: как? и почему? Если новость того заслуживает, она будет прокомментирована, проанализирована, получит должную оценку, но для этого существуют другие жанры, используемые, как правило, в других передачах.

Подготовка и передача вербальной заметки в эфир сводятся к отбору, редактированию и воспроизведению  в кадре. Критерии отбора— общественная важность, значимость сообщаемого материала  либо его познавательная ценность (наконец, учет такого фактора, как «интересность» -сообщаемый факт может и не обладать особой общественной значимостью, но по той или иной причине представлять определенный интерес для значительной части аудитории).

Нередко вербальные заметки  предлагаются телеаудитории непродолжительными блоками, где отдельные сообщения объединены по тематическому признаку. Здесь эффективный прием, «подогревающий» интерес зрителей,— контрастное расположение материалов. Видеозаметки (сюжеты) можно условно разделить на две разновидности.

Первая — сообщение об официальном, традиционном по форме событии: от сессии высшего законодательного органа до пресс-конференции.

Вторую разновидность заметки можно назвать сценарной, или авторской. Здесь более ощутимо участие журналиста во всем творческо-производственном процессе и его влияние на качество информации. Автор подбирает достойный экрана факт, заранее продумывает характер съемки и монтажа.

Автор-журналист обязательно  присутствует на съемке, на него возлагается  организация работы, решение любых  производственных и творческих вопросов, возникающих на съемочной площадке. Таким образом, журналистская работа при подготовке авторского «сюжета» состоит из таких этапов: выбор и утверждение темы, изучение объекта съемки и создание сценарного плана, участие в съемке, монтаже и написании текста.

2. Отчет.

Тематическая основа отчета, как правило, официальное  событие значительного социального, нередко государственного значения. Этим и объясняется необходимость  «протокольной» фиксации, детального и длительного показа.

Информация о работе Развитие телевизионных жанров на современном этапе