Реализация образа на примере США после 11 сентября 2001г

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть и обосновать или опровергнуть право на существование такого метода, как конструирование образа жертвы-страны при конфликте. В соответствии с указанными целями поставлены следующие задачи:
- определить тенденции информационной войны, ведущейся современными масс-медиа;
- проанализировать причины и функции данного явления;
- выявить этапы реализации образа жертвы;
- рассмотреть примеры реализации данного метода.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы информационной войны
1.1 Понятие информационной войны
1.2 Методы ведения (расторгуев, глава 10)
1.3 Правовые основы информ.войны
2 Создание образа страны-жертвы (по статье Козырева, в основном)
2.1 Причины и функции
2.2 Этапы реализации
3 Реализация образа на примере США после 11 сентября 2001г.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая информационная война.docx

— 115.61 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение

1 Теоретические  основы информационной войны

   1.1 Понятие информационной войны

   1.2 Методы ведения (расторгуев, глава 10)

   1.3 Правовые основы информ.войны

2 Создание  образа страны-жертвы (по статье  Козырева, в основном)

   2.1 Причины и функции

   2.2 Этапы реализации

3 Реализация  образа на примере США после  11 сентября 2001г.

Заключение

Список  использованных источников

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Актуальность  темы. Помимо основной функции прессы – освещать – теоретики давно выделяют и ее способность влиять на общественное мнение, формировать его. Понимая эту силу СМИ журналисты нередко используют ее с целью создать вместо реальной картины происходящего вымышленную, выгодную какой-либо стороне. Такой феномен получил название информационная война.

       Одним из самых эффективных  методов ведения информационной  войны является создание образа  жертвы-страны прессой. Конструирование  этого образа может происходить  до конфликтной ситуации, во время  развертывания конфликта или  в постконфликтное время. 

     Так как ведение информационной войны, и в частности, создание образа жертвы-страны, тесно связано с реальными  военными действиями, то необходимо отметить, что оно играло не последнюю роль в восприятии ее общественностью, а  часто и в исходе войны.

     Подтверждением  служит недавний вооруженный конфликт Грузии и Южной Осетии. Средства массовой информации давали противоречивую информацию. Зачастую издания были даже противоположны в оценках. Мировое  сообщество не имело представления  о реальной картине событий. Причиной всему послужила стратегия создания образа-жертвы посредством СМИ.

     На  фоне развертывания военного конфликта, развивалось и информационное столкновение, что оказалось не менее страшным последствием.

     Целью данной работы является рассмотреть и обосновать или опровергнуть право на существование такого метода, как конструирование образа жертвы-страны при конфликте. В соответствии с указанными целями поставлены следующие задачи:

     - определить тенденции информационной  войны, ведущейся современными  масс-медиа;

     - проанализировать причины и функции  данного явления;

     - выявить этапы реализации образа  жертвы;

     - рассмотреть примеры реализации  данного метода.

     Объект  исследования – противоречия в подаче информации, вызванные ведением информационной войны средствами массовой информации.

     Предмет исследования – средства создания образа страны-жертвы одной из конфликтующих сторон и СМИ.

     Степень разработанности темы. Феномену информационной войны посвящено немало трудов. Одним из них является монография Георгия Почепцова «Психологические войны»1, где рассматриваются теоретические стороны информационной (психологической) войны, ее общие составляющие, возможности. Также приведен анализ исторических явлений и поведений, являющихся примерами психологической войны.

     Одному  из методов информационной войны  – созданию образа жертвы – посвящена  другая монография «Конструирование «жертвы» как способ создания управляемой конфликтной ситуации», написанная Геннадием Козыревым, доктором социологических наук, большинство работ которого освещают тему и проблему жертвы. В данной работе рассматриваются разнее интерпретации образа жертвы, приводятся этапы реализации образа жертвы на конкретных примерах, даются оценки.

     Методы  исследования. 

     Структура работы.

 

     1 Теоретические основы информационной войны 
 

     В прошлом веке большой опасностью для человечества было ядерное оружие и потенциальная ядерная война, как результат его применения. Двадцать первый век уже ознаменовали веком информационных войн, а государства  всё больше внимания уделяют не техническим  разработкам, а планированию стратегий. Но значит «информационная война», «информационное оружие» - термины, которыми сопровождаются сообщения средств массовой информации о военных действиях, и в чем их отличия от реально существующих эквивалентных понятий. 
 

    1. Понятие информационной войны
 
 

     Первым  использовал термин «информационная война» американский эксперт Томас Рона в отчете, подготовленным им в 1976 году для компании Boeing, и названный «Системы оружия и информационная война». Т. Рона указал, что информационная инфраструктура становится ключевым компонентом американской экономики. В то же самое время, она становится и уязвимой целью, как в военное, так и в мирное время. Этот отчет и можно считать первым упоминанием термина «информационная война» [3].

     В конце 1996 г. Роберт Банкер, эксперт Пентагона, на одном из симпозиумов представил доклад, посвященный новой военной  доктрине вооруженных сил США XXI столетия (концепции «Force XXI»). В ее основу было положено разделение всего театра военных действий на две составляющих – традиционное пространство и киберпространство, причем последнее имеет даже более важное значение. Р. Банкер предложил доктрину «киберманевра», которая должна явиться естественным дополнением традиционных военных концепций, преследующих цель нейтрализации или подавления вооруженных сил противника.

     Таким образом, в число сфер ведения  боевых действий, помимо земли, моря, воздуха  и космоса теперь включается и  инфосфера. Как подчеркивают военные  эксперты, основными объектами поражения  в новых войнах будут информационная инфраструктура и психика противника (появился даже термин «human network»).

     В октябре 1998 года, Министерство обороны  США вводит в действие «Объединенную доктрину информационных операций». Первоначально эта публикация называлась «Объединенная доктрина информационной войны». Позже она была переименована в «Объединенную доктрину информационных операций». Причина изменения состояла в том, чтобы разъяснить отношения понятий информационных операций и информационной войны. Они были определены, следующим образом:

     – информационная операция: действия, предпринимаемые  с целью затруднить сбор, обработку  передачу и хранение информации информационными  системами противника при защите собственной информации и информационных систем;

     – информационная война: комплексное  воздействие (совокупность информационных операций) на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство, которое уже в мирное время  приводило бы к принятию благоприятных  для стороны-инициатора информационного  воздействия решений, а в ходе конфликта полностью парализовало бы функционирование инфраструктуры управления противника.

     Сейчас  существует довольно много разных определений  информационной войны и с технико-технологической точки зрения. В коридорах Пентагона ходит, например, такое шутливое определение «Информационная война – это компьютерная безопасность плюс деньги» [7].

     Военные подходят к информационной войне так, как это было сформулировано еще в Меморандуме N30 (1993 г.) заместителей Министра Обороны и Комитета начальников штабов Вооруженных Сил США [4].

     Под информационной войной здесь понимаются действия, предпринимаемые для достижения информационного превосходства  в поддержке национальной военной  стратегии посредством воздействия  на информацию и информационные системы  противника при одновременном обеспечении  безопасности и защиты собственной  информации и информационных систем.

     В гуманитарном смысле «информационная война» понимается как те или иные активные методы трансформации информационного пространства. В информационных войнах этого типа речь идет об определенной системе (концепции) навязывания модели мира, которая призвана обеспечить желаемые типы поведения, об атаках на структуры порождения информации, процессы рассуждений.

     Основными формами ведения технической  информационной войны являются радиоэлектронная борьба, война с использованием средств электронной разведки и наведения, нанесения удаленных точечных ударов с воздуха, психотронная война, борьба с хакерами, кибернетическая война.

     Прежде  чем всерьез анализировать различные  определения информационной войны  с технической точки зрения отметим  присущее ей важное свойство:

     – ведение информационной войны никогда  не бывает случайным или обособленным, а подразумевает согласованную  деятельность по использованию информации как оружия для ведения боевых действий – будь то на реальном поле боя, либо в экономической, политической, социальной сферах.

     Основным и наиболее общим определением информационной войны является:

     «Информационная война – это всеобъемлющая целостная стратегия, обусловленная все возрастающей значимостью и ценностью информации в вопросах командования, управления и политики» [4].

     Поле  действия информационных войн при таком  определении оказывается достаточно широким и охватывает следующие  области:

     1) инфраструктуру систем жизнеобеспечения  государства – телекоммуникации, транспортные сети, электростанции, банковские системы и т. д.;

     2) промышленный шпионаж – хищение  патентованной информации, искажение  или уничтожение особо важных  данных, услуг; сбор информации  разведывательного характера о  конкурентах и т. п.;

     3) взлом и использование личных  паролей VIР-персон, идентификационных  номеров, банковских счетов, данных  конфиденциального плана, производство  дезинформации;

     4) электронное вмешательство в  процессы командования и управления  военными объектами и системами,  «штабная война», вывод из строя сетей военных коммуникаций;

     5) всемирная компьютерная сеть  Интернет, в которой, по некоторым  оценкам, действуют 150000 военных  компьютеров, и 95% военных линий  связи проходят по открытым  телефонным линиям.

     Какой бы смысл в понятие «информационная война» ни вкладывался, оно родилось в среде военных и обозначает, прежде всего, жесткую, решительную и опасную деятельность, сопоставимую с реальными боевыми действиями. Военные эксперты, сформулировавшие доктрину информационной войны, отчетливо представляют себе отдельные ее грани: это штабная война, электронная война, психотронная война, информационно-психологическая война, кибернетическая война и т.д.

     Итак, информационная война – это такая  форма конфликта, в которой происходят прямые атаки на информационные системы  для воздействия на знания или  предположения противника.

     Информационная  война может проводиться как  часть большего и более полного  набора военных действий.

     Таким образом, под угрозой информационной войны понимается намерение определенных сил воспользоваться поразительными возможностями, скрытыми в компьютерах, на необозримом кибер-пространстве, чтобы вести «бесконтактную» войну, в которой количество жертв (в прямом значении слова) сведено до минимума. «Мы приближаемся к такой ступени развития, когда уже никто не является солдатом, но все являются участниками боевых действий, – сказал один из руководителей Пентагона. – Задача теперь состоит не в уничтожении живой силы, но в подрыве целей, взглядов и мировоззрения населения, в разрушении социума» [7].

Информация о работе Реализация образа на примере США после 11 сентября 2001г