Роль СМИ в формировании общественного мнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 01:23, курсовая работа

Описание работы

Современные проблемы взаимодействия социальных субъектов во многом связаны с развитием средств коммуникации и повышением значения роли информации. В условиях становления информационного общества возрастает социальная потребность в своевременной и качественной информации, в знании, следовательно, в повышении уровня образования; информация приобретает глобальный характер; возрастают скорости сбора, обработки, хранения, передачи информации; увеличивается воздействие информации на развитие различных сфер общественной деятельности (экономика, политика, культура, медицина, наука и т. д.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ………………………………7
2 ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМА-
ЦИИ ………………………………………………………………………...…..…15
2.1 Основные виды СМИ…………………………………………………………15
2.2 Функции средств массовой информации ……………………….…………..18
3 РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ... .21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..….……30

Работа содержит 1 файл

Курсовая Руслан 3 курс 1 семестр.doc

— 152.00 Кб (Скачать)


Санкт-Петербургская Академия

Управления и Экономики

 

 

 

 

Факультет Социального управления

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

По дисциплине: Теория и практика массовой информации

 

На тему: Роль СМИ в формировании общественного мнения

 

 

 

                                                     

 

                                                                 Выполнил:

                                                                            Студент гр. 753/3

                                                                       Нургалиев.Р.В

                                                                             Научный руководитель:

                                                                                       Потапов Юрий Алексеевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2010.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

1 ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ………………………………7

2 ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМА-

ЦИИ ………………………………………………………………………...…..…15

2.1 Основные виды СМИ…………………………………………………………15

2.2 Функции средств массовой информации ……………………….…………..18

3 РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ... .21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И

ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..….……30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современные проблемы взаимодействия социальных субъектов во многом связаны с развитием средств коммуникации и повышением значения роли информации. В условиях становления информационного общества возрастает социальная потребность в своевременной и качественной информации, в знании, следовательно, в повышении уровня образования; информация приобретает глобальный характер; возрастают скорости сбора, обработки, хранения, передачи информации; увеличивается воздействие информации на развитие различных сфер общественной деятельности (экономика, политика, культура, медицина, наука и т. д.). Информация в современном обществе приобретает товарный статус, а наиболее распространенным видом деятельности становится интеллектуальный труд. Сегодня феномен информации придает особый смысл процессу коммуникации, становится его неотъемлемой частью, образуется качественно новое соотношение информация-коммуникация. В результате чего стало возможным говорить об информационно-коммуникативной системе общества, которая выступает специфическим посредником между социальными субъектами.

Функционирование современной информационно-коммуникативной системы влечет за собой формирование новых социальных потребностей и интересов, активизирует и расширяет поиск адекватных социально-философских концепций, требует переосмысления уже существующих парадигм и взглядов. Проблема информационно-коммуникативной системы и ее роли в обществе стала предметом практически всех социально-гуманитарных наук, в частности, социологии, культурологии, политологии, экономики, менеджмента, психологии, педагогики, теории коммуникации, журналистики и т.д. Современная информационно-коммуникативная система представляет значительный интерес для социально-философского анализа и является важным объектом философского исследования.

 

Актуальность исследования связывается с необходимостью научного анализа масштабных социокультурных изменений, происходящих под воздействием процессов информатизации и компьютеризации. Обновление информационной среды влечет за собой формирование новых культурных потребностей и интересов, активизирует адаптационные механизмы человека, расширяет поиск адекватных коммуникативных практик, происходит изменение роли СМИ в формировании общественного мнения..

Становится очевидной неоднозначность научно-технических открытий и последствий социокультурных изменений. С одной стороны, раздвигаются рамки доступа индивидов к любой информации, обнаруживаются новые перспективы для развития науки и образования, позволяющие человеку достойно отвечать на исторические вызовы времени, обусловленные динамизмом современных цивилизационных процессов. С другой стороны, формирующиеся с помощью технических средств медиа-пространства и компьютерные информационно-коммуникативные среды настолько сложны для освоения, что их подлинная роль в динамике культуры, степень влияния на человека, возможность сохранения целостной личности остаются не до конца проясненными.

Объектом исследования в данной работе является теория и практика массовой информации.

Предмет исследования – роль СМИ в формировании общественного

мнения.

Цель данной работы – раскрыть содержание понятия общественного мнения, рассмотреть виды и основные функции средств массовой информации, а также определить роль, которую они играют в формировании общественного мнения.

Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:

– выявить особенности современного информационно-коммуникативного пространства, складывающегося в результате кардинальных социокультурных и технических изменений;

– раскрыть суть понятия «общественное мнение»;

- рассмотреть основные виды и функции средств массовой информации в современном мире;

– показать влияние СМИ на формирование общественного мнения.

Методологические и теоретические основы исследования. Теоретико-методологическую базу исследования составили аппарат  социологии, социальной философии, теории систем, политологии, психологии, журналистики,  теории и практики массовой информации; обращение к междисциплинарному подходу; использованию системного, функционального, структурного принципов теоретического анализа. Необходимость обращения к разным научным дисциплинам обусловлена объективной сложностью природы массовой коммуникации. Наряду с общенаучным диалектическим методом познания, применялись частные научные методы исследования, такие как, эмпирическое обобщение (наблюдение, сравнение и т.д.) применительно к набору статистических данных, конкретных фактов.

При рассмотрении темы и достижении поставленной в проводимом исследовании цели автор обращался к разработкам отечественных и зарубежных исследователей по данной проблематике. Роль средств массовой информации в общественных процессах рассматривается в работах западных учёных Г.Ласуэла, М.Маклюэна, П.Мертона, А.Фреда и др. Среди отечественных учёных данной проблеме посвящены работы И.Дзялошинского, Я.Засурского, Е.Прохорова, Л.Реснянской, М.Шкондина и др. Исследованию роли СМИ в формировании ценностей демократического общества посвящены работы отечественных учёных: В.Комаровского, И.Дзялошинского, Ю.Левады, С.Коновченко, Е.Прохорова и др.

В процессе исследования автору пришлось столкнуться с несколькими проблемами. Во-первых, это проблема недостаточности традиционной терминологии для описания процессов, которые происходят в настоящее время в информационной сфере вообще и в сфере массовой информации и коммуникации в частности. Как для теоретиков, так и для практиков средств массовой информации очевиден тот факт, что базовые теоретические основы функционирования СМИ требуют переосмысления. Поиск принципиально нового подхода обусловлен, в первую очередь, объективными изменениями, такими, например, как трансформация современного общества в мировых масштабах, и как следствие, формирование единого информационного пространства; увеличение информационных потоков, формирование информационных полей. Само существование этих терминов, в которые нередко вкладывают разный смысл, требует теоретически обоснованной базы. Во-вторых, это противоречие между сложившимися в теории представлениями о роли, месте, функциях СМИ и реальной практикой СМИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

 

Под общественным мнением чаще всего понимается  способ формирования массового сознания и отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.

Общественное мнение действует практически во всех сферах жизни общества, но высказывается далеко не по любому поводу. В поле зрения общественного мнения попадают, как правило, лишь те проблемы, события, факты, которые актуальны, вызывают общественный интерес, допускают многозначное толкование, возможность дискуссии. По своей структуре общественное мнение может быть монистичным, единодушным (тоталитарные, автократические режимы) и плюралистичным (открытые демократические общества), состоящим из ряда не совпадающих друг с другом точек зрения.

Общественное мнение в конкретных ситуациях оказывается в разной степени адекватным жизненным реалиям: оно может содержать в себе как верные, так и ложные, иллюзорные представления о действительности.

В огромной степени развитость общественного мнения как института зависит от состояния общественного сознания, культуры, от степени усвоения обществом демократических ценностей, прав и свобод, и в первую очередь свободы слова, собраний, митингов, а также от гарантий действенности общественного мнения.

Изучение общественного мнения – очень актуальная проблема так, как оно является своеобразным регулятором тех процессов, которые происходят в обществе. Изучение общественного мнения социологическими методами при объективном анализе позволяет уловить малейшие его оттенки, тенденции его изменения, уточнить количественное соотношение между различными его оценками, узнать реальную расстановку политических сил.

Теоретическому осмыслению общественного мнения и его роли в государственной жизни уделено много места в знаменитом трактате «Государь» итальянского мыслителя и государственного деятеля Н. Макиавелли. В XVII–XVIII вв. словами «общественное мнение» обозначалось представление о политическом мнении публики и избирателей, проявляющееся вне парламента в противоположность их гласному обсуждению политических вопросов в парламенте. С конца XVIII в. этот термин стал общепринятым.[1]

В Новое время общественное мнение анализировалось в работах английских философов Т. Гоббса, Ф. Бэкона и Дж. Локка. В работе «Опыт о человеческом разуме» Локк выделил три группы законов, которым должен подчиняться человек в своем поведении: божеские, человеческие и общественного мнения.[2] Он рассматривал общественное мнение как проявление нравственности и считал, что люди при оценке своих поступков обращаются не только к религиозным заповедям, гражданским законам, но и к общественному мнению. Положение Локка об общественном мнении как мере «нравственного» и «безнравственного» позволило в дальнейшем социологам исследовать роль общественного мнения в нравственной жизни, а также обосновать такую специфическую особенность мнения как оценочность. Т. Гоббс считал, что мнение есть отражение определенных социальных потребностей. Поступки и деятельность людей обусловлены их мнениями, и если эффективно управлять мнениями людей, это приведет к эффективному управлению их деятельностью, что позволит добиться мирного решения социальных проблем. Гегель, подразделив общество на «гражданское общество» и «государство», стремился доказать, что только государство способно решать проблемы, затрагивающие интересы всего общества. Гегель считал, что народ наделен субъективным мнением, государство же имеет своим определением объективные, а не субъективные мнения. Общественное мнение есть неорганический способ обнаружения того, что народ хочет и что он думает. То, что, действительно, проявляет себя в государстве, должно, разумеется, действовать органически, и это имеет место в государственном строе.

Французский социолог Г. Тард утверждал, что общественное мнение творит публика, границы которой весьма расплывчаты, а основная черта публики есть движение мнений, которое она порождает. Тард отмечал, что общественное мнение представляет собой определенную совокупность размышлений и ответов на вопросы современности. Мнение – это статистическая система, управляемая и логикой, и чувствами и разделяемая разным количеством человек от нескольких десятков до нескольких миллионов. По Тарду: мнение – это мгновенная и более или менее логичная группа суждений, которые, отвечая на актуальные вопросы, воспроизводятся во множестве экземпляров у людей одной и той же страны, одного времени и одного общества. Высказанное индивидом суждение распространяется на все общество и становится общим. Он придавал особое значение роли народа в создании общественного мнения. Так как выражение отношения в форме одобрения или осуждения, пожелания или требования составляет один из важных признаков общественного мнения. [3]

Общественное мнение отражает все или почти все стороны жизни общества. Оно включает в свое содержание те же рациональные, волевые и эмоциональные моменты, что и специфические формы общественного сознания. Так, если мнение высказывается по политическим или нравственным вопросам, то оно тем самым включает в себя и политические, и нравственные идеи, т.е. рациональные моменты.

Информация о работе Роль СМИ в формировании общественного мнения