Роль СМИ в формировании общественного мнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 01:23, курсовая работа

Описание работы

Современные проблемы взаимодействия социальных субъектов во многом связаны с развитием средств коммуникации и повышением значения роли информации. В условиях становления информационного общества возрастает социальная потребность в своевременной и качественной информации, в знании, следовательно, в повышении уровня образования; информация приобретает глобальный характер; возрастают скорости сбора, обработки, хранения, передачи информации; увеличивается воздействие информации на развитие различных сфер общественной деятельности (экономика, политика, культура, медицина, наука и т. д.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ………………………………7
2 ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМА-
ЦИИ ………………………………………………………………………...…..…15
2.1 Основные виды СМИ…………………………………………………………15
2.2 Функции средств массовой информации ……………………….…………..18
3 РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ... .21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..….……30

Работа содержит 1 файл

Курсовая Руслан 3 курс 1 семестр.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

8. Создание лжесобытий, мистификация. В этом случае  выдается за факт событие, которого на самом деле не было. Вся желтая пресса постоянно занимается этим. [11]

В то же время для формирования общественного мнения, ос­нованного на информации, адекватной происходящим событи­ям, важно существование не только разнообразных источников информации, но и условий доступа к ним. В Конституции Рос­сийской Федерации (ст. 29) закреплено право граждан искать, получать, передавать, производить и распространять информа­цию. Однако, реальных и законода­тельно обеспеченных условий для реализации права на инфор­мацию, в частности доступа к информации граждан и органи­заций, практически нет. Очевидно, что необходимы действия и властей, и общества, направленные на решение двуединой задачи: с одной стороны, укрепление гарантий свободы слова и свободы доступа к информации, с другой - укрепление гарантий, обеспечивающих защиту самого общества от злоупотреблений этими свободами.

Исторические уроки подсказывают современной практике необходимость реалистического подхода в решении проблем регулирования информационных потоков в обществе, в мире, в понимании того, что современная журналистика достигла такого уровня, как система средств массовой информации и средств массового общения, когда она не только несет обществу информацию, но и всесторонне воздействует на него, становится фактором управления, человеческого общения, создания человеческой среды обитания. В связи с этим необходимо установление партнерских отношений всех участников журналистского творческого процесса: власти, капитала, журналистов и аудитории. В результате их общественного договора возможны та степень свободы слова, которая будет учитывать общие интересы; тот цензурный режим, который сведет число конфликтных ситуаций в регулировании информационных потоков к минимуму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучение общественного мнения – очень актуальная проблема так, как оно является своеобразным регулятором тех процессов, которые происходят в обществе. Изучение общественного мнения социологическими методами при объективном анализе позволяет уловить малейшие его оттенки, тенденции его изменения, уточнить количественное соотношение между различными его оценками, узнать реальную расстановку политических сил.

Общественное мнение отражает все или почти все стороны жизни общества. Оно включает в свое содержание те же рациональные, волевые и эмоциональные моменты, что и специфические формы общественного сознания. Так, если мнение высказывается по политическим или нравственным вопросам, то оно тем самым включает в себя и политические, и нравственные идеи, т.е. рациональные моменты.

На современном этапе развития общества средства массовой информации являются одним из важнейших участников социальных отношений. Пресса, радио, телевидение и интернет являются теми источниками, из которых можно всегда получить информацию о важнейших событиях как мирового, так и регионального масштаба.

Важную роль играют СМИ при формировании общественного мнения. Это проистекает из убеждения, что свободное и открытое обсуждение вопросов, представляющих общественный интерес, в условиях демократии приносит пользу каждому, поскольку есть основания надеяться, что в борьбе мнений верх одержит наиболее разумное.

Теоретически средства массовой информации выполняют роль посредника между государством и обществом. Посредническая роль СМИ заключается, прежде всего в том, что они представляют интересы общества  перед властью, помогают обществу их формулировать и защи­щать, сами являются важнейшим институтом гражданского об­щества, не уклоняясь при этом от роли своего рода передаточно­го механизма импульсов, идущих от государства к обществу и обратно. Однако наполнение этой схемы реальным содержанием зна­чительно сложнее и пронизано многими противоречиями.

Ориентироваться в огромном объеме информации крайне трудно, так как человек не всегда имеет возможность проверить достоверность получаемых сведений. Порой ему не остается ничего иного, как принимать предлагаемую информацию на веру, что может способствовать формированию представлений, не имеющих ничего общего с истинным положением вещей. Таким образом, средства массовой информации в жизни современного общества порой играют весьма опасную роль, когда подменяют свою изначальную функцию информирования населения на выполнение задач по формированию определенных взглядов, представлений, мнений.

Исторические уроки подсказывают современной практике необходимость реалистического подхода в решении проблем регулирования информационных потоков в обществе, в мире, в понимании того, что современная журналистика достигла такого уровня, как система средств массовой информации и средств массового общения, когда она не только несет обществу информацию, но и всесторонне воздействует на него, становится фактором управления, человеческого общения, создания человеческой среды обитания. В связи с этим необходимо установление партнерских отношений всех участников журналистского творческого процесса: власти, капитала, журналистов и аудитории. В результате их общественного договора возможны та степень свободы слова, которая будет учитывать общие интересы; тот цензурный режим, который сведет число конфликтных ситуаций в регулировании информационных потоков к минимуму.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской Федерации: офиц.текст. – М.: Юрист, 2001. – 32 с.

2. О средствах массовой информации: федер.закон от 27.12.1991 г. № 2121-1 // Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. –

№ 7. – Ст.48.

3. Об обеспечении    доступа    к    информации    о деятельности     Правительства      Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти: постановление Правительства РФ от 12.02.2003 г. № 98 // Собр.законодательства РФ. – 2003. - № 7. – Ст. 658.

4. Антисери, Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней/ Д.Антисери. - М.: Пресса, 2006. – 65 с.

5. Банисар, Д. Свобода информации в мире 2006. Общий обзор законодательства о доступе к правительственной информации в мире / Д.Банисар. – М.: Пресса, 2006. – 65 с.

6. Варакута, С.А. Связи с общественностью : учеб. пособие / С.А. Варакута, Ю.Н. Егоров. – М. : ИНФРА-М, 2004. – 244 с.

7. Винер, Н. Человек  управляющий  / Н.Винер. - СПб.: ПИТЕР, 2001. – 158 с.

8. Ворошилов, В. В. Журналистика / В.В.Ворошилов. – СПб.: ПИТЕР, 2000. – 186 с.

9. Дзялошинский, И.М. Информационное пространство России: структура особенности функционирования, перспективы эволюции / И.М. Дзялошинский .- М.: АСТ, 2005. – 96 с.

10. Дзялошинский, И.М. СМИ и органы местного самоуправления.

Взаимодействие во имя информационной открытости власти /И.М. Дзялошинский .- М.: АСТ, 2005. – 54 с.

11. Засурский,  Я.Н. Социологические аспекты журналистской науки / Я.Н.Засурский. - Вестник  Моск. ун-та Сер.10. 2006. №5. – 40 с.

12. Засурский,  Я.Н. Система средств массовой информации России/ Я.Н.Засурский. - М.: Аспект пресс, 2001. - 259 с.

13. Комаровский, В.С. Государственная служба и  СМИ /В.С.Комаровский. – Воронеж :  Воронежский Государственный Университет, 2003. – 114 с.

14. Комаровский, В.С. Связи с общественностью в политике и государственном управлении /В.С.Комаровский. - М.:  РАГС, 2001. - 256 с.

15. Коновченко, С. В. Общество – СМИ – Власть / С.В.Коновченко. - Ростов-на-Дону :  Ростовский Государственный Университет, 2001. – 239 с.

16. Лазарсфельд, П., Мертон, Р. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / П.Лазарсфельд,  Р.Мертон. М. : ИНФРА - М, 2000.- 138 с.

17. Лассуэл, Г.Д. Психология и политика  / Г.Д.Лассуэл. М.: ЭКО, 2005. – 116 с.

18. Левада, Ю.А. Пресса в обществе / Ю.А.Левада. М.: Право, 2000. – 89 с.

                            19. Локк, Дж. Избранные философские произведения/ Д.Локк. М.: Наука, 1980. С. 129.

20. Луман, Н. Власть / Н.Луман.-  М.: Прогресс, 2001. – 87 с.

21. Маклюэн, М. Средство есть общение / М.Маклюэн. – М.: Юрист, 2001. – 120 с.

                            22. Макиавелли, Н. Государь./ Н.Макиавелли. – М.: Пресса, 1990. – 180 с.

23. Нисневич, Ю.А. Информация и власть / Ю.А.Нисневич. – М.: Известия , 2000. – 64 с.

24. Прайс, М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность/ М.Прайс. – М: Пресса, 2001. – 127 с.

25. Прохоров, Е.Л. Введение в теорию журналистики / Е.Л.Прохоров. – СПб.: ПИТЕР, 2002. – 246 с.

26. Реснянская, Л.Л. Двусторонняя коммуникация: методика организации общественного диалога/Л.Реснянская. - М.: Пульс, 2000. - 48 с

27. Тард, Г. Социальная логика. пер. с фр. / Г.Тард. – СПб: Питер, 1996. - 548 с.

28. Фред, А. Четыре теории прессы / Фред Альберт, Шрам Уилберг, Петерсон Теодор. - М.: Политическая литература, 1998. – 265 с.

29. Шкондин, М.В. Организация средств массовой информации и пропаганды / М.В.Шкондин. - М.: Перспектива, 2007. – 137 с.

              30. Ресурс локального удаленного доступа (Интернет)

2

 



[1] Макиавелли, Н. Государь./ Н.Макиавелли. – М.: Пресса, 1990. – 180 с.

[2] Локк, Дж. Избранные философские произведения/ Д.Локк. М.: Наука, 1980. С. 129.

 

[3] Тард, Г. Социальная логика. пер. с фр. / Г.Тард. – СПб: Питер, 1996. - 548 с.

 

[4] Лазарсфельд, П., Мертон, Р. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / П.Лазарсфельд,  Р.Мертон. М. : ИНФРА - М, 2000.- 138 с.

 

[5] Комаровский, В.С. Связи с общественностью в политике и государственном управлении /В.С.Комаровский. - М.:  РАГС, 2001. - 256 с.

 

[6] Прайс, М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность/ М.Прайс. – М: Пресса, 2001. – 127 с.

 

[7] Дзялошинский, И.М. Информационное пространство России: структура особенности функционирования, перспективы эволюции / И.М. Дзялошинский .- М.: АСТ, 2005. – 96 с.

 

[8] Прохоров, Е.Л. Введение в теорию журналистики / Е.Л.Прохоров. – СПб.: ПИТЕР, 2002. – 246 с.

 

[9] Коновченко, С. В. Общество – СМИ – Власть / С.В.Коновченко. - Ростов-на-Дону :  Ростовский Государственный Университет, 2001. – 239 с.

 

[10] Нисневич, Ю.А. Информация и власть / Ю.А.Нисневич. – М.: Известия , 2000. – 64 с.

 

[11]Шкондин, М.В. Организация средств массовой информации и пропаганды / М.В.Шкондин. - М.: Перспектива, 2007. – 137 с.

 


Информация о работе Роль СМИ в формировании общественного мнения