СМИ как способ манипулирования общественным мнением

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 23:57, реферат

Описание работы

Цель работы - анализ современных манипулятивных технологий, их сути и применения в СМИ.
Поставленная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
проанализировать понятие манипулирования как явления в целом и как процесса воздействия на общественное мнение;
определить, какие манипулятивные технологии применяются в СМИ, и рассмотреть механизмы их действия;
рассмотреть методы защиты от манипулирования общественным мнением.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МАНИПУЛЯЦИЯ КАК СПОСОБ ВЛИЯНИЯ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ 5
2. СПОСОБЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ СМИ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 15

Работа содержит 1 файл

Копия СМИ.docx

— 29.95 Кб (Скачать)

       8. Побуждать граждан восторгаться  посредственностью. Внедрять в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным.

       9. Усиливать чувство собственной  вины. Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий. В результате, вместо того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию. А без действия ни о какой революции и речи быть не может!

       10. Знать о людях больше, чем они  сами о себе знают. В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и сведениями, которыми обладают и пользуются господствующие классы. 
Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, «система» получила в свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, так и психики. Системе удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о себе знает. Это означает, что в большинстве случаев система обладает большей властью и в большей степени управляет людьми, чем они сами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Манипуляция является способом влияния на общественное мнение. СМИ стали основным инструментом манипулирования общественным мнением. Они прививают массам общие ценности, поведенческие модели и нормы. Манипулирование можно подразделить на несколько видов: манипулирование информационными потоками, манипулирование посредством воздействия на эмоции, манипулирование посредством формирования и распространения образов, манипулирование посредством использования авторитетных групп и стремления человека быть полноправным членом общества. Какого бы вида не была манипуляция, ее цели и приемы остаются скрытыми для общества, человек, как объект манипуляции, обесценивается.

       Если  сравнивать манипулятивные приемы, которые  применяются на всех каналах СМИ, выделяется ряд наиболее популярных. К ним относятся: фабрикация и  умалчивание фактов, ссылки на авторитеты, сенсационность, повторение, использование  стереотипов и особенностей восприятия, использование контрастности, особенностей речевой динамики, монтаж, изъятие  цитат из контекста. На телевидении  наиболее популярными являются фабрикация фактов, использование речевой динамики, расположение новости в блоке  новостей, использование авторитетных групп и приема упрощения при  составлении программы, показ советских  фильмов, ток- и реалити-шоу, использование  манипулятивной семантики, прием «непривлекательного  ракурса», «спираль умолчания».

       Таким образом, средства массовой информации в жизни современного общества порой  играют весьма опасную роль, когда  подменяют свою изначальную функцию  информирования населения на выполнение задач по формированию определенных взглядов, представлений, мнений. Некоторые  исследователи выделяют два основных подхода к пониманию роли журналистики в обществе. Сторонники либерального подхода считают, что все, что происходит интересного и важного для населения, должно быть отражено в новостях. Так называемая социально-ответственная журналистика подразумевает использование СМИ для поддержания основ общества и воспитания людей с целью усовершенствования их как социальных субъектов. Такого рода подход, как правило, характерен для обществ, где СМИ монополизированы государством. Его критики считают, что журналисты не могут выступать арбитрами, определяющими социальные ценности в обществе, в котором существуют различные точки зрения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аршанинов Л. Общие характеристики СМИ. - www.temator.ru.
  2. Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. СПб., 1994.
  3. Ворошилов В.В. Журналистика: Учебник. СПб., 2001г.
  4. Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в масс-медиа // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2005. №1, 2.
  5. Доценко Е.Л. Психология манипуляций. М., 1996.
  6. Зяблов В. Интернет - новое СМИ // Советник. 1998. №1.
  7. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.
  8. Карпов А. Манипулятивные технологии PR // Журналист. 2004. №2.
  9. Карнеги Д. Как научиться владеть собой и влиять на людей, выступая публично. М., 2005.

Информация о работе СМИ как способ манипулирования общественным мнением