Специфика избирательных технологий в различных политических сферах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

В связи со слабой изученностью темы нашей работы и закрытом характере информации по многим вопросам, каждое новое исследование способно привнести пользу в эту область знания. Цель нашего состоит в изучении темы «Избирательные технологии», а также их изменения в разных политических сферах. В соответствии с ней и приведем основные задачи:


•Рассмотрение избирательных технологий как одного из направлений PR в политике;
•классификация избирательных технологий;
•изучение их использования в предвыборных кампаниях;
•уяснение специфики избирательных технологий в разных политических сферах, в частности, в РФ;
•анализ избирательных технологий на примере предвыборных кампаний нынешних президентов США и России.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Глава I. Классификация, виды и использование избирательных технологий в политической сфере……………………………………..9

§1.1 Избирательные технологии как одно из направлений PR в политике……………………………………………………………….....9

§1.2 Понятие, классификация избирательных технологий…………..19


Глава II. Анализ использования избирательных технологий в РФ с опорой на примеры предвыборных кампаний Б.Обамы и Д.Медведева.…………………………………………………………….30

§2.1 Специфика избирательных технологий в различных политических сферах……………………………………………………………………30

§ 2.2 Российские избирательные технологии: особенности, тенденции развития………………………………………………………………….34

§ 2.3 Исследование предвыборных кампаний Барака Обамы и Дмитрия Медведева………………………………………………………………..38

Заключение………………………………………………………………42

Список литературы……………………………………………………………….43

Работа содержит 1 файл

курсач ОЛИ.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

   Связи с общественностью как важный компонент государственной управленческой деятельности имеют четко очерченный комплекс функций.

   Как функция управления они включают в себя набор работ по предоставлению руководству государственных организаций информации об общественном мнении, оказанию ему помощи по информационному обеспечению государственной деятельности. Конкретные направления при решении задач служб по связям с общественностью в органах государственной власти определяются в первую очередь основными функциями государственной власти.6

  Технология  расстановки информационных акцентов во время выборной кампании.

  Идентификационный этап. Кандидат «очеловечивается» исходя из того образа, который был бы наиболее приемлем для избирателей. Цель этапа — подучить рефлексию избирателей в виде установок «этого мы знаем» и «он вроде ничего».

  1. Аргументационный этап. Наполнение позитивного человеческого образа позициями, свидетельствующими о дееспособности кандидата как политика, и в ход идут программы, предложения, акции и пр.
  2. Сопоставление с оппозицией. Дается нейтральная или неблагоприятная информация о других кандидатах, предлагается избирателю сравнить «нашего» с «не нашим» и сделать соответствующие выводы.
  3. Призыв к «выбору». Накануне выборов появляется информационный акцент совсем другого свойства: Если предыдущие этапы удались, избирателей приглашают  участвовать в «судьбоносных» выборах, или же, если кампания по существу проиграна, им предлагается бойкотировать выборы, потому что «все равно ничего не изменится».7
 

Этапы предвыборной кампании

I. Первым этапом избирательной кампании является этап принятия решения об участии или неучастии в ней, поиск финансирования.

  Главный ресурс современной предвыборной кампании — это деньги. Именно они очень  часто решают исход выборов. Поэтому  планирование будущей политической кампании рекомендуется начинать с оценки финансовых возможностей кандидата, его команды, а также лоббистских групп, оказавших ему поддержку.

  Ведущий российский специалист в области  политического маркетинга Ф. Ильясов предлагает следующие факторы отличия предвыборных ситуаций:

  • уровень выборов (федеральные, региональные, местные);
  • объект выборов (президент, губернатор, мэр, депутаты);
  • субъект выборов (настроения избирателей, региональные социально-психологические, культурные и иные особенности).

  Сбор средств  в предвыборный фонд кандидата происходит двумя основными способами. Первый проявляет себя, когда некая (финансовая, промышленная, региональная и др.) группа хочет иметь своего ставленника в роли депутата, губернатора, мэра, президента, чтобы он лоббировал ее интересы в новом статусе. При таком варианте она может либо предлагать уже известному политическому деятелю «спонсорские услуги» в обмен на политическую поддержку, либо выдвигать и «раскручивать» человека из своей среды или близкого к ней. В другом случае политический деятель сам обращается за спонсорской поддержкой к представителям капитала, мотивируя свое обращение общей идеологической платформой, обещанием политической поддержки и т. д.

  После получения  финансовых средств необходимо позаботится  об их эффективном распределении, чтобы  масштабные расходы, обеспечивающие мощные информационные волны, не навредили имиджу кандидата.

  Согласно  результатам анализа затрат на проведение избирательных кампаний в Конгресс США и Госдуму России, проведенного политтехнологом Ф. Ильясовым, удельный вес расходов на «исследования консультации» в США почти в два раза больше, чем в России. Выработка хорошей концепции избирательной кампании американским политикам кажется гораздо важнее, нежели российским. Также американские кандидаты на PR тратят на 10% больше, чем их российские коллеги. Зато в России расходы на работу штаба избирательной кампания в полтора раза больше, чём в США, и составляют почти половину бюджета, тогда как в США — менее одной трети. Таким образом, в России экономят на исследованиях и консультациях, на рекламе и PR, но не жалеют денег на работу штаба, то есть бюрократов от выборов. 
 

      II. После того, как решение об участии в избирательной кампании было принято, избирательный штаб сформирован, начинается второй, подготовительный, этап планирования и программирования. Современные избирательные кампании обычно длятся примерно полгода и состоят из нескольких фаз. Собственно предвыборная кампания начинается за 3-5 недель до дня голосования с момента официального разрешения на агитацию и пропаганду. Фактически же она начинается гораздо раньше. Время начала определяется по желанию политического лидера, собирающегося баллотироваться, или политического движения, намеренного принять участие в избирательной кампании. Зачастую планирование и разные программы осуществляются параллельно, поэтому разграничение второго и третьего этапов может быть только условным.

      Планирование и программирование не может быть осуществлено без точных данных о настроениях избирателей. На этом этапе необходимо осуществить следующие действия:

- изучить избирательный округ для депутата по мажоритарному округу или социально-политическую ситуацию в стране для всей партии;

- определить все имеющиеся ресурсы;

- выработать формальные цели выборной кампании;

- проанализировать структуру электората и определить целевые группы;

- выработать предвыборную кампанию и платформу;

- разработать общую стратегию и тактику кампании, а так же рекламной кампании;

- создание основного лозунга кампании;

- разработать график избирательной кампании;

- разработать финансовый план. 

      На этапе планирования определяется предвыборная стратегия кандидата. Выделяют следующие, наиболее распространенные стратегии-ориентации:

  1) Ориентация на  избирателя — выбор избирательного сегмента, поддержкой которого стремится заручиться кандидат в депутаты. Такая ориентация важна в случае, если предпочтения избирателей определяются в значительной мере их возрастом, этнической и профессиональной принадлежностью, тендером1 и др. Кандидату в депутаты необходимо соответствовать характеристикам своих избирателей — например, молодому человеку будет трудно рассчитывать на поддержку пенсионеров.

  2) Ориентация на  разработку предвыборной  программы, которую может поддержать основная часть избирателей, выбирается, когда большинство из  них относятся к тому же возрастному сегменту, что и кандидат, внимание акцентируется не на возрасте кандидата, а на каких-то иных характеристиках. В этом случае выбираются общие для этих избирательных сегментов проблемы, а характеристики рассматриваются как вспомогательные: избиратели проголосуют в силу близости им программы кандидата, а не наличия общих с ним личностных особенностей.

  3) Ориентация на  конкурентов применяется, когда очевидны фавориты кампании и избиратель невольно сравнивает с ними других кандидатов. Здесь важно показать лучшие качества своего кандидата по сравнению с его соперниками и завуалировать те качества, в которых он им проигрывает, чтобы сложилось представление, что он не хуже, а лучше известных конкурентов. Так, например, во время президентских выборов в России в 1996 году программа «Время» постоянно подчеркивала негативные характеристики конкурентов Б. Ельцина, обращая внимание зрителей то на разногласия в стане Зюганова, то на профессию Федорова, то на излишнюю простоту Лебедя.

  4) Часто применяется ориентация на технологию проведения выборов — использование наиболее эффективных приемов избирательной кампании (СМИ, концерты, и пр.), что требует значительных затрат и наличия собственных средств, коммуникаций, профессиональной команды.

  5) Реже используется ориентация на создание особого имиджа. В этом случае подчёркиваются личные качества кандидата, наиболее высоко оцениваемые избирателям (например, имидж бессребреника, провозглашающего: «В Государственную Думу — без копейки денег!»).

       Разработанный на данном этапе план избирательной компании должен сочетать в себе жесткость и гибкость, что создаёт, с одной стороны. устойчивую “конструкцию”, с другой, – позволяет оперативно разворачивать и частично модифицировать эту “конструкцию” в соответствии с меняющимися обстоятельствами. 

  III. Этап реализации стратегии, включающий в себя выбор каналов коммуникации и проведение специальных предвыборных мероприятий.

  Этап выполнения плана избирательной кампании не менее важен, чем этап планирования. Самое главное на нем - контролировать выполнение намеченных планов и не позволять событиям опережать планирование. Планы не отменяют возможность оперативного планирования и оперативной корректировки программ, но, в то же самое время, отсутствие плана приводит к тому, что избирательная кампания превращается в неструктурированное мероприятие (неструктурированные кампании практически обречены на поражение).        Особенно важна на этом этапе работа в день выборов. Контроль над подсчетом голосов при помощи наблюдателей и социологических опросов необходим и стал уже обычной практикой в российской действительности.

   После  формирования стратегии необходимо  определить средства доведения до избирателей желаемой информации о кандидате в депутаты.  

IV.  Заключительный, четвертый, этап избирательной кампании включает в себя подведение итогов и оценку эффективности предвыборных мероприятий. Если задачи избирательной кампании были формально определены на этапе планирования и программирования, то оценка  эффективности окажется более легкой. Ее можно определять в процентном соотношении, если стояла задача получить столько-то голосов. Эффективность можно определять и в денежном отношении, если посчитать “цену” одного голоса, полученную после деления всех средств затраченных на избирательную кампанию партии, на общее число голосов, поддержавших ее.

      В современной России история избирательных кампаний насчитывает уже более 10 лет. При этом оказалось, что в ходе этих избирательных кампаний использовались 5 моделей избирательных технологий:

1) Неструктурированная.

2) Рыночная.

3) Административно-командная.

4) Организационно-партийная.

5) Комплексная.

Неструктурированная модель избирательных кампаний была характерна для начального этапа демократизации в нашей стране в 1989-1993 годах, но и до сих пор в каждой новой кампании появляется один-два кандидата, использующих ее. Главным ресурсом является сам кандидат, его личные достижения и достоинства. Обычно неструктурированные кампании характеризуются слабой организованностью и недостаточной финансовой обеспеченностью. Если на рубеже 80 и 90-х годов успех таких кампаний еще имел место, то сейчас это практически невозможно.

Рыночная  модель пришла в Россию с Запада, в ней кандидат, политическая партия или избирательное объединение рассматриваются как товар, который продается покупателям-избирателям с использованием различных методов рекламы и пропаганды. Главным ресурсом такой модели являются деньги, на которые закупается реклама и оплачивается труд политических консультантов, имиджмейкеров и спичрайтеров. Она нормально функционирует только в демократичном обществе, где все имеют свободный доступ к СМИ, а количество рекламы ограничивается только наличием денег. В России рыночная модель достаточно популярна в среде преуспевающих бизнесменов, стремящихся играть и политическую роль. Тем не менее, в российских условиях эффективность рыночной модели не всегда можно назвать высокой. Так, например, по оценкам экспертов, предвыборная кампания “Демократического выбора России” на выборах в Государственную думу России в 1993 году строилась по рыночной модели, но оценить достигнутые этой партией результаты иначе как поражение невозможно.

Административно-командная  модель практически не известна на Западе, но имеет давние традиции в России еще с советских времен. Главным ресурсом является власть. Государственный аппарат может осуществлять свое влияние в различных видах: ограничение рекламного времени в государственных СМИ, отводимого конкурентам, изъятие агитационного материала, задержание пикетов, препятствование деятельности СМИ, сотрудничающих с оппозицией, прямая подтасовка результатов выборов. С точки зрения руководителя или правящей партии, желающих быть переизбранными, очень важной является способность заинтересовать чиновничью иерархию в том, чтобы она действительно стремилась способствовать переизбранию, а не создавала “видимость бурной деятельности”. Подобная модель еще очень сильно распространена в некоторых регионах России, особенно в национальных республиках. Однако ориентация на нее может иметь отрицательные последствия даже в отдаленных от центра политической жизни регионах. Так, например, произошло с бывшим губернатором Кировской области Десятниковым в 1996 году, когда в результате выборов он потерял свой пост во многом из-за того, что опирался исключительно на административные рычаги воздействия на избирателя и не имел в своем штабе ни одного представителя общественной организации.

Информация о работе Специфика избирательных технологий в различных политических сферах