Специфика избирательных технологий в различных политических сферах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

В связи со слабой изученностью темы нашей работы и закрытом характере информации по многим вопросам, каждое новое исследование способно привнести пользу в эту область знания. Цель нашего состоит в изучении темы «Избирательные технологии», а также их изменения в разных политических сферах. В соответствии с ней и приведем основные задачи:


•Рассмотрение избирательных технологий как одного из направлений PR в политике;
•классификация избирательных технологий;
•изучение их использования в предвыборных кампаниях;
•уяснение специфики избирательных технологий в разных политических сферах, в частности, в РФ;
•анализ избирательных технологий на примере предвыборных кампаний нынешних президентов США и России.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Глава I. Классификация, виды и использование избирательных технологий в политической сфере……………………………………..9

§1.1 Избирательные технологии как одно из направлений PR в политике……………………………………………………………….....9

§1.2 Понятие, классификация избирательных технологий…………..19


Глава II. Анализ использования избирательных технологий в РФ с опорой на примеры предвыборных кампаний Б.Обамы и Д.Медведева.…………………………………………………………….30

§2.1 Специфика избирательных технологий в различных политических сферах……………………………………………………………………30

§ 2.2 Российские избирательные технологии: особенности, тенденции развития………………………………………………………………….34

§ 2.3 Исследование предвыборных кампаний Барака Обамы и Дмитрия Медведева………………………………………………………………..38

Заключение………………………………………………………………42

Список литературы……………………………………………………………….43

Работа содержит 1 файл

курсач ОЛИ.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

  В Казахстане использовались подобные приемы: слоганы наносили краской с помощью аэрозольных баллончиков на заснеженных мостах.9 
 
 
 

§2.2 рОССИЙСКИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: особенности, тенденции развития.

  1.       В  странах  запада  существует  жесткая  конкуренция  на  выборах,  борьба идет  за  10 – 20 %  голосов колеблющихся  избирателей.  Отсюда  очень серьезное отношение к избирательным технологиям,  в частности к подготовительному этапу.  Главным   содержанием американских  и мировых избирательных технологий  на  подготовительном  этапе,  является   изучение  психологии избирателя,  его  жизненных  ценностей,  стереотипов  восприятия  политиков,  выборов,  кандидатов.  Так  же  тщательно  изучаются электоральные  настроения,   предпочтения  и  ожидания  избирателей.

     Следующий шаг,  анализ  структуры  электората,  выделение «целевых групп»,  на  которые и будет направленно воздействие всей мощи  избирательной машины.  Затем исследуется избирательный округ, где пройдут выборы  -  его структура,  история голосования,  социально  -  экономическое  положение  и  так  далее. Главной  чертой этих мероприятий является научный  подход   к   исследуемым  проблемам

     Необходимо  отметить, что подготовка к следующим  выборам начинается сразу после подведения итогов предыдущих. 

      Далее,  на  подготовительном  этапе  создается  предвыборный  штаб, с  соответствующей  инфраструктурой,  следующей  чертой  является  его четкое  структурирование  и  тщательнейшая  проработка  всех  деталей избирательных  технологий.

      Главенствующую  роль  в  агитационной  кампании  на  современном этапе  играет  телевидение,  особенно  теледебаты,  когда  соперничающие кандидаты  встречаются  лицом  к  лицу  в  прямом  эфире.

      Специфика же российских технологий избирательных кампаний определяется особенностями политической жизни нашей страны, и рассматривать их вне исторической обстановки, в которой они зародились и развиваются, представляется неверным, поэтому необходимо остановится на этом вопросе и вкратце описать те стороны политической жизни России, которые непосредственно влияют на избирательные технологии.

      История демократических выборов начинается в нашей стране с 1989-1990 гг., само собой разумеется, за такой короткий срок, не успели сложиться: политическая культура,  навыки электоральной борьбы, индустрия грамотной политической рекламы. Большинство кандидатов в депутаты – новички, ни разу не участвовавшие в выборах, или участвовавшие в них один раз. Естественно, по этой причине совершается много элементарных ошибок.  С 1917 до 1989 года в России (тогда еще СССР) ситуация была превосходная, ни о богатстве выбора, ни об альтернативах на выборах не могло быть и речи, советский народ валом валил на избирательные участки (примерно 99,8% избирателей) и дружно голосовал за единственного кандидата от блока коммунистов и беспартийных. В настоящее время все гораздо сложней, приходится думать, выбирать САМОМУ!!! А делать это самостоятельно, без указки сверху за семьдесят лет разучились. Как следствие, шараханья из стороны в сторону, когда на одних выборах голосуют за кандидата занимающего определенную позицию, на следующих, за «товарища», придерживающегося прямо противоположных взглядов. Еще одной причиной указанного поведения людей, кроме отсутствия умения выбирать, является то что, «положения групп людей в социальном пространстве в современном российском обществе оказались сдвинутыми, открывшиеся перспективы неопределенными. … Поэтому нельзя однозначно ответить на вопрос в чем состоит выгода или интерес того или иного человека и даже более широко – той или иной социальной группы»10. Вследствие этого, «главным признаком российской политики является практически полное отсутствие социально – слоевой идентификации политических партий. А, если человек (социальный слой) четко не осознает в чем его интерес, он не может выбрать партию, которая этот интерес выражала бы. В результате шараханья и метания, о которых уже рассказывалось и дополнительная «головная боль» имиджмейкирам.

      Проанализировав  проблемы  российских  предвыборных  кампаний 1993 – 1998 годов,  мы  полагаем,  российские  избирательные технологии имеют следующие особенности.

  1. Более  короткие  сроки  проведения  подготовки  к  выборам, как следствие практически полное отсутствие на предварительной стадии серьезных исследований электората, его предпочтений, ожиданий.…  А если такие исследования и поводятся, то в сильно упрощенном варианте.
  2. Предвыборные штабы имеют более простую структуру, отсутствует четкое разделение обязанностей внутри штаба.
  3. На предварительном этапе и в ходе избирательной кампании много самодеятельности, когда кандидаты (как правило, первый раз участвующие в выборах) не слушая советов специалистов, совершают какие либо действия.
  4. Кандидаты близкие к власти пытаются стать депутатами с помощью механизмов административного давления.
  5. Существует большая разница между избирательными кампаниями, проводимыми на общефедеральном уровне, в Москве, Санкт – Петербурге и местными предвыборными кампаниями. Общефедеральные и столичные технологии больше приближаются к западным моделям предвыборных кампаний, некоторые из предвыборных объединений всерьез занялись изучением избирательных технологий, политического маркетинга, законов построения и актуализации имиджа и т. д.
  6. В ходе предвыборных кампаний фиксируется большое количество нарушений, большой процент фальсификаций.
 

       В целом, избирательные технологии в  современной России:

  1. находятся на трудном пути своего становления, далеки еще по уровню развития, разработанности теоретической базы, от технологий, применяемых в западных странах;
  2. российские избирательные технологии развиваются, об этом свидетельствуют несколько тенденций – появилась прослойка людей профессионально занимающихся выборами (имиджмейкеры, спичрайтеры), появляются организации, в основном, при крупных партиях и администрациях различного уровня, занимающиеся разработкой проблем избирательных технологий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2.3 Исследование предвыборных кампаний Барака Обамы и  Дмитрия Медведева.

       Для лучшего усвоения специфики РФ в области избирательных технологий, возьмем для рассмотрения пример последних выборов президента России, представленный в форме сопоставительного анализа с предвыборной кампанией другой страны, а именно США - предвыборной кампании Барака Обамы. 

     Барак Обама, Дмитрий Медведев …неужели ОНИ самые лучшие, и самые достойные этого поста? Конечно, можно раскидываться комплиментами в их адрес, но давайте не будем забывать, чьих это рук дело. Сейчас мы рассмотрим обе предвыборные кампании и использовавшиеся избирательные технологии с целью изучения применения на практике избирательных технологий и влияния на них страновой специфики.  

    В предвыборной кампании Медведева основные акценты он ставились на 4 «и»: институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях и было 4 основные задачи:

1.улучшение  качества и применения законов,

2.снижение административных  барьеров,

3.снижение налогового  бремени с целью стимулирования  инноваций и частных инвестиций,

4.построение  мощной финансовой системы. 

    Главная идея предвыборной платформы Дмитрия Медведева, как заверял он сам,- Хватит, намитинговались, России необходимы как минимум десять лет стабильной жизни! Для этого многое сделано, налаживается связь между обществом и властью, но необходимо развернуть борьбу с коррупцией и заново провести пенсионную реформу. Развитие России, полагает Медведев, возможно лишь в условиях демократичного общества, имеющего рычаги влияния на власть.

      Как и полагается, первые его действия будут связаны с социальной стороной общества. Он сокрушается о росте безработицы. Причем, чтобы продемонстрировать глубокое владение темой, он говорит не только о проблемах тех людей, которые потеряли работу в полном смысле этого слова, но и о скрытой безработице. Ведь многие работодатели, в надежде на лучшие времена, сегодня «заготавливают впрок» рабочую силу, выводя сотрудников на неполный рабочий день. Такие люди страдают едва ли не больше, чем их уволенные коллеги - с одной стороны в зарплате они также теряют, а с другой - их действия на рынке труда продолжает связывать контракт. 

   Годом раньше, 10 февраля 2007 года на митинге в городе Спрингфилд, штат Иллинойс, Обама объявил о своем вступлении в президентскую гонку. Он заявил, что вывести войска из Ирака необходимо еще до выборов, к марту 2008 года.

     Наряду с иракской кампанией, он подверг администрацию Буша критике за недостаточные успехи в борьбе с зависимостью от нефтяных поставок и развитии системы образования. Вскоре, 13 февраля, на другом митинге, который проходил в штате Айова, Обама допустил опрометчивое высказывание. Критикуя иракскую политику Буша, он сказал, что жизни американских военных, погибших в Ираке, были "потрачены впустую".

    Медведев грамотно вел кампанию, он начал с социалки, с пенсионной реформы, — говорит заместитель гендиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. — Собственно, это традиционный проверенный ход для всех кандидатов от власти».

     По данным социологических опросов населения во время предвыборной кампании Дмитрия Медведева, 63% относятся к возможному будущему Президенту РФ доброжелательно из-за доверия к нему Путина. Но многие также при своей доброжелательности считают его несамостоятельным политиком и, что он так и не вышел из тени Путина. 

И напротив, Обама позиционировал себя и, разумеется, воспринимался полной противоположностью действующей на тот момент Администрации. Также в его пользу сыграл тот факт, что он демократ, а Джордж Буш был представителем республиканской партии. Очень даже кстати в тот момент пришелся и экономический кризис. И так США находились не в лучшем состоянии, а тут еще и этот кризис. И, конечно же, вина пала на нынешнего Президента и его Администрацию. Это опять же плюс Обаме. 

    Кандидат в президенты Дмитрий Медведев уведомил об отказе "от участия в совместных агитационных мероприятиях, проводимых на каналах общероссийских и региональных государственных организаций телерадиовещания". Отсутствие кандидата в теледебатах будет компенсировано его активными рабочими поездками по регионам и рабочими совещаниями.

А Барак Обама три раза встречался с Маккейном на предвыборных дебатах 26 сентября, 7 и 15 октября. Согласно опросам, Обама одержал победу во всех трех раундах. 

   Несмотря на свою предвыборную кампанию, даже если бы она была самой ничтожной в мире, из-за  слов Кремля о «преемнике» Путина, многих избирателей не покидало чувство того, что он выиграет и без их участия. Эта была основная проблема Дмитрия Медведева и его предвыборной кампании. Нужно было, тем не менее, вызвать любовь и доверие граждан различных социальных классов. 

     Одним из уязвимых мест Обамы-кандидата стал вопрос о его принадлежности к "афроамериканцам". Ситуация усугубилась, когда в начале марта 2007 года пресса сообщила, что в роду Обамы по материнской линии были рабовладельцы. 

     Вот он главный лозунг предвыборной кампании Дмитрия Медведева: "Качественно новая социальная политика - политика социального развития". 

    А вот краткий, но хорошо сформулированный лозунг предвыборной кампании Обамы - «We need CHANGE». 

Выводы: По прошествии двух избирательных кампаний можно  сделать следующие выводы. В основном двое избранных кандидатов пользовались примерно одинаковыми избирательными технологиями. Кто-то в большей степени, кто-то - в меньшей. Но главную роль сыграли именно различные политические сферы. То, что в США шла отстройка от прошлого Президента Джорджа Буша, а в России подстройка.

Итак, мы с вами рассмотрели предвыборные кампании Обамы и Медведева и использовавшиеся технологии с целью изучения применения на практике избирательных технологий и влияния на них страновой специфики. А теперь перейдем к заключению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение: 

Многие ученые спорят о том, каких пределов достигнет  PR и как скоро это произойдет. Новые технологии порождают новые способы мышления. Новая, виртуальная реальность будит новые потребности и новые возможности. В результате возникает новая политика. И по техническим средствам, и по скорости, и по самой сути политика становится все более виртуальной. Политика вечна, - значит, вечен и политический PR.

Еще много тем  в нем, в частности, в технологиях предвыборных кампаний осталось нераскрытыми. Но они продолжают играть очень важную роль в политической сфере каждой страны. Эти технологии появляются, модернизируются как новый вид, и исчезают, становясь повседневными и поэтому плохо воспринимаемыми.

Каждая предвыборная кампания насчитывает сотни избирательных  технологий, которые могут использоваться и впредь, а могут быть успешны  только в одной кампании. Они очень  подвижны, так как меняются, переходя в другую политическую сферу под ее влиянием. И каждый день избирательных технологий становится все больше. Каждая из них подлежит изучению.

Но любую предвыборную камапнию нельзя рассматривать саму по себе. Необходимо учитывать ту политическую сферу, в которой она проходила. И только потом делать вывод, почему в одном случае использовались одни технологии, а в другом от них полностью отказались. Политическая сфера влияет на проведение предвыборных кампаний, использовавшихся в ней технологий, и ее успех.

Информация о работе Специфика избирательных технологий в различных политических сферах