Политические технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:30, реферат

Описание работы

Информационно-коммуникативная система реализации решений
культурной среды, уметь адекватно и оперативно реагировать на изменение духовной ситуации. При этом надо учитывать, что у государства могут меняться его контрагенты, в качестве которых могут выступать общественное мнение (когда правительство, например, ставит задачу проинформировать общественность о своем отношении к той или иной социальной проблеме); управленческие структуры (при распределении необходимых для госучреждений ресурсов, назначении руководителей); тот и другой контрагенты одновременно (например, при необходимости мобилизации населения для решения конкретной общественной проблемы); зарубежное общественное мнение;

Работа содержит 1 файл

Политические технологии.docx

— 48.17 Кб (Скачать)
 

Схема 2. Информационно-коммуникативная система реализации решений

культурной среды, уметь адекватно и оперативно реагировать на изменение духовной ситуации. При этом надо учитывать, что у государства могут меняться его контрагенты, в качестве которых могут выступать общественное мнение (когда правительство, например, ставит задачу проинформировать общественность о своем отношении к той или иной социальной проблеме); управленческие структуры (при распределении необходимых для госучреждений ресурсов, назначении руководителей); тот и другой контрагенты одновременно (например, при необходимости мобилизации населения для решения конкретной общественной проблемы); зарубежное общественное мнение; международные организации и т.д. Вот почему «проблема с большей частью правительственной информации, — пишут Г. Саймон, Д. Смитбург и В. Томсон, — заключается в том, чтобы она попала по назначению и не была использована нежелательным образом»127. 

Однако при любом  из вариантов государство, вырабатывая  свои информационные технологии, каждый раз должно отыскивать наиболее эффективные  способы распространения информации, в том числе и соответствующие  технические средства, конкурировать  с информационными потоками, специально организованными, например оппо- 

127 Саймон Г., Смитбург  Д., Томсон В. Менеджмент в организациях. М., 1995. С. 192. 

513 

зицией, для снижения эффективности его решений, вести  борьбу за сохранение своих преимуществ  в политическом рекламировании, способствовать распространению специализированной информации. Однако если выбранная  линия информационного поведения  будет постоянно ограничивать по соображениям безопасности информированность  населения, то это может нести  в себе угрозу демократии.

Стратегии поведения  государства на информационном рынке 

Первостепенным фактором, от которого зависит содержание информационных технологий, являются стратегии и  тактики его поведения на информационном рынке. В качестве основных можно  было бы назвать следующие установки, накладывающие качественные ограничения  на информационное поведение государства  и направляющие деятельность всех его  органов и звеньев управления: 

·        инициация массовой поддержки населением поставленных государством целей и  мобилизация широких социальных слоев на их реализацию (стратегия  «побуждения»); 

·        информирование общества о собственной  позиции, принятом по тому или иному  вопросу решении, но без активизации  усилий по его выполнению (стратегия  «поддержания коммуникации с общественностью»); 

·        распространение указаний подчиненным  низовым структурам и органам  управления для реализации решений, имеющих служебный характер («ролевая»  стратегия); 

·        контроль за реализацией принятых и уже осуществляемых решений (стратегия «контроля»); 

·        координация активности государственных, политических и общественных организаций  и объединений при обсуждении тех или иных социальных проблем (стратегия «поддержания баланса  сил»); 

·        создание положительного имиджа политического  режима и типа правления и, соответственно, критика оппозиции (стратегия «конструирования имиджа»); 

·        отвлечение общественного мнения от обсуждения невыгодных режиму социальных проблем («отвлекающая стратегия»). 

На практике в  деятельности государства информационные стратегии сами по себе и связанные  с ними технические задачи могут  в тех или иных сочетаниях накладываться  друг на друга, усложняя проблемы, стоящие  перед органами управления. В нестабильных же, критических для режима условиях, как правило, формируются принципиально  иные стратегические намерения (например, предполагающие информационное обеспечение  борьбы с внешним врагом и т.д.). 

Другими, не менее  важными факторами, определяющими  содержание информационных технологий, являются те типы информационно-коммуникативных  действий, которые раскрывают характер отношений государства и общественности. Такого рода типы информирования и  коммуницирования выходят за рамки  системы принятия решений, поэтому  рассмотрим их несколько подробнее.

2. Технологии агитационно-пропагандистского  и маркетингового типа

Информационные технологии агитационно-пропагандистского типа 

Информационные технологии агитационно-пропагандистского типа в целом направлены на контроль за сознанием и поведением людей. Применяемые при этом приемы и техники информирования и коммуницирования с общественным мнением в конечном счете ориентированы на искусственное конструирование как политических реакций, так и запросов населения. В этом смысле наиболее типичными способами и приемами информирования, соответствующими таким целям и характеру агитации и пропаганды, являются дезинформация и фальсификация сведений, а также манипулирование сознанием реципиентов. 

Термин «дезинформация»  был введен высшим командованием  немецкой армии в годы Первой мировой  войны для обозначения той  части полевой тактики работы с противником, целью которой  было введение его в заблуждение. Эта тактика подразумевала прямой обман противника, использование  лжи, клеветы, полуправды, скрывающих подчас не только подлинное содержание явлений  и фактов, но и само их существование. 

Политическая история  дала множественные примеры использования  дезинформации не только как частичной  технологии, но и как масштабного  информационного курса государства, обеспечивающего осуществление  крупных политических целей. Например, система сознательно сфабрикованных и целенаправленно распространяемых ложных сообщений прикрывала начало военных действий нацистов против СССР, способствовала разгрому высшего военного командования в нашей стране перед  Второй мировой войной и т.д. В настоящее время подобные приемы широко используются не только в сфере межгосударственных отношений в качестве прикрытия подлинных целей тех или иных стран, но и на внутреннем политическом рынке в виде лживых сообщений о намерениях конкурентов и сведений о несуществующих у них целях, в форме сокрытия сведений о свершившихся событиях, в виде тенденциозной оценки и пристрастного комментирования фактов, скрывающего их суть, и т.д. В этом смысле самой 

515 

516 

стических данных и  способная «обосновать» выводы, прямо противоречащие существующим реалиям. 

Агитационно-пропагандистские формы и технологии информирования и коммуницирования, как правило, неразрывно связаны с провоцированием  политических скандалов, проведением  информационных и психологических  войн, осуществлением информационного  террора, направленных на нанесение непоправимого ущерба интересам и общественной репутации конкурентов, а также на их полную дискредитацию и вытеснение с политического рынка.

Технологии паблик рилейшнз (ПР) 

Технологии паблик рилейшнз (ПР) представляют собой систему информационно-аналитических действий, принципом которых является обеспечение реализации политических целей на основе честного и уважительного отношения к реципиенту. Поэтому, несмотря на то что в рамках ΠΡ могут частично использоваться отдельные приемы, более характерные для агитации и пропаганды, в целом эти технологии нацелены на принципиальный отказ от обмана и фальсификации фактов и предполагают наличие обратных связей реципиента с коммуникатором. 

Благодаря такой  принципиальной направленности, технологии ПР нацелены на всестороннее разъяснение реципиентам существующих политических проблем, на создание положительного в их глазах образа (имиджа) коммуникатора, на обеспечение благоприятной общественной атмосферы для реализации предусмотренных действий, а также на завоевание и сохранение высокого авторитета Центра принятия решений. В конечном счете такая устойчивая линия поведения на информационном рынке ведет к формированию у людей устойчивой ценностной ориентации на политические события, побуждает их к сознательным действиям. Таким образом, между коммуникаторами и реципиентами устраняются многие преграды, в результате чего рядовые граждане активно и последовательно приобщаются к политическому процессу, вовлекаются в принятие и осуществление решений. 

Эти основополагающие задачи предопределяют и соответствующие  принципы ПР, к которым относятся: 

·         открытость информации; 

·        взаимная выгода коммуникатора и  реципиента; 

·        опора на общественное мнение; уважительное отношение к общественности. 

  

Такая ориентация информационной деятельности показывает, что разделяющие  данные принципы коммуникаторы по сути дела обращаются не просто к потребителю  информации, а к личности, обладающей собственным взглядом на мир и политику. В силу такой установки все действующие в рамках ΠΡ политические субъекты не жалеют 

517 

518 

Каждое из этих направлений  ПР представляет собой определенную систему управления информацией, связанную с теми или иными способами производства новостей, привлечения внимания аудитории, интерпретации кризисов, с рассмотрением каждого информационного проекта с учетом его специфических черт, с трансформацией шаблонных технологий в нестандартные и творческие и т.д. Эти направления ориентируются на конструирование духовной и политической среды коммуникации. В целом такая коммуникативная инженерия выражает стремление политических коммуникаторов не навязывать людям те или иные позиции, а завоевывать, покорять их сознание идейными методами. В таком случае информационные технологии превращаются в инструмент демократического общества, с помощью которого должно достигаться согласие, устанавливаться консенсус между властью и обществом. 

Несмотря на различия подсистем и направлений ПР, связанные с ними технологии предполагают наличие у участвующих в их акциях людей идейной лояльности к прокламируемым целям; сопряжение информационных потоков с организационными изменениями; минимизацию нечестных приемов информирования; ориентацию на консесуальные технологии; обязательную информационную подготовку политических действий; отслеживание действий контрагентов; уточнение и корректировку действий; исключение акций, травмирующих общественное мнение; и ряд других универсальных приемов и ориентиров деятельности.

Информационные технологии создания имиджа 

Одной из важнейших, концептуализирующих ПР-технологий является создание положительных образов (имиджей) политических объектов. Такими объектами могут быть как отдельные  личности, так и корпоративные  структуры (партии, движения) и даже государства в целом или межгосударственные организации. 

Создание имиджа — это сознательное конструирование  тех или иных свойств и качеств  субъекта, делающих его привлекательным  для общественности и позволяющих  решить конкретную политическую задачу с его участием (победить на выборах, повысить легитимность власти и т.д.). В этом смысле имидж представляет собой важнейший структурный  компонент сферы политики, при  помощи которого властвующие субъекты поддерживают связи с населением, обеспечивают поддержание обратной связи с населением, пытаются оказывать  на общественное мнение целенаправленное воздействие. Имидж — это важнейшая форма политического капитала политических субъектов и одновременно механизм его приумножения. Он является и средством налаживания диалога с населением, и формой управления его настроениями, и способом проецирования социальных проблем на политику. Имидж формируется в 

519 

521

Политическая реклама 

Важнейшим способом и самостоятельным направлением формирования имиджа является политическая реклама. Она представляет собой  такую форму направленного безличного обращения к человеку, которая  в условиях свободного и конкурентного  выбора информации нацелена на создание у него позитивного образа политического  товара (кандидата, института, символа), предполагающего и мобилизующего  его (человека) на соответствующую поддержку. Короче говоря, конечная цель политической рекламы состоит в том, чтобы в эмоциональной и лаконичной форме донести до человека суть политической платформы партии, образ кандидата или другого политического объекта и тем самым не только сформировать позитивное отношение к ним со стороны как можно более широкого круга граждан, но и побудить их к реальным действиям, направленным на их поддержку. 

Как разновидность  информационных технологий маркетингового типа политическая реклама воплощает  в себе постоянную заинтересованность рекламодателя не столько в информировании граждан, сколько в их мнении. Выводя на информационный рынок те или иные товары, реклама стимулирует свободный  и осознанный выбор людьми политической позиции, поддерживает в обществе климат, характеризующийся внутренней расположенностью к политике. Накладываясь как бы поверх официальных связей человека и власти, рекламные технологии стремятся  преодолеть формально-статусные отношения  гражданина с государством и, щадя самосознание граждан, побуждают их к политической активности. 

Информация о работе Политические технологии