Политические технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:30, реферат

Описание работы

Информационно-коммуникативная система реализации решений
культурной среды, уметь адекватно и оперативно реагировать на изменение духовной ситуации. При этом надо учитывать, что у государства могут меняться его контрагенты, в качестве которых могут выступать общественное мнение (когда правительство, например, ставит задачу проинформировать общественность о своем отношении к той или иной социальной проблеме); управленческие структуры (при распределении необходимых для госучреждений ресурсов, назначении руководителей); тот и другой контрагенты одновременно (например, при необходимости мобилизации населения для решения конкретной общественной проблемы); зарубежное общественное мнение;

Работа содержит 1 файл

Политические технологии.docx

— 48.17 Кб (Скачать)

Формируя положительные  образы тех или иных институтов, лидеров или доктрин, реклама  последовательно продвигает на информационном рынке определенные политические цели и ценности. В этом смысле степень  распространения таких политических товаров, их узнаваемости и популярности, а равно и степень их поддержки  населением являются главными показателями ее эффективности. 

Одной из существенных особенностей применения рекламных  технологий служит передача соответствующих  сообщений по преимуществу на платной  основе. В таком случае содержание рекламных материалов максимально контролируется распространяющими ее субъектами и не может произвольно изменяться сторонними лицами (редакторами журналов, телепрограмм и др.). В то же время, в отличие от коммерческой рекламы, она, как правило, всегда содержит критику оппонентов, жесткие регламентации в идейных позициях и акцентах, допускает преувеличения, упрощает и драматизирует действительность, нередко эксплуатирует специфику остроконфликтного восприятия людьми социальной действительности. В рекламе часто используются и элементы юмористического отображения мира политики. 

Активизируя политическое внимание и активность человека, реклама  в то же время не рассчитана на качественное повышение его компе- 

522 

525 

Большую роль в регламентировании  методов политической рекламы и особенно в исключении из ее арсенала «грязных» способов информирования играет само общественное мнение. В демократических странах принципы и нормы гражданского общества существенно затрудняют использование неприемлемых для общественной морали политических технологий на информационном рынке.

3. Компьютерные технологии  на информационном политическом  рынке

Информационная революция  и политика 

Во второй половине XX в. развитые демократические страны пережили две революции в области  доступа граждан к информации, результатом которых явились  массовое образование и массовое телевидение. Выдающуюся роль в преобразовании политического пространства сыграли: появление на информационном политическом рынке электронных СМИ, возникновение  диалоговых способов политической коммуникации, резкое увеличение скорости передачи сообщений, формирование «электронных общностей» (например, пользователей  сети Интернет) и др. Эти и связанные  с ними явления и факты качественно  изменили условия и возможности  конкуренции за государственную  власть. 

Конечно, как справедливо  утверждает Липпманн, информационные средства были не способны «транслировать весь объем общественной жизни человечества, так чтобы каждый индивид мог  вынести компетентное мнение по каждому  вопросу»131. Более того, информационные технологии внесли свой вклад и в  упадок «общественного капитала», поскольку  теле-видео-аудио-мультимедиа развлечения  позволяли людям удовлетворять  свои потребности в эмоциях и  адреналине, не выходя из дома, способствуя пассивному восприятию людьми информации, сокращению ресурсов обратной связи и т.д. 

Тем не менее, активно  внедряясь в сферу политики, новые  информационные и коммуникативные  технологии не только качественно видоизменили, но и сломали многие старые представления, установки, стереотипы, формы поведения, модели взаимоотношений между индивидами и группами, политическими институтами  и структурами. 

Оценивая политические последствия таких информационных новаций, Р. Даль отмечал, что телекоммуникационные технологии стали играть ключевую роль в создании предпосылок «передового  демократического общества», в котором политические решения опираются на мнения и суждения народа. А. Этциони сформулировал концепцию «теледемократии» в качестве пути достижения общественного блага с 

131 Lippmann W. Public Opinion. N.Y., 1934. Р.362. 

526 

помощью коммуникативных  технологий. В то же время Л. Гроссман считает, что с развитием новых  коммуникативных технологий наступает  новая, третья великая эпоха демократии. Но самую грандиозную перспективу  увидел Н. Негропонте, который ожидает, что национальное государство исчезнет под воздействием глобальных коммуникаций. Причем Э. Коррадо и Ч. Фаерстон обращают внимание на то, что именно Интернет может обеспечить «неопосредованное» общение между гражданами и властью, сведя к минимуму зависимость граждан от избираемых представителей, партийных организаций и организованных групп интересов. 

Последняя точка  зрения не удивительна, ибо именно Интернет является наиболее ярким выразителем  информационной революции. И хотя политические последствия появления глобальной сети неоднозначны, она бросает самый  настоящий вызов традиционным институтам и механизмам политического процесса. Как полагает большинство современных  ученых, видимо, под его воздействием наиболее вероятным социально-политическим последствием развития новых коммуникативных  технологий будет повышение динамизма  и одновременно фрагментация политического  процесса, атомизация плюралистической политики групповых интересов.

Интернет как средство коммуникации 

Интернет — это  мировая компьютерная сеть, объединяющая сотни тысяч локальных государственных, корпоративных, общественных, образовательных  и домашних сетей на основе стандартных  соглашений о способах обмена информацией  и единой системы адресации. Он зародился  в начале 60-х гг. XX в. благодаря исследованиям в области информатики и компьютеризации в рамках одного из крупнейших проектов, субсидируемых Агентством передовых исследовательских проектов (Advanced Research Projects Agency — ARPA) при Министерстве обороны США. Примерно 10 лет спустя после рождения ARPAnet появились Локальные Вычислительные Сети (LAN), которые продемонстрировали выгоду интеграции локальных сетей для каждого пользователя, если бы он мог связываться с пользователями других сетей. В связи с этим интернетовские технологии стали быстро развиваться в рамках региональных связей, университетских сообществ, школ и других организаций, которые осознали, что перед ними открылось новое измерение — «киберпространство», потенциально обладающее неисчерпаемыми информационными ресурсами и способное объединить миллионы пользователей. Так Интернет вырвался из стен секретных военных лабораторий и стал глобальным средством коммуникации. 

Место и роль Интернета  связаны с тем, что он одновременно предоставляет людям возможность  выступать не только потребителями, приемниками и реципиентами информации, но и ее автономны- 

527 

528 

Таблица 
 
 

однако в отношении  географической независимости они  все еще несопоставимы с глобальными  компьютерными сетями. Обмен информации в Интернете осуществляется таким  образом, что географическое положение  и национально-государственная принадлежность как источника, так и адресата послания перестает быть сколько-нибудь значимым фактором. В отличие от традиционного почтового ящика, электронный почтовый ящик доступен его владельцу, в какой бы точке планеты он ни находился. 

Традиционные средства коммуникации зависят от пропускной способности «критических узлов»; это  дает государству возможность контролировать поток информации и вмешиваться  в него. В противоположность этому  Интернет изначально был спроектирован  таким образом, чтобы исключить зависимость от централизованного контроля, обеспечить функционирование информационного обмена даже в ситуации целенаправленных внешних атак и искусственных помех. Благодаря своим технологиям, Интернет интерпретирует цензуру в том или ином узле как помеху (повреждение) и обходит данный узел. 

Сети решают проблему временных ограничений благодаря  асинхронной природе сетевых  коммуникаций: пользователи могут в  удобное для них время задать вопросы и получить ответы, скажем, от депутатов или сотрудников  городских и муниципальных органов  вла- 

529 

сти. Организация  таких «виртуальных форумов», на которых  граждане могут общаться с избираемыми  должностными лицами и друг с другом в реальном времени, снижает традиционные издержки общения элитарных и  неэлитарных кругов. 

Благодаря информационным возможностям Интернета с начала 90-х гг. наблюдается лавинообразный рост числа его пользователей. В середине 1999 г. население глобальной «виртуальной общины» оценивалось в 215 млн. человек, прогноз на 2000 год достигает 327 млн. При этом изменяется языковой состав аудитории Интернета: если в начале 90-х гг. подавляющее большинство в Сети составляли англоязычные пользователи, то сегодня свыше 42% аудитории (95,6 млн. человек) относится к иным языковым группам. 

В то же время в  последние 5—7 лет качественный состав аудитории Интернета претерпел  принципиальные изменения. Превращение  Сети в средство массовой коммуникации способствовало резкому снижению образовательного, возрастного, профессионального, материального  и культурного уровня аудитории  Интернета. Общедоступный характер Сети делает ее объективным зеркалом общества, отражающим порой даже самые  низменные стороны человеческой природы.

Содержание и технологии Интернета 

Заложенная в Сети система адресации обеспечивает уникальными координатами связи  каждый компьютер (точнее, практически  каждый ресурс компьютера) и каждого  ее пользователя. В качестве наиболее известных форм связи выступают: 

WWW — «Всемирная  паутина», обеспечивающая представление  и передачу миллиардов документов, включающих текст, графику, звук  и видео, расположенных на различных  «сайтах» и «WEB-страницах» по  всему миру и связанных между  собой посредством «ссылок» в  документах; 

E-MAIL — электронная  почта, с помощью которой можно  обмениваться личными или деловыми  сообщениями между адресатами, имеющими  электронный почтовый адрес, являющийся  аналогом арендованного абонентского  ящика в почтовом отделении; 

USENET — всемирный  дискуссионный клуб, состоящий из  набора конференций («newsgroups»), которые  позволяют просматривать заголовки  сообщений с помощью программы  чтения новостей, сортировать сообщения  по темам, добавлять свои сообщения  с комментариями и задавать  вопросы; 

FTP — служба пересылки  файлов между компьютерами; 

TELNET — удаленный  доступ, позволяющий выполнять программы  на удаленном от пользователя  компьютере, т.е. использовать его  ресурсы фактически как свои  собственные; 

PROXY-СЕРВЕР, предназначенный для накопления на локальной системе информации, к которой часто обращаются пользователи. 

530 

Благодаря своим  техническим возможностям информационного  обмена Интернет в последние годы активно используется для проведения избирательных кампаний. Так, создавая Веб-сайты (страницы) той или иной партии или лидера движения, организаторы избирательных кампаний получают дополнительные возможности для мобилизации  добровольцев, готовых оказать поддержку  тем или иным депутатам, для ответов  лидеров на вопросы избирателей, для инструктирования помощников избирательного штаба, сбора финансовой помощи партиям  и движениям, проведения маркетинговых  операций на электоральном рынке. 

В то же время, как  показал опыт последних лет, электронные  страницы нередко используются для  анонимного сброса компрометирующих сведений о кандидатах в депутаты, для дезинформации  и распространения других сведений, способных снизить поддержку  конкурентов и дезорганизовать  работу их штабов.

Глава 25. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ

1. Избирательный  процесс и избирательная кампания

Избирательные системы 

Выборы являются неотъемлемой составной частью политического  процесса в современных демократических  обществах. Они предоставляют человеку, идущему в большую политику, возможность  стать депутатом парламента, губернатором или даже президентом страны. Вместе с тем во время выборов в  активную политическую жизнь вовлекаются  простые граждане, они начинают ощущать  свою значимость, возможность оказывать  влияние на персональный состав высших государственных органов. 

В то же время используемые на выборах технологии самым непосредственным образом зависят от порядка проведения выборов и способа подсчета голосов  в каждой стране, действующих в  государстве и регламентирующих данный процесс правовых норм, правил и традиций. В правовых нормах формулируются  основные требования к кандидатам в  представительные органы власти и на выборные государственные должности; регулируется деятельность органов  власти, осуществляющих проведение выборов; определяется статус избирателей и  избирательных объединений; устанавливаются  процедуры предвыборной агитации и  голосования, порядок определения  результатов голосования и способы  обжалования их. 

Информация о работе Политические технологии