Технологии формирования имиджа политического лидера

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрываются понятия лидера, политического лидера, его имиджа. Рассмотрены виды и функции имиджа, технологии формирования имиджа политического лидера.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1. Политический лидер и его имидж………………………………………...5
1.1. Политический лидер и его функции в обществе……..........................5
1.2. Типология политических лидеров…………………………….............8
1.3. Имидж политического лидера: его свойства, функции и виды……12
Глава 2. Технологии формирования имиджа политического лидера в современной России…………………………………………..................................17
2.1. Основные факторы формирования имиджа политического лидера в России……………………………………………………………………………….17
2.2. Приемы и методы формирования имиджа политического лидера ……………………………………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………….............34
Список использованных источников и литературы……………………………...35

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 124.73 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Институт муниципального управления и сервиса

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Управление общественными отношениями»

На тему: «Технология формирования имиджа политического лидера».

 

 

                                                                                                 Выполнил:

              студентка гр. ГМУ 07-1

                                                                               Куликова В.В.

 

Проверил:

д.э.н., профессор

Линник Т.В.

 

 

Тюмень, 2010

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение……………………………………………………………………………...2

Глава 1. Политический лидер и его имидж………………………………………...5

    1. Политический лидер и его функции в обществе……..........................5
    2. Типология политических лидеров…………………………….............8
    3. Имидж политического лидера: его свойства, функции и виды……12

Глава 2. Технологии формирования имиджа политического лидера в современной России…………………………………………..................................17

2.1.    Основные факторы формирования имиджа политического лидера в России……………………………………………………………………………….17

2.2.  Приемы и методы формирования имиджа политического лидера ……………………………………………………………………………………….21

Заключение………………………………………………………………….............34

Список использованных источников и литературы……………………………...35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Результатом динамичного  развития политического процесса в  России за последнее десятилетие  стало изменение политической системы, складывающееся реальное разделение трех ветвей власти, возрождение института  общенародных выборов в обстановке плюрализма мнений, свободы  прессы.

Однопартийная система уступила место многопартийной, при которой партии действуют в обстановке жесткой конкуренции между собой и лишены монополии на власть. Политика стала ареной публичной борьбы за власть между различными партиями и группами влияния. Важная роль в этой борьбе отводится избирателям, поэтому задачей политической партии или группы и представляющего ее лидера является завоевание их симпатий. 

Поскольку избиратели плохо  воспринимают обезличенные, абстрактные  идеи, их носителем и выразителем  на сцене публичной политики является политический лидер. Он воплощает в  себе некий образ, который ассоциируется  у населения с определенными  проблемами и путями их разрешения. 

Образ или имидж (от английского  image - образ) политика является тем стержнем, на который нанизываются все происходящие с ним или вокруг него события, его высказывания, выступления и т.д.

Развитие средств массовой информации и политической коммуникации, а также методов изучения общественного  мнения и целенаправленного воздействия  на него сделали возможным сознательное формирование и коррекцию имиджа политического лидера в соответствии со стоящими перед ним целями и  задачами и настроением избирателей.

Формирование образа политика в глазах избирателей требует  специальных знаний и технологий. Очевиден и тот факт, что современные  методы воздействия на избирателей  открывают дорогу различным манипуляциям общественным сознанием.

Грань между дозволенными рекламными трюками и манипулятивными методами столь тонка, что провести ее практически невозможно. Во многом это зависит от политической культуры страны и зрелости избирателей. Этическая сторона публичной политики в России еще не нашла должного отражения ни в периодических публикациях, ни в научной литературе, ни, что самое главное, на практике. Между тем, увлечение манипулятивными приемами с целью отвлечения внимания от сути происходящего и затушевывания реальных проблем становится все более очевидным и приобретающим опасные масштабы явлением. Все это обусловило выбор данной темы. 

Создание имиджа политика не является открытием XX века. Однако лишь с развитием техники, появлением радио, телевидения, компьютерной техники, Интернета работа по созданию имиджа политика стала отдельной профессией, отраслью человеческой деятельности. Если Наполеон создавал свой образ для потомков, то сегодня имидж политика создается в считанные месяцы для решения конкретных задач (победа в округе, в регионе, в масштабах страны). Политическая жизнь сегодня очень быстротечна, политические лидеры национального масштаба практически ежедневно появляются на экранах телевизоров, подвергаются критике в прессе. Поэтому в современном демократическом обществе создание имиджа политика требует знания современных избирательных технологий, основ психологии и социологии. Кроме того, создание имиджа требует творческого подхода, изобретательности, воображения.

Объектом данной курсовой работы является имидж политического лидера в целом, а предметом – технологии (методы) формирования политического имиджа.  

Целью работы является выявление механизмов формирования имиджа политического лидера в современной России.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • дать определения понятиям политический лидер, политический имидж;
  • выделить функции политического лидера;
  • выявить типы лидеров;
  • определить функции политического имиджа;
  • рассмотреть структуру политического имиджа, его виды;
  • изучить методы формирования имиджа политического лидера.

В качестве метода исследования  был использован системный метод, так как именно он позволяет рассмотреть взаимосвязь между имиджом лидера и электоратом, структуру, типы, процесс формирования имиджа политического лидера и особенности его восприятия в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР  И ЕГО ИМИДЖ

 

    1. Политический лидер и его функции в обществе

 

Феномен лидерства неоднозначен и многомерен, и помимо политологии, изучается  в рамках таких дисциплин, как  психология, социология, история, философская  антропология и др.

Лидерство (англ. leadership) присутствует везде, где имеются более или менее устойчивые объединения людей, и требуются власть и организация - в семье, в группе, в учреждении.       

Политическое лидерство  осуществляется в рамках политических отношений и политической системы  общества, в рамках государства и  других политических институтов - партий, движений, групп давления, и т.д. В  качестве политических лидеров выступают  президент, премьер - министр и члены  кабинета, члены парламента, лидеры и активисты политических партий, региональные руководители и мэры крупных  городов. В истории политической мысли существует целый спектр теорий, обосновывающих неизбежность и необходимость  выдвижения и возвышения лидеров  в политике.

Сама теория политического  лидерства стала формироваться  в период   античности - именно тогда великий философ Платон, историки Геродот, Плутарх и Фукидид  в своих произведениях уделяли  политическим лидерам главное внимание, рассматривая легендарных героев, монархов и полководцев в качестве творцов  истории. Значительный вклад в развитие представлений о роли лидера в  политике внес итальянский политический мыслитель Н. Макиавелли - в своем  известном сочинении «Государь» он отождествил лидера с государем, скрепляющим своей властью общество и использующим любые (в том числе  и безнравственные) средства для  поддержания общественного порядка  и сохранения государства [15]. Его практические рекомендации правителям государств высоко ценились и активно использовались О. Кромвелем, Наполеоном, Б. Муссолини и И. Сталиным.

Значительное влияние  на современные концепции природы  лидерства оказал французский социолог Г. Тард (1843 - 1904), являющийся одним из разработчиков теории социализации. С его точки зрения, основным законом социальной жизни является подражание большинства членов общества людям, задающим определенные нормы и образцы поведения, совершающим великие открытия и создающим новые общественные институты. Без них, по Тарду, не было бы возможно никакое общественное развитие [26].

В рамках же современной  политической науки выделяются следующие  основные подходы к определению  природы политического лидерства:

  • Лидерство как разновидность власти, направленной сверху вниз, носителем которой является человек или группа, побуждающие остальных людей к действиям (французский социолог Ж.Блондель) [3, с. 26.];
  • Лидерство как управленческий статус, как руководящая должность, связанная с принятием обязательных для большинства решений (Ф.Даунтон). Иначе говоря, тот, кто занимает руководящий пост, и является лидером;
  • Лидерство как влияние на других людей, которое является постоянным, распространяется на всю группу, организацию или общество, направляется сверху вниз от лидера к членам выдвинувшей его группы, опирается на авторитет лидера и на  признание правомерности его руководства (В. Кац, Л. Эдингер);
  • Лидерство как своего рода обмен или торг, при котором определенный деятель обещает связанной с ним группе или обществу отстаивать их интересы в обмен на поддержку его персоны (Дж. Оппенгеймер, Н. Фролих и др.);
  • Лидерство как порождение неформальных отношений внутри группы - лидер выдвигается стихийно снизу и принимается последователями, являясь символом единства и образцом поведения.

Одновременно в политологии  существует ряд  теорий, пытающихся определить основные факторы, лежащие  в основе явления политического  лидерства:

  • Теория черт рассматривает политическое лидерство как порождение личных качеств самого лидера - ума, воли, энергии, организаторских способностей, компетентности и ответственности, которые и позволяют лидеру доминировать в группе.  В то же время специально проведенные социологические исследования ставят данную теорию под сомнение, поскольку показали, что все вышеперечисленные черты являются качествами личности вообще.
  • Ситуационная концепция рассматривает лидерство как порождение ситуации, требующей выдвижения личности с определенным набором качеств, способной решить стоящие перед обществом задачи (Р.  Стогдилл, Т. Хилтон, А. Голдиер). Однако, по мнению критиков, данная теория заметно ограничивает самостоятельность лидера - в действительности он является не только порождением ситуации, но может встать над ней, направив события в желательное для себя русло.
  • Теория конституентов (т.е. последователей). Согласно ей, лидера «делают» его сторонники, последователи и активисты, ведущие пропаганду в его пользу - без их поддержки и учета их интересов лидер не состоится. При этом надо помнить, что лидер силой своей личности также влияет на сознание и поведение своих приверженцев, его действия на определенном этапе могут идти вразрез с интересами тех, кто привел его к власти, а сам лидер может менять свою социальную опору.
  • Наконец, психологическая концепция рассматривает лидерство как порождение индивидуальной и групповой психологии людей. Так, например, основоположник психоанализа З. Фрейд рассматривал поддержку лидера со стороны определенной группы или общества как результат переноса ими на его личность преобразованных сексуальных влечений (либидо) - именно из этого источника, по его мнению, проистекают любовь и восхищение вождями. Последователи Фрейда - ученые Франкфуртской школы Э. Фромм, Т. Адорно, М. Хоркхаймер и др. выявили особый тип авторитарной личности, для которой власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от многочисленных собственных комплексов путем навязывания своей воли другим людям. Несмотря на ряд справедливо отмеченных моментов, подобное объяснение происхождения лидерства имеет слабодоказательный и субъективно - психологический характер, и едва ли поддается основательной проверке.

В числе основных функций  политических лидеров выделяют:

  • осуществление управления, которое подразумевает оценку ситуации, определение направления и программы деятельности, мобилизацию масс и конкретных исполнителей на их осуществление;
  • интеграция общества, объединение людей вокруг своей личности, идей и программ;
  • нахождение и принятие оптимальных политических решений - без этого нет руководителя, ни руководства;
  • социальный арбитраж и патронаж - защита граждан от беззакония и самоуправства бюрократии, поддержание порядка и законности;
  • обеспечение коммуникации власти и масс, предотвращение отчуждения граждан от политики и власти;
  • инициирование обновления, распространение в обществе оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на осуществление политических целей;
  • легитимация строя - лидер делает существование политической системы и ее институтов законным в глазах граждан самим фактом своего присутствия в них (в качестве президента, министра, депутата, и т.д.).

 

    1. Типология политических лидеров

 

В последнее время наблюдается  быстрый и качественный скачек исследований лидерства. Существование множества различных интерпретаций привело к необходимости упорядочивания понятия лидер. Для того чтобы более глубоко и научно изучить выбранную проблематику, необходимо рассмотреть типологию изучаемого объекта.

Одна из первых типологий (и наиболее влиятельная по сей  день) была предложена М. Вебером. В  её основе лежала классификация авторитета лиц, осуществлявших власть. Автор различал: 1) традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиций; 2) рационально-легальное, или бюрократическое лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка; 3) харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, культе его личности. Оно возникает в критических ситуациях. Авторитет традиционного лидера опирается на многолетний обычай. Благодаря происхождению человек наделяется правом на лидерство. Для доиндустриального общества характерен именно такой тип лидерства.

Для индустриального общества характерно рационально-легальное  или бюрократическое лидерство. В данной ситуации лидером становятся не в силу каких-либо личностных качеств (хотя лидер должен продемонстрировать определённый уровень своей компетентности), а с помощью законных процедур.

Информация о работе Технологии формирования имиджа политического лидера