Технологии формирования имиджа политического лидера

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрываются понятия лидера, политического лидера, его имиджа. Рассмотрены виды и функции имиджа, технологии формирования имиджа политического лидера.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1. Политический лидер и его имидж………………………………………...5
1.1. Политический лидер и его функции в обществе……..........................5
1.2. Типология политических лидеров…………………………….............8
1.3. Имидж политического лидера: его свойства, функции и виды……12
Глава 2. Технологии формирования имиджа политического лидера в современной России…………………………………………..................................17
2.1. Основные факторы формирования имиджа политического лидера в России……………………………………………………………………………….17
2.2. Приемы и методы формирования имиджа политического лидера ……………………………………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………….............34
Список использованных источников и литературы……………………………...35

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 124.73 Кб (Скачать)

Среди вышеотмеченных наибольшей популярностью пользуется харизматический тип лидерства. Харизматический лидер, по мнению М. Вебера, должен видеть своё предназначение как «признание свыше». Харизматическое лидерство носит сугубо личностный характер.

Традиционное и бюрократическое  лидерство функционирует в относительно стабильных условиях социальной структуры  и приспособлено, прежде всего, к  решению повседневных задач, тогда  как харизматическое лидерство  возникает на крутых поворотах истории [6, с. 602-644].

Но веберовской концепции присущи свои минусы. Автор исходит из психологической трактовки типов лидерства, но в дальнейшем он склонен рассматривать их как объективные общественные структуры. Историзм, в общем, чужд теории Вебера: история рассматривалась как продукт деятельности отдельных личностей, в данном случае харизматических лидеров.

В современной политологии  существует множество типологий  лидерства. Рассмотрим несколько основных классификаций.

Самая общая и распространенная из них делит политических лидеров  на обычных («реальных») и великих (как  великих героев, так и великих  злодеев). Разница между ними - в  масштабности деяний, в том следе, который оставляют великие и  обычные люди в истории.

Также весьма распространенным является деление на формальных и  неформальных лидеров. Первые утверждают свое влияние в результате занятия  официального поста, вторые - опираясь исключительно на свои личные качества и используя ситуацию.

Широко известна классификация  лидеров в зависимости от используемого  ими стиля управления американского  социолога и психолога К. Левина (т.н. «социология малых групп», получившая развитие в США в 20 – 40-ые гг.), в соответствии с которой выделяются:

  • авторитарный лидер и соответствующий ему авторитарный стиль предполагают ставку на жесткие меры в управлении при игнорировании мнений и интересов подчиненных;
  • демократического лидера и стиль отличают коллегиальность принятия решений, учет мнения подчиненных и привлечение их к участию в управлении;
  • либеральный лидер и соответствующий ему стиль управления подразумевают учет мнений и пожеланий подчиненных без их непосредственного привлечения к принятию решений и управлению.

Функциональная классификация (в зависимости от осуществляемых социальных функций) выделяет четыре собирательных типа («образа») политических лидеров: знаменосца, служителя, торговца и пожарного:

  • лидер - знаменосец - это человек, одержимый яркой и новой идеей, программой радикального переустройства общества в соответствии с определенным идеалом, привлекающим многих людей (В.И. Ленин, Мартин Лютер Кинг, и др.);
  • лидер - служитель всегда выступает выразителем воли и интересов своих приверженцев и избирателей, бескорыстно служит им и ориентируется на их мнение (афинский реформатор Солон, премьер - министр Швеции У. Пальме и др.);
  • лидер - торговец стремится получить поддержку определенных слоев общества в обмен на обещание отстаивать их интересы, т.е. ведет определенный торг;
  • лидер - пожарный выдвигается в ситуации, требующей немедленного решения какой - либо острой общественной проблемы (например, ставший в годы «великой экономической депрессии» президентом США Ф. Рузвельт или генерал Ш. де Голль, возглавивший Францию в ситуации острого политического кризиса середины 50-х гг.).

В реальной политической жизни  все вышеназванные типы лидеров  редко встречаются в чистом виде, а их наиболее характерные черты  встречаются в той или иной пропорции у конкретных политиков.

Немецкий социолог Теодор Гайгер различает функциональные и целостные типы, которые в свою очередь делятся на дробные классы и подклассы.

Интересна типология, предложенная Эдуардом де Боно, который фиксирует более десятка разновидностей лидеров: генератор идей, синтезатор, дипломат, коммуникатор, организатор и т.п.

Весьма специфическую  классификацию типов политических лидеров предлагает французский  социолог Ж. Блондель. При этом каждый из выделенных им типов лидера вызывается к жизни определенной общественно - политической ситуацией:

  • в ситуации, требующей сохранения существующего положения существующего положения вещей, выдвигаются лидеры - спасатели с широкой программой деятельности (У. Черчилль, Ш. де Голль) и лидеры - успокоители без такой программы (президент США генерал Д. Эйзенхауэр);
  • в ситуации, когда необходимые умеренные изменения, выдвигаются лидеры - патерналисты и лидеры - популисты с программой изменения основных сфер жизни общества (Бисмарк и Сталин), либо лидеры - пересмотрщики, планирующие перемены в некоторых областях жизни (Р. Рейган и М. Тэтчер);
  • в ситуации, требующей широкомасштабных изменений в жизни общества, выделяются лидеры - идеологи (Мао Цзе Дун, Гитлер) с широкой программой изменений либо лидеры - реформаторы (Ф. Рузвельт), планирующие глубокие изменения в отдельных областях [24].      

 

    1. Имидж политического лидера: его свойства, функции и виды

 

Одной из важных составляющих эффективности воздействия на аудиторию, является имидж политика, его формирование, поддерживание и продвижение.

Имидж [от англ. image – образ] — целостное видение конкретного социального объекта, построенное на базе его стереотипизированного восприятия, эмоционально окрашенный схематизированный образ этого объекта, представленный в сознании его социального окружения. Термин «имидж» чаще всего используется, когда речь идет о конкретной личности.

Если имидж – это  результат деятельности, то сама деятельность над формированием имиджа – PR или паблик рилейшенз (Public relations), то есть разновидность маркетинга, заключающаяся в стимулировании спроса на товар (в данном случае – политический лидер) путем формирования благоприятного общественного мнения об организации и ее продукции в целом. Политический пиар начал развиваться в эпоху представительной демократии, когда политическим лидерам стало необходимо убеждать самые широкие круги избирателей голосовать за них. В России он возник в конце 80-х – начале 90-х годов.

Имидж иначе можно назвать  стратегическим образом. Он должен соответствовать  некоторым обязательным особенностям.

Во-первых, характер имиджа зависит, а точнее говоря должен учитывать  культурную специфику, уровень образования  населения, экономическую ситуацию и другие особенности избирательного округа.

Во-вторых, он обусловлен также  так же и временем. Использование  успешного имиджа предыдущих лет  не гарантирует успеха в других компаниях, так как потребности избирателей  меняются, как меняется и обстановка в стране в целом. «Разные времена  требуют разных героев» [4].

Итак, имидж - целенаправленно  формированный образ (какого-либо лица, явления, предмета, выделяющий определенные ценностные характеристики), призванный оказать эмоционально-психологическое  воздействие на кого-либо в целях  популяризации, рекламы и т.п.

Рассмотрим основные составляющие, или свойства, имиджа. Это:

  • Целесообразность. В имидже нет чего-то удачного или неудачного самого по себе. В имидже удачно то, что целесообразно, то, что обеспечивает продвижение к цели.
  • Проективность имиджа.
  • Экономическая целесообразность имиджа.
  • Планируемость, организуемость, руководимость, контролируемость – это соответствие имиджа критериям практического менеджмента.
  • Надежность имиджа – показывает, выполнит ли он свое предназначение с устраивающим политика риском.
  • Социально-культурная целесообразность имиджа – не противоречит ли он глубоким традициям общества.
  • Узнаваемость имиджа – связывается ли каждое сообщение с лидером в сознании общественности.
  • Отражение потребностей общественности в имидже. Выражает ли имидж общие, явные и скрытые потребности целевой аудитории.
  • Доверие к имиджу. Обладает ли он задушевностью, столь притягательной для общественности, может ли она домыслить какие-либо детали, или имидж директивно сам все говорит за себя и становится очевидной его манипулятивность [10].

Среди функций имиджа политического лидера можно выделить следующие:

  • номинативная – имидж обозначает, выделяет, отстраивает, дифференцирует личность политика в среде других, демонстрирует отличительные ее качества, подчеркивая достоинства;
  • эстетическая — имидж призван облагородить впечатление, производимое на публику лидером;
  • адресная – имидж связывает политика и целевую аудиторию, отвечая на запрос электората;
  • коммуникативная – обеспечивает эффективность информации, облегчает ее восприятие аудиторией, обеспечивает «режим наибольшего благоприятствования» этому восприятию и подготавливает почву для формирования установки на выбор именно этого кандидата [30].

Что касается классификации  имиджей, можно отметить следующие их виды:

  • объективный, или реальный (текущий, воспринимаемый) имидж – впечатление о кандидате (его образ), которое есть у избирателей;
  • субъективный (зеркальный) имидж – представление кандидата и его «команды» о том, каков образ лидера в глазах избирателей;
  • моделируемый имидж – образ, который пытаются создать «команда» и привлеченные специалисты;
  • желаемый (самоимидж) – тот, который политическая организация или кандидат хотели бы иметь в глазах избиратели;
  • требуемый (идеальный), – тот, которого ожидают избиратели.

Для политической рекламы  наибольший интерес представляют объективный (текущий) имидж, поскольку именно он подвергается корректировке в процессе реализации рекламной стратегии, и моделируемый, то есть тот, который будет транслироваться на аудиторию. Для эффективной стратегии идеально, когда моделируемый образ становится текущим [30].

Имидж – понятие системное. В его структуру входят определенные составляющие. Все они взаимосвязаны между собой.

Весь спектр характеристик, включенных в образ, целесообразно объединить в блоки, образующие структуру имиджа (рис. 1):

  • персональные (физические, психофизиологические особенности политика, его характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений, наличие харизмы);
  • социальные (идеологические позиции лидера, его отношения с ближайшим окружением, с различными социальными группами, союзниками и оппонентами, статус личности);
  • символические (мировоззрение политика, его программа и постоянные культурные архетипы, связанные в сознании избирателей с представлением о лидере).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Структура имиджа

Таким образом, можно сделать  вывод, что имидж политика выступает в политической коммуникации в качестве посредника между лидером и массой. Он постоянно воспроизводится самим субъектом и средствами коммуникации. Специфическое качество имиджа – доминантность: мы оперируем свернутой основной информацией вместо того, чтобы оперировать полным объемом информации. Специфика имиджевой коммуникации заключается еще и в том, что сообщения создаются с учетом ожидаемой реакции населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

2.1. Основные факторы формирования имиджа  
политического лидера в России

 

В нашей стране формированием  имиджа стали заниматься сравнительно недавно: еще лет двадцать назад практически никто не знал, как «делать» политических деятелей, а первые имиджмейкеры, даже имевшие представление о западных технологиях работы с избирателями, в основном действовали методом проб и ошибок.

Знаковым рубежом стали  президентские выборы 1996 года, когда имиджмейкеры и политтехнологи привлекались, казалось бы, к безнадежному делу – переизбранию Б. Н. Ельцина на второй срок.

Изменения, произошедшие в России за последние несколько лет, начиная с избрания В. Путина президентом РФ, проявились не только в экономике, образовании, политике, но и в формировании имиджа политических лидеров.

Многие факторы, влияющие на построение политического имиджа, технологии его формирования, остались неизменными со времени Ельцина, некоторые из них усилились, некоторые ослабли, но наряду с ними появились и совершенно новые особенности формирования имиджа политического лидера в современной России. Рассмотрим некоторые из них.

  • Двойственность восприятия имиджа.

Сегодня большинство политических лидеров и избирателей признали важную роль имиджа в политическом процессе. Можно констатировать факты влияния имиджей политических лидеров, как на электорат, так и на госаппарат, так как формирование имиджа – не односторонний, а двухсторонний процесс, в нем два участника: политик и избиратель. Электорат стал более разборчив в своих предпочтениях, более осознанно подходит к выполнению своих функций, формулированию требований и выработке ожиданий, и главная задача политического лидера – создать образ, соответствующий данным требованиям и ожиданиям, используя при этом свои оригинальные и уникальные качества. Актуальность этой особенности подтверждает и развитие политического консалтинга, PR-услуг и имиджмейкинга – в последние годы услуги специалистов в этой области стали частью повседневного политического процесса.

Информация о работе Технологии формирования имиджа политического лидера