Средства массовой коммуникации в парадигме социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 23:18, реферат

Описание работы

Массовая коммуникация – систематическое распространение (с помощью технических средств тиражирования) специально подготовленных сообщений, представляющих социальную значимость, среди численно больших, анонимных, рассосредоточенных аудиторий с целью оказания влияния на установки, оценки, мнения и поведение людей. Массовая коммуникация представляет собой важный социальный и политический институт современного общества. В массовой коммуникации, как и в межличностной, присутствуют персептивная, коммуникативная и интерактивная стороны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

1. Краткая характеристика массовой коммуникации………………..………………4

1.1. Характеристика коммуникатора и аудитории…….……………………....4

2. Средства массовой информации сегодня. Журналистика, как «четвёртая власть»..…………………………….…………..……………..………………………..7

Список литературы……………………………………………………………………11

Работа содержит 1 файл

Сухов Ник.-01а-Средства массовой коммуникации в парадигме социальной психологии..doc

— 85.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Ульяновский государственный университет 

Институт  международных отношений

Факультет иностранных языков и профессиональной коммуникации

Кафедра лингвострановедения и коммуникации 
 
 
 
 
 
 

Сухов Николай  Александрович

(гр. 41 апс) 
 

Средства  массовой коммуникации в парадигме  социальной психологии.

Журналистика  как «четвёртая власть».

Реферат по психологии массовой коммуникации 
 
 
 

                                                Проверил:

                                                доктор филологических наук,

                                                профессор А.В.Пузырёв 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ульяновск, 2010

 

Оглавление:

    Введение………………………………………………………………………………..3

    1. Краткая характеристика массовой коммуникации………………..………………4

        1.1. Характеристика коммуникатора и аудитории…….……………………....4

    2. Средства  массовой информации сегодня.  Журналистика, как «четвёртая власть»..…………………………….…………..……………..………………………..7

    Список литературы……………………………………………………………………11

 

    

Введение 

    <Организации коммуникации в условиях индустриализации и урбанизации в конце XIX – начале XX века способствовали появившиеся газета, почта, телеграф, железная дорога, образование, дешевый кинематограф, радио. Все это не только организовывало общение больших социальных групп, но и объединяло, унифицировало ценностные установки и поведение отдельных индивидов. Так постепенно создавалась массовая коммуникация, которая стала играть важную роль в жизнедеятельности общества и государства.

    Проблема  коммуникации является одной из основных в социальной психологии. Коммуникация понимается в широком и узком  смысле слова.

    Межличностная коммуникация – это обмен мнениями, знаниями, чувствами, эмоциями, интересами, настроениями, установками между активными субъектами.

    Массовая  коммуникация – систематическое распространение (с помощью технических средств тиражирования) специально подготовленных сообщений, представляющих социальную значимость, среди численно больших, анонимных, рассосредоточенных аудиторий с целью оказания влияния на установки, оценки, мнения и поведение людей. Массовая коммуникация представляет собой важный социальный и политический институт современного общества. В массовой коммуникации, как и в межличностной, присутствуют персептивная, коммуникативная и интерактивная стороны. Наиболее отчётливо выступает коммуникативная или информационная сторона, поэтому термин «массовая коммуникация» часто заменяют «массовой информацией», или «массовыми информационными процессами». Сообщения массовой коммуникации служат одним из основных источников информирования у аудитории представлений о событиях внешнего мира, формируют социальные представления аудитории, определённые стереотипы массового сознания.> (Е.Бикеев 2008; http://kazreferat.kz/product_488.html) 

 

1. Краткая характеристика массовой коммуникации. 

    <Из-за опосредованности массовой коммуникации техническими средствами коммуникатор и аудитория не имеют непосредственного контакта. Проявлением интерактивной стороны общения в массовой коммуникации можно считать наличие организованной обратной связи, в виде откликов аудитории на те, или иные сообщения, а также соответствующих ответных действий «коллективных коммуникаторов» (авторов, редакторов, редколлегий и т.д.).

    Структура массовой коммуникации по Г. Лассуэллу: «КТО – сообщает ЧТО – по какому КАНАЛУ – КОМУ – с каким ЭФФЕКТОМ».

    Постепенно  сформировались функции массовой коммуникации, основными из которых являются:

    1. наблюдение за окружающей средой  для выявления угрозы представляемому  ею обществу и определения  возможностей оказания влияния  со стороны на ценности как  этого общества в целом, так и его составных частей;

    2. корреляция соотношения составных  частей общества при его реагировании на «поведение» окружающей среды;

    3. передача социального наследия  от поколения к поколению.

    Особенности современной массовой коммуникации:

    1. Она имеет «двухступенчатый» характер воздействия: «идеи», поставляемые прессой и радио, телевидением и Интернет, усваиваются многими под влиянием так называемых «лидеров мнения». Информация поступает от СМИ к местному «властителю дум», а от него - к рядовым согражданам. В двухступенчатой схеме коммуникации на аудиторию не только и не столько действуют СМИ, как последующее обсуждение их новостей вместе с «лидерами мнений».

    2. Средство коммуникации рассматривается  как сообщение (the medium is the message), которое  оказывает влияние на человека  и общество и другие «средства коммуникации» прежде всего и преимущественно самим фактом своего существования.

    3. Быстрота передачи информации  с помощью развитых средств  осуществляется по всей планете,  как бы упраздняет пространство  и время, превращая её в наполненную всевозможными распрями «глобальную деревню».(см.: М.Маклуэн)> (Е.Бикеев 2008; http://kazreferat.kz/product_488.html) 

1.1. Характеристика коммуникатора  и аудитории. 

    <Коммуникатор это некая инстанция, организующая и контролирующая массовую коммуникацию. В процессе массовой коммуникации коммуникатор выполняет ряд функций: определяет коммуникативную политику и контроль за её осуществлением, собирает и обрабатывает, создаёт «сообщения», определяя его окончательное содержание, принимает на себя ответственность за данное сообщение, поскольку оно идёт от его имени и т.д.

    Коммуникатор  должен быть своим в группе. В  этом случае проявляется действие аффилиации, т.е. принадлежности к группе, когда  представители «своей» социальной группы обладают в глазах аудитории большим авторитетом и поэтому способны вызывать к себе более высокий уровень доверия.

    Привлекательность. Внешность необходима для создания его положительного или, наоборот, отрицательного образа. Привлекательность имеет  несколько аспектов. Один из них физическое обаяние. Аргументы, особенно эмоциональные, зачастую более действенны, когда высказываются красивыми людьми.

    Коммуникативные данные (тембр голоса, дикция, манера говорить и т.п.).

    Внутренние, личностные данные (знания, интеллект, эмоциональность, моральные ценности и т.п.).

    Компетентность (знания, эрудиция, опыт, умение доступно излагать материал и т. д.). Адекватное знание коммуникатором той действительности, о которой он говорит (когнитивный аспект), его искренность, правдивость, убеждённость в том, что говорит (эмоциональный аспект), и умение довести свои знания, мысли, взгляды до аудитории (поведенческий аспект).

    Харизма – или «личный магнетизм», лидерство, которое проистекает от личности.> (Е.Бикеев 2008; http://kazreferat.kz/product_488.html)

    <На основе многолетних исследований М.Маклуэна выделены три типа «харизматической личности».

    1. Герой – идеализированная личность, смел, агрессивен, говорит, что «мы хотим», выглядит, как «мы хотим».

    2. Антигерой – «простой человек», «один из нас». Выглядит, как «мы все», говорит то, «что и мы». С ним чувствуем себя «безопасно».

    3. «Мистическая личность» чужой нам, необычен, непредсказуем.

    Важна также позиции коммуникатора в процессе информационного контакта. Она может быть открытой – высказывание вслух и явная демонстрация в поведении цели, закрытой – коммуникатор осознанно или неосознанно стремится скрыть свою действительную цель, либо двойственной – коммуникатор вслух заявляет одну цель, а сам стремится к другой.

    В своей профессиональной деятельности коммуникатор принимает во внимание специфику аудитории.

    Существуют  различные подходы в изучении этого феномена. Например, Г.М.Андреева определяет аудиторию как публику, «собранную в замкнутом помещении». В свою очередь публика – «это кратковременное собрание людей для совместного время провождения в связи с каким-то зрелищем… Публика всегда собирается для общей определённой цели, поэтому она более управляема и в большей степени соблюдает нормы, принятые в данном типе организации».> (Е.Бикеев 2008; http://kazreferat.kz/product_488.html)

    <Д.Стровский, специалист в журналистике и PR, аудитория рассматривается как «группа людей, объединённая по степени своего интереса к чему-либо или кому-либо или ставшая объектом внимания со стороны наблюдателя (представленного, в частности, средством массовой информации, рекламным агентством и т.д.). Аудитория может включать в себя в частности коллег по бизнесу, работающих в аналогичных фирмах». Польский социолог Я.Щепаньский характеризует аудиторию слушателей как временную специфическую общность людей, имеющих относительное сходство интересов и установок и включенных в один и тот же вид деятельности в условиях непосредственного зрительно-слухового контакта и действия групповой психики».(Я.Щепаньский 1969: 65)

    Для журналистики, PR-специалистов, и создателей рекламы важной является целевая аудитория, которая представляет собой часть сообщества людей, конкретный сегмент массы текущих и потенциальных потребителей с выделением специфических признаков (демографических, психологических, социальных с учётом отношения к моде, престижным покупкам, жизненного тонуса и т.п.)

    Аудитория печатных СМИ или читательская аудитория  включает в себя различные группы:

    – активные, избирательные читатели; они критически оценивают газету или журнал, обращаются к ним с профессиональными запросами, ожидают от них более острого и делового обсуждения экономических и социальных проблем;

    – активные, но неизбирательные читатели; они читают газету или журнал «запоем», из привычки быть в курсе дел, к содержанию статей имеют мало претензий, довольны тем, что предлагается.

    – «читатели-середняки»; они не очень активны, критически оценивают газету с точки зрения её практической полезности.

    – пассивные, но недовольные и требовательные читатели. Это преимущественно люди молодого возраста, ожидающие от газеты более интересных форм, новизны и занятности.

    – пассивные и невзыскательные читатели; они обычно принадлежат к старшему поколению.> (Е.Бикеев 2008; http://kazreferat.kz/product_488.html)

    <Аудиторию часто отождествляют с публикой. В этих понятиях есть сходные черты и различие.

    Публикой  можно назвать группу людей, которая  стоит лицом к лицу с некоторой  проблемой; может не быть едина во мнении относительно данной проблемы, вовлечена в дискуссии по проблеме.

    Я.Щепаньским публика различается на собранную и несобранную. Несобранной публикой являются, например, читатели одних и тех же газет, слушатели одних и тех же радиопередач, зрители одних и тех же телевизионных программ, читатели одних и тех же журналов и т.д. Несобранная публика – это лишь «поляризованная масса», то есть большое число людей, мышление и интересы которых ориентированы идентичными стимулами в одном направлении, людей, проживающих не «друг с другом», а «друг около друга», но, не смотря на это, ведущих себя сходным образом. В несобранной публике не выступают явления, характерные для толпы, не проявляется в таком объеме «эмоциональное заражение», не исчезает рефлексивность и не возникает процесс деиндивидуализации. Но если, например, радиопередача является слишком возбуждающей, как, например, знаменитая передача, комментировавшая нападение марсиан на США в тридцатые годы (1938), то она может вызвать и бегство миллионов людей. Всякие виды поляризованных масс, несобранной публики представляют собой базу для создания всякого рода моды, восприятия и распространения слухов, восприятия идеологии и образования социальных движений.

Информация о работе Средства массовой коммуникации в парадигме социальной психологии