Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 23:18, реферат
Массовая коммуникация – систематическое распространение (с помощью технических средств тиражирования) специально подготовленных сообщений, представляющих социальную значимость, среди численно больших, анонимных, рассосредоточенных аудиторий с целью оказания влияния на установки, оценки, мнения и поведение людей. Массовая коммуникация представляет собой важный социальный и политический институт современного общества. В массовой коммуникации, как и в межличностной, присутствуют персептивная, коммуникативная и интерактивная стороны.
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Краткая характеристика массовой коммуникации………………..………………4
    1.1. Характеристика коммуникатора и аудитории…….……………………....4
2. Средства  массовой информации сегодня.  Журналистика, как «четвёртая власть»..…………………………….…………..……………..………………………..7
Список литературы……………………………………………………………………11
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО 
Ульяновский государственный университет 
Институт международных отношений
Факультет иностранных языков и профессиональной коммуникации
Кафедра 
лингвострановедения и 
 
 
 
 
 
 
Сухов Николай Александрович
(гр. 41 апс) 
 
Средства массовой коммуникации в парадигме социальной психологии.
Журналистика как «четвёртая власть».
Реферат 
по психологии массовой коммуникации 
 
 
 
                              
                              
                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ульяновск, 2010
 
Оглавление:
    Введение………………………………………………
1. Краткая характеристика массовой коммуникации………………..………………4
1.1. Характеристика коммуникатора и аудитории…….……………………....4
2. Средства 
массовой информации сегодня. 
Журналистика, как «четвёртая власть»..…………………………….…………..………
Список литературы…………………………………
 
Введение 
<Организации коммуникации в условиях индустриализации и урбанизации в конце XIX – начале XX века способствовали появившиеся газета, почта, телеграф, железная дорога, образование, дешевый кинематограф, радио. Все это не только организовывало общение больших социальных групп, но и объединяло, унифицировало ценностные установки и поведение отдельных индивидов. Так постепенно создавалась массовая коммуникация, которая стала играть важную роль в жизнедеятельности общества и государства.
Проблема коммуникации является одной из основных в социальной психологии. Коммуникация понимается в широком и узком смысле слова.
Межличностная коммуникация – это обмен мнениями, знаниями, чувствами, эмоциями, интересами, настроениями, установками между активными субъектами.
    Массовая 
коммуникация – систематическое распространение 
(с помощью технических средств тиражирования) 
специально подготовленных сообщений, 
представляющих социальную значимость, 
среди численно больших, анонимных, рассосредоточенных 
аудиторий с целью оказания влияния на 
установки, оценки, мнения и поведение 
людей. Массовая коммуникация представляет 
собой важный социальный и политический 
институт современного общества. В массовой 
коммуникации, как и в межличностной, присутствуют 
персептивная, коммуникативная и интерактивная 
стороны. Наиболее отчётливо выступает 
коммуникативная или информационная сторона, 
поэтому термин «массовая коммуникация» 
часто заменяют «массовой информацией», 
или «массовыми информационными процессами». 
Сообщения массовой коммуникации служат 
одним из основных источников информирования 
у аудитории представлений о событиях 
внешнего мира, формируют социальные представления 
аудитории, определённые стереотипы массового 
сознания.> (Е.Бикеев 2008; http://kazreferat.kz/product_
 
1. 
Краткая характеристика 
массовой коммуникации. 
<Из-за опосредованности массовой коммуникации техническими средствами коммуникатор и аудитория не имеют непосредственного контакта. Проявлением интерактивной стороны общения в массовой коммуникации можно считать наличие организованной обратной связи, в виде откликов аудитории на те, или иные сообщения, а также соответствующих ответных действий «коллективных коммуникаторов» (авторов, редакторов, редколлегий и т.д.).
Структура массовой коммуникации по Г. Лассуэллу: «КТО – сообщает ЧТО – по какому КАНАЛУ – КОМУ – с каким ЭФФЕКТОМ».
Постепенно сформировались функции массовой коммуникации, основными из которых являются:
    1. 
наблюдение за окружающей 
    2. 
корреляция соотношения 
3. передача социального наследия от поколения к поколению.
Особенности современной массовой коммуникации:
1. Она имеет «двухступенчатый» характер воздействия: «идеи», поставляемые прессой и радио, телевидением и Интернет, усваиваются многими под влиянием так называемых «лидеров мнения». Информация поступает от СМИ к местному «властителю дум», а от него - к рядовым согражданам. В двухступенчатой схеме коммуникации на аудиторию не только и не столько действуют СМИ, как последующее обсуждение их новостей вместе с «лидерами мнений».
    2. 
Средство коммуникации 
    3. 
Быстрота передачи информации 
с помощью развитых средств 
осуществляется по всей 
1.1. 
Характеристика коммуникатора 
и аудитории. 
<Коммуникатор – это некая инстанция, организующая и контролирующая массовую коммуникацию. В процессе массовой коммуникации коммуникатор выполняет ряд функций: определяет коммуникативную политику и контроль за её осуществлением, собирает и обрабатывает, создаёт «сообщения», определяя его окончательное содержание, принимает на себя ответственность за данное сообщение, поскольку оно идёт от его имени и т.д.
Коммуникатор должен быть своим в группе. В этом случае проявляется действие аффилиации, т.е. принадлежности к группе, когда представители «своей» социальной группы обладают в глазах аудитории большим авторитетом и поэтому способны вызывать к себе более высокий уровень доверия.
Привлекательность. Внешность необходима для создания его положительного или, наоборот, отрицательного образа. Привлекательность имеет несколько аспектов. Один из них – физическое обаяние. Аргументы, особенно эмоциональные, зачастую более действенны, когда высказываются красивыми людьми.
Коммуникативные данные (тембр голоса, дикция, манера говорить и т.п.).
Внутренние, личностные данные (знания, интеллект, эмоциональность, моральные ценности и т.п.).
Компетентность (знания, эрудиция, опыт, умение доступно излагать материал и т. д.). Адекватное знание коммуникатором той действительности, о которой он говорит (когнитивный аспект), его искренность, правдивость, убеждённость в том, что говорит (эмоциональный аспект), и умение довести свои знания, мысли, взгляды до аудитории (поведенческий аспект).
    Харизма 
– или «личный магнетизм», лидерство, 
которое проистекает от личности.> (Е.Бикеев 
2008; http://kazreferat.kz/product_
<На основе многолетних исследований М.Маклуэна выделены три типа «харизматической личности».
1. Герой – идеализированная личность, смел, агрессивен, говорит, что «мы хотим», выглядит, как «мы хотим».
2. Антигерой – «простой человек», «один из нас». Выглядит, как «мы все», говорит то, «что и мы». С ним чувствуем себя «безопасно».
3. «Мистическая личность» чужой нам, необычен, непредсказуем.
Важна также позиции коммуникатора в процессе информационного контакта. Она может быть открытой – высказывание вслух и явная демонстрация в поведении цели, закрытой – коммуникатор осознанно или неосознанно стремится скрыть свою действительную цель, либо двойственной – коммуникатор вслух заявляет одну цель, а сам стремится к другой.
В своей профессиональной деятельности коммуникатор принимает во внимание специфику аудитории.
    Существуют 
различные подходы в изучении 
этого феномена. Например, Г.М.Андреева 
определяет аудиторию как публику, «собранную 
в замкнутом помещении». В свою очередь 
публика – «это кратковременное собрание 
людей для совместного время провождения 
в связи с каким-то зрелищем… Публика 
всегда собирается для общей определённой 
цели, поэтому она более управляема и в 
большей степени соблюдает нормы, принятые 
в данном типе организации».> (Е.Бикеев 
2008; http://kazreferat.kz/product_
<Д.Стровский, специалист в журналистике и PR, аудитория рассматривается как «группа людей, объединённая по степени своего интереса к чему-либо или кому-либо или ставшая объектом внимания со стороны наблюдателя (представленного, в частности, средством массовой информации, рекламным агентством и т.д.). Аудитория может включать в себя в частности коллег по бизнесу, работающих в аналогичных фирмах». Польский социолог Я.Щепаньский характеризует аудиторию слушателей как временную специфическую общность людей, имеющих относительное сходство интересов и установок и включенных в один и тот же вид деятельности в условиях непосредственного зрительно-слухового контакта и действия групповой психики».(Я.Щепаньский 1969: 65)
Для журналистики, PR-специалистов, и создателей рекламы важной является целевая аудитория, которая представляет собой часть сообщества людей, конкретный сегмент массы текущих и потенциальных потребителей с выделением специфических признаков (демографических, психологических, социальных с учётом отношения к моде, престижным покупкам, жизненного тонуса и т.п.)
Аудитория печатных СМИ или читательская аудитория включает в себя различные группы:
– активные, избирательные читатели; они критически оценивают газету или журнал, обращаются к ним с профессиональными запросами, ожидают от них более острого и делового обсуждения экономических и социальных проблем;
– активные, но неизбирательные читатели; они читают газету или журнал «запоем», из привычки быть в курсе дел, к содержанию статей имеют мало претензий, довольны тем, что предлагается.
– «читатели-середняки»; они не очень активны, критически оценивают газету с точки зрения её практической полезности.
– пассивные, но недовольные и требовательные читатели. Это преимущественно люди молодого возраста, ожидающие от газеты более интересных форм, новизны и занятности.
    – 
пассивные и невзыскательные читатели; 
они обычно принадлежат к старшему поколению.> 
(Е.Бикеев 2008; http://kazreferat.kz/product_
<Аудиторию часто отождествляют с публикой. В этих понятиях есть сходные черты и различие.
Публикой можно назвать группу людей, которая стоит лицом к лицу с некоторой проблемой; может не быть едина во мнении относительно данной проблемы, вовлечена в дискуссии по проблеме.
Я.Щепаньским публика различается на собранную и несобранную. Несобранной публикой являются, например, читатели одних и тех же газет, слушатели одних и тех же радиопередач, зрители одних и тех же телевизионных программ, читатели одних и тех же журналов и т.д. Несобранная публика – это лишь «поляризованная масса», то есть большое число людей, мышление и интересы которых ориентированы идентичными стимулами в одном направлении, людей, проживающих не «друг с другом», а «друг около друга», но, не смотря на это, ведущих себя сходным образом. В несобранной публике не выступают явления, характерные для толпы, не проявляется в таком объеме «эмоциональное заражение», не исчезает рефлексивность и не возникает процесс деиндивидуализации. Но если, например, радиопередача является слишком возбуждающей, как, например, знаменитая передача, комментировавшая нападение марсиан на США в тридцатые годы (1938), то она может вызвать и бегство миллионов людей. Всякие виды поляризованных масс, несобранной публики представляют собой базу для создания всякого рода моды, восприятия и распространения слухов, восприятия идеологии и образования социальных движений.
Информация о работе Средства массовой коммуникации в парадигме социальной психологии