Сущность и структура общественного мнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 16:17, лекция

Описание работы

Если верить историческим источникам, впервые термин «общественное мнение» появился в 1159 году. Его употребил известный философ Джон Солсберри. В научный оборот термин public opinion (не понятие, а именно термин) вошел в XVIII веке.

Содержание

1. Содержание «общественного мнения», структура общественного мнения;
2. Механизм функционирования общественного мнения;
3. Классификация, свойства, формы, каналы выражения общественного мнения;
4. Общественное мнение в структуре общественного сознания
5. Общественное мнение как специфический социальный институт
6. Функции общественного мнения

Работа содержит 1 файл

Сущность и структура общественного мнения.doc

— 168.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Сущность  и структура общественного  мнения 

 

        
 
 
 
 
 
 
 

       План:

1. Содержание «общественного мнения», структура общественного мнения;

2. Механизм функционирования общественного мнения;

3. Классификация, свойства, формы, каналы выражения общественного мнения;

4. Общественное мнение в структуре общественного сознания

5. Общественное мнение как специфический социальный институт

6. Функции общественного мнения

 

       

1. Содержание «общественного мнения», структура общественного мнения;

    Если  верить историческим источникам, впервые термин «общественное мнение» появился в 1159 году. Его употребил известный философ Джон Солсберри. В научный оборот термин public opinion (не понятие, а именно термин) вошел в XVIII веке.

    В Западной Европе спор исследователей общественного мнения — социологов, философов, политологов — ведётся в русле двух сложившихся политических традиций.

    1.Согласно одной из существовавших уже в ХУШв. в данном регионе школ, народные массы не в состоянии определять свои национальные интересы, поскольку они не располагают необходимой для этого информацией, излишне эмоциональны и склонны к проявлению иррациональности.

    2. Другая европейская школа утверждала, что воля народа является единственным законным источником вынесения суждения по основным вопросам, касающимся жизни общества.

    Спор между этими двумя точками зрения сводился к вопросу — должны ли государственные лидеры при вынесении решений руководствоваться определяемыми и сформулированными ими национальными интересами или же подчиняться точке зрения на ход развития событий, которой придерживается общественность их стран. Первый подход представлен элитаристскими теориями. Вторая традиция относится к демократической ветви в социологии, философии и политологии.

    Под влиянием европейских школ, особенно на раннем этапе, находились американские социологи и государственные деятели. Среди сторонников первого подхода был один из видных государственных деятелей молодого американского государства и его первый министр финансов Александр Гамильтон. Он считал, что "при возникновении ситуаций, когда интересы народа расходятся с его желаниями, долгом лиц, назначенных самим народом в качестве блюстителей этих интересов, является — противостоять временным заблуждениям с тем, чтобы дать народу время и возможность для более хладнокровного и спокойного размышления". Этот взгляд разделял и Дж.Вашингтон.

    Другой  видный американский государственный  деятель Томас Джефферсон считал долгом лиц, которым поручено отправление  общественных функций, "следовать решительному выбору, сделанному их избирателями", поскольку "редки случаи, когда общественность приходит к аморальным или неразумным решениям и индивиду, чьи взгляды расходятся с точкой зрения общественности, следует подвергнуть сомнению и пересмотреть своё мнение".

    Если  в прошлом в американской истории, как считает американский социолог Г.Кёрк, были периоды, когда "президенты могли принимать решения, не заботясь слишком много о последствиях, потому что, если последствия были нежелательными, решение могло быть пересмотрено, и всё начато заново без большого ущерба", то теперь, в период большой активности масс, высокоразвитой системы коммуникаций любая акция правительства неизбежно вызывает быструю реакцию общественного мнения. Общественное мнение в Америке становится всё более важным фактором в политическом процессе. Как отмечает Теодор Соренс, бывший специальный советник президента Дж.Кеннеди, в своей книге "Принятие решений в Белом доме", "теперь общественное мнение не может быть принято за нечто само собой разумеющееся... некоторые президенты пытались изменить его, другие спешили подстраиваться под него, но никто не мог... игнорировать его" .

    Можно отметить некоторые высказывания бывших президентов США об их отношении  к общественному мнению: "Великие нововведения не должны навязываться незначительным большинством" (Т.Джефферсон); "Всё удаётся при поддержке общественного мнения, без него ничего не удаётся" (А.Линкольн); "Я не могу идти быстрее, чем позволит мне народ" (Ф.Рузвельт).

    Интерес американских президентов и правительства  к общественному мнению проявился в том, что Белый дом и другие правительственные учреждения стали делать заказы социологическим службам, изучающим мнение общественности по важным политическим вопросам. Первым президентом, который начал сотрудничать с фирмой, проводящей опросы общественного мнения, был Дж.Кеннеди. Известно, что Л.Джонсон, будучи президентом, учредил должность специального советника, в обязанности которого входило внимательное изучение опросов общественного мнения, особенно связанных с выяснением его популярности среди американцев.

    Если  раньше американские президенты и правительственные  структуры пользовались специальными службами, то теперь подобные службы и  центры изучения общественного мнения являются неотъемлемой частью правительственных  учреждений. Особо тщательно настроения и намерения граждан изучаются во время избирательных и других политических кампании либо в канун принятия важных государственных решений.

    В нашей стране имеется определенная специфика отношения исследователей к феномену ОМ. Б.Грушин полагает, что в нашем обществе ОМ как социального института, воздействующего на принятие политических решений, нет. Информация в нашем обществе, согласно его мнению, не является социальным ресурсом, который активно используется политиками в своей деятельности, поэтому ОМ как источник информации об интересах и стремлениях различных социальных групп существует «наподобие облака, которое всем видно, но которое мало влияет на поведение людей».

     Иной  позиции придерживается Л.Бызов. Он считает, что сила ОМ столь действенна, что может заставить самых высших должностных лиц в государстве изменить свои намерения. В чем причина расхождений в оценке ОМ? В.Н. Амелин объясняет это следующим образом. ОМ как особый социальный институт, функционирующий в рамках политической системы, появился в нашей стране совсем недавно, когда начались процессы распада старой политической системы и создания новой. До этого момента ОМ было «послушным слугой», который в нужный момент «заклеймит позором или выразит восторженное одобрение». То, что называлось ОМ, присутствовало лишь в официальный формах, а то, что выходило за их рамки, квалифицировалось как мнение «отдельных несознательных элементов» или мнение «кучки недовольных». В результате канал обратной связи между властными структурами и населением отсутствовал, а в недрах социума зрело недовольство как правителями, так и всей системой власти в целом.

     Приведем  несколько классических определений общественного мнения, которые были даны в начале 90-х гг. прошлого столетия.

     1. Согласно американской энциклопедии, общественное мнение может быть определено как: «высказанное мнение группы людей относительно вопросов, представляющих общий интерес или общую заботу». Именно так это понятие определяется в американском обществе. Видимо, поэтому большинство президентов США действовали с учётом общественного мнения. Известно выражение Рузвельта, который сказал: «Я не могу идти быстрее, чем мне позволит мой народ». Джефферсон же считал: «Нельзя великие нововведения навязывать незначительным большинством».

     2. В российском учебнике «Социология политики» 1996 года общественное мнение определяется В.Н. Амелиным как «определенный способ, посредством которого социальная группа заявляет о себе на политической арене».

     У этих определений ОМ есть три общих элемента.

     Первый:  общественное мнение — это мнение какой-либо группы. Это значит, что  в общественном мнении может быть несколько общих точек зрения.

     Второй  — общественное мнение — какая-то общность интересов или «общие заботы».

     Третий: общественное мнение должно быть выражено публично. В американской энциклопедии говорится, что общественное мнение должно быть заявлено, иначе его нет, и российские авторы считают, что оно должно быть донесено до общества. Таким образом, сразу становится понятно, какую роль здесь играют средства массовой коммуникации. Выделив три общих момента, на которых основываются представители разных теорий, можно попытаться представить, что такое общественное мнение.

     Науки, изучающие общественное мнение. Поскольку ОМ – это некоторое высказывание, которое характеризует состояние общественного сознания, то его могут рассматривать различные науки, каждая из которых видит его в определенном аспекте.

       
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 

     Несомненным лидером среди наук, исследующих  мир мнений, является социология, которая имеет большой опыт массовых опросов, использует тонкие и корректные методы исследований и перспективы ее в этом вопросе достаточно ясны, особенно в связи с демократизацией общества. 
 

     Социология  изучает социальную сущность ОМ:

       1. Социология изучает содержание высказываний ОМ. При этом социологи выявляют спектр суждений людей. Определяют не только список высказываний ОМ, но также значимость каждого из них, которая обычно определяется численностью, масштабом поддержки какого-либо высказывания со стороны опрошенных. Социология  обращает внимание также на анализ самих высказываний: их истинность или ложность, дискуссионность, глубину. Само высказывание может быть глубоким, сущностным либо поверхностным. Здесь социология сотрудничает с философией, логикой, социальной лингвистикой и другими науками.

       2. Социология общественного мнения – изучает общественное мнение (социально-классовые, профессионально-квалификационные, демографические, этнические, региональные) данных общностей. Исследование мнений общностей позволяет придать ему социальную структурированность, понять и предвидеть различные их действия, перемещения и движения. Именно здесь, на связи мнения и общности, проявляется механизм общественного развития, взаимодействия идеального и реального, объективного и субъективного.

       3. Социология изучает социальную базу ОМ, его субъектов, которые выступают его носителями благодаря своему положению в социальной структуре общества. Разновидности субъектов ОМ, различающихся активностью: выразитель-генератор (выработка суждений); агитатор-пропагандист (быстро подхватывает идеи и начинает проводить их в жизнь); защитник позиции (постоянно защищает ее от противников, оттачивает аргументацию); потенциальный сторонник (мнение соответствует его положению в социальной структуре общества); конформист (приспосабливается к мнению, становится сторонником тогда, когда ему выгодно); противник (ведет борьбу против него); равнодушный (не реагирует на высказывания как противников, так и сторонников). Сила ОМ, его социальная база определяются количеством потенциальных сторонников. Социология изучает мотивы, ценности, установки выделенных субъектов ОМ и в этом направлении сотрудничает с социологией личности.

            4. Социология ОМ  изучает его как социальный институт, т.е. некоторая исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей.

     Структура общественного мнения.  Всякая структура выражает закон связи и взаиморасположения основных компонентов социального целого. И в случае с общественным мнением структура отражает его элементный состав как целостного социального образования, специфику внутренних связей между ними и особенности жизненного цикла от зарождения до отмирания.

    Как многосложное образование общественное мнение имеет многоуровневую структуру или, иначе говоря, несколько уровней структуры. В современной научной литературе выделяют следующие уровни:

    1. Содержательная структура.
    2. Базисная (сущностная) структура.
    3. Объектно-субъектная структура.
    4. Уровневая структура.
    5. Динамическая (диахроническая) структура.

    Первые  два вида относят, как правило, к  первичным структурам общественного  мнения, а последние три называются вторичными структурами. Остановимся  на их специфике подробнее.

    Содержательная  структура общественного  мнения отражает его строение в смысле полярности или направленности действия. В ней фиксируется тип отношения субъекта к объекту общественного мнения. Речь идет о позитивном, негативном либо нейтральном (неопределившемся). Иногда мнение может отсутствовать совсем. Содержательная структура дает в результате первичную информацию об отношении субъекта к объекту общественного мнения.

Информация о работе Сущность и структура общественного мнения