Сущность и структура общественного мнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 16:17, лекция

Описание работы

Если верить историческим источникам, впервые термин «общественное мнение» появился в 1159 году. Его употребил известный философ Джон Солсберри. В научный оборот термин public opinion (не понятие, а именно термин) вошел в XVIII веке.

Содержание

1. Содержание «общественного мнения», структура общественного мнения;
2. Механизм функционирования общественного мнения;
3. Классификация, свойства, формы, каналы выражения общественного мнения;
4. Общественное мнение в структуре общественного сознания
5. Общественное мнение как специфический социальный институт
6. Функции общественного мнения

Работа содержит 1 файл

Сущность и структура общественного мнения.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

    На  этапе формирования протомнение  начинает приобретать качества настоящего общественного мнения. Это происходит за счет как стихийного, так и  организованного обмена суждениями между отдельными индивидами и группами людей, которые подчас перерастают в борьбу между ними. В результате выявляется доминирующее мнение, вокруг которого концентрируются основные социальные силы. Параллельно может сложиться и основное оппозиционное мнение. На этапе формирования осуществляется становление и разворачивание некоторых основных функций общественного мнения: регулятивной, оценочной, познавательной. Волевой компонент на этом этапе проявляется незаметно.

    На  стадии функционирования, которая не подразделяется на этапы, проявляются все основные функции общественного мнения, причем особенно отчетливо — контрольная, консультативная, директивная, защитная. Происходит институционализация господствующего мнения, которое начинает или оппонировать государству и другим политическим институтам, или играть роль определенного партнера.

     Стадия  убывания распадается на этап спада и этап отмирания общественного мнения. На этапе спада происходит постепенное снижение интереса большинства людей к объекту общественного мнения, начинает снижаться его интенсивность, сужаются его географические и социальные параметры, теряется острота противостояния между основными крайними позициями в оценке объекта. Это может быть связано с различными факторами – как решением проблемы, удовлетворением интереса, так и осознанием большинством невозможности его удовлетворения, пониманием призрачности ожиданий. В результате раскалывается монолитность и утрачивается действенность общественного мнения. Но полностью оно еще не исчезает, а объект общественного мнения еще продолжает вызывать некоторый интерес масс. На этом этапе оно еще продолжает в определенной степени исполнять такие функции, как оценочная, воспитательная, регулятивная и, частично, контрольная и консультативная.

    На  последнем этапе—этапе отмирания  — общественное мнение теряет основные свои качества и трансформируется в  некоторый конгломерат разрозненных оценочных суждений отдельных индивидов и социальных групп. Объект перестает представлять массовый общественный интерес. Он не вызывает дискуссии и разнородные точки зрения, и мнение, основанное на заинтересованной оценке, неизбежно сходит на нет. Одновременно прекращают действие все без исключения функции общественного мнения.

    Итак, динамическая (диахроническая) структура  общественного мнения дает вполне определенное представление об основных этапах его  жизненного цикла и характеризует его развертывание во времени и пространстве, параллельно демонстрируя динамику возникновения и отмирания его основных функций. 
 
 
 
 
 
 

    Диахроническая  структурная схема.

      
 

      
 
 
 
 
 
 
 

     ОМ при этом будет существовать последовательно как зарождающееся, формирующееся и отмирающее. Границы между этапами не носят жестко фиксированного характера, подвижны, размыты. Возможной является ситуация, когда ОМ не достигает фазы зрелого функционирования и даже продвинутых позиций на этапе формирования, а сразу после зарождения или какого-либо промежуточного момента формирования переходит в фазу спада или отмирания.

    Помимо  динамической иногда также выделяют территориально-пространственную и  некоторые другие структуры общественного  мнения. Территориально-пространственная структура характеризует способ распределения данного общественного суждения (и поведения, если оно присутствует) во всех элементах его содержательной структуры по геополитическому пространству, территории государства в целом, либо той или иной территориальной единице. Из этой структуры вытекают ареалы распространения позитивных и негативных мнений по актуальной проблематике, пространства локализации сторонников и противников тех или иных оценок. Все это – важная информация для политического и социального анализа и прогнозирования.

    Основные  структурные разрезы  ОМ.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Механизм функционирования общественного мнения

     Рассмотрим  механизм его функционирования, определим, что является двигателем этого процесса. Условия существования или функционирования общественного мнения:

  1. Общественное мнение может сложиться только при условии информирования общества.  При этом информация может быть реальной, а может быть нереальной.
  2. Общественное мнение является достаточно интенсивным и постоянным, чтобы оно могло быть зафиксировано обществом и предано гласности с помощью СМИ. Например, реформирование энергосистемы России началось задолго до начала обсуждения законопроекта
  3. Общественное мнение может включать совокупность точек зрения, в которых выражаются интересы различных групп.
  4. Общественное мнение всегда идеологизировано и императивно. К примеру, журналист высказал определённую позицию — это идеология. Вследствие этого общественное мнение всегда императивно, т.е. повелительно. Для оценки ОМ необходимо учитывать прежде всего устремления тех или  иных социальных групп, которые и отражаются в ОМ.
  5. Общественное мнение ситуативно, это очень подвижная  и динамичная часть общественного сознания. Оно обеспечивает непрерывную реакцию на ситуацию, ее оценку с точки зрения интересов группы.  Благодаря такому свойству ОМ конкретной социальной группы легко поколебать, особенно в том случае, когда имеются специалисты и средства манипулирования ОМ.
  6. Общественное мнение стереотипно. Это проявляется как клишированность и стереотипность реакции социального субъекта на ситуацию. Причем стереотипы возникают из прошлого опыта и новая ситуация, как правило, подгоняется под старую, уже известную.
 
 

3. Классификация, свойства, формы, каналы выражения общественного мнения;

     Многоликость  ОМ определяет многообразие его классификаций

Основание классификации Виды ОМ
Объект  исследования 

Масштаб субъекта

Степень истинности

Роль  науки

Степень зрелости

Характер изменений

Социальная  направленность

Тип оценки

Роль  в общественных преобразованиях

Экономическое, политическое, социальное, юридическое, педагогическое и т.д.

Господствующее (официальное), оппозиционное

Истинное, ложное

Научное, обыденное

Зрелое, незрелое

Стабильное, быстроменяющееся

Новаторское (прогрессивное), консервативное, реакционное

Положительное, отрицательное, нейтральное

Конструктивное, деструктивное

     По  объекту исследования разновидности  мнений определяются актуальными проблемами в соответствующих областях. Внимание людей как бы скользит по объекту. Столкнувшись с актуальной проблемой, фиксирует ее, а затем уже вырабатывается оценка. Хотя количество объектов и проблем в обществе очень велико, далеко не все из них становятся предметом ОМ, т.е. попадают в сферу актуального обсуждения, осмысливания, переживания.

     По  масштабу. Господствующее ОМ, как правило, имеет большое количество сторонников, оппозиционное – меньшее.

     Истинные  мнения строятся на истине, ложные –  на заблуждениях, фальсификациях, манипулировании общественным сознанием. Масштаб мнения не гарантирует его истинности.

     Научные мнения являются результатом деятельности ученых, экспертов, специалистов и формируются  в сфере науки. Обыденные складываются в сфере обыденного сознания и  не лишены заблуждений и предрассудков.

     Критериями  зрелости ОМ являются глубина и полнота  реализации его функций в обществе. По мнению Е.А.Якубы, показателями зрелости мнения следует считать его весомость, стабильность, интенсивность и распространенность. Т.о. зрелость – комплексный показатель, учитывающий различные характеристики ОМ.

     Изменчивость  – существенная характеристика ОМ. Если социолог говорит о том, что 30% респондентов поддерживают данного  политического деятеля, то эта информация не имеет никакого смысла без указания времени опроса. ОМ изменяется.

     Прогрессивные мнения ориентированы на реформирование общества в соответствии с улучшением жизни. Консервативные мнения направлены на сохранение социальных ситуаций на прежнем уровне. Реакционные ориентируют  общество на ухудшение его положения.

     Конструктивное  ОМ содержит в обобщенном виде проект решения проблемы, а деструктивное  мнение ориентировано на разрушение.

     Свойства  ОМ.  Д. П. Гавра выделяет следующие общезначимые свойства общественного мнения:

  1. Масштабность (сфера охвата).
  2. Субъектная распространенность.
  3. Определенность.
  4. Полярность (направленность).
  5. Поляризованность.
  6. Модальность (тип распределения).
  7. Распространенность (социальная и географическая).
  8. Интенсивность.
  9. Устойчивость.
  10. Скорость формирования.
  11. Однородность (социальная и географическая).
  12. Связность (непротиворечивость).
  13. Субстанциональная ориентированность (характер соотношения элементов субстанциональной структуры).

    Перечисленные свойства не исчерпывают всех параметров общественного мнения, и их число  будет в процессе развития социологии общественного мнения неуклонно увеличиваться. Они характеризуют именно качественные свойства общественного мнения с социологической точки зрения. Каждое из этих свойств имеет вполне определенное содержание.

    Масштабность (сфера охвата) выражает меру наличия заинтересованного оценочно-ценностного суждения субъекта об объекте общественного мнения, затрагивающем его интересы. Это свойство отвечает на вопрос о том, есть ли в обществе вообще мнение о данном объекте и какие оценки о нем высказывает публика. При проведении социологического мониторинга здесь важно установить, что публика знает о существовании объекта и в большинстве своем уже имеет о нем сложившееся мнение. Если мнения нет, то можно говорить о несуществовании его масштаба.

    Субъектная  распространенность отражает потенциальную социальную базу общественного мнения и свидетельствует об удельном весе социальных субъектов, имеющих сложившееся отношение к объекту во всей генеральной совокупности. Значительная доля осведомленных об объекте — это свидетельство высокого коэффициента субъектной распространенности мнения.

    Определенность  отражает сформированность мнения об объекте у заинтересованной части публики, т. е. представленность у нее содержательных оценок. Определенность выражает, таким образом, удельный вес вполне сформированных оценочно-ценностных суждений в совокупном ареале публики.

    Полярность (направленность) дает представление о знаке (типе) совокупного отношения субъекта к объекту общественного мнения. Она может быть позитивной, негативной, нейтральной или невыраженной. Негативный знак означает преобладание отрицательных оценок объекта, позитивный— наоборот. Нейтральный знак свидетельствует о равновесии негативных и позитивных оценок. Невыраженность знака говорит об отсутствии информации или индифферентности субъекта к объекту мнения.

     Поляризованность  свидетельствует о внутренней противоречивости совокупного общественного мнения, о соотношении в нем позитивных и негативных оценок и преобладании одних из них над другими. С другой стороны, здесь имеет место субъектная поляризованность, свидетельствующая о социально-демографическом, социально-профессиональном и ином соотношении мнений внутри субъекта общественного мнения.

Информация о работе Сущность и структура общественного мнения