Связи с общественностью в деятельности Русской Православной Церкви

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать связи с общественностью в деятельности Русской Православной Церкви.
Задачи сформулированы в соответствии целью курсовой работы:
-Изучить историю взаимоотношений церкви и государства, церкви и общества
- Изучить целевые аудитории Русской Православной Церкви и ее работу с ними
-Рассмотреть создание образа РПЦ в западных СМИ
- Рассмотреть создание образа РПЦ в отечественных СМИ
-Рассмотреть результаты социологических опросов с целью выявления отношения общественности к Русской Православной Церкви.

Содержание

Введение
1. Деятельность Русской Православной Церкви по связям с общественностью
1.1 История взаимоотношений Русской Православной Церкви с государством и общественностью
1.2 О развитии религиозного сознания в новейшей истории России
2. Образ Русской Православной Церкви в глазах общественности
2.1 Источники получения информации о Русской Православной Церкви
2.2 Создание образа Русской Православной Церкви в западных СМИ
2.3 Создание образа Русской Православной Церкви в отечественных СМИ
3. Русская Православная Церковь в зеркале социологических опросов
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

     В 1922г. Политбюро ЦК РКП(б) была создана  специальная «Комиссия по проведению отделения церкви от государства», позже переименованная более откровенно в «Антирелигиозную комиссию».

     В массовом количестве закрывались церкви, начались карательно-пропагандистские антирелигиозные акции.  23 февраля 1922 года ВЦИК издал декрет о принудительных изъятии церковных ценностей.

     Религиозность стала рассматриваться как разновидность  гражданской неблагонадёжности  и неполноценности.

     В результате отделения от государства  церковь приобрела столь желанную внутреннюю духовную свободу, но её внешнему институционному существованию угрожало разрушение. Все аспекты церковной реформы отступили на задний план перед главным вопросом: удастся ли церкви выжить как институту.

     После смерти Патриарха Тихона в 1925г. советское  правительство запретило выборы нового патриарха.

     Посланием митрополита Сергия от 27 июля 1927г. определило отношение церкви к государству. Она окончательно подпала под  власть государства. К началу второй мировой войны церковная организация  была практически полностью ликвидирована  повсеместно.

     Начало войны с фашисткой Германией открыло новый этап в истории церковно-государственных отношений. Советское правительство пересмотрело свою антицерковную политику, а Русская православная церковь вступила в период существенного восстановления.

     Поворот в сталинской политике в отношении церкви приходится на 1943г., когда состоялась его встреча с духовенством. Церковь как институт получила возможность восстановления. Впервые после 1926г. церковному Синоду было разрешено выбрать патриарха . В то же самое время СНК СССР учредил новый Совет по делам Русской православной церкви, который должен был представлять в правительстве интересы церкви.

       В январе 1945 г. был принят новый  устав, восстанавливающий организационную  основу Русской православной  церкви. В1946г. вновь были открыты семинарии.

     Однако  при этом Русская православная церковь  должна была, безусловно, поддерживать внутреннюю и внешнюю политику правительства. Руководители церкви даже присвоили  Сталину титул «духовного вождя» и «истинного защитника церкви».

     В 1945г. Был созван Поместный собор, на котором был избран новый патриарх Алексий (Симанский), и Русская православная церковь вновь вернулась в лоно морового православия.

     Дальнейшая  деятельность Русской православной церкви тесно связана с «борьбой за мир». Ко времени смерти Сталина церковь вновь обрела в обществе и государстве духовную силу, но затем последовали новые испытания.[4]

     Эпоха умеренного ослабления напряжения в  отношениях между государством и  церковью окончилась с развертыванием Хрущевым в 1959г. антирелигиозной кампании, которая длилась до конца 1964г. Курс на победу коммунизма, провозглашенный Н.С.Хрущевым, предполагал ликвидацию религии. Московская патриархия, как и вся Русская православная церковь, рассматривалась в известном смысле как пережиток сталинизма, который должен быть устранён.

     За  пять лет церковь потеряла большинство  прав, полученных во время войны. Начавшееся с 1959г. преследования церкви привело  к утрате ею 2/3 её институтов (из 22тыс. храмов и 69 монастырей, существовавших к 1958 г., осталось 10 тыс. храмов и 16-17 монастырей; в брежневское время число храмов уменьшилось до 7 тыс.). Единственным положительным моментом было лишь возобновление в этот период международных контактов Русской православной церкви с другими церквями. Новая политика руководителя партии и государства М.С.Горбачёва привела к более терпимому отношению к религии и существенно улучшила взаимосвязи между государством и Русской православной церковью.

     Рубеж ХХ-ХХI в. стал для Русской Православной Церкви эпохальным временем. 10 лет существования в условиях свободы и демократии позволили ей вновь занять одно из определяющих мест в жизни российского общества. К голосу РПЦ прислушиваются миллионы россиян, авторитет первых церковных иерархов порой ставится даже выше, чем авторитет известных политиков. Однако Церковь вынуждена учитывать современное состояние российского общества, которое за 70 лет гонений на религию стало преимущественно секулярным. Да и путь, выбранный россиянами, - гражданское общество, с развитой инициативой (что необходимо для нормальной демократии), требует от нее по-новому взглянуть на состояние современного социума. РПЦ воспринимается как влиятельный социальный институт, следовательно, она должна существовать по законам гражданского общества, в новых для нее условиях - независимости от государства. 
 
 
 
 

1.2 О развитии религиозного  сознания в новейшей  истории России 

   Вопрос о роли церкви в развитии  общества сложен. На отдельных  его этапах интересы церкви  могут совпадать с интересами  общественного развития. Так, например, в период формирования единого русского государства церковь оказала поддержку московским князьям в борьбе за объединение Руси. Это было обусловлено ее стремлением укрепить собственные позиции. Объективно же она сыграла позитивную роль в образовании единого русского государства.

    Кризис религии, характерный для  советского периода, проявлялся  в первую очередь в ослаблении  религиозности верующих, в трансформации  в их сознании традиционных  религиозных представлений. Это  , в некотором роде, относится и к современности. Все чаще в сознании верующего религиозные представления уступают место представлениям нерелигиозным. Служители культа постоянно сетуют на отсутствие у членов религиозных общин должного рвения в вере. И для этого у духовенства есть все основания.

  Религиозность  человека характеризуется наличием  религиозных представлений и  чувств и отправлением религиозного  культа.

    Исследования говорят о том,  что у различных верующих не  все эти элементы имеют ярко  выраженный характер. Наиболее живучей оказывается практическая, культовая сторона религии: исполнение обрядов, которые переплелись с бытом, с социальными потребностями. Для многих людей это лишь дань семейным традициям, привлекающим их своей психологической или эстетической стороной. Социальная психология различает в сфере обыденного сознания более устойчивые, консервативные элементы и более подвижные. К первым принадлежит, в частности, психическая сторона некоторых устойчивых стереотипов человеческого поведения: привычек, обычаев, традиций.

    Наиболее консервативные элементы  религиозного сознания верующих  тесно связаны с устойчивыми  стереотипами их поведения, с  регулярным отправлением ими  религиозного культа. Эти психические  состояния весьма устойчивы и  могут удерживать человека в  религиозной общине даже в том случае, если его религиозные представления весьма неопределенны и смутны. Поэтому неудивительно, что среди верующих в нашей стране немало таких людей, религиозность которых проявляется исключительно в совершении традиционных обрядов. У них нередко отсутствуют твердые религиозные убеждения. Однако многие регулярно отправляют религиозные обряды, отмечают религиозные праздники.

   Под влиянием совершающихся социальных  преобразований, огромных достижений  науки современный верующий все больше освобождается не только от приверженности к старой обрядности, но и от традиционных представлений о боге, Представления о боге как личности все более заменяются в массовом религиозном сознании представлениями о нем как о неуловимом и вездесущем духе. Тем важнее церкви более тесно начинать работу с людьми. Положительные сдвиги, конечно, есть. РПЦ вырвалась из глубокой «советской заморозки». Сейчас Русская Православная Церковь является крупнейшей православной церковью в мире. В современных условиях, после 1988 года, отмечено возрастание влияния РПЦ и активизация ее деятельности. Число крещений утроилось, количество венчаний возросло в девять раз, открыты тысячи новых приходов, восстановлены или построены сотни храмов, количество монастырей возросло более чем в 10 раз, число граждан отождествляющих себя с православием также растет.

       Процесс возрождения религиозности в современной России, начавшийся в 90-е годы XX в., находит отражение в следующих основных чертах: признании религии, заполняющей духовный вакуум, образовавшийся после распада СССР, формой новой идеологии; переводе отношений между Российским государством и религиозными организациями в режим активного диалога; признании религии одной из форм общественного сознания; в формировании нового типа личности, являющегося носителем религиозной системы ценностей.

   На протяжении всей истории  у Церкви был тот или иной  имидж в глазах народа. Однако  уникальность современной ситуации  заключается в том, что сейчас  существует информационное поле, формируемое огромным количеством СМИ. Церковь не может игнорировать то, как она представлена

в нем. И поэтому ради донесения объективной  информации о сути своего учения Церковь  не только имеет моральное право, но и обязана в силу своей изначальной  миссии, так позиционировать себя в информационном поле, чтобы люди имели верную и непредвзятую информацию о ней.

   Сегодня РПЦ – это самостоятельная  организация, хотя и связанная  с государством, но уже не так  как раньше от него зависимая.

Говоря  о путях правильного позиционирования РПЦ  в общественном сознании следует обязательно иметь в виду, с какой именно целевой группой предстоит работать. Здесь имеет место очень существенная проблема, не решив которую будет весьма трудно выстраивать сколько-нибудь четкую PR стратегию. Дело в том, что образ, воспринимаемый положительно одной аудиторией, вызывает резко негативную реакцию у другой.

     «Целевой группой»  собственно  РПЦ можно считать все население  России, особенно не принадлежащее  к христианским конфессиям. Но  для реализации задач связей с общественностью РПЦ на данный момент наиболее актуальна работа со следующими социальными группами. Во-первых – это молодежь. Цель взаимодействия с нею – возвращение ее в русло православной культуры. И здесь проводится множество мероприятий, формирующих положительный образ РПЦ. Например, Собор детей и молодежи «Будущие поколения – национальное достояние России». Масштабность мероприятия и актуальность заявленной темы привлекли значительное внимание со стороны СМИ. Обзор отзывов о Соборе в печатных и сетевых СМИ опубликован на Богослов.ру.

Во-вторых, это интеллигенция из сферы образования. Именно она является основным источником кадров для реализации такой важной задачи РПЦ как введение в школах религиозного образования. И здесь  РПЦ достигнуто немало, т.к. в школах введены «Основы православной культуры».

 В-третьих,  это государственные чиновники.  Связи с чиновниками необходимы  для корректировки государственной  политики в области образования  и обеспечения защиты прав  верующих.

 И,  в-четвертых, это представители финансовой элиты, бизнесмены. Взаимодействие c ними необходимо для пропагандирования православных ценностей в сфере бизнеса и поиска дополнительных источников финансирования. Также вовлечение бизнесменов в Православие актуально в ключе формирования у молодежи положительного образа православного человека: успешного и интеллигентного.

   Кроме того, пиар РПЦ направлен  на аудиторию, живущую в других  странах. Образ церкви формируется  и за границей. Об этом сказано  в главе « Создание образа РПЦ в западных СМИ».

     Что касается деятельности РПЦ  по связям с общественностью,  здесь следует выделить следующие  направления:

  • Антиалкогольная программа
  • Детская программа.
  • Социальная деятельность РПЦ в сфере образования.
  • Оказание помощи жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
  • Работа с заключёнными.
  • Медицинская и патронажная помощь.
  • Социальное служение РПЦ в Вооружённых Силах.
  • Программа по церковному взаимодействию с государством и обществом в социальной области.
  • Деятельность за границей.
 

       У РПЦ есть «Социальная концепция», которая имеет большое значение  в работе церкви.[3] 

      Наиболее интересно для автора  проследить пиар-активность РПЦ  через СМИ. Интерес журналистов  к жизни РПЦ явно растет. Мы  считаем, что PR-деятельность Русской Православной Церкви приобретает все более профессиональную направленность. Например, во время Собора детей и молодежи были открыты и привлекли внимание СМИ следующие творческие площадки: обсуждение доктрины «Молодое поколение России», показ женской православной одежды и др. - несомненная работа пиарщиков. Но не нужно забывать о том, что Церковь все же не «идущая со временем в ногу модница» и ее излишнее увлечение компьютерными играми и фантастикой (а было и такое) скорее всего не оценят положительно.

    Если событие не будет отражено  в Медиа, вряд ли о нем  узнает большое количество людей.  Это отлично понимают представители  РПЦ и стараются использовать  все подходящие информационные  поводы. Понятно, что есть множество  противников того, что Церковь  использует PR. Но даже это можно обратить в пользу. Например, проведение круглого стола обществом «Радонеж» привлекло большой и неподдельный интерес прессы. В рамках фестиваля обсудили вопрос "Нужен ли Церкви пиар?»  Священнослужители и профессионалы, в области PR и рекламы высказали разные мнения, но, подводя итог, можно сказать, что реклама, как и PR, не является чем-то в принципе аморальным и неприемлемым.

Информация о работе Связи с общественностью в деятельности Русской Православной Церкви