Связи с общественностью в деятельности Русской Православной Церкви

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать связи с общественностью в деятельности Русской Православной Церкви.
Задачи сформулированы в соответствии целью курсовой работы:
-Изучить историю взаимоотношений церкви и государства, церкви и общества
- Изучить целевые аудитории Русской Православной Церкви и ее работу с ними
-Рассмотреть создание образа РПЦ в западных СМИ
- Рассмотреть создание образа РПЦ в отечественных СМИ
-Рассмотреть результаты социологических опросов с целью выявления отношения общественности к Русской Православной Церкви.

Содержание

Введение
1. Деятельность Русской Православной Церкви по связям с общественностью
1.1 История взаимоотношений Русской Православной Церкви с государством и общественностью
1.2 О развитии религиозного сознания в новейшей истории России
2. Образ Русской Православной Церкви в глазах общественности
2.1 Источники получения информации о Русской Православной Церкви
2.2 Создание образа Русской Православной Церкви в западных СМИ
2.3 Создание образа Русской Православной Церкви в отечественных СМИ
3. Русская Православная Церковь в зеркале социологических опросов
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

     Среди социологов, которые указывали на небольшой процент практикующих православных (примерно 4%) следует указать, в первую очередь Киммо Каариайнена  и Дмитрия Фурмана, издавших в 2000 году книгу "Старые Церкви, новые  верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России" (СПб, М. "Летний сад", 2000). В 2005 году в журнале "Социологические исследования" (2005, № 6) появилась статья Сергея Филатова и Романа Лункина "Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность", где указывалось, что количество практикующих православных в России может варьироваться от 3 до 15 млн. человек в зависимости от жёсткости применяемых учёными критериев оценки. [7]

     Если  в глазах общественности и церковной  иерархии сборник статей "Старые Церкви, новые верующие" воспринимался скорее как исследование, отражающее некий этап становления новой российской религиозности и в том числе и РПЦ МП, на основании опросов, проведённых в середине и конце 1990-х годов, то последующие материалы социологов стали объектом критики. И это естественно, прежде всего, потому, что исследователи стали говорить о ситуации с религиозными предпочтениями в современной России, объяснять эти предпочтения, стараться раскрыть их суть или же отсутствие в них какой-либо сути. Современность, в отличие от начала и середины 1990-х годов, вдруг стала пугающей – одни религиозные движения (главным образом, евангельские Церкви) резко вырвались вперёд и по численности общин, и по числу прихожан встали на второе или третье место в зависимости от региона после православия и ислама, сами "традиционные" или этнические религии заняли ведущую роль в общественной жизни разных субъектов РФ, но большинство населения страны так и осталась чуждой организованной религиозной жизни даже своих исторических религий – православия, ислама, буддизма, иудаизма.

     В то время как РПЦ МП предлагает государству всё больше совместных проектов участия в общественно-политической жизни, а также во всех сферах жизни  общества – в школьном воспитании, в окормлении армии, в контроле над СМИ – процент верующих, реально разделяющих взгляды руководства Московской патриархии, является действительно политически важным. Без создания ослепительного образа православия, за которым идёт народ, невозможно получить безграничное доверие власти и стать символом новой государственной идеи – православного патриотизма. Однако и возникновение официального "золочёного" образа Русского Православия социологи объясняют по-своему: "Глубокая неудовлетворенность социально-экономическим положением, разгулом коррупции и беззакония, падение авторитета основных государственных и общественных институтов, неуверенность в завтрашнем дне, ощущение национального унижения и отставания России от стран Запада требуют какой-то идейно-психологической компенсации, какой-то формы национального самоутверждения. Религиозная сфера предоставила российскому сознанию такую компенсацию: хотя всё у нас плохо, есть одна вещь, которая обеспечивает наше превосходство - это Православная Церковь, самая красивая, самая великая, самая духовная" (С. Филатов, Р. Лункин. Образы Православия и Протестантизма в светских СМИ: благолепие и уродство // Русское Ревью Кестонского Института, www.keston.org, февраль 2006 года).

     Критические замечания социологов (они призваны быть критиками и скептиками по профессии) заставляют православных иерархов ещё больше укреплять образ золочёного православия. Характерен совсем недавний ответ митрополита Кирилла исследователям: "Сегодня пусть нас не пугают некоторые лжесоциологи своими "пигмейскими" процентами относительно присутствия православия в обществе. Мы, милостью Божией, православная страна и православный народ". По словам владыки Кирилла, он не согласен с утверждениями некоторых ученых о том, что русский народ не обладает мессианским пониманием своей роли в мировой истории. По мнению митрополита, "у нас нет мессианского понимания, но есть твердое понимание, что пока мы в Церкви, с нами Бог, и врата ада не одолеют ее - на этом и зиждется наше национальное самопонимание" ("Интерфакс", 25 апреля 2006 года).

     Православность  России в целом часто не подвергается сомнению ни социологами, ни "лжесоциологами", так как в ходе всех опросов  большинство населения страны (до 90%) ассоциирует себя с православием и с РПЦ МП как институтом. Согласно более детальному опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведённому в апреле 2006 года (участвовало 1600 респондентов), 47% россиян хотели бы, чтобы РПЦ МП более активно влияла на духовную жизнь всего общества, а 53% настаивают на признании особой роли православия в России. Однако для социологов ответ "да" на вопрос о том, признаёте ли Вы, что православие вообще занимает особую роль в России, не является показателем практической религиозности и того, что человек будет следовать всему тому, что ему скажет делать священноначалие РПЦ МП. Скептицизм "лжесоциологов" объясним, если обратиться к ответам на другие вопросы ВЦИОМа. Например, 60 % опрошенных выступают за соблюдение прав и свобод человека, независимо от национальных культурных ценностей и духовной традиции, в том числе, и независимо от мнения РПЦ МП. 41% опрошенных считают, что "православие - это всего лишь одна из религиозных конфессий, распространенных на территории России, и оно должно иметь такие же права, как другие". 29% хотели бы, чтобы РПЦ МП ограничила свою деятельность обрядами и ритуалами. Только 18% респондентов решили, что Церковь может как-либо конкретно и серьёзно влиять на основные вопросы жизни не только общества, но и всего государства. И, наконец, главным источником нравственных норм и ценностей, согласно опросу ВЦИОМ, была провозглашена семья (72%), а православие получило только 4%, что вполне сопоставимо с числом практикующих православных верующих, о которых пишут те, кого митрополит Кирилл именует "лжесоциологи". Эта же цифра легко объясняет и трудности с введением "Основ православной культуры" в школах по всей России, случаи противодействия этому учителей и родителей и т. п.

     Страх многих церковных деятелей перед статистикой вызван как политическими причинами, так и понятной обидой на российское общество, которое в должной мере не поддерживает инициативы Церкви, которой часто сложнее наладить диалог с интеллигенцией, чем получить в собственность храм. Нападки на "пигмейские" проценты социологов, на концепцию прав человека РПЦ МП, на возможности введения в школах "Основ православной культуры" и института военного духовенства в армии, критика процесса объединения РПЦ МП с Зарубежной Церковью – оцениваются идеологами РПЦ МП на удивление одинаково. Во всех этих нападках на инициативы Церкви оказываются виноватыми просто вражеские силы, либерализм Европы, теряющей христианскую веру, или, как выразились диакон Андрей Кураев и протоиерей Всеволод Чаплин, "тоталитарное сознание правозащитников и демократов". Депутат Госдумы РФ Наталья Нарочницкая в своей статье в "Российской газете" (от 28.04.06) даже упрекала либералов и деятелей РПЦЗ (почему-то, прежде всего, епископа Евтихия (Курочкина), который никогда не жил на Западе, а служит в г. Ишим Тюменской области) за то, что они не принимают постсоветскую Россию, Родину свою, такой, какая она есть. Социологический опрос – это, конечно, не страна, как она есть, но это путь к серьёзному восприятию реальности, стремление заглянуть в зазеркалье этого магического вопроса - "Считаете ли Вы себя православным?". Однако можно быть уверенными, что значительная часть официальных идеологов РПЦ МП и светских политиков ответит "Да" на вопрос: Хотите ли Вы, чтобы вера 90 % населения по-прежнему считалась "авось православной" без уточнений? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     К голосу РПЦ прислушиваются миллионы россиян, авторитет первых церковных  иерархов порой ставится даже выше, чем авторитет известных политиков. Однако Церковь вынуждена учитывать  современное состояние российского  общества, которое за 70 лет гонений на религию стало преимущественно секулярным. Да и путь, выбранный россиянами, - гражданское общество, с развитой инициативой (что необходимо для нормальной демократии), требует от нее по-новому взглянуть на состояние современного социума. РПЦ воспринимается как влиятельный социальный институт, следовательно, она должна существовать по законам гражданского общества, в новых для нее условиях - независимости от государства.

       Процесс возрождения религиозности  в современной России, начавшийся  в 90-е годы XX в., находит отражение в следующих основных чертах: признании религии, заполняющей духовный вакуум, образовавшийся после распада СССР, формой новой идеологии; переводе отношений между Российским государством и религиозными организациями в режим активного диалога; признании религии одной из форм общественного сознания; в формировании нового типа личности, являющегося носителем религиозной системы ценностей.

     На  наш взгляд очень интересным представляется тот факт, что многие верующие все  же не соблюдают некоторых правил предусмотренных православием. Это говорит о том, что вера является состоянием души человека, а соблюдение каких-то норм и законов, предписываемых церковью, отходит на второй план. Каждый сам решает во что ему верить, и как. Демократизация российского общества создаёт большие возможности для деятельности Русской православной церкви. 

     Стоит отметить, что в последнее время  церковь активно сближается с  государством, что безусловно поднимает  её авторитет. Технический прогресс тоже не обошёл её стороной. На сегодняшний день у церкви имеется свой сайт в Интернете, что значительно облегчает процесс информирования молодёжи, а значит и расширяет возможность пропаганды веры. Современная церковь принимает активное участие во всех сферах жизни человека.

     Но хотелось бы отметить, что позиционирование себя Церковью и восприятие ее образа сознанием людей несколько различаются. Социологический опрос – это, конечно, не страна, как она есть, но это путь к серьёзному восприятию реальности. Работа в этом направленнии идет. Сейчас Русская Православная Церковь является крупнейшей православной церковью в мире. В современных условиях, после 1988 года, отмечено возрастание влияния РПЦ и активизация ее деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы.

1. Гараджа В. И. Религиоведение. - М., 1996. - С. 85.

2. Исаев  И.А. История государства и  прва России: Полный курс лекций. - М.: Юрист, 1994. - С. 165.

3. Мчедлов  М.П. Социальная концепция РПЦ:  Методология, характерные черты  // О социальной концепции русского православия. М., 2002. С. 26.

4. Розанов  В.В. Религия, философия, культура. - М., 1992. - С. 114.

5. Семёнов,  В. Е. Ценностные ориентации  современной молодежи / В. Е. Семёнов  //Социологические исследования, №  4, Апрель 2007, C. 37-43 6.Филатов, Р. Лункин. Образы Православия и Протестантизма в светских СМИ: благолепие и уродство (http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=40892)

7. Филатов,  С. Статистика российской религиозности:  магия цифр и неоднозначная реальность / С. Филатов, Р. Лункин // Социологические исследования 2005, № 6. С.21-30

8. Франк  С. Л. Духовные основы общества. - М.: «ЛУЧ», 1992. - С. 76

9.Чаплин С. Образ Русского Православия в западных СМИ / С. Чаплин // Церковный Вестник № 1-2 (398-399) январь 2009 / 22.01.2009 (http://www.e-vestnik.ru/rubric/9/446) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     План  опроса. 

      1. Какую религию Вы исповедуете?

  • православие
  • ислам
  • буддизм

       другая религиозная конфессия

       атеизм

                2. Что влияет на выбор(смену) Вами  религии?

  • учителя
  • книги
  • семья
  • СМИ
  • друзья
  • другое

               3. Как Вы оцениваете  место Православия  в России?

          - православие - это всего лишь одна из религиозных конфессий, распространенных на территории России, и оно должно иметь такие же права, как другие

                 - следует признать особую роль  Православия в России

                 - затрудняюсь ответить

              

     4. Как часто Вы  посещаете религиозные  службы?(Рассматривается мнение респондентов, которые считают себя православными)

  • раз в неделю
  • раз в месяц
  • несколько раз в год

                

     5. Насколько важна  религия в Вашей  жизни? Оцените  по пятибалльной  шкале, где 1–  "совсем не важна", а 5 – "очень  важна.

5  
4  
3  
2  
1  
 

     6. Верите ли Вы  в следующие религиозные догмы? Отметьте те ответы, с которыми Вы согласны:

Информация о работе Связи с общественностью в деятельности Русской Православной Церкви