Влияние СМИ на внешнюю и внутреннюю политику государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:08, доклад

Описание работы

В современном мире средства массовой информации занимают определённое место, а точнее свою особенную нишу. Они играют важную роль не только в экономической, духовной, социальной, культурной, но также и политической сфере жизни. Порой их даже называют «четвёртой властью».
Если задаться вопросом: «откуда же я знаю те или иные новости?»,то не трудно догадаться, что именно из СМИ. И любая новость, которую Вы слышите от соседей и знакомых, узнается ими из газет, телевизора, интернета, блогов, социальных сетей.
СМИ непосредственно являются частью нашей жизни, и каждый день мы с ними взаимодействуем, а значит и с политикой они находятся в таком же прямом взаимодействии.

Работа содержит 1 файл

Влияние СМИ на внешнюю и внутреннюю политику государства2.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  Республики Беларусь

Витебский государственный  технологический университет 
 

 

Кафедра философии  

                

 

Доклад на XXXXVI  научно-технической конференции преподавателей и студентов

На тему: «Влияние СМИ  на внешнюю и внутреннюю политику государства»

 

 

 

Подготовила  
студентка 2 курса

экономического факультета 

группы  Бу-18 
Макаревич Екатерина Юрьевна 
Научный  руководитель  Коломийцева Юлия Александровна

 

                                        

Витебск 2012 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

В современном мире средства массовой информации занимают определённое место, а точнее свою особенную нишу. Они играют важную роль не только в экономической, духовной, социальной, культурной, но также и политической сфере жизни. Порой их даже называют «четвёртой властью».

Если задаться вопросом: «откуда же я знаю те или иные новости?»,то не трудно догадаться, что  именно из СМИ. И любая новость, которую Вы слышите от соседей и знакомых, узнается ими из газет, телевизора, интернета, блогов, социальных сетей.

СМИ непосредственно  являются частью нашей жизни, и каждый день мы с ними взаимодействуем, а  значит и с политикой они находятся в таком же прямом взаимодействии.

К сожалению, не все аспекты  влияния СМИ на политический процесс, политическую систему, партии, политические элиты и лидеров видны каждому  из нас. Многие из них протекают в  закрытой форме. И этим они более  интересны для изучения.

На мой взгляд, это актуальнейшая из тем, которой посвящены многие статьи, разделы учебников, пометки и т.д. Однако с какой скоростью информация распространяется, с такой же скоростью она меняет свои формы и способы ознакомления. Поэтому данная работа будет содержать примеры современного времени, что делает её более увлекательной.

 

 

 

 

 

 

    1. Влияние СМИ на общества.

Что же такое СМИ? Средства массовой информации(СМИ)- средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую(массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе. Прежде чем переходить к рассмотрению вопросов о влиянии средств массовой информации на политическую жизнь общества, необходимо рассмотреть, как они могут влиять на общество, человека.

Как было сказано раньше во введении многие из специалистов в  данной области выделяют СМИ как  «четвёртую власть», ставя её в один ряд с законодательной, исполнительной и судебной. Властью мы называем умение воплощать свою волю и взгляды и оказывать влияние на действие и поведение людей.

      Вы никогда не задумывались, как на Вас влияет, те или иные СМИ и как информация может изменить вашу жизнь? Безусловно, на сегодняшний день роль газет и журналов постепенно отходит на второй план и основой данной сферы является телевизор и интернет.

Основное влияние этих факторов:

  • формирование представления о состоянии общества;
  • формирование нравственно-моральных основ;
  • создает определённый стиль, модель, образ, манеру  поведения;
  • влияет на понимание о жизни и мире;
  • формирование личности.

Влияние СМИ можно  разделить на два течения воздействия:

  1. Негативное
  2. Позитивное

В свою очередь, каждое из них подразделяется на отдельные виды.

Негативное:                        

  • Демонстрация насилия.

 

 В большинстве современных кинематографических, мультипликационных, телевизионных работах пропагандируется насилие, либо показывается форма его проявления, либо говорится о нем. Не секрет, что многие исследования в этой области показали, что показ сцен насилия впоследствии приводит к агрессии.

         Например, как сообщает газета.ru(и многие другие источники): причиной массового убийства в США в городе Аврора в кинотеатре, на премьере фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды», стало чрезмерное содержание сцен насилия и жестокости в картине( 24-летний местный житель Джеймс Холмс расстрелял 12 человек).

  • «Дурной пример».

Также многим известно, что порой фильм или информация (а точнее главный участник того или другого) несёт в себе негативный образ, который людьми, особенно восприимчивыми к увиденному, услышанному и не имеющими определённого разделении в вопросе, что хорошо, а что плохо, воспринимается как пример для подражания.

К примеру, можно вспомнить известный фильм 90-х годов «Пуля» с участием знаменитого актёра Микки Рурка, который играл главного героя- наркомана, представленного сильным и волевым человеком. Многие подростки (ярче всего это проявилось в России) считали его примером и их действия не заставили себя ждать, жаль, что многих из них уже нет. Они могли стать «людьми с большой буквы».

  • Пошлость.

Временами СМИ становятся переносчиками порнографической, пошлой информации, которая дезориентирует человека в отношении норм и ценностей половой жизни(порой навязывание беспорядочных половых связей и также различных, так называемых извращений, при чём не всегда это остается недоступной информацией для детей) . Ориентирует человека на безбрачные отношения, которые, в свою очередь, не основываются на чувстве уважения, ответственности и ,наконец, на самом главном - любви.

  • Мошенничество.

Наиболее характерно для телевидения и интернета, однако нередко можно встретить в газетах и чаще в журналах. Каждый из нас хоть раз, но, в любом источнике информации, видел объявления, имеющие примерно такую сущность «Сниму любую порчу. Недорого. …(имя или псевдоним). Тел. 00-00-00 » также могут содержать призывы «Узнай свою вторую половину», «Поведаю о будущем» и т.д. . Такая информация в большинстве случаев лживая, т.е. является мошенничеством. Так как человек - сам творец своей судьбы.

  • «Достоверно?!».

К сожалению, нам не всё время предоставляется верная информация в СМИ. Примером могут служить различные слухи и догадки различных людей, выдаваемые за истинную, правдивую информацию.

И частенько тяжело разобрать, где достоверная информация, а тем более в неофициальных источниках.

Достоинства:

  • Возможности.

Расширяет возможности людей участвовать в различных общественных событиях. В силу различных причин существует множество препятствий напрямую проявлять активность, тогда на помощь приходят различные блоги и социальные сети.

  • Информированность.

СМИ позволяют нам быть в курсе всех событий, как за рубежом, так и внутри страны. Удовлетворяют нашу информационную потребность. Помогают быть более эрудированными во многих аспектах, актуальнейших новостей.

  • Взаимодействие, развлечение, познание.

   Помогают взаимодействовать с различными людьми и обмениваться информацией с ними. Жизнь была б скучна и однообразна без них. Существуют различные программы, статьи, передачи развивающего характера.

 

    1. Влияние СМИ на политические процессы внутри стран.

Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между её субъектами. Если, например, экономика вполне может функционировать на основе рыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей, то политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами. Коллективный характер реализуемых в политике целей предполагает их обязательное осознание  разделёнными в пространстве членами коллектива (государство, партии, нации, группы, партии и т.п.) и координацию деятельности людей и организации.

Отдельные исследователи считают, что непосредственно от СМИ зависит отношение граждан к политике, их взгляд на выборы и естественно сам выбор того или иного депутата. В этой связи уместно привести слова Э. Денниса, предполагающего, что "СМИ "формируют" наше мышление, "воздействуют" на наши мнения и установки, "подталкивают" нас к определенным видам поведения, например, голосованию за определенного кандидата".  При этом некоторые авторы, опираясь на концепцию П. Бурдье, констатируют, что и общественного мнения как некоего усредненного мнения всего народа (или его части) не существует. "Пресса самым непосредственным образом участвует как в производстве, так и в распространении мнений, то есть она не выражает, а создает общественное мнение, она не отражает представления людей о мире, а формирует сами эти представления, а значит, и их видение мира... Производство артефакта, называемого общественным  мнением, весьма важная "властная" функция СМИ".    

Здесь уместно вспомнить характерное высказывание С. Кургиняна о периоде перестройки и "революции" 1991 г.: "Демократов привели к власти средства массовой информации, привели за счет создания новых культурных кодов и разрушения старых. Это была хорошо и быстро проведенная операция..." . Не случайно по поводу СМИ постоянно раздаются выражения типа "четвертая власть" и даже "силовые структуры". Действительно, "...как показывает история, в определенные периоды сила политического влияния СМИ становится сопоставимой с силой государственной власти. При таком понимании деятельность СМИ правомерно рассматривать как своеобразную форму власти" . 

Вместе с тем  далеко не все исследователи уверены  в таком могуществе СМИ. Существуют и другие мнения на этот счёт. Другие же считают, что роль и влияние СМИ преувеличивается. Исходят они из того, что политические взгляды человека определяются:

  • его интересами;
  • социальным положением;
  • принадлежностью к той или иной общественной группе;
  • индивидуальными особенностями и т.д.

То есть, с этой точки зрения, средства массовой информации лишь отражают различные политические предпочтения и действия в обществе, которые сформировались независимо.

  Тому же Э. Деннису оппонирует его соавтор Д. Меррилл: "Возможно, средства массовой информации и обладают силой фокусировать наше внимание на определенных вещах, но это не та власть, которая заставляет действовать". Он же далее приходит к следующей довольно умеренной оценке: "влияние СМИ состоит скорее в том, чтобы указывать обществу, о чем следует задуматься, а не в том, чтобы говорить ему, что следует думать...". Иными словами, власть СМИ во многом состоит в определении в каждый конкретный момент соответствующей "повестки дня" (хотя это, на наш взгляд, также немало). В своих аргументах противники мнения о всевластии СМИ во многом опираются на многочисленные эмпирические исследования (проведенные в основном в США и начатые еще П. Лазарсфельдом в 40-х годах), которые не подтвердили серьезного влияния СМИ на формирование политического сознания и политическое поведение населения.  
         Сконцентрировавшись на исследовании изменений в установках и мнениях во время избирательных кампаний, американские ученые предложили описание двухступенчатого процесса коммуникации (от СМИ - к "лидерам мнений", а от них - к различным социальным слоям и группам) и модель личностного влияния. В этом подходе массовые коммуникации уже не играли роли центральной, доминирующей силы, а становились в один ряд с межличностным общением и разнообразными социализирующими воздействиями. В результате была сформулирована концепция "минимального воздействия" средств массовых коммуникаций на массовое сознание.  
         Сегодня между представленными полярными точками зрения существует довольно много компромиссных подходов, не отрицающих в целом серьезного влияния СМИ на политическое сознание и поведение населения, но указывающих на важные ограничения могущества СМИ. 

Но чем больше мы получаем информации, тем точнее и легче определиться с собственной позицией. Безусловно, источник информации это своего рода агитатор, в независимости действуем ли мы в соответствии с предложенными (или навязанными) точками зрения. Таким образом, одна из задач СМИ является пропагандистско-агитационная деятельность, которая непосредственно влияет на внутригосударственный климат.

Пропаганда в СМИ  очень распространённое явление  и в Российской Федерации она  носит серьёзный характер. Так  власть РФ озаботилась вопросом пропагандой экстремистских идей в прессе.

Это связано с межнациональными конфликтами в стране. Такие случаи в последнее время стали не редкостью. Рабочая группа при президентском Совете по межнациональным отношениям, которую возглавляет Дмитрий Козак, подготовила первый вариант стратегии  национальной политики до 2025 года. Судя по всему, корень зла, по версии ее авторов, кроется в заявлении глав регионов, социальных сетях и бесконтрольных СМИ. Стратегия национальной политики ляжет на стол президента уже 1 декабря. По оценкам она обойдется бюджету в один миллиард рублей. Такие выводы можно было сделать по опубликованным анонсам в газете «Известие».

В наше время определённо  преобладают телевизионные источники  информации, так как давно известным фактом является то, что люди лучше усваивают потоки информации визуально, нежели читая или слушая.

Любому политику известно, что информированность населения  в сфере политики благотворно  влияет на его карьеру. И примером могут стать также выборы. Если народ видит, что все программы, о которых заявлял депутат выполнены(или часть самых важных), выполнены, то следовательно люди будут голосовать за него, т.е. он может быть переизбран. Таким образом, информированные избиратели получают политические преимущества, то есть могут привлечь политика к ответственности.

Также нельзя не отметить, что государство будет восприимчиво к нуждам граждан в той местности, где пресса играет весомую роль. Это обусловлено взаимосвязью и  взаимодействие СМИ и государства, т.к. государство быстрей реагирует на те, проблемы, которые более освещаемы. Отсюда можно сделать вывод: чем громче народ в СМИ говорит о своих проблемах, тем возрастает  вероятность, что он не останется не услышанным.

Многие исследования, проводимые в области такой темы, как активное освещение политики в СМИ показали, что в странах со свободной и независимой прессой коррупции в стране меньше, чем в странах, в которых большая часть прессы, обеспечивающейся государством.

Информация о работе Влияние СМИ на внешнюю и внутреннюю политику государства