Агропромышленная интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:29, реферат

Описание работы

Агропромышленная интеграция – усиление взаимосвязей и органическое соединение сельского хозяйства и смежных отраслей, которые обслуживают сельское хозяйство, поставляют ему ресурсы и доводят его продукцию до потребител

Работа содержит 1 файл

Агропромышленная интеграция.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

В настоящее время есть все основания го­ворить о необходимости активизации и ускоре­ния создания мощных, хорошо организованных и структурно сбалансированных кооперативно-интеграционных объединений. Во-первых, при­нята специальная Директива № 4, которая рас­крывает необъятные возможности для расши­рения предпринимательской инициативы и многостороннего бизнеса. Во-вторых, разработана очередная Государственная программа развития сельских территорий на 2011-2015 годы, которая предусматривает механизмы дальнейшей масштабной кооперации и интеграции субъек­тов хозяйствования в АПК. В-третьих, сама суть рыночного развития агропромышленного комплекса немыслима без активного создания многообразных кооперативно-интеграционных струк­тур и механизмов.

Понимая это, многие предприятия и мест­ные органы хозяйственного управления в по­следнее время живо заинтересовались созда­нием адаптированных к своим условиям кооперативно-интеграционных формирований. Но в этой связи они имеют весьма смутные представле­ния в области практической организации по­следних. Можно сослаться на конкретный при­мер. Имеется хорошая инициатива Минской об­ласти по созданию кооперативно-интеграционной структуры на базе одного из своих районов. Однако то, как это замышляется осуществить, нельзя назвать приемлемым. Так, Минским об­ластным комитетом по сельскому хозяйству давно вынашивается идея создания комплекс­ного агропромышленного холдинга в виде про­довольственной компании, который охватывал бы все агропромышленные предприятия одно­го из административных районов (скажем, Слуцкого, Крупского или Молодечненского). Но как в действительности выстроить такой холдинг на базе всего района, чтобы он не превратился в крупное, аморфное, разнонаправленное и слабоуправляемое объединение без четких целей и задач, а главное, без экономических механиз­мов организации и эффективного хозяйствова­ния, инициаторы четко не представляют, тем более, что идея создания многопрофильной продовольственной компании выглядит хотя и заманчиво, но по своему смыслу является, как правило, недостаточно жизнеспособной. Из­вестно, что продовольствие – многообразно, и всю его совокупность втиснуть в одну органи­зацию сразу почти немыслимо. Этого можно добиваться постепенно посредством диверси­фикации. А первоначально лучше идти путем создания специализированных продуктовых компаний, где вертикальные и горизонтальные кооперативно-интеграционные связи можно вы­страивать по одному или небольшому числу продуктов. Аналогичные вопросы существуют и в других регионах.

В этой связи возникает необходимость еще раз высказать ряд научных рекомендаций, ко­торые требуется знать прежде, чем приступить к практической организации подобных объеди­нений. Более того, создание действенных орга­низационных структур (любого типа) имеет ряд особенностей, несоблюдение или ненадлежа­щее соблюдение которых может нивелировать и даже дискредитировать все усилия по их об­разованию.

Итак, первое, что надо соблюдать – это фактор лидера-организатора (предпринимателя) компании. В мире сейчас однозначно признается главенство этого фактора при генерировании идеи и ее реализации – от проекта организации до отработки всех необходимых механизмов ее эффективного и устойчивого функционирова­ния. Важно, чтобы именно будущий лидер-предприниматель сам непосредственно занимался решением всех вопросов создания объедине­ния. Поэтому самым беспроигрышным вариан­том является тот, когда идея создания кооперативно-интеграционной структуры принадлежит самому лидеру, способному по-деловому ре­шать стоящие организационные и производ­ственные задачи. Однако в ряде случаев дель­ного лидера можно пригласить со стороны для руководства организацией и дальнейшей рабо­ты в компании. Важно только, чтобы у него было желание, стремление и умение. Часто имя ли-дера-предпринимателя становится впослед­ствии брэндом успешной компании. Умалять значение этого фактора нельзя. Иначе все уси­лия по созданию могут оказаться тщетными.

Надо сказать, что в настоящее время дан­ный фактор является одним из наиболее сла­бых в практике агропромышленного комплекса Беларуси. Весьма трудно подобрать дельного лидера, а еще сложнее – надеяться, что толко­вый и способный предприниматель самостоя­тельно проявит инициативу по созданию про­дуктового кооперативно-интеграционного объ­единения. Именно поэтому в основном процессы кооперации и интеграции в АПК идут слабо. Лидеру необходимо иметь не только хороший и обширный опыт по организации сельскохо­зяйственного производства, но и глубокие и разносторонние знания рыночной экономики, а также соответствующие личностные качества – активность, смелость, деловитость, предприимчивость и др. Такие кадры представляют собой «золотой фонд» каждой нации, и сформировать их непросто. В стране подготовка управленцев этой категории пока не налажена. Существует обучение узкоотраслевых специалистов (агро­номов, зоотехников и др.), знания и опыт кото­рых слабо согласуются с предприниматель­ством. В самой системе производства если и выделяются выдающиеся личности, то происхо­дит это, как правило, в результате большой хо­зяйственной практики, а также как следствие особых качеств работников, определяемых природными задатками. Значит, основное, что необходимо сделать в этом плане – организовать профессиональную подготовку перспективных кадров предпринимателей, и прежде всего в ведущих зарубежных бизнес-центрах, как это де­лают другие страны, активно осваивающие ры­ночные отношения.

Второе условие – свобода и самостоятель­ность лидеров-организаторов и кооперативно-интеграционных объединений. Организация и функционирование компаний должны регули­роваться исключительно действующим законо­дательством, рыночными отношениями и част­ными интересами и задачами. Администриро­вание со стороны органов местной власти недопустимо, если деятельность компаний не противоречит установленным законодательным нормам и не приводит к невосполнимым поте­рям общества и государства.

Экономическая свобода – это коренной фактор эффективности и конкурентоспособности. При наличии достаточной степени свободы бизнес и предпринимательство развиваются по естественным законам рыночной экономики, при административных ограничениях бизнес постоянно наталкивается на преграды и запре­ты и не может по-настоящему проявлять свою эффективность. В этой связи с самого начала реализации идеи о создании кооперативно-интеграционных объединений их лидеры и участники должны иметь полные права самостоя­тельного выбора исходных моделей, принятия регулирующих механизмов, реализации замыс­лов по налаживанию согласованной работы всей инфраструктуры исходя из поставленных задач и имеющихся возможностей. В процессе отработки механизмов организации и функцио­нирования кооперативно-интеграционные структуры могут и должны свободно осуществляться необходимые корректировки принятых моде­лей, уточняться организационные процедуры, совершенствоваться методы хозяйствования. Это весьма важно, поскольку только практиче­ская реализация идеи позволяет выявить сла­бые места и показать пути их преодоления. Ли­деры и организаторы не должны бояться оши­биться, так как именно ошибки дают возможность найти приемлемый вариант организации. Свобода и самостоятельность раскрывают ини­циативу, обеспечивают реализацию экономиче­ских интересов, позволяют наиболее полно реализовать производственный потенциал и внутренние качества организаторов и коллективов.

Наконец, третье – переход от государствен­ной и огосударствленной собственности к част­ной. Известно, что предприятия и компании, основанные исключительно на государствен­ной собственности, работают недостаточно эффективно, а если и показывают эффективность, то в условиях частной организации производ­ства она была бы намного большей. Частная собственность – это основа, на которой дер­жится экономическая свобода и самостоятель­ность. В этой связи для того чтобы были усло­вия полной реализации экономического потен­циала кооперативно-интеграционных объединений, необходимы также полные права частной собственности. Значит, далеко недостаточно иметь права частной собственности, скажем, только на произведенный продукт или получаемый доход от трудовой деятельности. Для пол­ноты экономической свободы и самостоятель­ности необходимы также полные права частной собственности на средства производства и ма­териальное имущество. Если нет полных прав на средства производства, то, как известно, подлинный собственник всегда может продик­товать условия их использования, ограничивая тем самым степень рыночной свободы непо­средственных товаропроизводителей.

Однако для эффективного использования частная собственность должна быть заработа­на, создана трудом или сформирована в про­цессе предпринимательской деятельности. Нельзя обесценивать собственность и предостав­лять ее в бесплатное и безвозмездное пользование. Ценится только то, что заработано. Поэтому государственная собственность (материальное имущество) если и должна предоставляться на первых порах предпринимателю или трудовому коллективу в пользование, то в по­следующем ее необходимо постепенно компен­сировать на основе получаемых доходов. А в целом частная собственность должна создаваться за счет доходов и прибыли от предпринима­тельской деятельности. В этом состоит основ­ной смысл бизнеса и предпринимательства – осуществлять расширенное воспроизводство на базе самоокупаемости и самофинансирования.

Частная собственность раскрепощает чело­века, раскрывает творческие способности, де­лает его личностью. Она как никакая другая способствует мобилизации потенциала работ­ников. Предприниматели и товаропроизводите­ли, используя преимущества частной собствен­ности, самостоятельно преодолевают трудно­сти рыночной конъюнктуры, а преследуя свои частные экономические интересы, наиболее полно удовлетворяют разнообразные предпочтения потребителей и целевые установки госу­дарства.

Таким образом, изучение показывает, что создание сквозных (вертикальных и горизонтальных) продуктовых кооперативно-интеграционных структур (объединений, компаний) с учетом названных основополагающих факторов дает возможность решить ряд крупнейших про­изводственных и экономических задач в сфере АПК, а именно:

- объединить разрозненные агропромышлен­ные предприятия и создать на их базе единую четко регулируемую продуктовую структуру (объединение, компанию и т. п.), имеющую согласо­ванную стратегию и тактику развития;

- консолидировать имеющийся у предприни­мателей ресурсный, трудовой и финансовый капитал и сконцентрировать его на приоритет­ных направлениях и звеньях хозяйствования;

- выстроить единую технологическую цепь продвижения продукции – от получения исходного сырья до производства и сбыта готового высо­кокачественного продовольствия под потреби­тельский спрос;

- создать хорошо развитую логистическую цепочку и единую маркетинговую службу, способ­ную иметь оперативную информацию о конъ­юнктуре рынка в стране и за рубежом;

- преодолеть многообразие и неорганизован­ность товаропроизводителей, а также междоусобную конкуренцию (результатом чего часто бывает торговый демпинг) и выстроить комплекс целевых механизмов функционирования, повы­шающих рыночную устойчивость производства;

- сформировать своеобразный имидж объе­динения как надежного поставщика качественной продукции, что в конечном итоге позволяет создать собственную торговую марку (брэнд) компании;

- обеспечить получение и рост добавленной стоимости, а в итоге – доходов и прибыли, кото­рые могут служить источником создания специ­альных фондов инновационного и инвестици­онного развития объединения и его конкретных участков;

- противостоять ряду неблагоприятных рыноч­ных факторов и создать необходимые условия для стабилизации роста и расширения производственно-торговой деятельности (дивер­сификации);

- обеспечить интеграцию отечественного агропромышленного производства в структуру меж­дународной торговли, продвижение готовой продукции на ведущие зарубежные рынки, закрепление в сфере наиболее привлекательных ниш и вхождение в состав доминирующих ком­паний.

Подводя итог, следует сказать, что приве­дена лишь небольшая часть преимуществ, ко­торые образуются в связи с созданием кооперативно-интеграционных структур. Фактически их гораздо больше и сводятся они к устойчиво­му, самодостаточному и высокоорганизованно­му функционированию на основе целевого эко­номического стимулирования труда и произ­водства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.   Гусаков, В. Условия и факторы эффективности кооперативно-интеграционных объединений / В. Гусаков // Аграрная экономика. – №3. – 2011. – С.3.

2.   Запольский, М. И. Эффективность кооперативно-интеграционных отношений в сфере агропромыш­ленного производства. Теория, методология, практика / М. И. Запольский; под ред. В. Г. Гусакова. – Минск: Институт аграрной экономики НАН Беларуси, 2010. – 256 с.

3.   Кооперация и интеграция в АПК: учебник для вузов / В. М. Володин, Л. Н. Дубова, Г. А. Баклаженко, Ю. Д. Бахтеев, А. Н. Рассказов; под общ. ред. В. М. Володина. – Пенза, 2005. – 244 с. : ил. – Библиогр. : с. 189–198.

4.   Пархоменко, Н. В. Тенденции развития и особенности агропромышленной интеграции в условиях пе­реходной экономики / Н. В. Пархоменко // Аграрная экономика. – 2009. – № 1. – С. 50–55.

13

 



Информация о работе Агропромышленная интеграция