Цели и приоритеты аграрной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:31, реферат

Описание работы

Аграрная политика — это политика, направленная на динамичное и эффективное развитие не только сельскохозяйственного производства и других отраслей агробизнеса, но и обеспечения на этой основе роста жизненного уровня населения и общественного процесса в стране.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства".

Содержание

Содержание
1. Постановка проблемы и необходимость разработки программных мероприятий 2
2. Цели Программы и прогноз развития сельского хозяйства на 2008 - 2012 годы 4
3. Приоритеты аграрной политики. 8
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Цели и приоритеты аграрной политики.docx

— 37.76 Кб (Скачать)

Содержание

1. Постановка проблемы и необходимость разработки программных мероприятий 2

2. Цели Программы и прогноз развития сельского хозяйства на 2008 - 2012 годы 4

3. Приоритеты аграрной политики. 8

Заключение 15

Список использованной литературы 17

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Постановка проблемы  и необходимость разработки программных  мероприятий

Аграрная политика — это политика, направленная на динамичное и эффективное развитие не только сельскохозяйственного производства и других отраслей агробизнеса, но и обеспечения на этой основе роста жизненного уровня населения и общественного процесса в стране.

Государственная программа  развития сельского хозяйства и  регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О  развитии сельского хозяйства".

Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования  рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

Экономический рост в сельском хозяйстве продолжается последние 8 лет. С 1999 по 2006 год объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 34,4 процента.

Однако с 2002 года наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства, их отставания от темпов развития экономики в целом. Если в 1999 - 2001 годах среднегодовой  темп прироста в сельском хозяйстве  составлял 6,8 процента, то в 2002 - 2006 годах  только 2,3 процента. Развитие сельского  хозяйства уступает развитию пищевой  и перерабатывающей промышленности, использующей импортное сырье, объем  поставок которого растет быстрее, чем внутреннее производство.

По отношению к субсидируемому импорту продовольствия продукция  российских товаропроизводителей оказывается  неконкурентоспособной и вытесняется  с внутреннего рынка. Общий объем  импорта продовольственных товаров  и сельскохозяйственного сырья (кроме  текстильного) по сравнению с 2000 годом  увеличился в 2,9 раза. Особенно высока доля импортной продукции на рынках мяса и молока.

Если в растениеводстве  уровень производства 1990 года достигнут в 2004 году, то в животноводстве к настоящему времени он восстановлен лишь наполовину. Между тем по мере роста доходов населения Российской Федерации увеличивается спрос на мясо-молочную продукцию.

Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости  на селе, исторически сложившийся  низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Около 60 процентов сельских жителей  имеют средний денежный доход  и 35 процентов - доход ниже прожиточного уровня.

Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского  хозяйства являются:

  • низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
  • неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
  • финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
  • дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного  производства на основе повышения его  конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической  политики.

Динамичное и эффективное  развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической  предпосылкой успешного решения  большинства накопленных в отрасли  производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего  продукта, сокращение бедности и повышение  продовольственной безопасности страны, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития страны в рассматриваемой перспективе.

 

2. Цели Программы и прогноз развития сельского хозяйства на 2008 - 2012 годы

Целями Программы на 5-летний период являются:

  • устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
  • повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
  • сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Для достижения этих целей  необходимо решение основных задач  в рамках следующих подпрограмм (направлений):

  • создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 году);
  • повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66 процентов, а уровня газификации домов природным газом - до 60 процентов за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;
  • улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства с охватом к 2012 году 95 процентов субъектов Российской Федерации, привлечения союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании государственной аграрной политики;
  • обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 13 процентов, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева, до 15 процентов (научно обоснованная норма);
  • повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 40 процентов;
  • совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки, применение механизма таможенно-тарифного регулирования импорта продукции, разработку стандартов на сельскохозяйственную продукцию, а также доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 70 процентов.

Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и на период до 2012 года являются:

  • развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом "Развитие агропромышленного комплекса", связанное с выделением средств на их реализацию, предусмотренных Программой;
  • развитие кормовой базы на основе производства культур, обеспечивающих кормопроизводство белком, которое позволит существенно уменьшить зависимость наращивания производства продукции животноводства и птицеводства от импортных закупок белковых компонентов;
  • ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий, а также к разработке совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление агропромышленным комплексом, зональных технологий сельскохозяйственного производства;
  • улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;
  • повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления;
  • создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.

Вместе с тем наращиванию  прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и до 2012 года могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся  в аграрном секторе социально-экономических  проблем.

К основным рискам относятся  следующие:

  • макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта и снижением возможности достижения целей по развитию агропромышленного комплекса, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности и кризисом банковской системы, которые не позволят интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса и усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса, а также могут сократиться реальные доходы сельского населения;
  • природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, которые могут существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность;
  • социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создадут серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и спровоцируют нехватку трудоспособного населения, а также поставят под угрозу срыва реализацию программ развития аграрного сектора;
  • международные торгово-политические риски, обусловленные успешным функционированием аграрного сектора в увязке с ситуацией на международных рынках и деятельностью экспортеров и импортеров сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке, изменением конъюнктуры международной торговли сельскохозяйственной продукцией (это может сказаться на результатах сельскохозяйственной деятельности), существенным возрастанием конкуренции в результате вступления России во Всемирную торговую организацию и усилением ограничения по принятию различных мер аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства, тарифному квотированию и уровню таможенных пошлин;
  • законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и сложности реализации оформления прав собственности на землю. При этом сложности юридического оформления права собственности на земельные участки ограничивают возможность сельскохозяйственным организациям использовать землю в качестве предмета залога и не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях.

 

 

3. Приоритеты аграрной политики.

Задачей развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства является выравнивание возникших диспропорций в агропродовольственном секторе путем поддержки тех производств, которые имеют потенциальные преимущества на внутреннем или мировом рынке, но без государственной поддержки и регулирования не могут в полной мере реализовать этот потенциал. К таким производствам относятся производства с длительным инвестиционным циклом и более высокими требованиями к инфраструктуре. Меры государственной поддержки в 2008 - 2012 годах направлены на стабилизацию поголовья основных видов сельскохозяйственных животных, а также поголовья в традиционных отраслях животноводства - оленеводстве, табунном коневодстве, овцеводстве и козоводстве. Их развитие позволит не только увеличить производство отдельных видов мяса, но и поддержать сохранение традиционного уклада жизни и занятости народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Для обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей отечественными племенными животными и сокращения поставок их по импорту необходимо укреплять существующую племенную  базу. К 2012 году племенная база России должна обеспечить удельный вес племенного скота в общем поголовье сельскохозяйственных животных до 13 процентов.

Рост объемов производства продукции животноводства будет  способствовать увеличению потребности  в продукции растениеводства, используемой на корма животным. Повышение эффективности  отрасли растениеводства связано  с доступностью сельскохозяйственных товаропроизводителей приобретения качественных семян. Для воспроизводства семенного  материала высшей репродукции площадь, засеваемая элитными семенами, должна составить не менее 10 - 15 процентов  общей площади посевов, что обеспечит  внедрение новых сортов, адаптированных к природно-климатическим условиям регионов.

Развитие подотраслей растениеводства имеет стратегическое значение для реализации высоких потенциальных возможностей страны на внутреннем и мировом рынках. Урожайность зерновых культур в среднем по Российской Федерации в 2008 - 2012 годах должна вырасти на 14 процентов по сравнению с аналогичным показателем за предшествующий период (2002 - 2006 годы) и достигнуть 21,3 центнера с гектара.

 

1)Приоритетное развитие животноводства

Увеличение производства животноводческой продукции к 2012 году планируется обеспечить на уровне 32,9 процента по отношению к 2006 году, при  этом ежегодный рост индекса производства продукции животноводства начиная с 2009 года должен составить не менее 5 процентов. Вместе с тем объем производства скота и птицы (в живом весе) к 2012 году по сравнению с 2006 годом предположительно достигнет 11,4 млн. тонн, что составит 42,9 процента. К 2012 году производство молока достигнет 37 млн. тонн, что превысит уровень 2006 года на 17,8 процента.

Информация о работе Цели и приоритеты аграрной политики