Финансирование образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Современное состояние образования обычно характеризуется в первую очередь с позиций недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности. В данных условиях все остальные проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, доступностью качественного образования для разных слоёв населения, более полным удовлетворением запросов учащихся, развитием связей с рынком труда и др., отодвигаются на второй, а то и на третий план.

Содержание

Введение
Система образования и её финансирование
Организация финансирования расходов бюджетов на образование.
Проблемы финансирования образования
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Финансирование образования.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

     Государственный заказ ограничен возможностями  бюджетного финансирования и рамками  государственных стандартов, он формируется федеральными, региональными и муниципальными органами власти и управления. В этой связи дефицит бюджетного финансирования и недостаточная гибкость государственной системы явились главными факторами создания негосударственных образовательных учреждений (НОУ), включая сеть корпоративных учреждений профессионального образования.  

     В соответствии с Федеральным законом  «Об образовании» НОУ имеют право  после получения государственной  аккредитации на бюджетное финансирование. В мировой практике существуют страны, в которых запрещено прямое и косвенное субсидирование негосударственных образовательных учреждений (США, Италия и др.).

     Основными документами, регулирующими ответственность  и права учредителя и образовательного учреждения, являются договор о взаимоотношениях между ними и устав образовательного учреждения. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» устав разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно.

     Учредитель  обязан регулярно контролировать соблюдение условий договора и анализировать итоги финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

     Обязанностью  образовательного учреждения является своевременное представление учредителю программы развития, обоснований  потребности в бюджетных средствах, а также объёмах предполагаемого поступления внебюджетных источников финансирования, расходование бюджетных средств по целевому назначению и эффективное использование закреплённых за учреждением объектов собственности. Такая регламентация позволяет образовательному учреждению в пределах выделенных средств на оплату труда самостоятельно устанавливать штатное расписание и структуру управления деятельностью, осуществлять выплату надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера работникам; привлекать дополнительные

источники финансирования.

     Широкому  использованию зарубежного опыта  финансового обеспечения образования  в отечественной практике препятствуют экономические проблемы нашей страны и правовой популизм. Однако нельзя не признать прогрессивных тенденций, проявляющихся в упорядочении бюджетных процедур и разработке новых направлений нормирования расходов.

     В Российской Федерации носителем  ответственности за всю деятельность учреждения, включая финансовую, является руководитель. На него возлагаются  вопросы оптимизации бюджетных расходов и целевого использования средств. Целевой характер выделяемых ассигнований определяется кодом бюджетной классификации.

Самостоятельное перераспределение средств между  предметными статьями не допускается.

     Таким образом, финансирование образовательных учреждений представляет собой процесс, направленный на решение его текущих задач и задач развития. В целом объём бюджетных ассигнований на реализацию государственных гарантий в области образования в современной российской практике определяется на основе применения элементов стандартизации процесса обучения, финансового нормирования расходов, формирования государственного (муниципального) заказа по видам бюджетных услуг.

     Однако  нельзя не сказать, что при любой  системе финансирования экономическая эффективность и социальная справедливость в образовании должны дополнять друг друга.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  проблемы финансирования образования. 

     1. Характерной особенностью современного состояния бюджетного финансирования образования является недостаток выделяемых средств для нормального функционирования бюджетных заведений. Считается, что финансироваться из бюджета должны лишь основные виды расходов образовательных учреждений. И при этом не финансируются даже те расходы, которые предусмотрены законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Приоритеты при финансировании конкретных статей расходов определяются таким образом:

- оплата  труда; 

- стипендия; 

- трансферты;

- оплата  коммунальных услуг;

- остальные  виды расходов.

     Такая оценка значимости расходов связана  с тем, что действующее законодательство установило достаточно большую зону ответственности государства за обеспечение определённого уровня финансирования образования:

- выделение  на нужды развития образования не менее 10% национального дохода, в том числе на высшее профессиональное образование - не менее 3% расходной части федерального бюджета;

- установление  уровня оплаты труда работников  образования в зависимости от  уровня оплаты труда в промышленности;

- введение  социальных доплат, надбавок для  работников образования. 

     Выполнение  всех обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения ассигнований на образование из федерального бюджета  по разным оценкам в 2-4 раза, что, очевидно, невыполнимо.

     2. Действующий порядок бюджетного  финансирования, установленный БК  РФ, характеризуется наличием противоречий  с действующим законодательством  об образовании, а также внутренних  противоречий, недостатков и неясностей, усугубляющихся практикой его применения. Это снижает эффективность использования бюджетных средств, приводит к значительным трансакционным издержкам.

     3. Нормативно-методическая база бюджетного  финансирования образования в  основном опирается на документы  и материалы, разработанные для условий планово-директивной экономики и отсутствия выраженного дефицита бюджетных средств. В современных условиях это порождает ряд проблем, решить которые не удаётся.

     4. В законодательной базе, определяющей  процедуру бюджетного финансирования образования, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций решать возникающие частные вопросы финансирования, руководствуясь единственным критерием - целями, на достижение которых направляются бюджетные средства. Такое положение обусловлено принятой в настоящее время трактовкой определения целевого характера использования бюджетных средств, не связанного ни с образовательным процессом, ни с его результатами, а основанного исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации.

     5. Возможности маневрирования ресурсами  носят ограниченный характер, связанный  с необходимостью строгого соблюдения  установленных бюджетных процедур.

     Всё это позволяет предположить, что  бюджетная (финансовая, экономическая) политика государства (точнее, финансовых органов) направлена в первую очередь на учёт и контроль бюджетных средств, а не обеспечение деятельности сферы образования.  
 
 
 

Заключение. 

     В данной работе даны общие характеристики системы образования, её понятие и источники финансирования.

     Таким образом, в настоящее время под  «системой образования» понимается совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные  стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение - кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление. Также перечислены основные проблемы финансирования образования и предложены пути их решения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список 

1. Гражданский  кодекс РФ: Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Гражданский кодекс  РФ: Часть вторая от 26 января 1996 г.  № 14-ФЗ.

2. Бюджетный  кодекс РФ от 31 июля 1998 г. №  145-ФЗ.

3. Федеральный  закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

4. Федеральный  закон от 11 августа 1995 г. № 195-ФЗ  «О благотворительной 

деятельности  и благотворительных организациях».

5. Федеральный  закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ  «О некоммерческих организациях».

6. Попова  М.И. Бюджетная политика в системе  управления социальной сферой (на  примере образования).

7. Игнатов  В.Г. Экономика социальной сферы 

8. ЭКО  № 11, 2004 г. 

9. ЭКО  №11, 2005 г. 

Информация о работе Финансирование образования