Планирование и прогнозирование развития отрасли растениеводства в ООО «Уральский» Первомайского района Оренбургской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: «Проведение анализа организации планирования на примере ООО «Уральский» разработка предложений по внедрению планирования.
В ходе проведения исследования необходимо решить следующие задачи:
•раскрыть сущность и принципы планирования;
•рассмотреть основные формы и виды планов;
•выявить взаимосвязи между планами предприятия;
•провести анализ организации планирования в ООО «Уральский»;
•разработать предложения по внедрению планирования на предприятии и оценить экономический эффект от их внедрения.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Формы планирования и виды планов промышленного предприятия 6
1.1 ПЛАНИРОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРИНЦИПЫ 6
1.2 ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ВИДЫ ПЛАНОВ 8
Глава 2. Анализ современного состояния ООО "Уральский"……………….12
2.1. Природно-климатические условия местоположения ООО "Уральский" и его землепользование…………………………..……………………………....12
2.2. Размеры, специализация производства и организационная структура предприятия……………………………………………………………………...17
2.3.Наличие и состав основных фондов …………………………………….22
2.4.Основные экономические показатели производственной и предпринимательской деятельности предприятия…………………………..23
Глава 3. Организационно-экономическое обоснование развития отрасли растениеводства в ООО "Уральский" Первомайского района Оренбургской области………………..…………………………………………………………26
3.1.Размер и структура посевных площадей сельскохозяйственных культур……………………………………………………………………….....26
3.2. Урожайность и валовые сборы сельскохозяйственных культур. Значение растениеводства в экономике предприятия………………………………...29
3.3. Экономическая эффективность производства основных видов продукции растениеводства …………………….…………………………………………..31
3.4. Проект развития отрасли растениеводства………………………………..33
Выводы и предложения………………………………………………………..35
Список использованных источников………………………………….............37

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 526.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО  «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Экономический факультет

Кафедра организации производства и моделирования экономических  систем

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Планирование  и прогнозирование на предприятии»

на тему:

Планирование  и прогнозирование развития отрасли  растениеводства в ООО «Уральский»  Первомайского района Оренбургской области

 

 

Выполнила: студентка 4 курса 

очной формы обучения

Специальность: экономика

(бакалавриат)

Альжанова И.А.

Шифр: 41-эк-09«б»

Руководитель:

Таспаев С.С.

 

 

 

Оренбург – 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная экономика— это среда, где развита конкуренция, где все более быстрыми темпами растет уровень подготовки персонала и совершенствуются информационные технологии. Современная экономика устанавливает определенные правила игры, которым необходимо следовать, чтобы получить предельный результат от финансово-хозяйственной деятельности. Это имеет значение для любого предприятия независимо от формы собственности, объемов производства или региональной принадлежности. Вследствие чего современная экономика – это среда, где планирование необходимо вне зависимости от масштабов деятельности предприятия.

 К сожалению, во многих  компаниях планированию уделяется очень мало внимания или оно не уделяется вообще, в связи с чем происходят такие нежелательные явления, как недостаток денежных средств для обязательных платежей или недостаток товарно-материальных ресурсов, что приводит к замедлению процесса производства и срыву договорных сроков. Планирование является одним из наиважнейших процессов, от которого зависит эффективность деятельности компании. Таким образом, тема исследования: «Формы планирования и виды планов и их роль в обеспечении долговременного успеха предприятия» является довольно актуальной.

Цель исследования:  «Проведение  анализа организации планирования  на примере ООО «Уральский» разработка предложений по внедрению планирования.

В ходе проведения исследования необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность и принципы планирования;
  • рассмотреть основные формы и виды планов;
  • выявить взаимосвязи между планами предприятия;
  • провести анализ организации планирования в ООО «Уральский»;
  • разработать предложения по внедрению планирования на предприятии и оценить экономический эффект от их внедрения.

Объектом исследования в данной работе является ООО «Уральский».

Предмет исследования: организация планирования на сельскохозяйственном предприятии.

Практическая значимость работы заключается  в то, что основные выводы и предложения  могут быть использованы для совершенствования  организации планирования  на предприятии ООО «Уральский».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ВИДЫ ПЛАНОВ

1.1 Планирование: сущность, классификация, принципы

 

В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное  планирование его экономической  деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта [4 c.55].

Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей [2 c.110].

Рыночное планирование на предприятии  служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента  и в целом всей экономической  системы хозяйствования.

Планирование как процесс включает:

    • установление целей и задач;
    • разработку стратегий, программ и планов достижения целей;
    • определение необходимости ресурсов и их распределение по целям и задачам;
    • доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за его реализацию [8, c. 283].

Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на три основные стадии: процесс стратегического планирования, процесс оперативного планирования и процесс текущего планирования.

Процесс планирования базируется на ряде принципов  или правил, которые необходимо учитывать при его осуществлении.

Ведущим принципом  рыночного планирования в условиях производственной демократии является участие максимального числа  сотрудников в работе над планом уже на самых ранних ее этапах. Другой принцип планирования – непрерывность, обусловленная соответствующим характером хозяйственной деятельности предприятия. В результате планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно обновляющийся процесс составления планов, постановки целей, выработки стратегий, распределения ресурсов, создание проектов перестройки организации в соответствии с изменившимися условиями. В основе процесса планирования также должны лежать принципы координации и интеграции. Координация плановой деятельности происходит «по горизонтали», то есть между подразделениями одного уровня. А интеграция – «по вертикали», между вышестоящими и нижестоящими подразделениями. В результате процесс планирования приобретает необходимые целостность и единство.

Важный принцип  планирования – экономичность. Ее суть в том, что планы должны предусматривать такой путь достижения цели, который связан с максимумом получаемого эффекта, а затраты на составление плана не должны превышать его.

Планирование должно быть гибким. Гибкость достигается  приданием планам способности менять свою направленность, но она допустима лишь в определенных пределах, поскольку, например, не всегда удается откладывать принятие решения до тех пор, пока не будет полной уверенности в его правильности. В целом гибкость снижает опасность потерь, вызываемых непредвиденными обстоятельствами, но может потребовать немалых дополнительных затрат, которые всегда необходимо сопоставлять с риском.

Кроме перечисленных  выше принципов планирования, в практике часто используют и другие принципы: пропорциональности, методологического единства планов, оптимальности и другие.

1.2 Формы планирования и виды планов

 

Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути, план - это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы [20 c.134].

Многообразие целей организации  приводит к необходимости разработки системы взаимоувязанных планов работы, направленных на их достижение. На базе этой системы планов в организации формируется система целей и задач, которые должны быть достигнуты организацией в соответствии со стратегией ее развития. Производится распределение всех видов ресурсов, необходимых для достижения целей и задач и измерители, позволяющие контролировать и оценивать выполнение задач.

Классификация всей совокупности планов организации производится по двум главным  критериям:

1)    по длительности планового периода;

2) по уровням организационного  планирования, учитывающим структуру  организации.

В соответствии с первым критерием  планы подразделяются на три группы:

  • стратегические, подчиненные разработке курса развития организации на длительный период времени;
  • тактические, содержащие планы действий и методы реализации стратегии организации на среднесрочный период времени;
  • оперативные, связанные с повседневным выполнением задач и оптимизацией использования привлекаемых организацией ресурсов.

По второму критерию планы составляются для организации в целом, ее бизнес - единиц, функциональных подсистем.

Взаимосвязь между двумя группами планов представлена в на рис. 1.1, [13, с 285], из которого видно, что стратегические планы составляются на двух уровнях: для организации в целом и ее бизнес - единиц. Менеджеры структурных подразделений и функциональных подсистем несут ответственность за тактические планы. Оперативные планы составляют все функциональные подсистемы организации. В этой работе задействованы руководители и менеджеры всех уровней и звеньев организации – от высшего до низового и это должно обеспечивать конкретизацию стратегических и тактических заданий, а также доведение их до исполнителей, получающих четкие ответы на вопросы о том, что, где, как, когда, сколько нужно производить продукции, кто будет выполнять работу и какие ресурсы потребуются.

 

                   Рис. 1  Взаимосвязь между планами организации

Характер взаимосвязи между  планами организации показывает, что основу всей системы должны составлять стратегические планы.  На сегодняшний день стратегическое планирование предмет активной разработки современного управления.

Цель стратегического  планирования: адаптация предприятия к прогнозируемым изменениям внешней среды, достижение надежной позиции на рынке, обеспечивающей финансовую устойчивость  предприятия в условиях конкуренции. К задачам стратегического планирования относятся: правильно и своевременно оценить возможные последствия перемен, происходящих в социальной, экономической и научно-технической сферах, предвидеть опасности и возможности, выработать хозяйственную политику и стратегию фирмы, позволяющие справиться с опасностями и использовать возникающие новые возможности. Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения.  [2, с. 221]. Основные объекты стратегического планирования: продукция, рынки сбыта, новые технологии, взаимоотношения с обществом, внешнеэкономическая деятельность. Горизонт стратегического планирования определяется продолжительностью инновационных и структурных изменений в организации. Данный вид планирования является функцией высшего уровня управления организацией.  Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей.

Цель тактического планирования – последовательная поэтапная реализация выработанной стратегии. Задача тактического планирования: конкретизация стратегических целей, применительно к более короткому отрезку времени; выбор наиболее эффективных путей реализации стратегии; пропорциональное  развитие и наилучшее использование потенциала предприятия, обеспечение текущей финансовой устойчивости и рентабельности. Объекты тактического планирования – это, прежде всего номенклатура продукции и динамика производительных мощностей. Тактическое планирование – это функция плановых служб организации при участии других функциональных подразделений.

Оперативное планирование является продолжением тактического планирования. Его цель состоит в обеспечении повседневной согласованной работы всех подразделений организации по достижению перспективных и текущих целей при наилучшем использовании ресурсов. Содержание оперативного планирования – формирование плановых заданий в подразделениях организации на короткие промежутки времени на основе заданий, разработанных в ходе тактического планирования, с учетом фактических результатов деятельности организации в истекшем периоде. В оперативном планировании время разработки планов максимально приближено к их выполнению. Как правило, оперативное планирование осуществляется децентрализовано.

Все три вида планирования взаимосвязаны, при этом ведущая роль принадлежит  стратегическому планированию, которое  служит фундаментом и ориентиром для других видов планирования.

Различия между стратегическим, тактическим и оперативным планированиями, помимо перечисленных выше: уровень конкретизации целей и степень агрегирования ресурсов, масштабы нововведений и структурных изменений, степень риска и неопределенности, методы принятия плановых решений, временной горизонт планирования.

С точки зрения горизонта планирования различают перспективное планирование (долгосрочное – на 10-15 лет и среднесрочное – на 3-5 лет) и текущее (на 1-2 года и более короткие периоды).

Стратегическое планирование охватывает долгосрочный период, тактическое –  среднесрочный и краткосрочный, оперативное – краткосрочный.

 Внутрифирменное планирование  охватывает все функциональные  области производственно – хозяйственной  деятельности предприятия, что  находит отражение в стратегическом, тактическом и оперативном планировании. На стадии  стратегического планирования осуществляется анализ сильных и слабых сторон организации по основным функциональным зонам (маркетинг, финансы, производство, персонал, исследования и разработки, организационная культура и имидж организации), разрабатываются функциональные стратегии, поддерживающие продуктово-рыночную стратегию и направленные на достижение генеральных целей организации. На стадии тактического планирования функциональные стратегии подкрепляются программами и проектами, на стадии оперативного планирования -  преобразуются в конкретные планы действий.

Информация о работе Планирование и прогнозирование развития отрасли растениеводства в ООО «Уральский» Первомайского района Оренбургской области