Прававое регулирование производственно - технических услуг в сельском хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:50, монография

Описание работы

Целью исследования является создание комплексного подхода к правовым вопросам услуг, формирование теоретической концепции услуг и обслуживания и определение путей совершенствования правового регулирования на основе критического анализа действующих нормативных актов в сфере производственно-технических услуг и обслуживания.
Поставленные цели достигаются путем решения следующих задач:
- исследования экономических понятий услуг и обслуживания, формулирования юридического понятия и раскрытия природы договоров услуг обслуживания;
- характеристики обеспечительно - вспомогательной функции договоров услуг;
-проведения классификации договоров услуг, выявления их места в системе обязательственного права;
- раскрытия содержания договоров услуг на основе анализа нормативных актов и договоров;
-разработки предложений по применению новых форм организационно-технического обслуживания и опосредованных ими договоров;
- разработки предложений по совершенствованию законодательства в исследуемой области отношений.

Содержание

Введение
Глава1. Экономико-правовые концепции услуг и обслуживания………
1. Экономические концепции понятия и содержания услуг…
2. Гражданско-правовые концепции соотношения понятия «услуга» и «обслуживания»…
Глава 2. Понятие, содержание и классификация договоров производственно-технических услуг в сельском хозяйстве..
1. Понятие и основания возникновения обязательств по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям….
2. Соотношения объекта и предмета обязательств по оказанию производственно -технических услуг….
3. Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям…
4. Содержание обязательств по оказанию производственно-технических услуг в сельскохозяйственной сфере……
Глава 3. Правоотношения услуг в условиях рыночной экономики……
1. Общее и особенное в обязательствах по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям…
2. Совершенствование правового регулирования сельскохозяйственных договоров услуг….
Список использованной литературы..

Работа содержит 1 файл

Прававое регулирование производственно - технических услуг в сельском хозяйстве.docx

— 327.77 Кб (Скачать)

-первая группа исходит из экономической сущности услуг и считает, что отношения по оказанию услуг отличаются тем, что они направлены не на создание материального, а юридического результата53.

-вторая группа считает, что отношения по оказанию услуг от  других отношений отличаются тем, что они направлена на создание удобств, предоставление льгот и преимуществ контрагенту54;

-третья группа признает, что отношения по оказанию услуг отличаются тем, что они представляют собой единство процесса и продукта;

-четвертая группа критерием  разграничения считает направленность  услуг на поддержание, восстановление, перемещение, сохранность услуг  на поддержание, восстановление, перемещение, сохранение  потребительной стоимости вещей55.

Следует, однако, отметить, что столь  широкое разнообразие в представлениях ученых имеют свою экономическую предпосылку - различные виды и формы услуг и является правильной, применительно к отдельным. услугам.

Важное значение имеет правильное представление о процессах и материализации и результатов услуг. В юридической литературе понятие "услуга" противопоставляют понятиям "материальные блага", материальности и вещности результатов труда56. В этой связи уместным является напомнить о том, что М.К. Сулейменов, критикуя авторов подобных высказываний, отмечает, что существует значительное число услуг, которые овеществляются в материальном продукте и тем не менее продолжают оставаться услугами57.

В политической экономии понимают услугу как способ выражения для особой потребительной стоимости труда, поскольку она полезна не как вещь, а как деятельность, которая, однако, может находить вещественное воплощение и совсем не обязательно должна потребляться в момент своего производства. Об этом свидетельствует высказывание о том, что услуги обладают самостоятельной формой, обособленной как по отношению к производителю, так и по отношению к потребителю, которые, следовательно, способны сохранять свое существование в промежутке времени между производством и потреблением. Производство и предоставление любых услуг невозможно без участия вещественных элементов, поэтому они воплощаются а своеобразных формах в самих объектах, на которых они воздействует. Любые услуги оставляют своеобразные следы в предметах приложения труда, характеризующие и особенности правового регулирования. Отношения по выполнению работ оказываются в сфере обслуживания или входят в другую сферу. Отмечают, что отношения по оказанию услуг направлены на создание удобств, выражающихся в экономии времени, материальных и трудовых затрат. При этом не очерчивается даже приблизительный круг договорных отношений по оказанию услуг,    что дает повод для толкования отношении по оказанию услуг с широких позиций вплоть до включения всех гражданско-правовых договорных отношений в группу договоров об оказании услуг58. Кстати, сторонниками третьего направления учитываются только отдельные виды услуг, предоставляемые юридическими лицами гражданам. Как справедливо отмечается в литературе, обслуживание не может быть замкнуто лишь в этой сфере59. Нужно ответить, что выводы о том что услуга представляет собой единство процесса и продукта, не может распространяться на все разнообразные формы и виды услуг. Следовательно, выводы представителей трех первых направлений не могут быть положены в основу  построения системы отношений по оказанию услуг и разграничивать эти отношения от других отношений гражданского права.

Четвертое направление исходит из правильного вывода о широком круге отношений по оказанию услуг, возникающих, как правило, во всех сферах народного хозяйства (гражданского оборота) с участием всех субъектов гражданского права. Выводы сторонников последней концепции о том, что отношения по оказанию услуг и обслуживания направлены на обеспечение нормального функционирования основных и оборотных средств отраслей народного хозяйства и в том числе сельского хозяйства, сохранение, поддержание их работоспособности, предостережения их от порчи и уничтожения и их восстановление представляются правильными, так как ими учитываются все функции услуг как вспомогательных, так и обеспечительных. Итак, отношения по обслуживанию представляет собой деятельность направленную на удовлетворение потребностей субъектов, а под услугой понимается конкретная деятельность по удовлетворению потребности конкретного субъекта. Следовательно, отношения по обслуживанию состоят из комплекса услуг, тогда как отношения по оказанию услуг из конкретных услуг. В связи с этим попытки авторов отдельно рассматривать услуги и обслуживание обречены на неудачу. Следует, однако, отметить, что отношения по оказанию услуг в том аспекте, который рассматривается нами, намного шире, чем понятие самой услуги, поскольку он охватывает отношения по оказанию услуг, действующих в рамках обслуживания и собственно отношения по оказания услуг. И все же несмотря на споры о том, что услуги шире чем обслуживание, несмотря на высказанное мнение о том, что услуги входят в обслуживание, видимо, нельзя исключить и того, что обслуживание выступает и как вид услуг. Действительно, скажем, абонентное обслуживание, профилактическая проверка разве не являются услугой? Это позволяет утверждать о том, что услугу можно понимать и б широком, смысле, включающем и такую услугу как обслуживание. Все  это свидетельствует и о том, что нельзя возводить непроходимую границу между услугой и обслуживанием. Происходит трансформация отношений, взаимосвязь, взаимообусловленность. Обслуживание, включая комплекс услуг, само выступает как особая услуга. Несмотря на специфику следует признать наличие в гражданском праве института (лучше-межинститута) договоров услуг, включающих и обслуживание. Нужно различать видовое разнообразие, характерные особенности, не делая столь принципиального различия. Действительно  однороднее по экономическому смыслу отношения по оказанию услуг могут являться предметом различных гражданско-правовых договоров. Рассматриваемые отношения как раз и составляют предмет различных по правовой природе договоров, что требует адекватного правового регулирования. Несмотря на то, что услуги оказывается в непосредственных контактах контрагентов договорного правоотношения, стороны имеют возможность определять качество, цену, сроки исполнения и количество затраченного труда, постольку, поскольку оно поддается учету. Сказанное не означает, что услуги как полезная деятельность не могут сохраняться в течение определенного промежутка времени, а, наоборот, свидетельствует о том, что они воплощаются в своеобразной форме в объекте воздействия, благодаря чему удовлетворяется возникшая потребность и отпадает необходимость в данных услугах.

В связи о тем, что услуга и обслуживание проявляются в своеобразной форме, они необходимы всей сфере гражданского оборота и в зависимости от этого им отводится соответствующая роль, что не однородно как по характеру и назначению, так и по результату. Как уже отмечалось, в литературе сложилась точка зрения, с которой мы такжее частично солидарны, на то, что услугам в большинстве случаев отводится вспомогательная функция, что не исключает придания им и основной функции. Нужно отметить, что функция или же назначение услуг прежде всего зависит от некоторых факторов, среди которых важное место занимают интересы (потребности) сторон, т.e. если потребности удовлетворяются на основе предоставления услуги, то в таких случаях , считают, что имеют место основные услуги. Когда услуги способствуют удовлетворению потребности, б таких случаях существует либо вспомогательная либо обеспечительная услуга60. Общие экономические предпосылки свидетельствуют и об общих юридических особенностях договоров услуг. Следует отметит, что обеспечительные и вспомогательные услуги выделяются не только по основаниям их возникновения, т.е. потребности, но и по объектам их воздействия. Так можно выделить и акцессорные обязательства по оказанию услуг, в тор числе и хранения, так как они лишь  дополняют основное договорное обязательство, например, хранение неполученной во время продукции, хранение не установленного оборудования и т.п. Это особые услуги.

Во  главу угла при определении назначения услуги все же должен быть поставлен интерес. Перечисленные общие экономические свойства предопределяют общность услуг и в правовом регулировании, среди которых выделяется следующее: а) общественный спрос и предложе ния как основное средство функционирования услуги и обслуживания; б) услугодателями могут быть различные юридические образования, основанные на различных формах собственности и граждане; в) услугополучателям тоже выступают все субъекта имущественных отношений; г) цена услуг определяется не только исходя из количества и качества затраченного  труда, сроков исполнения, но и из спроса и поэтому может быть договорной; д) форма договорных отношений, их содержание и порядок их исполнения определяется не только в нормативной порядке, но главным образом - по соглашению сторон, что не изменяет их правовую суть.

 

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ДОГОВОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛУГ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

§1. Понятие и основания возникновения обязательств по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям

В условиях коренной перестройки экономики, характеризующейся переходом от централизованной к рыночной, намного возрастает роль права, которое должно активно содействовать становлению и развитию рыночных отношений.

Повышение эффективности общественного производства во многом предопределяется степенью адекватного урегулирования общественно-экономических отношений. Нужно при этом отметить, что ряд важных вопросов хозяйственной жизни, к числу которых относятся правовое регулирование услуг и обслуживания в народном хозяйстве вообще и в сельской хозяйстве в особенности, остается не урегулированными. Договоры услуг, являясь одними из самых распространенных договоров в практической деятельности предприятий и организаций, продолжают оставаться легально не признанными. Договоры услуг регулируют разнообразные имущественные отношения, в том числе с участием сельскохозяйственных предприятий и в частности по производственно-техническому обслуживанию. Эта группа договоров является разновидностью гражданско-правового типа "договора услуг". Вce более широкое развитие получает специализированное предоставление услуг, что предопределено степенью специализации производственных предприятий, созданием малых предприятий, а, в конечном итоге, обеспечивается широким применением договора как основного средства регулирования отношений. Специализация предприятий обслуживающего назначения позволяет намного упростить процесс предоставления услуг и является предпосылкой развития и расширения ассортимента услуг и появления однопрофильных, конкурирующих предприятий. Несмотря на широкое применение договоров услуг в производственно-хозяйственной деятельности предприятий  и организаций, оно недостаточно исследовано в юридической литературе, в том числе в комплексных отношениях. Правда, отдельные разновидности договора услуг, например, с участием приятии и граждан и частично так называемые хозяйственные договоры услуг исследовались, но все же далеко не в полной мере. Совсем  не исследованы услуги, оказываемые приватными юридическими лицами, услуги, оказываемые отдельными гражданами или группами граждан, как новое явление в гражданско-правовых отношениях. Следует отметить, что по вопросу правового регулирования услуг и обслуживания а юридической литературе высказаны порой противоположные суждения. Так, О.A. Красавчиков, обобщая их, указывает на несколько направлений правового регулирования договорных отношений по оказанию услуг. Он обращает внимание на твердо утвердившееся в юридической литературе мнение группы авторов о том, что в настоящее время не нужно включать в ГК главу об услугах, поскольку "это дело будущего". Вряд ли этот аргумент сегодня заслуживает внимания. Существуют еще две концепции, занимающие позиции от дифференциации правового регулирования до его интеграции. О.А. Красавчиков, критически анализируя выдвинутые концепции,  пологает, что сфера обслуживания не замыкается и не мотет быть замкнута рамками общественных отношений, формирующихся и реализующихся в процессе оказания бытовых и других услуг, только населению61.

        Сфера обслуживания и услуг действительно выходит за рамки отношений, складывающихся только в процессе удовлетворения материальных и других потребностей граждан. Это означает, что отношения в сфере услуг и обслуживания как части целого общественного отношения не могут функционировать самостоятельно и изолированно, по этому их можно обнаружить и в cфepe производства, и в cфepe  oбpaщения, и в с сфере обмена и потребления. В связи с этим они находятся в разной взаимосвязи с отношениями по производству, обращению и т.д., т.е. в одних случаях отношения по оказанию услуг могут играть cyщественную  роль,   в других же случаях выступают в роли подсобной. в определенной мере способствуя надлежащему становлению, реализации и исполнению основных отношений. По вопросу о месте отношений по оказанию услуг в юридической литературе существуют две точки зрения. Согласно первой, отношения по предоставлению  услуг имеют лишь "подсобный" характер62. Другая точка зрения исповедует иное: не всегда и не все отношения по оказанию услуг выполняют подчиненные функции "находятся на вторых ролях". Они могут выступать в качестве "основных" или услуг "вспомогательных"63. Утверждения О.А. Красавчиков о самостоятельности услуг распространяется и на услуги хозяйственного назначения.

Следует отметить, что  в юридическом литературе, да и  в законодательстве признается несколько договоров услуг, по признаку не овеществленного результата, к числу их относятся договоры хранения, комиссии, экспедиции, поручительства и т.д. Несмотря на легальное признание спор вокруг данных договоров не утихает.

Это свидетельствует о том, что нет единого критерия, выделяющего договоры услуг из массы других гражданско-правовых договоров. Так, по вопросу о правовой природе договора экспедиции высказано сколько несколько суждений. Большинством автоpoв этот договор признается как самостоятельное обязательственное правоотношение о предоставлении услуг64. Более того, в учебниках, в гражданских кодексах некоторых республик экспедиции посвящены отдельные глав65. Отсутствие специальных норм в гражданском законодательстве других республик, видимо, не означает, что экспедиционные отношения в этих республиках отсутствуют. Так, например, в Республике Таджикистан они регулируются посредством специальных нормативных актов. В  то жe время другая группа авторов считает, что договор экспедиций является разновидностью договора поручения66, третьи относят его к особому виду договора перевозки67  и т.д.

Наличие полярно противоположных мнений о договоре экспедиции свидетельствует о том, что юридической наукой не выработано единого понятия в подходе к договорным отношениям услуг. Традиционно в гражданском праве самостоятельный договор должен обладать некоторыми элементами основного и факультативного, что, как представляется, присуще договорам экспедиции, хранения, комиссии. Вопрос о предмете договоров- одном из ключевых в плане признания самостоятельности договора, как правило, рассматривается применительно к отдельным договорным видам или при освещении общих вопросов. Дискуссии по проблеме о предаете гражданско-правового договора связаны со спорностью вопроса вообще об объекте правоотношения68. В юридической литературе отмечается, что являются единственна предметом обязательственных отношений по хранению, экспедиции и комиссии. Однако по своему характеру и результату эти действия не могут быть идентичными.

Информация о работе Прававое регулирование производственно - технических услуг в сельском хозяйстве