Прававое регулирование производственно - технических услуг в сельском хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:50, монография

Описание работы

Целью исследования является создание комплексного подхода к правовым вопросам услуг, формирование теоретической концепции услуг и обслуживания и определение путей совершенствования правового регулирования на основе критического анализа действующих нормативных актов в сфере производственно-технических услуг и обслуживания.
Поставленные цели достигаются путем решения следующих задач:
- исследования экономических понятий услуг и обслуживания, формулирования юридического понятия и раскрытия природы договоров услуг обслуживания;
- характеристики обеспечительно - вспомогательной функции договоров услуг;
-проведения классификации договоров услуг, выявления их места в системе обязательственного права;
- раскрытия содержания договоров услуг на основе анализа нормативных актов и договоров;
-разработки предложений по применению новых форм организационно-технического обслуживания и опосредованных ими договоров;
- разработки предложений по совершенствованию законодательства в исследуемой области отношений.

Содержание

Введение
Глава1. Экономико-правовые концепции услуг и обслуживания………
1. Экономические концепции понятия и содержания услуг…
2. Гражданско-правовые концепции соотношения понятия «услуга» и «обслуживания»…
Глава 2. Понятие, содержание и классификация договоров производственно-технических услуг в сельском хозяйстве..
1. Понятие и основания возникновения обязательств по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям….
2. Соотношения объекта и предмета обязательств по оказанию производственно -технических услуг….
3. Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям…
4. Содержание обязательств по оказанию производственно-технических услуг в сельскохозяйственной сфере……
Глава 3. Правоотношения услуг в условиях рыночной экономики……
1. Общее и особенное в обязательствах по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям…
2. Совершенствование правового регулирования сельскохозяйственных договоров услуг….
Список использованной литературы..

Работа содержит 1 файл

Прававое регулирование производственно - технических услуг в сельском хозяйстве.docx

— 327.77 Кб (Скачать)

договорных отношений на заказы государства216. Следовательно, в условиях рыночной экономики намного возрастает значение договорного установления условий, в той числе и существенных. Речь идет как о тех возможностях, которые имеются в связи с отсутствием регулирования определенного вопроса, так и о тех условиях, которые каким-либо образом определены217. Вступая в договорные отношения договаривающиеся стороны заинтересованы в установлении условий, максимально способствующих бесперебойной и ритмичной работе и получения более высокой коммерческой прибыли. Однако ещё во многих случаях доминирует нормативное регулирование, исключающее установление наиболее действенных средств и стимулов для достижения такой прибыли. Сказанное в большей мере относится к договорныем взаимоотношениях сельскохозяйственных предприятий с обслуживающими предприятиями и организациями. Детальная зарегулированность ограничивает свободу установления оптимальных условий и, естественно, отрицательно влияет на заинтересованности сторон. В таких случаях интерес, в основе которого лежат комплексные объективные потребности, сводится на нет. Для нормального функционирования хозяйствующих субъектов должны обеспечиваться все условия реализации их интересов. В литературе отвечают, что в сфере производственной деятельности предприятий интерес оторван от права218. Основным средством, с помощью которого достигается устранение такого положения, является договорная, свобода установления условий. Свобода предполагает наличие выбора из нескольких возможных вариантов. Отсутствие возможности выбора свидетельствует о чрезмерной зарегулированности, способствующей одностороннему развитию договорных взаимоотношений. Так, Положение о порядке заключения и исполнения договоров на выполнение работ по производственно-техническому обслуживанию колхозов, совхозов  и других предприятий системы агропрома районными ремонтно-техническими предприятиями от 6 июля I987 г. .с изменениями, внесенными от 10 февраля 1988 г., не допускает возможности установления прямик хозяйственных связей, В свези с этим убедительным представляется мнение авторов, отметивших, что отсутствие прямых хозяйственных связей между производителями сельскохозяйственной техники и самое главное запчастей к ней   и сельскохозяйственными предприятиями и организациями приводит к тому, что районно-технические предприятия становятся "монополистами" запчастей сельхозмашин и поэтому сельскохозяйственные предприятия платят за фиктивный ремонт219.    Вышеуказанный нормативный акт в условия рыночной экономики является одним из основных тормозов развития договорных взаимоотношений, Положение почти не позволяет установления условий, отличающихся от условий, предусмотренных как в нем самом, так в типовых договорах, также имеющих императивные нормы. Нужно отметить, что названное Положение не отражает реальную действительность и в связи с   утверждением независимости республик - членов СНГ. Каждое государство, входящее в СНГ, должно разработать положения, исходящие из требований рыночного механизма и законов маркетинга. Рыночная экономика в отличие от командно-административной направлена на потребителя, а не производителя, что в корне изменяет суть и смысл правового и в частности договорного установления договорных условий. Требования рыночной экономики направлены в одинаковой мере как к правовым актам, так и к договорам, правовые нормы должны приниматься исключительно исходя из требований экономических отношений и поэтому они должны обладать рекомендательным характером, ориентирующим стороны на установление тех или иных условий. Отказ от чрезмерной зарегулированности, диктата, команды способствует расширению пределов договорной свободы и создает необходимые предпосылки для договорного установления содержания конкретных договоров. Общеизвестно, что в сфере сельского хозяйства действовало значительно больше по объему и количеству нормативных актов, чем в других отраслях. Такое положение в юридической литературе вызывало неоднозначную оценку. Так, по мнению одних, чрезмерное обилие нормативных актов, попытка предусмотреть в норме кадый возможный случай повлекли за собой чрезвычайную запутанность хозяйственного законодательства, практическую необозримость его, несогласованность отдельных актов, и в результате возникли пробелы, так как caмое подробное регламентирование не сможет предусмотреть все частные случаи220. Другие полагают, что законодательный материал, регулирующий имущественные отношения сельскохозяйственных предприятий, количественно разрастается, обособляется,

активно претендуя на самостоятельность221.

В условиях рыночной экономики положение в сфере хозяйстве изменяется и, наряду с традиционными сельскохозяйственными предприятиями (колхозами и совхозами) действует другие хозяйствующие субъекты и в частности фермерские хозяйства, ассоциации фермеров, приватные предприятия, кооперативы, акционерные предприятия и т.п. Наряду с  предприятиями и организациями сельскохозяйственного назначения возникают и различные образования обслуживающего характера, поэтому эффективность применения положения с участием этих организаций намного снижается. В связи с этим прямые хозяйственные связи являются неотъемлемой чертой рыночной экономики. Действительно, каждый изготовитель, прежде чем приступить к массовому запуску, налаживает  сервисные  пункты, что, с одной стороны, рекламирует выпускаемые изделия и, с другой стороны, создает условия для расширения эксплуатации выпускаемых изделий, а следовательно, - заинтересованности в них. Однако, как уже указывалось, действующее Положение далеко от этого, поэтому при принятии соответствующих актов в каждом государстве СНГ данное обстоятельство должно быть учтено. Это, во-первых. Во-вторых на основе Положения, разработана и принята масса Типовых договоров, состоящих исключительно из императивных ноpм. В связи с чем в большинстве хозяйств Орджоникидзеабадского, Ленинского, Гиссарского районов, не утруждая себя в составлений проектов договоров, подписывались просто типографские бланки типовых договоров. Если и заключались хозяйственные договоры они нередко включали лишь пункты, переписанные из положений, которые и не нужно было включать, а то, что следовало согласовать, отсутствовало222.

В каждом случае права и обязанности сторон, их интересы не являются тождественными. В своей совокупности они должны быть согласованы и направлены на обеспечение единого правового результата. В договорах услуг, как и а любом другом договоре, определяются цель и результат, т.е. права и обязанности сторон в своем единстве направлены на получение того или иного результата, достижения определенной цели. Результат и цели, имея много общего, тем не менее отличаются друг от друга. Результат договоров услуг заключается в оптимизации, рационализации и обеспечении роста эффективности сельскохозяйственного производства и получение высокой коммерческой прибыли. Цель - это двуединая для обеих сторон, обе они заинтересованы в прибыли и поэтому все условия договоров услуг подчинены этой цели через получение высококачественной сельскохозяйственной продукции.

Возможности достижения цели намного возрастают при отказе от зарегулированности и перехода к свободному выбору условий договора.

Нельзя не ответить того, что в Положении и Типовых договорах не предусмотрена возможность одностороннего отказа от заключения договора (п.1.6 и 1.7.). В юридической литературе считается необходимым предоставлять заказчику по договору агроуслуг право отказаться от заключения договора и в тех случаях, когда заявка предоставлена в требуемой форме, эта мера является необходимой в условиях монополии обслуживающих организаций223. Отказ от принятия исполнения по договору или же отказ от договора выступает в качестве гражданско-правового средства защиты прав хозяйственных организаций224. Однако   они не могут являться таковым, если применяются вне связи с нарушением прав хозяйственных организаци225.  Сопоставляя договоры, заключаете   районным предприятием механизации Орджоникидзеабада с бесхозяйственным предприятием по выращиванию    нетелей     с колхозами "Коммунизм", "Тельмана" с Положением и Типовые договоров убеждаемся в том, что как по объему, так и по содержанию мало чем они отличаются, причем договоры заключаются, как указывалось в виде размноженных типовых договоров. Следует прийти к выводу, что надобности в заключении подобных договоров не было за исключением лишь перечня работ. Ничего иного договора не дополняют к Положению и к Типовому договору. Словом формально они считаются договорами а фактически их нельзя считать таковыми. Кстати, в Положении (п.1.2) содержатся слова о том, что договор должен быть заключен до начала планируемого года, однако ни в одном из указанных хозяйств мы не наблюдали такого положения.

П.2.2. Положения гласит, что сдача и  приемка осуществляются по стандартам, техническим условиям, либо условия определяются соглашением сторон. Однако в договорах. заключенных в хозяйствах, также читаем эту фразу, никаких ссылок на номера стандартов, технических условий не обнаруживаем Места приемки и сдачи также не конкретизирована в договорах. В п.2.3 установлены предельные сроки выполнения ремонтных работ и услуг, что, как представляется, должно быть конкретизировано в договоре. Стороны могут сократить сроки выполнения, либо установить графики более сжатые или предусмотреть другое условие, таким образом должно быть предоставлено больше возможностей для договорного регулирования. В п.2.7 устанавливается правило, согласно которому исполнитель письменно извещает заказчика о готовности машин, агрегатов, но такая возможность не может быть единственной. Стороны в договоре могут согласовать конкретные сроки, либо график получения. Они могут по согласованию возложить и на исполнителя обязанность по доставке в хозяйства отремонтированных агрегатов и механиков, с целью устранения   диктата "монополиста", коим выступают РПМ, ХПМ и РТП. В крайнем случае, стороны могут договориться о других сроках принятия отремонтированной техники, чем 3-дневный срок, предусмотренный в Положении.

В п.2.14. установлены предельные гарантийные сроки по всем видам, маркам сельскохозяйственной техники, которые колеблются от 6 до 24 месяцев. В условиях рыночной экономики такие сжатые сроки не могут способствовать расширений сферы деятельности обслуживающих организаций, поэтому они в договоре могут устанавливать более удлиненные сроки. Установление удлиненных сроков способствуй нормальному использований сельскохозяйственной техники и соответственно уменьшается риск в их эксплуатации, естественно при эксплуатация в соответствии с предъявляемыми требованиями. В том же положений, но в п.2.10. предусматривается сроки устранения недостатков в период гарантийного ремонта. И здесь наблюдаем императивность  норм, устанавливающих сроки устранения дефектов, что не позволяет сторонам подходить как-то иначе, избирать альтернативный вариант.

Как указывалось, в практической деятельности в процессе заключения договоров нормы Положения и Типовых договоров фактически копируется. Это лишь призер одного Положения. В других случаях ситуация аналогичная. Нельзя не сказать и о том, что в договорах сегодня нужно идти дальше и обусловливать постгарантийное, фирменное обслуживание, определять его сроки, условия, обратную информацию об эксплуатации техники (это важно для производства), обеспечение запчастями и т.п.226

Приведенный анализ позволяет сделать вывод, о том, что действующие нормативные акты в большей части совпадают, тождественны и в одинаковой мере всячески ограждают от возможных случайностей обслуживающие организации, известно, что имущественные санкции в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 30 июля 1988 года227 были отменены, однако в конкретных договорах они могут по обоюдному волеизъявлению устанавливаться. Ни в одном из изученных договоров мы этого не встретили, предприятиям объединениями и организациям такая возможность предоставлена, они

получили полное право для регулирования вопросов имущественной ответственности. Предприятия и организация в договорах кроме того могут установить комплекс мер поощрительного характера:

- за улучшение качества выполненной работы или оказанной услуги, чем предусмотренная стандартом или техническим условием;

   - за своевременное либо досрочное исполнение обязанностей по договору;

    - за удлинение гарантийных сроков эксплуатации оборудования, механизмов и другой сельскохозяйственной техники.

Все перечисленное  исходит из экономической необходимости и способствует удовлетворению интересов и получению коммерческой прибыли. Следовательно, в условиях рыночной экономики намного   растает возможности договорных условий в обеспечении предпринимательской деятельности и поэтому такой процесс должен повлиять на законодательный материал. Некоторые нормативные акты последнего периода свидетельствуют, о том что идет, хотя и далеко не в полной мере, отказ от чрезмерно жестких способов правового регулирования посредством правовых актов оперативного характера. В сфере сельского хозяйства, как полагают, на основе правового регулирования должно быть программное прогнозирование, суть  которого годится к предоставлению свободу выбора, хотя, как справедливо отмечается, ограничение от произвола монополий и от ущемления интересов потребителей и граждан должно быть228. Представляется, что с принятием Концепций развития технического сервиса процесс отказа от зарегулированности с переходов к договорному регулированию начался и в сфере производственно-технического обслуживания. С образованием СНГ во всех государствах, видимо, следует принять такие концепции, на впредь до их принятия целесообразно использование уже принятой концепции. Концепция строится по принципу программного прогнозирования. Суть такого прогнозирования в правовом регулировании сводится к тому, что заранее определяется место и модель будущего правового феномена. Прогнозирование в правовом регулировании прежде всего основывается на достижениях юридической науки, ее рекомендациях с учетом реально существующих общественных отношений. Впредь до расширения влияния правового прогнозирования, естественно, будут применяться те нормативные акты, о которых было сказано выше.

                Нужно ответить, что анализированное Положения не является

единственным в сфере производственно-технического обслуживания. В этой сфере помимо вышеуказанного Положения и Типового договори действуют ещё несколько аналогичных Положений и Типовых договоров, по отдельным под отраслям производственно-технических услуг.

В указанных нормативных актах преобладает ведомственный подход. В них проявляется чрезмерная зарегулированность, а сторонам будущего договора остается лишь формально подписывать предопределенные заранее условия. Среди многочисленных факторов, определяемых Положением, особое место занимает строгое закрепление конкретного хозяйства за конкретным ремонтно-обслуживающим предприятием, что отмечалось как факт положительный. Однако прикрепление обслуживающих организаций к изготовителям запасных частей привело к тому, что названные организации и буквальном смысле занимались вымогательством, иначе как объяснить плату за фиктивный ремонт и техническое обслуживание. Правы те авторы, которые отмечали, что обслуживающие организации практически не выполняют задачу, ряда которой образовались, а выполняют роль распределителя запасных частей, сельхозмашин и другого оборудования. Критикуя сложившуюся практику технического обслуживания, мы не ратуем за распределение запасных частей по отдельным хозяйствам, хотя оно частично должно сохранятся с целью сохранения равноправного положения обслуживающих и обслуживаемых хозяйств.

Переход к рыночной экономике в корне меняет сложившийся порядок взаимоотношений. Рынок производителя превращается в рынок потребителя. Рынок – это прежде всего конкуренция. В связи с этим отпадает необходимость в детальном регулировании взаимоотношений и прикрепления сторон друг к другу. В условиях рыночной экономики зарегулированность уступает место регулированию посредством диспозитивных и рекомендательных  норм, позволяющих сторонам право выбора по взаимному согласованию. В сфере производственно-технического обслуживания возможно применение унифицированного и дифференцированного правового регулирования. Сложившаяся практика правового регулирования страдает излишней дифференциацией правового регулирования, поэтому было бы целесообразным принять нормативный акт унифицированного характера, опрeделящий общие принципу правового регулирования, оставляющий больше возможностей для детального регулирования посредством конкретных договоров. Возрастание роли договора, по всей видимости, сокращает необходимость прибегать к законодательным актам по подсферам производственного обслуживания. Следовательно, договор совместно с общими принципами - это и есть компоненты правового регулирования.

Информация о работе Прававое регулирование производственно - технических услуг в сельском хозяйстве