Социальная рыночная Германия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:55, реферат

Описание работы

Понятие экономической системы подразумевает под собой упорядоченную совокупность социально - экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ и услуг, а так же состояние общества на определенном этапе его развития. Близким понятием является «экономический порядок», т.е. совокупность всех правил, касающихся организационного строения народного хозяйства и происходящих в нем процессов, а так же совокупность учреждений, ответственных за руководство экономикой, управление ею и придание экономике определенной организационной формы.

Содержание

Введение. Концепция социальной рыночной экономики………………...3стр
1.Предпосылки возникновения в Германии……………………………….6стр
2.Современная Германская экономика…………………………………….9стр
2.1Правовые основы. Право собственности………………………………9стр
2.2Денежные отношения. Валюта………………………………………...12стр
2.3Финансовое законодательство………………………………………....15стр
2.4Регулирование конкуренции…………………………………………...17стр
2.4.1Роль конкуренции в социальном хозяйстве………………………...17стр
2.4.2Законы, регулирующие конкуренцию………………………………22стр
2.4.3Труд и социальные отношения………………………………………25стр
Заключение………………………………………………………………….27стр
Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

Социальная рыночная экономика Германии. Реферат по Гос. регулированиюdocx.docx

— 49.83 Кб (Скачать)

-Гарантирует свободу образования профсоюзов и объединений работодателей;

-Гарантирует свободу перемещения личности, и не только на территории своей страны, но и гарантирует право на свободную эмиграцию;

-Гарантирует свободу выбора профессии и рабочего места, а так же личную свободу передвижения;

-Гарантирует частную собственность, в том числе и на средства производства, но так же и обязывает собственника к социальному пользованию собственностью;

-Делает возможной в определенных условиях передачу земельной собственности, природных ресурсов и средств производства в общественную собственность;

-Распределяет финансово-политические полномочия между федерациями, землями и общинами;

-Представляет собой основу глобального управления, предусматриваемого законом о содействии стабильности и росту в экономике.

   Таким образом, Основной закон содержит большое количество фундаментальных прав и правовых норм, которые гарантируют основные экономические права. Он определяет сочетание гарантий свободы на пользование индивидуальными правами с ограничением свобод в рамках компенсирующей системы, регулируемой социальным государством. Тем самым Основной закон исключает как неуправляемое, с социальной точки зрения, рыночное хозяйство, так и всякую разновидность экономики, управляемой государством.

   Основной закон определяет основные права и свободы, но помимо него существует большое количество других законодательных актов, служащих правовой основой экономического и социального порядка Германии. Основными из них являются закон против ограничения конкуренции, закон о Немецком федеральном банке, закон о кредитной системе, закон о тарифных договорах, закон о внешней торговле, законы о социальном страховании, сельскохозяйственные законы о рыночном порядке.

   Одним из основополагающих принципов рыночной экономики является возможность владеть частной собственностью. Собственность представляет собой право свободно, т.е. в соответствии с самостоятельным решением, распоряжаться экономическими благами и пользоваться экономическими правами. Собственность лежит в основе всей экономической системы и определяет цель производства, характер распределения, обмена и размер потребления. В рыночной экономике к частной собственности относятся не только владение домашним хозяйством и жильем, но также и земельной собственностью, владение деньгами во всех формах, владение средствами производства.

   Частная собственность имеет функции повышения благосостояния, обеспеченности, свободы и независимости, повышает экономическую защищенность, дает возможность распоряжаться имуществом, увеличивает свободу действий владельца. Стимулирует повышение производительности, так как заинтересованность собственников в том чтобы сохранить и приумножить собственность побуждает их к тому, чтобы бережно относится к ней, рационально ее использовать, таким образом, способствуя сохранению и приумножению экономических ценностей, обеспечивает конкуренцию и прогресс.

   Право на владение собственностью гарантируется в Германии Основным законом, согласно которому как частные лица, так и юридические лица имеют право приобретать и использовать собственность по своему усмотрению в соответствии с законодательством. Однако одновременно закон фиксирует и «социальные обязательства», связанные с собственностью, а именно: «Собственность влечет за собой обязательства. Пользование ею должно служить благу всего общества». Это означает, что право распоряжаться собственностью по личному усмотрению ограничивается в интересах общего блага. Законодательно определены и границы собственности, чтобы ее использование не нарушало прав третьих лиц. Существует целый ряд правовых положений по обеспечению социальной функции собственности, например положение о длительности рабочего дня, положение о защите от необоснованного увольнения или выселения и т.д.

   Наиболее важной особенностью политики, проводимой в Германии в области собственности, является противодействие необоснованной концентрации ее в руках государства, фирм и частных лиц путем наращивания общего количества собственников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Денежные отношения.  Валюта

   В экономике любой развитой страны работоспособность и стабильность общественного и политического порядка во многом зависит от работоспособности и стабильности денежного порядка. Устройство денежного обращения имеет огромное значение для экономического и социального порядка страны в силу определенных причин.

   Первая причина заключается в том, что деньги в экономике, в которой не происходит распределения благ между хозяйственными субъектами административными методами, обеспечивают их владельцу право покупать те товары и услуги, которые он сочтет нужным. Таким образом, владелец денег является носителем экономической власти, т.е. он может добиться осуществления своих пожеланий, если они зависят от его способности располагать экономическими благами. В связи с наличием потенциала власти, связанного с владением деньгами, возможность создания денег и выпуска их в обращение должна контролироваться, поэтому центральные эмиссионные банки, как учреждения, обеспечивающие создание денег, находятся в подчинении у правительства, но подчиняются только закону, тем самым, доказывая отказ государства от того, чтобы использовать деньги как источник экономической власти.

    Второй причиной является то, что в основывающемся на разделении труда меновом хозяйстве деньги участвуют во всех операциях с товарами, услугами и имуществом в своей функции расчетной единицы, эквивалента стоимости и обменного средства. Использование денег в качестве средства обмена предполагает, что хозяйственные единицы готовы принимать предусмотренные законом платежные средства в обмен на товары и услуги. Как показывает опыт любой инфляции, это происходит тем в меньшей степени, чем ниже покупательная способность денег.

   Стабильность денежной системы является также предпосылкой для работоспособной кредитной системы. Если между моментом получения кредита и моментом его возврата имела место инфляция, то кредитор получает обратно средства, обладающие меньшей покупательной способностью, чем в момент предоставления кредита, что имеет своим последствием снижение готовности к кредитованию. В то же время заемщик выигрывает в отношении покупательной способности. И наоборот в случае повышения стоимости денег выигрывает кредитор, а заемщик терпит убытки. Таким образом, денежный порядок имеет и социальное значение, а именно: кредиторы, заемщики и владельцы денег получают прибыли и несут убытки в зависимости от изменения денежной стоимости. Социальные трудности связаны в первую очередь с уменьшением денежной стоимости. Лица, получающие денежные доходы оказываются в проигрыше, если их доходы растут медленнее, чем уровень цен. Поэтому денежный порядок в конечном итоге оказывает влияние и на социальную обстановку. 

Все это указывает  на то, что создание и регулирование  покупательной способности могут  быть доверены лишь учреждению, которое  не может извлечь для себя выгоды из денежной и кредитной политики, и не может понести от нее убытков, т.е. это учреждение не должно зависеть от правительства, но и не должно относиться к сфере частного банковского  или кредитного дела. Поэтому самое  важное учреждение для денежного  порядка Германии - это Немецкий федеральный банк, а самый важный для денежного обращения закон - это закон о Немецком федеральном  банке. Согласно этому закону «Немецкий  федеральный банк обладает исключительным правом выпуска банкнот для области, которой касается действие этого  закона… Они являются единственным неограниченным законным средством  платежа». Границы денежной и кредитной  политики, которую может проводить  сам федеральный банк так же определены законом, где говорится, что Немецкий федеральный банк регулирует «на  основе валютно-политических полномочий, предоставляемых ему, согласно данного  закона, циркуляцию денег и кредитование экономики и обеспечивает через  банки платежи внутри страны и  за границей».  

Несмотря на независимость Немецкого федерального банка, существует его тесная взаимосвязь  с правительством Германии. Необходимость  этого также описана в законе: «Немецкий федеральный банк должен консультировать правительство  по вопросам, имеющим большое значение для валютной политики, и должен предоставлять ему информацию по его просьбе. Члены федерального правительства имеют право принимать  участие в заседаниях совета центрального банка… Федеральное правительство  должно привлекать президента Немецкого  федерального банка к работе по обсуждению вопросов, имеющих значение для валютной политики». Валютную и кредитную  политику банка определяет совет  центрального банка. В настоящее  время совет центрального банка  состоит из 16 президентов центральных  банков земель. Президент, вице-президент  и члены директората назначаются  федеральным президентом по предложению  федерального правительства, причем правительство должно учесть мнение совета центрального банка. Обобщая вышесказанное можно назвать федеральный банк важнейшей политической инстанцией Германии наряду с парламентом и правительством. Ему поручено заботится о снабжении немецкой экономики деньгами и ее кредитовании. Тем самым он оказывает влияние на рынки, важнейшие для развития экономики - денежный рынок и рынок ссудного капитала.

   В экономической системе, основанной на принципиальной свободе экономики, также невозможно отказаться от законодательного регулирования кредитного дела в связи с важностью сферы кредитования и теми опасностями, которые угрожают народному хозяйству при недостаточном надзоре за кредитованием. Эту функцию выполняет закон о кредитной системе. Он ограничивает свободу предпринимательства для кредитных институтов путем установления общих условий, за соблюдение которых несет ответственность федеральное ведомство надзора за кредитной системой, находящееся в Берлине. Ведомство выполняет следующие функции:

-Выдача и отмена разрешений на занятие банковским бизнесом;

-Контроль за предоставлением кредитов;

-Контроль над оснащенностью кредитных институтов основным капиталом и ликвидными средствами, а также разработка основных принципов определения оснащенности собственным капиталом и ликвидными средствами;

-Устранение в кредитной системе недостатков, «ставящих под угрозу сохранность имущественных ценностей, доверенных кредитным институтам, затрудняющих нормальное проведение банковских операций или способных вызвать серьезные негативные последствия для экономики в целом».

   Вкратце кредитное дело Германии можно представить следующим образом: доминирующее положение занимают сберегательные кассы и кредитные банки. Лишь на шесть ведущих крупных банков приходится 9% суммы активов. Большинство банков являются универсальными, т.е. они осуществляют все виды банковских сделок и конкурируют с другими банками, как борясь за деньги вкладчиков, так и в плане достижения своих общих целей. 

2.3 Финансовое законодательство

   Финансовое законодательство страны регулирует получение финансовых средств, распоряжение ими и распределение их между носителями государственной власти. В Германии эту функцию выполняет Основной закон. Он определяет разделение полномочий и задач между федерацией и землями и предусмотренное общинным законодательством земель разделение полномочий и задач между землями, районами и общинами, разделение средств, необходимых для решения государственных задач. Можно привести некоторые положения, относительно этой области:

-Федерация и земли по отдельности осуществляют расходы, необходимые для выполнения их задач;

-Если земли действуют по поручению федерации, то расходы, связанные с такой деятельностью несет федерация;

-Федеральные законы, предусматривающие денежные затраты, и устанавливающие, что часть расходов приходится на земли, нуждаются в одобрении со стороны бундесрата;

-Для предотвращения нарушения общехозяйственного равновесия, стимулирования экономического роста или выравнивания различий в уровне экономического развития федерация может предоставлять землям финансовую помощь;

-Федерация пользуется исключительным правом издания законов, регулирующие таможенные пошлины и финансовые монополии;

-Земли имеют право издания местных законов, предусматривающих взимание местных налогов;

-Федерация и земли совместно получают поступления от подоходного налога с оборота. Из поступлений от подоходного налога и корпорационного налога федерация и земли получают половину.

   Такое распределение средств в силу различной ситуации в землях приводит к возникновению более или менее значительных различий в области доходов. Данные различия в свою очередь влекут за собой различную оснащенность земель коллективными благами. Эти различия не должны быть слишком большими, чтобы не возникало чрезмерно больших расхождений в возможностях граждан. Если различное распределение средств, то это достижимо только тогда, когда выровнены различия в финансовых возможностях отдельных земель и общин. Поэтому Основной закон предусматривает обеспечение специальным федеральным законом финансового выравнивания между более сильными или более слабыми в финансовом отношении землями, которое должно учитывать финансовые возможности и финансовые потребности земель.

Информация о работе Социальная рыночная Германия