Социальные функции потребительской кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование социальных функций потребительской кооперации. Задачи исследования: изучение теоретического материала по истории, природе и сущности потребительской кооперации и описание ее социальных функций.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Из истории потребительской кооперации 6
Глава 2. Социальные функции потребительской кооперации ………………….10
2.1. Природа потребительской кооперации. Потребительская кооперация как социальный институт 10
2.2. Социальные функции потребительской кооперации .....................................12
Заключе-ние………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы ……………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

Социальные функции потребительской кооперации.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

Определяя место потребительской кооперации в системе некоммерческого сектора экономики, прежде всего, хотелось бы отметить, что существует целый ряд взглядов, позиций, точек зрения на саму природу некоммерческого сектора. Не ставя основной целью данной работы, рассмотрение существующих теорий, следует сделать одно важное замечание. Суть его сводится к тому, что потребительская кооперация, как организационно-правовая форма, скорее исключение для некоммерческого сектора, нежели его закономерный продукт. Сделанный вывод вытекает из того, что потребительская кооперация в большей степени подпадает под критериальные признаки коммерческого сектора экономики (извлечение прибыли и распределение её между участниками производства). Однако целевые функции потребительской кооперации и механизмы её управления, реализуясь в системе некоммерческих интересов (оказание помощи пайщикам, безработным, пенсионерам и т.п.), а также основанные на принципах демократического управления, конечно же, позволяют считать потребкооперацию некоммерческой структурой. Такой двойственный характер приведенной организационно-правовой формы позволяет считать кооперацию потребителей пограничной переходной формой от коммерческой к некоммерческой структуре экономики, соединяющей в себе признаки обеих структур, находящихся в своем единстве и противоречии.

Необходимо  отметить, что по поводу содержания кооперации как общественного института также существует несколько точек зрения. Каждая из них в отдельности не в состоянии раскрыть социально-экономического значения кооперации.  
Обобщая трактовки разных исследователей кооперативной теории и практики, можно сделать вывод, что кооперация объединяет в своем понятии три составляющие: кооперация - форма труда; кооперация - хозяйственное предприятие; кооперация - общественное движение.

С позиций социологического анализа ведущие направления в определении системы потребительской кооперации в российских исследованиях таковы:

1)«экономический детерминизм» как направление, выдвигающее экономические функции потребительской кооперации в качестве ведущих; 2)«социологизированное» направление как признающее высокую роль социальных функций потребительской кооперации, исполнение которых возможно в случае эффективной реализации экономических функций; 3)«социологическое» направление, обозначающее социальные функции потребительской кооперации главными и все более возрастающими.

На основе институционального подхода Брусенцова Л.С. выработала следующее определение потребительской кооперации, понимаемой как «развитая устойчивая практика современной жизни, нормативно закрепленная совокупность ролей и статусов, призванная решать общественно необходимые задачи по удовлетворению потребностей социальных субъектов; социальными субъектами в данном случае выступают преимущественно селяне: 1) члены-пайщики, 2) некооперированное население, 3) общество в целом»4. 
 
 
 
 

2.2. Потребительская кооперация как социальный институт. Социальные функции потребительской кооперации

Как отмечалось выше, потребительская кооперация – это социально-экономический институт. В нашей работе мы рассмотрим  социальную сторону потребительской  кооперации. Для этого нам необходимо дать определение социального института и рассмотреть признаки, которые позволяют назвать потребительскую кооперацию социальным институтом.

Социальный институт или общественный институт — это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей (например: институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования), это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определенных норм, правил. 
Различают 4 сферы жизнедеятельности общества, в каждую из которых входят различные общественные институты и возникают различные общественные отношения:  
1) экономические — отношения в процессе материального производства (производство, распределение, потребление материальных благ). Институты, относящиеся к экономической сфере: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы. 
2) социальные — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга. 
3) политические — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии. 
4) духовные — отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Институты, относящиеся к духовной сфере: учреждения системы образования, науки, театры, музеи.

Существует  четыре наиболее общих присущих потребительской кооперации как социальному институту признаков.  
1. Установки и образцы поведения (взаимопомощь, солидарная
ответственность, уважение к членам кооператива и др.). В последней четверти 20 века кооператоры разных стран активно обсуждали вопрос об основных ценностях кооперации. В ходе обсуждения были высказаны предложения, признать в качестве кооперативных ценностей самопомощь членов кооперативов, борьбу за ликвидацию прибыли как главного мотива кооперативной деятельности, благо членов и их участие в делах кооперативов и др.

В конечном счете, мировая кооперативная общественность провозгласила основные моральные, этические ценности кооперации: взаимная помощь, демократия, равенство, справедливость и солидарность. Члены кооперативов верят в такие нормы, как честность, искренность, социальная ответственность и попечительство. 
2. Унитарные культурные (физические) черты (магазины, фабрики для производства и др.). Родовой признак кооператива - его собственность на имущество. Имущество принадлежит каждому данному кооперативу в целом. Без имущества, без капитала невозможна нормальная экономическая и социальная работа кооператива. Однако значение кооперативной собственности нельзя переоценивать. Крупный теоретик и деятель кооперации Александр Чаянов писал: "В кооперации капитал - слуга, а не хозяин".5 Хозяевами кооператива являются его члены. В то же время недооценивать капитал тоже опасно, ибо обойтись без него кооперативы не могут.

Для примера  на сайте Центросоюза озвучены следующие цифры: «В нашей системе: около 48 тыс. магазинов (из них 16 тысяч закупают сельхозпродукцию у населения);  
более 6 тыс. предприятий общественного питания (столовых, кафе, баров, ресторанов);   
более 7 тыс. цехов по производству промышленной продукции (в основном пищевой);  
более 5,8 тыс. объектов по закупке и хранению сельскохозяйственной продукции, в том числе более 1,3 тыс. приёмно-заготовительных пунктов;  
около 30 тыс. пунктов по оказанию населению бытовых услуг»6.  
3. Устный и письменный кодексы (уставы, правовые гарантии, законы, правила). Кооперативы являются юридическими лицами. Как юридическое лицо кооператив действует на основании своего устава. Будучи юридическим лицом, кооператив осуществляет свою деятельность легально (на законном основании).

Новый Закон  о потребительской кооперации направлен  на возвращение российской потребительской кооперации в мировое кооперативное сообщество в качестве равноправного партнера, признающего и выполняющего принятые в нем кооперативные принципы и предписывает исполнение следующих принципов: 
- добровольное и открытое членство; 
- экономическое участие членов - внесение паевого взноса и получение доли дохода; 
- право участия членов в управлении и контроле; 
- преимущественное право пайщиков при приеме на работу в кооператив и участия в его хозяйственной деятельности; 
- право на автономию и независимость; 
- право на объединение в союзы кооперативов; 
- забота об обществе.7

4. Идеология (равенство членов, демократизм в кооперативе, добровольное, не принудительное членство, свобода торговли в экономике и др.). Кооперативы - массовые организации. В недрах кооперативного движения как движения общественного давно уже начала вырабатываться и, наконец, сложилась своеобразная идеология — идеология защиты интересов, прежде всего, людей физического и умственного труда, мелких собственников, относительно небогатых потребителей товаров и услуг. Кооперативный идеал составляет в теории высшую и конечную цель совместной деятельности кооператоров и является разновидностью, вариантом социального идеала.

Таким образом, можно дать следующее определение  потребительской кооперации как социального института. Потребительская кооперация – это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения, являющихся характерными институциональными признаками.

Каждый институт выполняет свою, характерную для  него социальную функцию. Социальная функция - отношение  двух социальных объектов, при котором изменению одного из них сопутствуют изменения другого объекта. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. 
Функции социальных институтов и систем вырабатываются в ходе объективного исторического процесса как социально-необходимый инструмент жизнеподдержания и поступательного развития общества.

1. Основной, общей функцией любого социального института является удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан и существует.

Для осуществления этой функции каждому институту приходится выполнять ряд функций, обеспечивающих совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это следующие функции.

2. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений — это система правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым. 
3. Регулятивная функция — это выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества (т.е. социальный институт как элемент социального контроля). 
4. Интегративная функция — это процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. 
5. Транслирующая функция — это передача социального опыта приходящим в социальный институт новым людям как за счет расширения социальных границ института, так и смены поколений, для этого в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. 
6. Коммуникативная функция — это распространение произведенной в институте информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами.

На основе вышеизложенного выявлены 3 группы социальных функций потребительской кооперации, определяемые нами в форме возможных и реализуемых действий по удовлетворению социальных потребностей.

1. Социально-трудовые функции. Это -  
а) функция по удовлетворению потребностей в труде; 
б) функция обеспечения возможности выбора сферы профессиональной деятельности; 
в) функция обеспечения материального вознаграждения за трудовую деятельность.
 
Будучи нацеленными на удовлетворение нужд и запросов своих членов, кооперативы заботятся об устойчивом развитии общества в целом, например, участвуя в создании дополнительных рабочих мест в стране. Например, организации Центросоюза России обеспечивают работой 250,7 тыс. человек.8  
Проблема занятости населения и ее решение - основное направление борьбы с бедностью, одна из центральных задач в цельности кооперативных организаций всех уровней, что является воплощением в жизнь ряда постановлений Совета Центросоюза. Образование новых рабочих мест, обусловливающее рост численности работников потребительской кооперации, непосредственно связано с расширением объема деятельности действующих предприятий, вводом в действие новых предприятий. Если говорить о традиционных отраслях деятельности: торговле, общественном питании, промышленности - это в значительной степени предопределено инвестиционными вложениями. Этот путь имеет ограниченные возможности реализации. 
Реальные резервы увеличения числа рабочих мест заложены в развитии нетрадиционных для потребительской кооперации направлений деятельности: торговли медикаментами, сельскохозяйственного производства, туристической деятельности, гостиничного хозяйства, мукомольного производства, развития сферы услуг и др.

Следует отметить особую социально-экономическую  роль сферы услуг. Пошив и ремонт одежды и обуви, ремонт мебели, холодильников, теле радиоаппаратуры, фотоателье, парикмахерские, ритуальные услуги, изготовление металлоизделий и другие услуги удовлетворяют потребности сельского населения, улучшают среду обитания, освобождая его от ряда бытовых хлопот. Развитие сферы услуг, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, способствует повышению уровня жизни селян. Кроме того, они создают возможность обеспечения занятий таким социально незащищенным слоям сельского населения, как пенсионеры и инвалиды. Особое социальное значение имеет предоставление работы на неполный рабочий день для этих категорий населения. Учитывая, что предоставление услуг является видом хозяйственной деятельности, следует отметить их роль и в создании валового дохода кооперативных организаций.

Информация о работе Социальные функции потребительской кооперации