Социальные функции потребительской кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование социальных функций потребительской кооперации. Задачи исследования: изучение теоретического материала по истории, природе и сущности потребительской кооперации и описание ее социальных функций.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Из истории потребительской кооперации 6
Глава 2. Социальные функции потребительской кооперации ………………….10
2.1. Природа потребительской кооперации. Потребительская кооперация как социальный институт 10
2.2. Социальные функции потребительской кооперации .....................................12
Заключе-ние………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы ……………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

Социальные функции потребительской кооперации.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

Однако  в деятельности потребительской кооперации имеются существенные возможности повышения занятости сельского населения без создания новых рабочих мест на основе его самозанятости. Они связаны с привлечением населения к экономическому партнерству с потребительской кооперацией через организацию закупок сельскохозяйственной продукции, дикорастущих, лекарственно-технического сырья, изделий народных промыслов, продуктов индивидуальной трудовой деятельности граждан по заказам потребительской кооперации.

Потребительская кооперация широко реализует возможности использования надомного труда и создает условия для возрождения народных промыслов. сохранению и развитию национальной культуры, самобытности ремесел.

Одним из реальных механизмов обеспечения  занятости населения является организация общественных работ. Вопросы организации общественных работ в организациях потребительской кооперации регламентируются соглашением между Министерством России и Центросоюзом РФ.

С каждым сельским жителем, пожелавшим работать в системе  потребительской кооперации на условиях общественных работ, потребительские общества заключают срочный трудовой договор. При этом основанием для приема его на работу служит направление на участие в общественных работах в конкретной кооперативной организации, выданное органами службы занятости.

Важной  формой реализации социальной миссии потребительской кооперации является ее участие в формировании доходов населения. Оно включает оплату труда работников потребительской кооперации и кооперативные выплаты, предусмотренные Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Кооперативные выплаты обусловлены экономическим  участием пайщиков, которое проявляется в четырех формах:

- покупке  товаров на предприятиях потребительской кооперации; сдаче сельхозпродукции, дикорастущих, сырья, непродовольственных товаров собственного изготовления организациям потребительской кооперации;

- образовании  кооперативного капитала (паевого  фонда);

- кредитовании  организаций потребительской кооперации для пополнения оборотных средств.

Все формы экономического участия должны быть оплачены, то есть экономическое участие пайщиков оборачивается защитой их социальных интересов, выражающейся в формировании их доходов. 
2. Функции социальной защиты и социального менеджмента, включающие: а) функции защиты малоимущих, социального кредитования, социальной адаптации к последствиям экономических реформ. Потребительская кооперация в каждом регионе Российской Федерации выступает надежным союзником местных органов власти в реализации программ социальной защиты населения, а именно: оказание поддержки и содействия безработным, малоимущим. Это, прежде всего, повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, которые открываются при расширении объемов производства, освоении новых видов услуг. Это закупка всей продукции, предлагаемой с личных подворий, продажа товаров в отдаленных деревнях по единым для района ценам, льготы для ветеранов, инвалидов, малообеспеченных многодетных семей и др. Эта деятельность кооператоров  имеет не только материальную сторону, она несет еще и высокое духовное, нравственное начало. 
б) функции влияния на развитие обществам через более или менее демократизированную систему управления. Путем объединения друг с другом и через взаимную ответственность кооперативы также могут добиться многого, особенно для усиления своего влияния на рыночную ситуацию и на политику правительства. 
3. Социально-коммуникативные, включающие:

а) функции по обеспечению потребностей в образовании (через соответствующую отраслевую образовательную систему). Кооперативы осуществляют образование и повышение квалификации своих членов и лиц, занимающих выборные должности, и также управляющих и служащих в целях обеспечения эффективного участия в развитии своего кооператива. Центросоюз России дает следующую информацию о системе кооперативного образования: «В системе кооперативного образования - Российский университет кооперации (РУК) с центром в Москве и  22-мя филиалами в регионах России; 58 средних специальных учебных заведений с 91-им филиалом по всей стране, 3 учреждения начального профессионального образования. В учебных заведениях потребительской кооперации обучается свыше 100 тысяч человек»9.

Кооперативное образование как трехуровневая  подготовка специалистов включает обучение в профессиональных школах (училищах), колледжах (техникумах), институтах и университетах. Для потребительской кооперации России специалистов с высшим образованием готовят три университета и 34 филиала, со средним специальным образованием - 65 средних специальных учебных заведений. Кооперативные колледжи по договору со службами занятости проводят подготовку работников массовых профессий.

Студенты  колледжей и вузов, обучающиеся  за счет средств потребительской кооперации, уменьшают социальную напряженность, в первую очередь на молодежном рынке труда.

Социальную  миссию потребительской кооперации в обеспечении кооперативного образования можно оценить с помощью следующих показателей:

- численности  студентов, обучающихся в образовательных учреждениях по направлениям и за счет средств потребительской кооперации;

- суммы  средств фонда подготовки кадров, использованной в отчетном году  на оплату за обучение в  образовательных кооперативных  учебных учреждениях;

- числа  безработных граждан, прошедших профессиональное обучение в кооперативных образовательных учреждениях.

Потребительская кооперация рассматривает привлечение  молодежи в систему как важнейшее  направление реализации социальной миссии и в то же время как условие  укрепления самой системы потребительской кооперации, так как молодежь - это категория работников, лишенная консерватизма, воспринявшая нормы и принципы сегодняшнего бытия, способная вести предпринимательскую деятельность.

б) функции удовлетворения культурных потребностей (организация празднеств, торжественных мероприятий, пр.);

в) функции по удовлетворению потребностей в общении через коллективное участие в управлении потребительским обществом. По мнению кооператоров, всестороннее индивидуальное развитие человека возможно только в сотрудничестве с другими людьми. Сотрудничество кооперативных организаций между собой. В целях лучшего служения интересам своих членов и усиления кооперативного движения каждая кооперативная организация должна активно сотрудничать с другими кооперативными организациями на местном, национальном, региональном и международном уровнях.

Последнюю функцию можно отнести и ко второй, и к третьей группе, она  находится как бы на «стыке» двух групп.

Таким образом, кооперация как форма взаимодействия людей берет на себя часть функций по удовлетворению материальных и духовных потребностей сельского населения.

Социальная  миссия потребительской  кооперации проявляется в том, что  осуществляемые в рамках этой формы торговля, общественное питание, закупки сельскохозяйственной продукции, производство товаров, платные услуги, капитальное строительство, сельскохозяйственное производство, развитие транспорта, образовательные, медицинские и санаторно-курортные услуги, направлены на социальную поддержку и защиту сельского населения. 
 

 

Заключение

На протяжении многовековой истории общественного  развития существовали определенные виды деятельности, которыми занимались группы людей. Групповые объединения обеспечивали более эффективную деятельность по сравнению с индивидуальной: формально кооперативы различных видов появились на европейском континенте в условиях развития товарно-денежных отношений в середине 19 века.

В широком  смысле кооперация - социально-хозяйственная  организация (объединение кооперативов), в узком (кооперация труда) - форма организации труда, при которой люди участвуют в одном или разных, но связанных между собой процессах труда. Кроме того, термин "кооперация" употребляется в разных значениях для обозначения совокупности кооперативов: объединяющих представителей определенных социальных слоев (рабочая, крестьянская, школьная); осуществляющих деятельность в разных регионах страны (городская, сельская, районная, областная, российская); осуществляющих деятельность в разных отраслях экономики (потребительская, производственная, кредитная, сельскохозяйственная, строительная, жилищная и др.).

Кооперативы отвечают определенным признакам, под  которыми понимаются определенные черты, отличающие их от всех других общественных организаций и хозяйствующих субъектов. Основным отличительным признаком кооператива является одновременное совмещение в процессе деятельности двух сфер: социальной и экономической.

Рассматривая  кооператив как социальную организацию, можно выделить следующие его специфические признаки: автономная ассоциация, независимая от правительства и других государственных структур, а также экономических субъектов различных организационно-правовых форм. Ценности кооперации, взаимно переплетаясь и дополняя друг друга, являются: основой для разработки кооперативных принципов - правил, основных положений, которыми должны руководствоваться члены кооперативов, их руководители: и работники в своей социально-экономической деятельности.

В условиях происходящей в нашей стране общественной трансформации с особой остротой встает проблема подчинения осуществляемых преобразований интересам оптимального развития общества. Не вызывает сомнений тот факт, что преобразования важны не сами по себе, они необходимы для создания социально-направленной рыночной экономики, для формирования условий гармоничного и разностороннего развития как отдельных индивидуумов, так и всего российского социума в целом.

Система потребительской кооперации, которая с самого своего зарождения в середине 19 века была фактором оптимального приспособления сельских жителей к жестким условиям рыночного хозяйствования, призвана сыграть особую роль в социальной адаптации к происходящим в нашей стране преобразования. Потребительская кооперация и в прежние времена, и сейчас осуществляла не только торговлю, производство, заготовки, мобилизуя мало используемые в традиционном рыночном хозяйстве ресурсы, но и выполняла важные социальные функции борьбы с бедностью и безработицей, социального партнерства малоимущих и индивидуальных товаропроизводителей.

В современных  условиях к выше перечисленным социальным функциям потребительской кооперации присоединились подготовка через систему собственных образовательных институтов специалистов высокого профессионального уровня и другие способы консолидации интеллектуальных ресурсов. Таким образом, система потребительской кооперации становится не только особым «социальным» способом хозяйственной деятельности, но и олицетворяет реализацию новой парадигмы мышления, сочетающей эффективные рыночные механизмы с социальной защитой от негативных последствий современной экономики. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1. Андреев Ю.П. Категория // Философские науки, 1984, № 1.

2. Ашихмина О.А. Социально-экономическая миссия потребительской кооперации // Достижения науки и техники АПК. 2004. 4. – 113 с.  
3. Барчук И.Д., Ващенко А.Н. Проблемы и перспективы развития кооперации в XXI веке. Волгоград, 2003. - 96 с.

4. Бернвальд А.Р., Цихоцкий А.В. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике: Проблемы членских отношений. - Новосибирск: ВО Наука, 1993. - 168 с.  
5. Бланк Г. Я. Основы теории и история потребительской кооперации: Учебное пособие. - М., 1963.

6. Бритикова М.Ю., Бунтин Д.В. Актуальные проблемы развития российской потребительской кооперации на современном этапе // Потребительская кооперация в XXI веке. Волгоград, 2001.  
7. Брусенцова Л. С. Совершенствование управления потребительской кооперацией как социальным институтом в условиях российского региона (На примере Республики Башкортостан) : Дис. канд. социол. наук, Уфа, 2004. - 211 c.

8. Годлевский П.Л., Орлова В.П. Кооперативы: миф и реальность. Опыт, проблемы, суждения. Волгоград, 2001. - 176 с.  
9. Ермаков В. Потребительской кооперации в России - 170 лет // АПК: экономика, управление. 2001. 10. - 121с.  
10. Ермаков В.Ф. Проблемы потребительской кооперации // Экономист. - 1995. - 6. - 118с.  
11. Зибер Н.И. Потребительские общества / Кооперация. Страницы истории. М.: ИНФРА-М, 2003. - 798с.  
12. Каширин В.В. Организационно-экономические основы функционирования потребительской кооперации в условиях рыночных отношений. М.: ИНФРА, 2001. - 211с.  
13. Кооперативы по производству товаров и созданию услуг: справочное пособие. М.: ИНФРА, 2001. - 318 с.  
14. Макаренко А.П., Крашенинников А.И., Кизилевич А.В. и др. Теория кооперации. Учебник для кооперативных вузов. М.: Экономика, 2002. - 544с.  
15. Первушин М.А. Кооперативное движение в условиях капитализма: Учеб. пособие / М.: МКИ, 2001. - 563 с.  
16. Рерих Н. К. Избранное. - М.: Правда,
1979.

17. Потребительская кооперация Российской Федерации (Информационно-аналитические материалы). - М., 1996. - 300 с.

18. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. - 256 с.

19. Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. - репринт. воспроизвед. издан. - 1925 - М.: Книжная палата, 1989. - 80 с.

20. http://www.rus.coop/union/97871

Информация о работе Социальные функции потребительской кооперации