Сущность и функции потребительской кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ потребительской кооперации, её сущности, проблемы и направления развития.
Задачи, решаемые в ходе работы:
определить сущность и функции потребительской кооперации;
проанализировать Принципы потребительской кооперации;
выявить Проблемы потребительской кооперации в России;
дать характеристику направлениям развития потребительской кооперации.

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.docx

— 85.26 Кб (Скачать)

 
Введение

Актуальность темы. Становление  в России основ рыночной экономики  породило не только целый ряд новых  хозяйственных процессов и явлений, но и заставило по-новому оценивать  те традиционные для экономики советского периода хозяйственные формы, которые  трансформировались в рыночные образования. Одной из таких хозяйственных  форм явилась кооперация, которая, выступая в многообразных проявлениях, приобретает  все более сложный характер и  новые рыночные признаки, сохраняя при этом свое самобытное содержание.

Рассмотрение сущности такого социально-экономического явления, как  потребительская кооперация может  осуществляться под различными углами зрения, начиная от выявления истоков  её возникновения, специфики научных  школ, исследующих и описывающих  потребительскую кооперацию, и кончая периодизацией этапов её развития и  современными формами конкретного  проявления.

Потребительская кооперация представляет собой весьма ёмкое  социально-экономическое явление  с явно выраженным гражданским содержанием, о чем можно судить по одному из последних определений потребкооперации, приведенном в экономической литературе. «Потребительское общество – это социальное, экономическое, техническое и ориентированное на сохранение окружающей среды единица, которая выполняет задачи по удовлетворению спроса населения, его социально – экономической поддержки на основе самостоятельных решений и ответственности за риск».

Во-первых, потребительская  кооперация есть многофункциональное  образование, с доминированием в  нем общегражданских задач, решаемых на основе выработки самостоятельных  решений и ответственности за риск.

 Во-вторых, потребительская  кооперация-это организация со  своей организационной культурой,  функциями и методами управления, обеспечивающими ей статус равноправного участника системы рыночных отношений.

И, в-третьих, потребительская  кооперация – это наиболее демократичная  самоуправляющаяся организация, где  социальная миссия подчиняет хозяйственную  деятельность интересам пайщиков и  слабозащищенных слоев населения.

В настоящее время в  потребкооперации активно идет процесс расширения кооперативного сервиса, освоения новых видов услуг. В закупках сельскохозяйственной продукции и сырья потребкооперация имеет не только резерв роста собственного производства и соответственно товарооборота, но и мощный источник, который позволяет людям зарабатывать на жизнь, решать проблему занятости населения.

В настоящее время, по мере накопления оборотного капитала, многие потребительские общества, исходя из потребностей рынка диверсифицируют свои производства. Формирование нового качества управления потребительской кооперацией, способствуя повышению его эффективности в решении социально-экономических задач, будет обеспечивать преодоление кризисных, негативных тенденций в этом секторе народно-хозяйственного комплекса. При этом ориентация на усиление в управлении стратегических тенденций обеспечит возможность долговременного динамического развития потребительской кооперации, которая в настоящее время уже не командно-административная по форме, но еще и не рыночная по содержанию, охраняющая и усиливающая свою социальную миссию. Все выше сказанное и обуславливает актуальность исследования потребительской кооперации в современном контексте.

Объект исследования –  потребительская кооперация.

Предмет исследования –  проблемы и направления развития потребительской кооперации.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ потребительской  кооперации, её сущности, проблемы и направления развития.

Задачи, решаемые в ходе работы:

  • определить сущность и функции  потребительской кооперации;
  • проанализировать  Принципы потребительской кооперации;
  • выявить  Проблемы потребительской кооперации в России;
  • дать характеристику направлениям развития потребительской кооперации.

Разработанность темы:

Вопросы функционирования кооперативного сектора экономики в России и  за рубежом, сущностные особенности  реализации отношений кооперативной  собственности, их влияния на обеспечение  социальных приоритетов дальнейшего  социально-экономического развития рассматриваются  в работах Глушецкого А., Гутмана Г., Дахова И., Ермакова В., Жида Ш., Игнатовой Т., Калягина Г., Каширина В., Клименко О., Колганова А., Котсониса Я., Некрасова В., Теплова В., Туган-Барановского М., Чаянова А. и др.

Анализу кооперации с позиции  отраслевой принадлежности кооперативных  структур, в частности роли и значения кооперации в повышении эффективности  агропромышленного комплекса и  обеспечения продовольственной  безопасности посвящены исследования Афанасьева В., Гилиной Т., Гончаровой Л., Захарова И., Ицковича А., Панаедовой Г., Шкляра Т. и др.

Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.

Для написания работы использовалась специальная литература по кооперации, теории организации, экономике: учебники, учебные пособия, справочная информа

  1. Сущность и функции потребительской кооперации

 

Политические, демографические, социальные, экономические, технологические  и экологические изменения во всем мире и в отдельных странах, в том числе в России происходят на фоне разрушения национальных экономических  границ, интернационализации и глобализации экономики.

Глобализация несет в себе негативные последствия для человечества, поскольку решает проблемы предпринимателя, но не потребителя. Глобализация с позиций потребителя означает поляризацию богатства и бедности отдельных граждан, города и села, большинства стран; рост безработицы со всеми социальными последствиями, ее сопровождающими, ужесточение нагрузки на экологию, а следовательно, увеличение количества и усиление тяжести природных катаклизмов и катастроф. Глобализация рынков приносит пользу в основном динамично развивающимся и богатым странам, транснациональным компаниям, городам, тонкому слою богатого населения. Понимание негативных для России последствий глобализации породило поиск иных решений, способных обеспечить экономическое развитие общества без серьезных социальных потерь.

При выборе стратегии развития следует учесть историческую тенденцию  в предпочтении людей, проявляющуюся  во всем мире, жить в общине. Поиск  путей развития обеспечил повышенный интерес экономистов, политологов, социологов к кооперации, в первую очередь, к потребительской кооперации как социально ориентированной  системе. Кооперация рассматривается  как некий третий альтернативный путь развития: не капитализм, не социализм, а социально ориентированная  экономика.

Для России любые формы  кооперации имеют большое значение, поскольку в менталитете ее народов социальность (общинность) является одной из основных черт. Кооперация - институт малых форм хозяйственной жизни, взаимной поддержки предпринимателей малого бизнеса. Кооперация (производственная, сельскохозяйственная, потребительская) пришла на смену общине именно потому, что она, не нарушая российских традиций и менталитета, способна решать не только экономические, но и социальные задачи.

С появлением потребительской  кооперации начинается социализация капиталистического производства. Социальная ориентация присуща и современной рыночной экономике, она будет иметь место  и в постиндустриальной экономике. Потребительская кооперация показывает пример и определяет один из путей  развития мирового сообщества - социально  ориентированная экономика, в какой-то мере олицетворяет черты будущей социально ориентированной экономики.

В настоящее время проявляется  тенденция к интеграции всех видов  кооперативов, объединение промышленных, сельскохозяйственных, кредитных, медицинских  и других кооперативов. Потребительская  кооперация занимает в этом процессе лидерство не случайно. Объективные  обстоятельства, обусловившие ее приоритетные позиции в интеграционных процессах, следующие:

·  потребительская кооперация защищена законом. За последние восемь лет принято три закона, регулирующих деятельность потребительской кооперации, последний - Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Кроме потребительской, свой Закон имеет только сельскохозяйственная кооперация. Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.

  • потребительская кооперация - наиболее массовая организация, объединяющая в России по состоянию на 1 января 2002 г. 3341 потребительское общество, 75 областных, краевых, республиканских потребсоюзов. Численность пайщиков в Российской потребительской кооперации на 01.01.07г. - 7,5 млн. чел.
  • потребительская кооперация - целостная система, и это облегчает решение всех организационных проблем интеграции. Закон устанавливает, что потребительская кооперация есть система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.
  • потребительская кооперация - наиболее привлекательный вид кооперации для населения, так как позволяет сочетать интересы субъектов экономических отношений - производителей и потребителей, кредиторов и пользователей заемными средствами, сдатчиков сельскохозяйственной продукции и их покупателей, пайщиков и работников, устанавливает приоритет реализации социальной миссии, а Финансово-хозяйственную деятельность осуществляет и придает ей большое значение постольку, поскольку она создает реальную базу для удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов.

Предприятия любых организационно правовых форм не могут, игнорировать того факта, что существует потребительская  кооперация, которая показывает пример заботы об обществе. Социальная ориентация современной экономики обязана  этим качеством кооперативному сектору  экономики.

В сельской местности, районах  с экстремальными условиями проживания (а таких много в России) кооперация (потребительская, сельскохозяйственная, промысловая) создает рабочие места, обеспечивает домашним хозяйствам сбыт продукции, возможность приобретения товаров первой необходимости, несет культуру, информацию. В мелких селах магазины выступают центрами общения населения. И даже если они убыточны, потребительская кооперация России не уходит из таких сел. Для организаций, обслуживающих сельское население, а также население в местах с экстремальными условиями проживания, глобализация означает свертывание внутренних рынков регионов.

Для потребительской кооперации более правильной представляется стратегия  сочетания крупномасштабного производства на основе современной техники и  технологии, со средними, мелкими мельчайшими  предприятиями. В России существуют лавки на дому, выпечка хлеба в  мини-пекарнях и даже в крестьянских печах (на договорной основе с потребительской  кооперацией) для продажи населению, поощряются народные промыслы. Увеличивается  количество малых торговых предприятий, учитывается их пешеходная доступность  для сельских жителей.

Роль и историческое предназначение потребительской кооперации видится  в сдерживании и смягчении  результатов глобализации. Кооперативное  движение становится важным элементом  государственной политики в социальной сфере. Назначение кооперации способствовать развитию национального рынка и  местных рынков регионов.

В экономической литературе традиционным понятием служит региональный рынок. Под ним понимаются общественно-экономические  отношения по поводу воспроизводственных  процессов, протекающих в конкретном регионе во взаимодействии с внешним  миром, другими регионами, дальним  и ближним зарубежьем. Предметом  исследования регионального рынка  потребительских товаров выступает:

  • покупательский спрос своего и инорайонного населения;
  • предложение со стороны организаций и предприятий своего региона и других;
  • цены как регулирующий фактор.
  • Региональный рынок характеризуется:
  • производством и ввозом (ресурсы);
  • реализацией и вывозом (использование ресурсов).

Что понимается под внутренним рынком региона применительно к  потребительским товарам?

Внутренний рынок региона - это воспроизводственный процесс, локализированный на конкретной территории, без участия внешнего мира. Он характеризуется  собственным производством для  удовлетворения спроса населения на данной конкретной территории. Строго внутреннего, замкнутого рынка на практике не существует. Правильнее рассматривать  его как часть регионального  рынка. Тем не менее, его нельзя игнорировать. Проблема сохранения и развития внутреннего (местного) рынка - это проблема сохранения и создания рабочих мест, занятости, формирования денежных доходов населения, бюджета территории, а, следовательно, сохранение самого населения в местах проживания, его жизнеобеспечения. По продовольственным товарам развитие внутреннего (местного) рынка гарантирует  продовольственную безопасность.

Информация о работе Сущность и функции потребительской кооперации