Сущность и функции потребительской кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ потребительской кооперации, её сущности, проблемы и направления развития.
Задачи, решаемые в ходе работы:
определить сущность и функции потребительской кооперации;
проанализировать Принципы потребительской кооперации;
выявить Проблемы потребительской кооперации в России;
дать характеристику направлениям развития потребительской кооперации.

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.docx

— 85.26 Кб (Скачать)

2.5.   Упорядочение взаимодействия  с хозяйственными обществами, созданными  организациями потребкооперации  или с их участием, вовлечение  их в выполнение задач единой  стратегии развития потребкооперации. Выработка механизмов взаимодействия с организациями, созданными, но не контролируемыми в настоящее время организациями потребкооперации.

2.6.   Реализация роли  Центросоюза Российской Федерации  как объединения организаций  потребительской кооперации, деятельность  которого направлена на:

-   формирование и  реализацию государственной политики  в отношении потребительской  кооперации, представительство потребительской  кооперации как социально ориентированной  системы в органах государственной  власти и управления;

-   поддержание и  развитие кооперативной идеологии,  традиций, норм и ценностей;

-   определение и  реализацию стратегии развития  потребительской кооперации;

 - управление реализуемыми на общероссийском или межрегиональном уровнях проектами развития отдельных отраслей потребительской кооперации и координацию взаимодействия потребительских обществ и их союзов при реализации таких проектов, в том числе по организации закупок и поставок товаров, включая закупки сельскохозяйственной продукции;

-   формирование механизмов  финансирования и защиты организаций  потребительской кооперации;

-   организация привлечения  инвестиционных ресурсов в программы  и проекты развития потребительской  кооперации;

-   организация проведения  комплексных маркетинговых и  иных исследований, необходимых  для реализации стратегических  направлений развития потребительской  кооперации;

-   обобщение и содействие  внедрению передового опыта российских  и зарубежных организаций потребительской  кооперации и иных субъектов  экономической деятельности;

-   создание условий  для развития кадрового потенциала  потребительской кооперации на  основе образовательных организаций  системы потребительской кооперации  и иных образовательных организаций;

-   информационное  и практическое взаимодействие  с потребительскими обществами  и союзами потребительских обществ.

2.7.   Определение и  реализация роли региональных  союзов потребительских обществ,  деятельность которых направлена  на:

-   интеграцию организаций  потребительской кооперации на  территории региона, координацию  их деятельности;

-   участие в формировании  и обеспечение реализации государственной  политики в отношении потребительской  Кооперации на региональном уровне;

-   участие в формировании  и реализации единой стратегии  развития потребительской кооперации;

-   управление разработанными  и реализуемыми на региональном  уровне проектами развития отдельных  отраслей потребительской кооперации  и координацию взаимодействия  потребительских обществ при реализации таких проектов, взаимодействие и координацию с организациями потребительской кооперации других регионов;

-   полное и своевременное  информирование потребительских  обществ о программах и проектах, реализуемых Центросоюзом Российской  Федерации, обеспечение их активного  участия в реализации этих  проектов;

-   представление интересов  организаций потребительской кооперации  в органах государственной власти  и местного самоуправления, иных  организациях на региональном  уровне;

-   взаимодействие  с образовательными организациями  по формированию программ обучения  и заказов на обучение по  специальностям высшего и среднего  специального образования работников  организаций потребительской кооперации.

2.8.   Упорядочение взаимодействия  Центросоюза Российской Федерации  с региональными союзами потребительских  обществ для формирования и реализации стратегических решений по развитию потребительской кооперации.

3.     Оптимизация  работы с пайщиками:

  •   Налаживание сплошного учёта пайщиков и системы поддержания достоверности и полноты данных и сведений, своевременности их обновления.4

       Включение в программы развития кооперативной торговли, заготовительной деятельности и других видов деятельности мер по повышению заинтересованности пайщиков через приобретение товаров в торговых точках потребительской кооперации, участие в заготовительной деятельности организаций потребительской кооперации. Такая заинтересованность должна основываться на преимущественных правах пайщиков по сравнению с любыми третьими лицами при соблюдении ими общих условий взаимодействия. При этом должен соблюдаться принцип взаимной заинтересованности пайщиков и потребительских обществ в экономическом взаимодействии.

  • обновление форм осуществления кооперативных выплат, направленное на укрепление связей между пайщиками и потребительскими обществами, в частности:
  •   увеличение размеров кооперативных выплат при наличии экономически обоснованных возможностей и в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;
  •   выплата пайщикам начисленных кооперативных выплат в денежном выражении;
  • предоставление пайщикам возможности оставления сумм кооперативных выплат в распоряжении потребительского общества в обмен на получение дополнительных льгот при оплате товаров и услуг потребительского общества в счёт этих сумм.
  • Повышение информированности пайщиков о деятельности потребительских обществ и их союзов, в первую очередь, с целью вовлечения в деятельность кооперативных организаций.

4.     Оптимизация  внутренней организационной структуры  организаций потребительской кооперации:

- для устранения дублирования функций органов управления в организациях потребительской кооперации создать условия для изменения их структуры. При этом должны соблюдаться следующие условия:

- упорядочение должно быть основано на законодательстве о потребительской кооперации;

-   упорядочение должно  происходить на добровольной  основе;

-   структурные изменения  не должны приводить к исключению  каких-либо функций управления  и контроля, при необходимости  отдельные функции могут передаваться: потребительскими обществами - союзам  потребительских обществ, союзами  потребительских обществ - Центросоюзу  Российской Федерации. 

 Должны быть расширены  законодательно установленные возможности  для оптимального построения  структуры органов управления  при сохранении единообразия  по всей системе потребительской  кооперации. Структурные изменения,  выходящие за рамки действующего  законодательства, могут быть осуществлены  только после внесения соответствующих  изменений в Закон Российской  Федерации «О потребительской  кооперации (потребительских обществах,  их союзах) в Российской Федерации».5

    Формирование единого подхода к поощрению управленческого аппарата и работников потребкооперации в распределении доходов от деятельности организаций потребкооперации. Такой подход не должен допускать уменьшение материально-технической базы организаций потребительской кооперации. Вместе с тем должен учитываться вклад управленческого аппарата и работников в реализацию проектов потребительской кооперации. Поощрение может основываться на системе премий, бонусов, дополнительных пенсионных отчислений за реализацию проектов или их этапов, достижение предусмотренных проектами показателей.

5.     Организация  эффективного государственно-кооперативного  партнёрства:

  • постоянный мониторинг на всех уровнях организаций потребкооперации проблем потребительских обществ и их союзов, требующих решения через взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления. Осуществление взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления по продвижению законных интересов и проработке нормативно-правовой базы для деятельности потребительской кооперации.
  •   постоянный мониторинг потребностей органов государственной власти и местного самоуправления по снабжению территорий продовольственными и непродовольственными товарами, организации закупки товаров и услуг для государственных нужд. Удовлетворение этих потребностей за счёт возможностей организаций потребительской кооперации. Обеспечение участия организаций потребительской кооперации (в том числе консолидированного) в конкурсах и выполнении государственного и муниципального заказа.
  • интеграция системы потребительской кооперации России в процесс реализации приоритетных национальных проектов и государственных программ развития села, агропромышленного комплекса, занятости населения, жилищного обеспечения, образования.
  • обеспечение реализации предусмотренных законодательством мер государственной поддержки организаций потребкооперации.

Заключение

Потребительская кооперация в современной России – социально  ориентированная система, надёжный партнёр государственных органов  власти и местного самоуправления в  решении жизненно важных проблем  всех сельских жителей. Демократизация общественных процессов, просветительская деятельность, борьба с бедностью, забота о людях – решение этих задач  требует сегодня подготовки квалифицированных  специалистов, способных работать в  условиях становления негосударственного сектора экономики.

Долг потребительской  кооперации – борьба за социальное счастье людей. В этом и заключается  высшее проявление ее самобытности, ее общественной значимости.

Потребительская кооперация является некоммерческой организацией, так как ставит своей целью  не извлечение прибыли, а решение  многих социальных вопросов. Она благоустраивает  среду обитания многих людей.

Сила и значимость кооперации в том, что она выступает как  модель самоорганизации населения, является уникальной организацией, порожденной самой жизнью как путь борьбы с бедностью. Она берет на себя часть функций государства – социальную защиту населения. Это объективно накладывает на государство обязанность оказывать поддержку кооперации для выравнивания ее на рынке. Кооперативное движение становится важным элементом государственной политики в социальной сфере.

Социальная ориентированность  системы потребительской кооперации обусловливает необходимость выделения  блока социальных показателей:

1. степень кооперирования  населения (доля пайщиков в  % к общей численности взрослого  населения); соотношение доли непродовольственных  товаров в общем объеме оборота розничной торговли потребительской кооперации к доле продовольственных товаров;

2. льготы по социальной  подержке пайщиков, предоставляемые организациями потребительской кооперации (в расчете на одного пайщика): доля вновь созданных рабочих мест в общем количестве рабочих мест в потребительской кооперации;

3. выплаты из фонда  заработной платы в расчете на 1 работника торговли потребительской кооперации (в месяц); число магазинов потребительской кооперации на 1 000 жителей обслуживаемого населения.

Для решения сложившихся  проблем разработали Концепциею развития потребительской кооперации в Российской Федерации до 2015 года ,где формулируются основные направления деятельности организаций потребительской кооперации для обеспечения стабильного поступательного развития потребкооперации, расширения и интенсификации деятельности, приобретения влияния на социально ориентированном рынке продовольственных и непродовольственных товаров, повышения авторитета и участия в решении социально-экономических проблем и обеспечения безопасности страны в сфере продовольственного обеспечения.

Социально развитие этой Концепции  будет действовать в следующих  направлениях:

  • развитие программ социальной поддержки работников потребительской кооперации, пайщиков, населения.
  • повышение практической роли профсоюзных организаций потребительской кооперации по защите социально-трудовых и связанных с ними экономических интересов работников, развитие взаимодействия с органами государственной власти для получения работниками потребительской кооперации прав на дополнительные льготы, в том числе льготы в связи с присвоением почётного звания «Ветеран труда», повышение статуса звания «Ветеран потребительской кооперации».
  • создание достойных условий труда и отдыха работников, повышение жизни и социальной защищённости работников потребительской кооперации, в том числе во взаимодействии с негосударственными пенсионными фондами, развитие на программной основе системы дополнительных мер социальной защиты в связи с уходом на пенсию.
  • развитие и совершенствование социального партнёрства, основанного на учёте интересов работников и работодателей и осуществляемого в форме коллективных договоров и соглашений.
  • повышение роли ветеранских организаций потребительской кооперации в социальном обеспечении ветеранов.

Таким образом, подводя итог курсовой работы, можно сделать следующий  вывод: потребительская кооперация Российской Федерации, несмотря на сложности  своего развития и существования  в период формирования и развития рыночной экономики, оставалась и продолжает оставаться важнейшим сектором экономики  нашей страны, который поддерживается государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

      Нормативные акты:

  1. Конституция РФ. – М.: Закон, 2006. – 812 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текст. – М.: «АКАЛИС», 2006 – 448 с.
  3. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации. Закон РФ от 19 июня 1992 г. №3085–1 (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 23.04.2012 N 37-ФЗ).

Специаль


Информация о работе Сущность и функции потребительской кооперации