Сущность и функции потребительской кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ потребительской кооперации, её сущности, проблемы и направления развития.
Задачи, решаемые в ходе работы:
определить сущность и функции потребительской кооперации;
проанализировать Принципы потребительской кооперации;
выявить Проблемы потребительской кооперации в России;
дать характеристику направлениям развития потребительской кооперации.

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.docx

— 85.26 Кб (Скачать)

Для приведения российских кооперативных принципов в соответствие с принципами МКА установим оптимальные  для российских условий совокупности образующих их факторов:1

1) Экономическое участие  членов (Ст. 1,5, 9, 11.1., 12, 14, 16, 21, 22, 23, 24, 25, 30 Закона)

Из пяти необходимых и  достаточных факторов, обеспечивающих эффективность этого принципа, в  российской потребительской кооперации отсутствуют четыре фактора:

личная мотивация членов;

преимущества от участия  в кооперативе больше потерь;

регламентация;

объем и качество участия  обеспечивают достижение целей кооператива.

Из этого перечня видно, что принцип не работает из-за невыполнения совокупности факторов, которую можно  сформулировать следующим образом: законодательно закрепленное преимущество членов потребительского кооператива перед остальным населением, обслуживаемым этим кооперативом.

Для того, чтобы включить в работу принцип экономического участия необходимо, в документах, регламентирующих деятельность потребительского кооператива, зафиксировать общепринятые в мировой кооперативной практике позиции:

– снятие ограничений участия  кооперативов в коммерческой деятельности любых форм, в том числе и  создание контролируемых кооперативом отдельных предприятий с условием кооперативного распределения прибыли (ограниченный процент на паевой капитал, направление прибыли на развитие кооператива, на совместные нужды пайщиков и на бонус по товарообороту);

– привлечение пайщиков к экономическому участию в виде бонуса по товарообороту в размере  не менее 3 – 5%;

– отчисления в паевой фонд должны соответствовать мировой  практике, а доход пайщика должен быть не ниже величины учетной ставки банков для физических лиц.

Это позволит:

– создать мотивации населения  для вступления в кооператив и  участия пайщиков в экономической  деятельности кооператива, так как  результаты от участия будут видны  при каждой покупке в кооперативном  магазине;

– создание предпосылок  для возникновения полноценной  социальной базы потребительской кооперации.

Отсутствие полноценной  социальной базы в трудные для  экономики России времена сказывается  незначительно, в основном, в привлечении  средств. Но после стабилизации экономики  и выравнивания уровней жизни  населения, государство потребует  от потребительской кооперации рентабельной работы, что, как показывает мировая  практика, можно обеспечить только при наличии развитой социальной базы;

2) Управление и контроль (Ст. 1, 4, 6, 7, 9, 11, 12, Гл. IV, VI, VIII Закона)1.

Из взаимосвязанных между  собой 8 необходимых и достаточных  факторов, обеспечивающих эффективность  этих принципов, в российской потребительской  кооперации отсутствуют полностью  или частично 5 факторов: 1. равенство  прав; 2. подотчетность руководства; 3. взаимное доверие; 4. демократия; 5. регламентация.

Сегодня проблемы управления и контроля в кооперативах всего  мира стоят особенно остро и российская потребительская кооперация представляет собой в этом плане образцовый объект для критики.

Сущность проблемы рассмотрена  ранее и заключается в природной  двойственности кооператива как  предприятия, что приводит к противоречию между потребительскими целями и  предпринимательскими методами.

Руководство кооператива  выступает в роли предпринимателя, то есть основного элемента предприятия  в получении прибыли, а распределение  этой прибыли производится потребительскими методами и, следовательно, не обеспечивает должного вознаграждения руководства.

Руководство считает справедливым получение большей части прибыли, чем остальные пайщики, что ограничено законодательством и контролируется демократическим членским контролем. При снижении контроля руководство  успешно действующих кооперативов стремится к изменению его  правовой формы и преобразованию в предприятие предпринимательских  форм или идет на финансовые нарушения для осуществления своих претензий.

В любом случае, это приводит к нарушению главного принципа кооперативной  справедливости: недопустимость обогащения одного члена кооператива за счет другого.

Эта проблема органически  присуща всем кооперативам. Частично она решается тем, что в законодательстве ряда стран предусмотрено 4 – 6 кратное  увеличение (по сравнению с рядовым  работником) заработной платы руководства.

Так как мировой практикой  не выработаны рецепты решения проблемы руководства и его контроля, то попробуем обосновать свои предложения  по сближению позиций российской потребительской кооперации с мировой  кооперативной практикой.

Задача значительной части  зарубежных кооперативов – снижение демократии на уровне фактора управления, т.е. уменьшение влияния пайщиков на текущее управление кооперативом, которое  приводит к принятию некомпетентных решений, снижению дисциплины и т.п.

Отличие российских потребительских  кооперативов заключается в том, что в них хорошо развит элемент  административного управления и  поэтому ставится обратная задача: повышение уровня демократии в руководстве  кооперативом и исключение, таким  образом, фактического превращение  кооператива в предпринимательское  хозяйство.

3) Автономность и независимость  (Ст. 3, 5, 16, 17, 19, Гл. VIII Закона).

Существующая сегодня  экономическая зависимость потребительской  кооперации от государства, обусловленная  нерентабельностью ее работы, уравновешивается, как было показано ранее, еще большей зависимостью государства от социальных результатов ее деятельности и поэтому можно считать, что потребительская кооперация в данный период времени достаточно автономна и независима.

Но со стабилизацией социально-экономической  обстановки в Российской Федерации  снизится социальная значимость потребительской  кооперации для государства и  на первое место выйдет рентабельность ее деятельности.

Использование этих общепринятых в мировой кооперативной практике положений позволят российской потребительской  кооперации в достаточно короткие сроки  влиться в мировое кооперативное  сообщество и занять в нем место, соответствующее ее потенциалу.

Таким образом, развитие кооперации сдерживается рядом причин. Отрицательное влияние оказывает, прежде всего, общее кризисное состояние экономики в целом. Не сформирована в должной мере правовая и нормативная база современных видов кооперации. Традиции и опыт кооперирования в хозяйстве, в России, оказались утрачены.

 

 

 

 

 

  1. Проблемы потребительской кооперации в России

 

При переходе экономики России от централизованной коллективистской к капиталистической экономической  системе снижается экономическая  роль потребительской кооперации в  российском обществе и в то же время  резко возрастает ее социальная роль.

Сложность положения российской потребительской кооперации заключается  в масштабе преобразований, поскольку  эти системы во многом противопоставлены  друг другу и в корне изменяют не только отношения собственности, но и всю экономическую деятельность как потребительской кооперации в целом, так и отдельных кооперативов.

Подавляющее большинство  кооперативных предприятий предприятия  используют наемный труд и управляются наемными менеджерами под общим руководством и контролем кооперативной организации. Современное экономическое состояние зарубежной потребительской кооперации обусловлено общими с Россией факторами: углублением инфляции, снижением темпов роста производительности труда, ростом издержек обращения.

Общепринятым в мировой  практике выходом из создавшейся  экономической ситуации является концентрация экономических возможностей путем укрупнения кооперативов, причем интеграция приводит к сокращению абсолютного числа кооперативных организаций.

В некоторых странах, например, Англии, этот процесс сопровождается снижением числа пайщиков.

Внутренние проблемы современных  кооперативов вытекают из противоречивости целей: защитой интересов пайщиков и необходимостью соблюдать законы рыночной экономики.

Общие для всех кооперативов проблемы образования капитала и  распределения результатов работы с ним:

- заинтересованность пайщиков  в распределении прибыли препятствует  созданию фондов развития кооператива  и резервных фондов;

- возможности привлечения  собственного капитала кооперативом  гораздо меньшие, чем у акционерных  обществ. Размер собственного  капитала колеблется в зависимости  от числа членов. Так как каждый  член имеет только один голос,  то приобретение нескольких кооперативных  паев не привлекательно. Если из кооператива выбывают его члены и получают свой пай обратно, то собственный капитал кооператива, а вместе с ним и кредитная основа уменьшаются;

- привлечение кооперативом  заемного капитала негосударственных банков затруднено, так как зависит от его кредитоспособности, которая не стабильна. Поэтому кооперативы (особенно мелкие) на рынке капитала не всегда пользуются доверием, что определяет высокую кредитную ставку;

- государство оказывает  финансовую поддержку кооперативам  в рамках определенных программ путем льготных кредитов и налогообложения, но в некоторых странах большинство кооперативов в эти программы не входит.

Зная проблемы и тенденции  мирового кооперативного движения, можно  сопоставить их с тенденциями  и проблемами российской потребительской  кооперации и выявить отличия  действующих принципов современной  российской потребительской кооперации от принципов Международного Кооперативного Альянса (МКА). Это поможет понять, что конкретно требуется изменить в деятельности российской потребительской  кооперации для того, чтобы она  смогла эффективно действовать в  рыночной экономике.

Можно выделить две группы экономических проблем, стоящих  перед современной российской кооперацией:

- проблемы всех предприятий  российской экономики. К ним  относятся: отсутствие ясной государственной  экономической политики, некредитоспособность  населения и предприятий, неплатежи,  нехватка собственных оборотных средств и дороговизна банковских кредитов, налоговый пресс и т.п.;

- проблемы потребительской  кооперации, вытекающие из ее специфичных целей. К ним относятся невозможность получения высокой прибыли из-за преимущественного обслуживания малоимущих слоев населения (в том числе и населения отдаленных районов), наличие малоэффективных избыточных основных фондов, невозможность закрытия экономически нерентабельных, но социально-значимых предприятий и т.п.

Статистика свидетельствует, что в российской экономике намечаются положительные сдвиги, что относится  и к потребительской кооперации.2

Вторая группа проблем  решается в двух направлениях:

- перестройка организационной  структуры, структуры товарооборота,  заготовительной деятельности, производства  товаров, диверсификация деятельности  и нахождение внутренних резервов повышения рентабельности предприятий потребительской кооперации;

- частичная компенсация  государством экономических потерь  потребительской кооперации, связанных  с решением ее социальных общегосударственных задач, в виде налоговых льгот, кредитов, отсрочки платежей по кредитам и т.п.

Очерченный круг экономических  проблем сам подсказывает пути их решения:

- перестройка российской  потребительской кооперации на  основе кооперативных принципов  МКА;

- повышение эффективности  деятельности потребительской кооперации  на основе использования прошедших  проверку временем достижений  дореволюционной русской кооперации  и применения полезного зарубежного  кооперативного опыта;

- законодательное закрепление  потребительской кооперации как  экономического субъекта первостепенной  социальной значимости с предоставлением  ей экономических льгот, соответствующих  затратам потребительской кооперации  на решение общегосударственных  социальных задач.

Одной из основных причин неэффективного использования потенциала потребительской  кооперации послужил тот факт, что  государство поставило эти общественно-хозяйственные  организации в один ряд с коммерческими  структурами, целью которых, в отличие  от потребительской кооперации является извлечение прибыли.

Потребительская кооперация сталкивается с целым рядом проблем. Это – несовершенство правовой базы, крайне запутанная и постоянно изменяющаяся система налогообложения, высокая  стоимость услуг по выдаче лицензий, согласований, разрешений, отсутствие благоприятных условий для выдачи банковских кредитов.

    Реформирование отношений собственности вновь превратило потребительскую кооперацию в важнейший инструмент государственной политики для снижения социальной напряженности в российском обществе.

Это не случайно. Если обратиться к истории, то можно заметить закономерность: возрастание роли потребительской  кооперации всегда происходит в трудные  для населения страны времена. Так, само появление и развитие потребительских кооперативов привело к уменьшению разрыва уровней жизни рабочих и предпринимателей; на каких бы основах не строилась потребительская кооперация в первые годы Советской власти, именно она обеспечила физическое выживание большинства населения России того времени; именно потребительская кооперация повысила уровень снабжения населения СССР продуктами во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы.

Информация о работе Сущность и функции потребительской кооперации