Сущность и функции потребительской кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ потребительской кооперации, её сущности, проблемы и направления развития.
Задачи, решаемые в ходе работы:
определить сущность и функции потребительской кооперации;
проанализировать Принципы потребительской кооперации;
выявить Проблемы потребительской кооперации в России;
дать характеристику направлениям развития потребительской кооперации.

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.docx

— 85.26 Кб (Скачать)

Концепция развития потребительской  кооперации Российской Федерации на период до 2010 г. формулирует в качестве одной из важнейших задач - развитие местных рынков регионов путем увеличения предложения товаров за счет продукции собственного производства, расширения ассортимента, увеличения доли непродовольственных товаров, товаров индивидуальной трудовой деятельности, народных промыслов, повышения качества товаров и услуг; стимулирование спроса (предоставление товарного кредита, продажа товаров пайщикам со скидкой, по сниженным ценам), увеличения покупательной способности населения за счет выручки за сданную сельскохозяйственную продукцию, сырье, непродовольственные изделия индивидуальной трудовой деятельности.

Таким образом, развитие местных  рынков регионов осуществляется потребительскими обществами и союзами с двух позиций  расширения спроса и роста предложения. И этим потребительская кооперация четко обозначила свою роль и место в социальной экономике государства.

Сила и значимость кооперации в том, что она выступает как  модель самоорганизации населения, является уникальной организацией, порожденной самой жизнью как путь борьбы с бедностью. Она берет на себя функцию государства - социальную защиту населения.

Социально-экономическая  политика потребительской кооперации дифференцирована по субъектам: пайщики, работники, некооперированное население. Развитие системы зависит от того, как она выстраивает свои отношения  с этими категориями населения, как соблюдает баланс интересов, обозначает приоритеты.

На данный момент потребительская  кооперация практически не отдает приоритета пайщикам. Ее стратегия и социальная миссия обозначены как борьба с бедностью всего сельского населения.

И это правильно тактически, учитывая льготы, предоставляемые государством и органами местного самоуправления (не облагаемые налогом фонд развития, внутрихозяйственные отчисления, заемные средства населения на пополнение оборотных средств и другие), которые рассматриваются как аванс государства под социальную миссию.

Социальная поддержка  некооперированного населения оправдывает  себя экономически в том случае, если эта часть населения рассматривается  как потенциальные пайщики, а  расходы, направленные на материальную поддержку, - как затраты на формирование имиджа, продвижение самой организации  в общественном сознании. Поэтому  сумма льгот населению должна соизмеряться с финансовыми возможностями  организации. Экономические расчеты по социальной поддержке сельского населения согласуются с органами местного самоуправления при заключении соглашений. Это должна быть единая программа, предусматривающая компенсацию затрат потребительской кооперации: с одной стороны, меры социальной поддержки населения, с другой, - компенсация затрат на эти меры.

Отношения с работниками  ничем не выделяют потребительскую  кооперацию среди субъектов рынка. Отличия проявляются во взаимоотношениях с работниками - пайщиками. Если работники  являются пайщиками, то экономические  отношения меняются, но только благодаря  их статусу пайщиков, а не работников. Стратегическая позиция должна быть ориентирована на пайщика.

Отношения с пайщиками. Уставная цель потребительской кооперации - удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков. Пайщик - основной субъект потребительской кооперации, социальная база системы, экономическая  опора, главное конкурентное преимущество.

Если любой другой хозяйственник  ищет свою нишу на рынке, то у потре6ителъской  кооперации она исторически определена, следует только сохранить своего пайщика в качестве покупателя, сдатчика, кредитора. Ни один из других субъектов  рынка не имеет такого конкурентного  преимущества. Задача - потенциальное  конкурентное преимущество превратить в реальное. Этот резерв еще недооценивается. Пайщик воспринимается как субъект, которого надо спонсировать, а не как экономический партнер.

К сожалению, во многих кооперативах думают иначе: разбогатеем, тогда будем  вкладывать в пайщика больше средств. При такой психологии есть опасность  перерождения кооперации в коммерческую организацию. Не надо пайщику ничего давать просто так, ему надо платить  за экономическое партнерство, за то, что он купил товары в кооперативных магазинах, сдал им продукцию своего подворья, дал взаймы свои сбережения для пополнения оборотных средств.

С пайщиком должны быть налажены нормальные взаимовыгодные экономические  отношения. Чем больше его экономическое  участие в товарообороте, закупках, формировании оборотных средств, тем  больше он должен получить в форме  кооперативных выплат. И в этом случае каждая организация станет, заинтересована в увеличении численности  пайщиков.

Увеличение числа пайщиков, их экономическое и организационное  участие способствует развитию кооперации во всех направлениях:

  • восстанавливаются принципы и нормы кооперативной демократии;
  • растут масштабы оборота розничной торговли за счет покупок пайщиков;
  • возрастают объемы закупок сельскохозяйственных продуктов, сырья, дикорастущих от пайщиков, а, следовательно, объемы переработки и производства;
  • увеличиваются ресурсы торговли за счет продукции пайщиков, индивидуальной трудовой деятельности, сельского хозяйства, народных промыслов, охоты, рыболовства, звероводства;
  • пополняются оборотные средства кооперативных организаций за счет заемных средств пайщиков, паевого фонда в результате вступления новых членов, а также увеличения паевого взноса.

Потребительская кооперация, созданная пайщиками и служащая пайщикам для удовлетворения насущных потребностей, должна каждодневно стремиться создавать все условия для роста благосостояния своих членов). Сельские жители должны стремиться стать членами кооператива, видя реальные позитивные результаты от экономического сотрудничества с потребительским обществом.

Сохранение и (или) приумножение численности пайщиков должно расцениваться  как главный итог реализации социальной миссии и как главный резерв экономического развития кооперативных организаций.

Основными функциями потребительской  кооперации на современном этапе  являются:

- создание и развитие  организаций торговли для обеспечения  членов потребительских обществ  товарами;

- закупка у граждан  и юридических лиц сельскохозяйственной  продукции и сырья, изделий  и продукции личных подсобных  хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их реализацией;

- производство пищевых  продуктов и непродовольственных  товаров с последующей их реализацией  через организации розничной  торговли; – оказание членам потребительских  обществ производственных и непроизводственных услуг;

- совершенствование переработки,  хранения, доведения сельскохозяйственной  продукции до потребителя;

- поддержание сохранившихся  крупных сельскохозяйственных предприятий,  которые нуждаются в оптимизации  отношений с различными предприятиями  и организациями.

Потребительская кооперация в каждом регионе выступает надежным союзником местных органов власти в реализации программ социальной защиты населения, а именно: оказание поддержки и содействия безработным, малоимущим. Представители регионального и местного самоуправления признают благородную миссию потребительской кооперации и начинают видеть в ней партнера и создавать условия для ее свободного и самостоятельного развития.

Таким образом, чтобы обеспечить экономический рост и поддержать социальную стабильность на селе, необходимо сконцентрировать усилия на тех направлениях, на которых потребительская кооперация имеет конкурентные преимущества. Их реальное наличие позволяет оптимистично оценить будущее потребительской  кооперации России.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Принципы потребительской кооперации

 

Новый Закон о потребительской  кооперации направлен на возвращение  российской потребительской кооперации в мировое кооперативное сообщество в качестве равноправного партнера, признающего и выполняющего принятые в нем кооперативные принципы и предписывает исполнение следующих принципов:

  • добровольное и открытое членство;
  • экономическое участие членов – внесение паевого взноса и получение доли дохода;
  • право участия членов в управлении и контроле;
  • преимущественное право пайщиков при приеме на работу в кооператив и участия в его хозяйственной деятельности;
  • право на автономию и независимость;
  • право на объединение в союзы кооперативов;
  • забота об обществе.

Сравнивая провозглашенные МКА кооперативные цели и принципы с закрепленными законодательством РФ целями и принципами деятельности современной российской потребительской кооперации, можно отметить их совпадение по большинству пунктов.

Но факторный анализ указывает  на частичное несовпадение содержания декларируемых принципов с их фактической реализацией в деятельности потребительских кооперативов.

Причины и следствия сложившегося положения:

отсутствие реальных преимуществ  пайщиков перед остальным населением лишает их мотиваций к участию  в потребительских кооперативах, что объясняет отсутствие полноценной  социальной базы потребительской кооперации;

обслуживание всего населения  за счет привлечения средств пайщиков дискриминирует пайщиков экономически, вызывает естественное негативное отношение к участию в кооперативе, что исключает возможность создания социальной базы потребительской кооперации.

Управление и контроль.

В кооперативах, действующих  на принципах МКА, приняты демократическое  управление и демократический членский контроль, основанные на равенстве  прав членов; в российской кооперации – административно-общественный контроль, основанный на иерархии прав пайщиков и руководства.

Наиболее наглядно негативные стороны такой системы управления и контроля проявились в период реформирования отношений собственности: руководство  кооперативов имело возможность  акционировать или продавать  принадлежащую кооперативу собственность, не считаясь с мнениями пайщиков.

Отсутствие демократического членского контроля приводит к финансовым злоупотреблениям руководства и, в  общем случае, позволяет ему наживаться за счет пайщиков.

В российской потребительской  кооперации не используются возможности  привлечения пайщиков к экономическому участию в деятельности кооператива  бонусом на товарооборот, который  характерен для кооперативов, действующих  на принципах МКА, и является одним  из средств создания полноценной  и устойчивой социальной базы кооперации.

Потребительская кооперация всех стран, так или иначе зависит от государственной поддержки, получаемой в обмен на социальные услуги, оказываемые населению.

Современный период развития потребительской кооперации в России характеризуется полной зависимостью от поддержки государства из-за ее экономической нерентабельности. Теоретически, потребительская кооперация может освободиться от этой зависимости путем преобразования своих предприятий в другую правовую форму (что и происходило в начале 90-х годов).

Экономический анализ показал, что в случае отказа от решения  общегосударственных социальных задач  рентабельность потребительской кооперации с ее высоким экономическим потенциалом и высококвалифицированным персоналом безусловно обеспечит ей экономическую независимость от государства. Но здесь проявляется вторая сторона в отношениях между государством и потребительской кооперацией: на данном этапе государство зависит от социальных результатов деятельности потребительской кооперации в гораздо большей степени, чем потребительская кооперация зависит от государственной поддержки.

Поэтому можно сделать  вывод, что в настоящий период российская потребительская кооперация в достаточной степени автономна и независима. Но к тому времени, когда экономическая обстановка в России стабилизируется и потребительская кооперация утратит свою первостепенную роль в социальной политике государства, она должна стать экономически независимой от государственной поддержки (в том смысле, как это понимается в современных кооперативах развитых стран).

Таким образом, мы выявили  основные социально-экономические факторы, отличающие российскую потребительскую кооперацию от успешно действующей кооперации развитых стран и обозначили круг задач, которые необходимо решить российской потребительской кооперацией для возвращения в мировое кооперативное сообщество на принципах МКА.

Пути реформирования российской потребительской кооперации на принципах  МКА:

Сформулированная в современном  кооперативном законодательстве цель потребительской кооперации совпадает  по своей сути с целями международной  кооперации, но методы ее достижения, сформулированные в принципах «Экономическое участие членов», «Управление и контроль» и «Автономия и независимость» не обеспечивают ее реализации на практике.

Информация о работе Сущность и функции потребительской кооперации