Сущность и функции потребительской кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ потребительской кооперации, её сущности, проблемы и направления развития.
Задачи, решаемые в ходе работы:
определить сущность и функции потребительской кооперации;
проанализировать Принципы потребительской кооперации;
выявить Проблемы потребительской кооперации в России;
дать характеристику направлениям развития потребительской кооперации.

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.docx

— 85.26 Кб (Скачать)

Поэтому совершенно неправильно  рассматривать потребительскую  кооперацию только с экономической  точки зрения: ее экономическая рентабельность ничто по сравнению с социальными выгодами.

Для примера рассмотрим, почему государство, несмотря на кажущуюся  экономическую невыгодность, оказывает  финансовую помощь потребительской  кооперации.

Обеспечивая население страны дешевыми продуктами и товарами, потребительская кооперация снижает социальную напряженность в обществе. Поэтому, государству несоизмеримо выгоднее тратить несущественную часть бюджета на предотвращение социального взрыва, чем нести непредсказуемые затраты по ликвидации его последствий.

Исторический опыт позволяет  прогнозировать первостепенную социальную значимость потребительской кооперации до того времени, когда экономика  России не будет приведена в порядок  и ее устойчивое существование в последующие периоды.

Новый Закон о потребительской  кооперации направлен на возвращение  российской потребительской кооперации в мировое кооперативное сообщество в качестве равноправного партнера, признающего и выполняющего принятые в нем кооперативные принципы и предписывает исполнение следующих принципов:

- добровольное и открытое  членство;

- экономическое участие  членов – внесение паевого  взноса и получение доли дохода;

- право участия членов  в управлении и контроле;

- преимущественное право  пайщиков при приеме на работу в кооператив и участия в его хозяйственной деятельности;

- право на автономию  и независимость;

- право на объединение  в союзы кооперативов;

- забота об обществе.

Сравнивая провозглашенные МКА кооперативные цели и принципы с закрепленными законодательством РФ целями и принципами деятельности современной российской потребительской кооперации, можно отметить их совпадение по большинству пунктов.

Но факторный анализ указывает  на частичное несовпадение содержания декларируемых принципов с их фактической реализацией в деятельности потребительских кооперативов.

Декларируемая цель потребительской  кооперации удовлетворение потребностей своих членов (Преамбула Закона).

Фактически достигаемая  цель – удовлетворение потребностей всего населения в зоне обслуживания.

Причины и следствия сложившегося положения:

- отсутствие реальных  преимуществ пайщиков перед остальным  населением лишает их мотиваций  к участию в потребительских  кооперативах, что объясняет отсутствие  полноценной социальной базы  потребительской кооперации;

- обслуживание всего населения  за счет привлечения средств пайщиков дискриминирует пайщиков экономически, вызывает естественное негативное отношение к участию в кооперативе, что исключает возможность создания социальной базы потребительской кооперации.

Сравнивая проблемы российских потребительских кооперативов с  проблемами кооперативов других стран, можно отметить их общность, но в  России эти проблемы усугублены воздействием перехода из одной экономической  системы в другую.

 

4.Характеристика основных  направлений развития потребительской кооперации в России

 

Настоящей Концепцией развития потребительской кооперации в Российской Федерации до 2015 года (далее - Концепция) формулируются основные направления  деятельности организаций потребительской  кооперации для обеспечения стабильного  поступательного развития потребкооперации, расширения и интенсификации деятельности, приобретения влияния на социально  ориентированном рынке продовольственных  и непродовольственных товаров, повышения авторитета и участия  в решении социально-экономических  проблем и обеспечения безопасности страны в сфере продовольственного обеспечения.

Условия формирования Концепции

Экономика России стабильно  и динамично развивается, в результате чего происходит постепенная трансформация  рыночных отношений, затрагивающая  все субъекты рынка, среди которых  существенное место занимает система  организаций потребительской кооперации.

 На рынках, где традиционно  представлена потребительская кооперация, происходит активное укрепление  позиций средних и крупных  участников и их объединений.  Развиваются системы управления  в торговле и производстве  потребительских товаров.

 Укрепление позиций  крупных торговых организаций,  в значительной степени обеспечивающих  торговлю за счёт импорта продовольственной  продукции, приводит к созданию  угрозы безопасности Российской  Федерации в сфере продовольственного  обеспечения. 

 Крайне медленно восстанавливается  уровень материального обеспечения,  культурно-бытового обслуживания  и защиты сельского населения,  удовлетворения повседневных потребностей.

 Развитие рыночных  отношений сопровождается конкуренцией, стремлением к повышению экономической  эффективности деятельности, в том числе за счёт снижения внимания к социальной сфере, особенно в сельских и удалённых поселениях.

 Потребительская кооперация  России является одной из крупнейших  систем, осуществляющих торговую, заготовительную,  производственную деятельность, оказывающих  социальные и бытовые услуги  населению, производящих сельскохозяйственную  продукцию. Потребительская кооперация  России насчитывает более 175 лет  истории, обладает огромными традициями  и большим человеческим потенциалом. 

 Несмотря на то что в силу сложностей переходного периода конца 80-90-х годов ХХ века потребительская кооперация утратила многие политические и экономические позиции, усилиями работников потребительских обществ и союзов, других организаций удалось сохранить единство и целостность, непрерывность традиций и взаимодействия, значительную материально-техническую базу.

 Всё это - достаточные  предпосылки к активному развитию  потребительской кооперации на  единой идеологической, политической, экономической и организационной  основе.

Основа развития потребительской кооперации

 Главным условием динамичного  и стабильного развития потребительской  кооперации является удовлетворение  интересов основных вовлечённых  групп:

  • потребителей товаров и услуг - основы экономического развития,
  • работников потребительской кооперации - движущей силы системы потребительской кооперации,
  • пайщиков - социальной основы потребительской кооперации.

 Интересы потребителей  товаров и услуг потребительской  кооперации - это получение доступных  и качественных товаров и услуг.

 Интересы работников  потребительской кооперации - обеспечение  достойного уровня жизни, условий  труда, социального и пенсионного  обеспечения, вознаграждения труда сообразно вложению собственных сил и средств.

 Интересы пайщиков - доступ  к товарам и услугам потребительской  кооперации на льготных условиях, целесообразность вложения средств в развитие потребительской кооперации.

Препятствия на пути развития потребительской кооперации

 Препятствия в развитии  потребительской кооперации имеют  комплексный, системный характер, что осложняет их устранение  или снижение их влияния.

 Недостаточное внимание  к интересам организаций потребительской  кооперации, с одной стороны, и  уверенность в возможности эффективного  самостоятельного существования  организаций потребительской кооперации  вне единой системы - с другой  стороны, приводят к возникновению  и усилению дезинтеграционных  процессов. Утрачиваются экономические,  транспортные, финансовые, информационные  связи.

 Дезинтеграционные процессы  могут привести к исчезновению  потребительской кооперации как  единой системы и важного элемента  социально-экономического механизма  России. Организации потребительской  кооперации в среднесрочной и  долгосрочной перспективе могут  полностью утратить конкурентные  преимущества, основанные на масштабах  и системном единстве.

 Недостаточно высокий  уровень взаимодействия, информационного  обеспечения, отсутствие единой  стратегии развития, инвестиционной  привлекательности, стремление самостоятельно  решать сложные комплексные проблемы, зачастую вопреки здравому смыслу, значительно снижают динамику  развития организаций потребкооперации, ведут к стагнации. Организации  потребительской кооперации утрачивают  способность не только опережать  существующие тенденции, но даже  просто адаптироваться к изменениям  внешней среды, начинают отставать  от конкурентов.

 Осутствие аккумулированных источников финансирования развития перспективных и конкурентоспособных организаций, крупномасштабных проектов тормозит формирование конкурентных преимуществ.

Потребкооперация может  стать серьёзной силой не только в достижении индивидуальных целей  потребителей, работников системы потребкооперации и пайщиков, укреплении их личного  благосостояния и социальной защищённости, но и в реализации общегосударственных  задач, приоритетных национальных проектов, обеспечении занятости населения, решении проблем продовольственной  безопасности страны. Потребкооперация может стать основным проводником (оператором) в реализации государственных  задач по замещению импортной  продукции продукцией отечественных  сельскохозяйственных производителей.

Миссия потребительской  кооперации в современных условиях

 Миссия потребительской  кооперации в России - участие  в развитии социальной инфраструктуры, в первую очередь на селе, обеспечение  стабильного развития потребительского  рынка страны за счёт удовлетворения  потребностей и социальной защиты, повышения занятости населения,  вовлекаемого в деятельность  и обслуживаемого потребительской  кооперацией, укрепление безопасности  России в сфере продовольственного  обеспечения. 

Цели развития потребительской кооперации

Основными целями развития потребительской кооперации являются:

-   сохранение и  развитие потребительской кооперации  как единой, мощной и самобытной  системы;

-   укрепление и  усиление позиций на традиционных  рынках;

 -   укрепление позиций в сельских поселениях на уровне районных центров и центральных усадеб, развитие и конкуренция на региональном, межрегиональном и федеральном уровнях, выход на рынки городов, в том числе крупных;

-   модернизация и  интеграция в инновационную экономику;

-   интеграция в  решение общегосударственных проблем,  в том числе повышения благосостояния  сельского населения, развитие  на основе эффективного взаимодействия  с государственными институтами. 

Основные предпосылки  к реализации Концепции и общие  задачи Концепции

 В Концепции учитывается  анализ данных статистического  наблюдения развития регионов  России, в том числе данных  о потребительской кооперации. Реализация  Концепции предполагает системность  и программный подход: каждое  положение (группа положений)  Концепции должно быть реализовано  в конкретной программе, проекте  или совокупности проектов, основанных  на анализе исходной ситуации  и содержащих систему мер и  мероприятий для достижения целей  и решения задач, определённых  Концепцией.

 Общие задачи, на решение которых направлена  Концепция, заключаются в следующем.

1.     Формирование  и реализация опережающей наступательной  стратегии потребительской кооперации, для реализации которой в настоящее  время складываются необходимые  условия: 

-   ограничение импорта  и мировые тенденции к росту  цен на сельскохозяйственную  продукцию, повышение внимания  к безопасности России в сфере  продовольственного обеспечения  раскрывают рынок для отечественных  производителей. Потребительская кооперация  имеет реальные возможности восстановить  заготовительную деятельность в  крупных масштабах, значительно  увеличить объёмы собственного  производства (в частности по  социально значимым продуктам  питания), создать единую операционную  цепочку: производство сельскохозяйственной  продукции и заготовки - переработка  - торговля. При этом особое внимание  следует уделить отечественным  традициям производства качественных  натуральных продуктов, восстановлению  и развитию культуры их потребления,  взамен дешёвых и, как правило,  некачественных импортных суррогатов. Потребкооперация в состоянии обеспечить растущий рынок продукции эксклюзивного (домашнего) качества, которая может быть востребована наиболее взыскательными потребителями в торговой сети и предприятиях общественного питания;

Информация о работе Сущность и функции потребительской кооперации