Сущность и функции потребительской кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ потребительской кооперации, её сущности, проблемы и направления развития.
Задачи, решаемые в ходе работы:
определить сущность и функции потребительской кооперации;
проанализировать Принципы потребительской кооперации;
выявить Проблемы потребительской кооперации в России;
дать характеристику направлениям развития потребительской кооперации.

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.docx

— 85.26 Кб (Скачать)

-   более полное  самостоятельное обеспечение товарными  ресурсами поможет организациям  потребительской кооперации снизить  влияние негативных изменений  на товарных рынках, позволит  удерживать цены на приемлемом  уровне, сохранить и расширить  сферу влияния кооперативной  торговли в районных центрах,  вернуть и укрепить ранее утраченные  позиции на городских рынках. Каждая кооперативная организация  должна не пассивно приспосабливаться  к изменившемуся рынку, а активно  влиять на него, завоеёвывать новые (стратегические) позиции. При этом вероятны кардинальные перемены в организационной структуре, ценовой и ассортиментной политике, устранение убыточности и другие качественные преобразования. 2.     Модернизация структуры управления с ориентацией на экономический рост и повышение эффективности, т.к. отсутствие интеграции организаций потребкооперации в систему, основанную на единых экономических и социальных интересах, не способствует повышению эффективности работы в целом.

3.     Меры по  предотвращению банкротств кооперативных  организаций. Для своевременного  выявления признаков и причин  неплатёжеспособности и банкротства,  оказания помощи в разработке  антикризисной программы и реализации  мер по оздоровлению необходим  систематический мониторинг финансового  состояния организаций потребительской  кооперации с целью выделения  неформальных признаков несостоятельности  (банкротства), системы критериев  банкротства, ключевых показателей.  Это потребует повышения общей  юридической и финансовой грамотности  руководящего звена, работников  финансово-экономических и юридических  служб.

4.     Для повышения  интенсивности развития и снижения  рисков потери доходов меры  по повышению инвестиционной  привлекательности организаций  в рамках реализации инвестиционных  программ потребительской кооперации  разного уровня. При этом программы  должны включать систему мер  по защите организаций потребительской  кооперации при привлечении инвестиционных  ресурсов.

5.     Внедрение  новых методов работы в области  анализа, планирования, контроля  и стимулирования с целью обеспечения  оптимизации налоговых платежей, развития социальной сферы и  защиты социально-экономических  интересов пайщиков. Необходимо  широко использовать современные  технологии управления финансами,  активно внедряя в практику  хозяйственной деятельности системы  потребительской кооперации инструменты  финансового менеджмента, антикризисного  управления в целях обеспечения  устойчивого экономического роста  и сбалансированного социального  развития.3

6.     Работа с  пайщиками по сохранению и  приумножению их численности.  Это направление деятельности  должно расцениваться как один  из основных резервов экономического развития организаций потребительской кооперации. Увеличение числа пайщиков, их экономическое и организационное участие способствуют:

-   восстановлению  принципов и норм кооперативной  демократии;

-   росту масштабов  за счёт укрепления взаимодействия  с пайщиками как участниками  заготовительной деятельности и  лояльными покупателями товаров  кооперативных торговых сетей;

-   росту объёмов  закупок сельскохозяйственной продукции  и дикорастущего сырья, и, следовательно,  объёмов переработки и производства;

-   увеличению ресурсов  торговли за счёт продукции  пайщиков, индивидуальной трудовой  деятельности, народных промыслов,  охоты, рыболовства, звероводства;

-   пополнению основных  и оборотных средств кооперативных  организаций за счёт паевого  фонда в результате вступления  новых членов, увеличения паевого  взноса, а также заёмных средств  пайщиков, вовлечения пайщиков в  инвестирование организаций потребительской  кооперации.

7.     Полномасштабное  развитие кадрового потенциала  всей системы потребительской  кооперации.

8.     Интеграция  в международную систему организаций  потребительской кооперации (Международный  кооперативный альянс, Еврокооп и другие).

9.     Развитие  информационного обеспечения деятельности  потребкооперации, в том числе  популяризация кооперативных идей  и деятельности потребкооперации  через средства массовой информации.

10.  Стимулирование платёжеспособного  спроса населения и активизации  производства в сельской местности  посредством развития финансирования  сельского населения, реализация  программ микрофинансирования. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Развитие потребительской кооперации с помощью построения системы управления и работы с пайщиками

 

Социальное развитие:

  • развитие программ социальной поддержки работников потребительской кооперации, пайщиков, населения.
  • повышение практической роли профсоюзных организаций потребительской кооперации по защите социально-трудовых и связанных с ними экономических интересов работников, развитие взаимодействия с органами государственной власти для получения работниками потребительской кооперации прав на дополнительные льготы, в том числе льготы в связи с присвоением почётного звания «Ветеран труда», повышение статуса звания «Ветеран потребительской кооперации».
  • создание достойных условий труда и отдыха работников, повышение жизни и социальной защищённости работников потребительской кооперации, в том числе во взаимодействии с негосударственными пенсионными фондами, развитие на программной основе системы дополнительных мер социальной защиты в связи с уходом на пенсию.
  • развитие и совершенствование социального партнёрства, основанного на учёте интересов работников и работодателей и осуществляемого в форме коллективных договоров и соглашений.
  • повышение роли ветеранских организаций потребительской кооперации в социальном обеспечении ветеранов.

 Наиболее значимым  препятствием развития потребительской  кооперации в России является  дезинтеграция организаций потребительской  кооперации, которая обусловливает  следующие проблемы, мешающие эффективному  развитию потребительской кооперации  как единой системы:

-   информационное  обеспечение стратегического управления  является неполным и недостаточным:  за исключением отдельных регионов, отсутствуют полные и достоверные  данные об организациях потребительской кооперации, пайщиках, финансовом состоянии; это делает невозможным определение подхода к системному управлению потребительской кооперацией;

-   у потребительских  обществ нет полной, своевременной  и достаточной информации о  связи развития этих обществ  с развитием экономики России  в целом; в результате решения  по управлению многими потребительскими  обществами принимаются с учётом  ближайшей перспективы и объективно  не могут учитывать последствия  на 5-10 лет вперёд;

-   у многих организаций  потребительской кооперации (особенно  на районном уровне) есть иллюзия,  что они в состоянии выжить  и развиваться самостоятельно; в  результате они не взаимодействуют  и не развиваются совместно;

-   организации потребительской  кооперации имеют разные организационно-правовые  формы, неоднородны по размерам  и составу;

-   в системе управления  в потребительской кооперации  зачастую имеется избыточное  количество органов управления, которые не выполняют функций,  предусмотренных законом и уставами  обществ;

-   надлежащий учёт  пайщиков не обеспечен, пайщики  не заинтересованы в активном  участии в работе организаций  потребкооперации;

-   недостаточно регламентированы  механизмы взаимодействия между  организациями потребительской  кооперации; это затрудняет принятие  и реализацию единых стратегических  решений.

 Все эти проблемы  современного состояния управления  в потребительской кооперации  не позволяют в полной мере  использовать преимущества системности,  которые заложены в самой идеологии  потребкооперации.

Цели построения системы  управления в потребительской кооперации

 Система управления  потребкооперацией должна отвечать  следующим требованиям:

1.     Управленческие  решения принимаются с учётом  местных, региональных и общегосударственных  условий и особенностей, а также  последствий не только в краткосрочной  (1 год), но и в среднесрочной  (5 лет) и долгосрочной (более 10 лет) перспективе.

2.     Управленческие  решения принимаются на основе  полной и достоверной информации.

3.     Система управления  позволяет решать задачи в  интересах потребительских обществ  и пайщиков на всех уровнях:  местном, региональном и федеральном.  На каждом уровне налажены  связи с органами государственной  власти и местного самоуправления, что позволяет защищать интересы  потребкооперации.

4.     Уровни принятия  решений по управлению распределены  в зависимости от вопросов, по  которым решения принимаются.  Чётко определена роль Центросоюза  Российской Федерации и региональных  союзов потребительских обществ  в управлении системой потребительской  кооперации в России.

5.     Принятые  потребительскими обществами и  союзами потребительских обществ  решения рассматриваются как  обязательные для всех организаций  потребкооперации, учреждённых ими  либо подчинённых им по иным  основаниям, а также (для союзов) входящих в соответствующие союзы.  Такие решения не должны противоречить  решениям союзов потребительских  обществ более высокого уровня, принятым для реализации проектов  и программ, а в случае противоречия  должны подлежать отмене.

Система взаимоотношений  с пайщиками должна отвечать следующим  требованиям:

1.     Пайщики заинтересованы  в деятельности организаций потребительской  кооперации. Заинтересованность обеспечивается  за счёт лояльности пайщика  к потребительскому обществу: в  части торговой деятельности - на  основе постоянного приобретения  товаров в магазинах потребительской кооперации; в части заготовительной деятельности - на основе постоянной сдачи продукции в организации потребкооперации.

2.     Налажен учёт  пайщиков, в том числе их возможностей  по приобретению товаров и  услуг, сдаче сельскохозяйственной  продукции, изготовлению собственной  продукции, которая может реализовываться  потребкооперацией.

Система построения управленческого  аппарата должна отвечать следующим  требованиям:

1.     Структура  управления потребительскими обществами  и союзами потребительских обществ  должна быть отрегулирована для  оптимальной реализации функций.

2.     Деятельность  управленческого аппарата оценивается  с точки зрения достижения  результатов организациями потребкооперации.

3.     Работники,  осуществляющие управление, заинтересованы  в результатах собственного труда  не только через оплату труда,  но и через результаты деятельности  организаций потребительской кооперации.

 Таким образом, цель  деятельности потребительской кооперации  по данному направлению - построение  системы управления в потребительской  кооперации, обеспечивающей принятие  и реализацию решений на единой  системной основе на всех уровнях  организационной структуры потребительской  кооперации и достижение заинтересованности  в деятельности организаций потребительской  кооперации всех её участников, включая пайщиков и работников  потребительской кооперации.

Задачи построения системы  управления в потребительской кооперации

1.     Создание  единой информационной системы,  позволяющей обеспечить принятие  решений по уровням и включающей:

 -  полные и достоверные сведения о пайщиках: их количестве, размерах взносов, деятельности в потребительском обществе, возможностях по участию в заготовительной деятельности, приобретению товаров в торговых точках потребительской кооперации, личных материальных потребностях и т.п.

 -   полные и достоверные сведения о деятельности по управлению.

 -   данные, сведения и информацию о производстве товаров и услуг, возможностях организаций потребительской кооперации по распределению и перераспределению товаров и услуг.

2.     Оптимизация  системы организаций потребительской  кооперации и их взаимодействия:

2.1.   Обследование организаций  потребительской кооперации по  всем регионам Российской Федерации  (с целью выявления соответствия  фактической организационной структуры  законодательству о потребительской  кооперации) и правовых условий  взаимодействия в рамках системы  потребкооперации в целом.

2.2.   Укрупнение, объединение  организаций потребительской кооперации  в случаях, когда это необходимо  для сохранения материально-технической  базы и кадрового потенциала  и значительного повышения экономической  эффективности их деятельности.

2.3.   Сохранение экономически  сильных организаций потребительской  кооперации и интеграция их  в единую экономическую деятельность  потребкооперации.

2.4.   Разработка и  внедрение справедливой системы  представительства организаций  потребительской кооперации в  органах управления союзов потребительских  обществ и Центросоюза Российской  Федерации, основанной на учёте  количества потребительских обществ,  количества пайщиков в потребительских  обществах, экономических показателях  их деятельности и выполнении  обязательств по уплате членских  взносов в связи с участием  в соответствующих союзах потребительских  обществ.

Информация о работе Сущность и функции потребительской кооперации