Стратегическое планирование в СПБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:30, доклад

Описание работы

Стратегия развития Санкт-Петербурга должна основываться на анализе геополитических и социально-экономических условий, конкурентных возможностей города. Специфика ситуации заключается в том, что город должен искать свой собственный путь развития, не рассчитывая на федеральный центр. Не вызывает сомнений при этом главная цель развития города – стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга.
В понятие качества жизни, прежде всего включаются наличие хорошей работы и достойной зарплаты, гарантированные качественные услуги здравоохранения и социального обеспечения, хорошее жилье, общественная безопасность, политическая стабильность, возможности образования, культурные и досуговые возможности, качество окружающей среды.

Работа содержит 1 файл

стратегическое планирование.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

Таким образом, реконструкция исторического  центра призвана не только обеспечить возрождение и сохранность величайшего архитектурно-культурного наследия, но и подготовить условия для его эффективного использования в современной хозяйственной деятельности, осуществляемой в интересах всего города.

Инвестиционная  стратегия реконструкции представляет собой совокупность подходов, позволяющую ориентировать деятельность администрации Санкт-Петербурга и других участников на эффективное осуществление реконструкции центра Санкт-Петербурга. В ней на основании анализа состояния и тенденций изменения социально-экономических факторов развития города, физической среды и нормативно-правовой базы определяются цели реконструкции и стратегии их достижения. Выделяются четыре основные направления.Поддержка экономического роста - создание максимально благоприятных условий для бизнеса в центре Санкт-Петербурга и, как следствие, устойчивого спроса на недвижимость в центре города. Повышение эффективности бюджетных инвестиций обновление методов и процедур формирования городской инвестиционной программы, включающей и кредитные проекты. Улучшение инвестиционного климата создание благоприятных условий для частных инвестиций в реконструкцию, снижение затрат и рисков частных инвесторов. Улучшение физической среды развитие инженерно-транспортной инфраструктуры и обеспечение условий для реализации частных инвестиционных проектов в сформированных инвестиционных зонах.

В рамках проекта разработаны также:

1. методика  формирования городской инвестиционной  программы; 
2. программа первоочередных действий по совершенствованию нормативно-правовых и институциональных условий для инвестиций в недвижимость; 
3. территориальная информационно-аналитическая системы "Развитие исторического центра Санкт-Петербурга – возможности для инвестиций", представляющая в Интернет на интерактивной картосхеме сведения о 7300 участках территории центра 
4. Кроме того, подготовлены инвестиционные концепции для нескольких перспективных зон в центре города (Конюшенная, Владимирская, Сенная, Театральная площади) и реализуются пилотные проекты реконструкции квартала 130. дворов Капеллы, покрытия тротуаров Невского проспекта.

Миссия  Всемирного банка дала положительную  оценку деятельности по либерализации  и упрощению действующего законодательства в сфере недвижимости и улучшению информационного обеспечения инвестиционной деятельности на территории центра Санкт-Петербурга. Реализация мер, направленных на улучшение инвестиционного климата в Санкт-Петербурге, по заключению экспертов Всемирного банка, обеспечивает городу прочный фундамент для продолжения сотрудничества c западными финансовыми учреждениями. Именно эта деятельность Администрации определена в качестве приоритетной в ходе подготовки последующего займа в 2001г. По взаимной договоренности Всемирного банка, Российской федерации и города, в рамках последующего займа реконструкция конкретных адресов на территории исторического центра должна сопровождаться процессом реформирования действующего законодательства, процедур работы частных инвесторов с недвижимостью.

Сложности в реализации данной работы, обусловлены соперничеством Комитетов и стоящим за рядом чиновников коммерческих структур за бюджетные потоки, как следствие, - слабой координацией работы комитетов и часто волюнтаризмом в принятии решений.

Опыт  разработки Стратегического плана Санкт-Петербурга оказался очень привлекательным для других городов и регионов. Новосибирск, Карелия, Саратов, Омск, Сургут, Воронеж взяли за основу питерский подход. Города Балтии – Вильнюс, Рига, Таллинн также с большим интересом знакомились с этим опытом. Зарубежные эксперты признают Стратегический план Санкт-Петербурга одним из лучших в Европе. Информация о Плане выставлена в Интернет и ежедневно посещается от 100 до 200 раз.

Безусловно, План имеет недостатки, но пока ни одной  сопоставимой по масштабам и качеству альтернативной работы не представлено. Достаточно активная критика Стратегического плана продолжается со стороны рядом специалистов, считающих, что в плане недооценена роль ВПК, прикладной науки и государственного регулирования. Однако план призван прежде всего определять концепцию и консолидировать усилия по развитию общегородской среды, но не в коей мере не вмешиваться в бизнес и иные аспекты деятельности предприятий и организаций различных форм собственности и подчинения. Другая линия критики связана с неясностью юридического статуса Стратегического плана.

Необходимо  отметить, что в  настоящем, существующим ныне виде Стратегический план является консолидирующим  надпартийным документом. Он задуман и создан как документ общегородского значения, способствующий, в частности, сохранению устойчивости стратегического курса города при смене власти.

Поскольку Стратегический план максимально "прозрачен" и четко определяет стратегию и правила  проведения разработок, имеющих общегородское  значение, критика его содержания на руку прежде всего криминально-клановым и сложившимся коррупционным группам и структурам.

Проблемы  реализации Стратегического  плана

Важно, что в Санкт-Петербурге создан не только отдельный документ – Стратегический план, но и формируется система стратегического планирования, позволяющая вести мониторинг реализации Плана, обеспечивать его актуализацию и обновление. Созданы определенные организационные структуры – Генеральный совет, Исполнительный комитет, тематические комиссии, рабочие группы по реализации отдельных мер, проектное бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга".

Мониторинг  показывает, что в значительной мере Стратегический план реализуется. И  в деятельности ряда комитетов администрации, и в частных проектах ориентиры Стратегического плана учитываются. Удается инициировать и некоторые организационные меры поддержки реализации – в 1998 г. прошло заседание Исполнительного комитета и общегородская конференция по рассмотрению хода реализации Стратегического плана в 1998 г., в 1999 г. – заседание Генерального Совета.

Однако  эта работа должна бы вестись гораздо  более целенаправленно и активно. Этого не происходит по ряду причин. 
С одной стороны, губернатора Стратегический план вполне устраивает как имиджевый документ. Конкретизация Стратегического плана посредством двухгодичных Планов действий, дополнение Стратегического плана жестким механизмом реализации ограничивало бы свободу деятельности администрации и потому ей не выгодна. 
С другой стороны, работа по мониторингу и стимулированию реализации Стратегического плана достаточно дорога и трудоемка. КЭПП оказался неспособен и/или немотивирован для этой работы. 
В результате ни в структуре администрации не было создано необходимого подразделения, ни денег проектному бюро в необходимых масштабах не выделялось. Сейчас Леонтьевский центр фактически за счет собственных средств обеспечивает пассивный мониторинг хода реализации плана и поддержание соответствующего сервера в Интернет, а также функционирование проектного бюро "Стратегический план для Санкт-Пе-тербурга".

В администрации  ведущим комитетом по реализации Стратегического плана назначен Комитет экономики и промышленной политики. Его позиция – крайне неоднозначна. Одновременно с разработкой  Стратегического плана, которую  координировало проектное бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга", КЭПП параллельно готовил так называемую "Программу стабилизации", первоначально с выраженной административно-командной ориентацией. Это порождало определенное соперничество и скептицизм со стороны КЭПП, что пагубно сказалось особенно на этапе разработки "Плана действий администрации по реализации Стратегического плана".

Такой план должен был сыграть важную роль в конкретизации Стратегического  плана и создании административных рычагов участия комитетов в его реализации. Проект Плана действий был с немалыми усилиями разработан тематическими комиссиями и рабочими группами и согласован большинством комитетов, но на завершающем этапе из-за непонимания со стороны Комитета финансов и недостаточной настойчивости КЭПП так и не был принят. Это стало одной из причин резкого снижения активности совместных рабочих групп по реализации мер Стратегического плана.

В это  время на ситуацию начала влиять активность депутата Н.Г.Ананова, который провел через ЗАКС Законы Санкт-Петербурга о ежегодном послании губернатора и Требованиях к иерархической системе целей развития Санкт-Петербурга.

В принципе, для укрепления системы стратегического  планирования большое значение имеет  нормотворческая деятельность, которая  ведется в Законодательном собрании группой во главе с депутатом Н.Г. Анановым. Результатом этой работы должно стать создание правового механизма, обеспечивающего использование элементов стратегического планирования в деятельности по управлению Санкт-Петербургом, прояснение юридического статуса Стратегического плана, обеспечение учета стратегических целей при распределении бюджетных средств.

Однако, то что сегодня вошло в упомянутые законы, очень далеко от совершенства. Губернатору предлагается ежегодно представлять в Законодательное Собрание дерево целей развития Санкт-Петербурга, построенное в соответствии с явно невыполнимыми требованиями жесткой количественной измеримости и достаточности. Попытка принять такое дерево целей в 1999 г. не удалась.

Дерево  целей развития Санкт-Петербурга в интерпретации Законодательного собрания представляет собой достаточно логичный фрагмент системы целей Стратегического плана. Начав вроде бы с другой формулировки главной цели (не от повышения качества жизни, а от роста реальной зарплаты), депутат Н.Г. Ананов в процессе ветвления дерева целей очень быстро приходит к двум главным сюжетам – поддержка предпринимательства (создание высокооплачиваемых рабочих мест) и содействие мобильности на рынке труда (переобучение работников), которым уделено много внимания в первом направлении Стратегического плана "Совершенствование хозяйственного климата".

Возможно, внесение поправок в названные законы могло бы стать средством более  явной увязки Стратегического плана  как долгосрочного и ориентирующего документа с деревом целей и бюджетом как юридическими документами.

Таким образом, Стратегический план, с одной  стороны, доказал свою необходимость  и значимость для повышения эффективности  управления городом, стал важным положительным  элементом делового имиджа Санкт-Петербурга.

С другой стороны, управленческий потенциал  Плана - недоиспользован.

Он не стал органичной частью единой системы  управления городом, потому, что такой системы в городе - фактически нет, администрация Санкт-Петербурга и Законодательное Собрание создать ее не так и не смогли.

Долгожданное  же создание системы органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге вследствие отсутствия четкой концепции  ее развития, прав и обязанностей ОМСУ при фактическом попустительстве  встраивания депутатского корпуса в коррумпированную, незаинтересованную в действительно эффективном управлении территориями и бюджетными средствами чиновничью среду, лишь усложнило систему взаимоотношений Города и Власти.

По мнению специалистов, занимающихся Стратегическим планированием, общими, наиболее ключевыми недостатками в управлении городом являются:

·  Авторитарный стиль руководства, приведший к сосредоточению большинства вопросов на верхнем уровне, имеет следствием медленное решение проблем, ослабляет инициативу как исполнителей, так и партнеров.

·  Не выстроены партнерские отношения с Законодательным собранием. Желание иметь полностью подконтрольное собрание привело образованию почти неработоспособного собрания.

·  Созданная система местного самоуправления в городе имеет чисто декоративный характер и служит прикрытием проводимой определенными структурами политики «муниципализации как формы приватизации местной власти и бюджетных средств».

·  Отсутствует стройная система городского текущего планирования, различные программы плохо координируются.

·  Падает качество управленческих кадров, в том числе, в силу их подбора по принципам личной преданности.

·  Недоиспользуется потенциал Стратегического плана Санкт-Петербурга. Администрация не смогла или не захотела найти денег на мониторинг Стратегического плана. Так и не был утвержден распоряжением губернатора "План действий Администрации Санкт-Петербурга по реализации Стратегического плана".

·  Настроенный на конфликт ЗАКС втянул губернатора в малоэффективную в современном виде работу по ежегодному представлению дерева целей развития Санкт-Петербурга. Внутри администрации нет блока стратегического планирования и заявленных, но так и не созданных рабочих групп по исполнению отдельных важнейших аспектов Стратплана.

·  По ключевым вопросам, таким как привлечение инвестиций, формирование городской инвестиционной программы нет четкого разделения полномочий между комитетами. Постоянное соперничество между комитетами ведет к распылению усилий и блокирует необходимые для города начинания. Это либо нехватка управленческой воли, либо сознательная полтика "разделяй и властвуй". Яркий пример, – инвестиционная программа и функции привлечения инвестиций.

Информация о работе Стратегическое планирование в СПБ