Сущность и классификация сельского туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 00:30, реферат

Описание работы

Основная причина возникновения и развития сельского туризма – потребность горожан со средним достатком отдохнуть наедине с природой, познакомиться с бытом крестьянской семьи. Причем не только попробовать свежие овощи и фрукты, мясо и молочные продукты, но и принять непосредственное участие в сельхозработах – как говорится, самому постоять у сохи.

Работа содержит 1 файл

Сельский туризм.doc

— 59.50 Кб (Скачать)

1.1 Сущность и классификация  сельского туризма 

Сельский туризм является достаточно новым направлением туриндустрии. Его еще принято называть агротуризм или зеленый туризм. В настоящее  время он активно развивается  во всем мире, в том числе, и в  России.

Основная причина возникновения и развития сельского туризма – потребность горожан со средним достатком отдохнуть наедине с природой, познакомиться с бытом крестьянской семьи. Причем не только попробовать свежие овощи и фрукты, мясо и молочные продукты, но и принять непосредственное участие в сельхозработах – как говорится, самому постоять у сохи.

Согласно определению сельский туризм - это форма туризма, осуществляемого в сельской среде, ориентированного на использование местных туристических ресурсов и направленного на ознокомление с местными обычаями и традициями, крестянским, фермерским хозяйством, а также способствованию улучшению благосостояния местного населения”. Иными словами, “сельский туризм – это устойчивый и природно-ориентированный туризм и рекреация”. Устойчивость же в туризме подразумевает положительный общий баланс экологических, социально-культурных и экономических воздействий туризма, а также положительное воздействие посетителей друг на друга. Итак, отличительные особенности сельского туризма заключаются в том, что он создает и удовлетворяет желание человека общаться с природой, побывать и прожить несколько дней в агрохозяйстве, питатся особеностями местной кухни. Но одно из главных условий занятия сельским туризмом это предотвращение негативного воздействие на экологию, культуру и эстетику. Немаловажный фактор в этом деле является то, что надо заставлять туристический потенциал служить на благо природы и социально-экономического развития. Кроме этого, развитие сельского туризма способствует повышению эколого-образовательного и общекультурного уровня как посетителей, так и местных жителей.

Сельский туризм (агротуризм, «зеленый» туризм) – очень широкое  понятие, общепризнанного определения  которому пока не дано. С точки зрения географической – это туризм за пределами городской черты на территории с низкой плотностью населения.

С точки зрения туристского продукта – это набор разнообразных  услуг от проживания в сельском доме, экологических туров, приключенческих  походов до непосредственного участия  в жизни местного населения.

 ( определение)

В мире наблюдается поворот от массового  туризма к более содержательным видам путешествий. И в деревне есть что предложить: сельские пейзажи, традиционный крестьянский образ жизни, экологически чистые продукты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К объектам, предоставляющим  дополнительные услуги для туристов в сельской местности, относятся:  аттракции (развлечения) - ипподромы, фермы, лодочные станции, зарыбленные гидротехнические сооружения и пруды, веревочные парки и парки приключений, спортивные клубы, этнографические центры, музеи, сувенирные лавки, кафе национальной кухни и так далее.

Субъектами сельского туризма являются:

- владельцы сельских жилых домов и других строений, предоставляющие услуги и проживание, прошедшие сертификацию, а также размещающие информацию о предоставляемых услугах в специальных изданиях и каталогах;

- турист, проживающий в сельской местности и удовлетворяющий свои потребности в отдыхе, укреплении здоровья, впечатлениях, вступивший в экономические отношения с сельским хозяином и другими субъектами туристской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Перспективные развития  сельского туризма 

Развитие сельского туризма  направлено на обеспечение альтернативной занятости сельского населения и создания условий для развития высокоэффективной, малозатратной, конкурентоспособной отрасли местной экономики, имеющей положительный экономический, социальный и культурный эффект для местных сообществ и российского общества в целом.

 

http://www.krasikc-apk.ru/uploads/docs/Selskii%20turizm/%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рзвитие сельского туризма является частью внутренних источников инвестиций для развития сельскохозяйственного производства и поддержания жизни в сельской местности, так как доход, получаемый от предоставления услуг туристам, является дополнительным источником к основному виду деятельности, а в последствии может стать и основным.

 

 

 

 

 

Впервые агротуризм появился в Европе еще в начале 19 века. Наибольшее распространение в наше время оно получило в Венгрии, Чехии и Великобритании. Эти, а также некоторые другие европейские государства под эгидой Совета Европы даже объединились в Центрально-Восточноевропейскую Федерацию по развитию сельского зеленого туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сельский туризм - это качественно  новое направление туристической  деятельности, включающей конкретный комплекс услуг - сдачу жилья в  наем, предоставление полного или  частичного пансиона, развлекательные  услуги, демонстрацию этнических традиций. В подавляющем числе случаев эта деятельность является дополнительной к основному виду занятости. Ведение собственного бизнеса на селе - занятие гораздо более сложное и ответственное, чем устройство на работу по найму, требующее наличия предпринимательских качеств, инициативы, упорства и настойчивости, готовности к риску, желания быть вовлеченным в рабочий процесс, и, что не менее важно, определенных знаний и умений, информированности в целом.

 

Развитие сельского туризма является одним из условий экономического роста сельских территорий, а также способствует решению ряда задач федерального и регионального значения: сохранению малых населенных пунктов; развитию социальной инфраструктуры села; повышению доходов сельских жителей, особенно в период финансового кризиса; развитию малого предпринимательства на селе; закреплению молодежи в сельской местности; сохранению культурного и исторического наследия территории, обрядов и ремесел, окружающей среды; улучшению условий жизни сельского населения и др.

Государственная поддержка сельского туризма включена в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы. Она осуществляется посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до 5 лет КФХ и ЛПХ на развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности (сельский туризм) в размере 95% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка РФ. Постановлением Правительства РФ № 90 от 04.02.2009 утвержден перечень направлений использования кредитов, полученных гражданами, ведущих ЛПХ и КФХ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сельский туризм - это вид туризма, который предполагает временное  пребывание туристов в сельской местности  с целью отдыха и/или участия  в сельскохозяйственных работах. Обязательное условие: средства размещения туристов, индивидуальные или специализированные, должны находиться в сельской местности или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки.

В первую очередь от сельского туризма  ожидают спокойствия и размеренности  сельской жизни, чистого воздуха, тишины и натуральных продуктов, комфортных условий проживания, домашней атмосферы, приемлемых цен, ощущения близости с природой, получения новых впечатлений, возможности развлечения для детей и проведения досуга для взрослых.

Сельский  туризм - это достаточно молодое  туристическое направление в  России. В настоящее время данный вид отдыха пока не имеет среди соотечественников столь широкого распространения как за рубежом, где сельский туризм очень популярен. Интерес к нему обусловлен небольшими затратами и близостью к природе по сравнению с другими видами отдыха.

По  оценкам Всемирной туристкой организации сельский туризм (агротуризм), являясь одним из направлений экологического туризма, объединяет широкий спектр различных видов отдыха и развивается быстрыми темпами в зарубежных странах, а также входит в пятерку основных стратегических направлений развития туризма в мире до 2020 года.

 

Что сегодня могут  предложить фермеры горожанам, которые  хотят отдохнуть в сельской местности? Насколько это интересно и  приемлемо по ценам?

- Сегодня мы уже можем говорить  не только о потенциальных возможностях сельского туризма, но и о конкретных достижениях в этой сфере.

В целом по стране услуги сельского  туризма предоставляют уже более 4000 объектов. Конечно, это мало. Чтобы  удовлетворить спрос на этот вид  отдыха только на 12 - 15%, на сельских территориях, по нашим оценкам, потребуется создать примерно 30 - 40 тысяч объектов сельского туризма. Наша страна в состоянии решить такую задачу в самые короткие сроки и предложить внутреннему и въездному туризму целый спектр туристских услуг от самого простого до комплексного национального (регионального) сельского турпродукта с высокими потребительскими свойствами.

Что касается цен на услуги сельского  туризма, то их спектр позволяет удовлетворить  разные запросы потребителей. Предложения  цен колеблются в зависимости от места положения объекта, качества предлагаемых услуг, квалификации обслуживающего персонала, а также сезонности прибытия. Так, например, в Алтайском крае ценовые предложения за ночлег (без питания) составляют от 200 руб. в летнем доме до 500 руб. в гостевом доме с удобствами. А вот ближе к московскому мегаполису стандартное размещение обходится в 800 - 1000 руб. за койко-место. Действуют и скидки. Например, скидки за аренду дома в будние дни составляют 10 - 20%, а за проживание более двух дней - до 30%. Отдельные хозяева поощряют скидками с цены семейный отдых с детьми, постоянных клиентов, посетителей во внесезонное время - осенний и зимний периоды.

- Летом на Алтае прошло совещание,  посвященное развитию агротуризма.  О чем там говорилось?

- Форум на Алтае собрал более 500 участников из пяти стран. С российской стороны в нем приняли участие делегации из 46 регионов.

Участники форума пришли к выводу, что сельскому  туризму необходим правовой механизм легализации деятельности в этой сфере, установления порядка оказания сельских туруслуг, формирования рынка сельского туризма. Новая правовая среда создаст предпосылки для разработки национальной стратегии продвижения сельского туризма и Федеральной целевой программы. Необходимо разработать и осуществить систему мер господдержки. Предлагается также активизировать человеческий фактор как основу развития сельского туризма. Особое внимание в выступлениях было уделено образовательной и научной поддержке сельского туризма, которая находится сейчас на крайне низком уровне. Специалистов и экспертов по сельскому туризму очень мало, пока их не готовят.

На  форуме обсуждались также вопросы  освоения инновационных форм, моделей  и технологий сельского туризма, проблемы государственно-частного партнерства  в туризме, мотивации сельской молодежи к занятию сельским туризмом, совершенствования кадрового и информационно-консультационного обеспечения сельского туризма.

- Что мешает развитию агротуризма  в России?

- Проблем, сдерживающих развитие  сельского туризма, очень много. Среди них можно назвать отсталость и запущенность социальной и инженерной инфраструктуры села, неразвитость сети дорог и транспортного сообщения, неухоженность сельских территорий и местных достопримечательностей. Все это лишает ландшафты привлекательности, не способствует сохранению экологии сельской местности, затрудняет обустройство гостевых домов, создание нормальных условий для проживания и досуга гостей и т.д.

Другая  группа проблем - недостаток финансовых и материальных ресурсов, знаний и  навыков в этой сфере, в т.ч. психологических аспектов обслуживания гостей, ограниченность дополнительных услуг, отсутствие стимулов к занятию туризмом, дефицит внимания местных властей к нуждам туробъектов, разобщенность субъектов рынка туризма.

- Насколько выгодно фермерам принимать туристов?

- Как показала практика, сельский  туризм в России может выгодно  развиваться и как специализированный  вид деятельности, и как дополнительная (подсобная) деятельность личных  подсобных хозяйств граждан и  крестьянско-фермерских хозяйств.

Если  хозяин усадьбы или фермер решил, что оказание туристских услуг является для него дополнительным источником доходов, то в этом случае он обычно ограничивается предоставлением малозатратных  услуг, таких как ночлег, продажа  продуктов питания, баня, рыбалка, сбор грибов и ягод и некоторых других. Вопрос о том, развивать ли ему сельский туризм дальше, он решает на основе полученного опыта. Статистику доходов таких хозяйств получить трудно, но, судя по их стремлению создавать новые средства размещения и туристские услуги, за итоги их работы можно не беспокоиться. Правда, есть и негативные примеры, но это уже предмет особого анализа причин неудач. Чаще всего это непрофессиональный подход, отсутствие знаний и навыков у начинающего предпринимателя, трудности в продвижении турпродукта на рынок.

- Какие регионы сейчас развивают  туризм лучше других? В чем  их преимущество?

- Среди регионов я бы еще  раз назвал Алтайский край, а  также Республику Карелия, Вологодскую,  Белгородскую, Калужскую, Рязанскую,  Нижегородскую, Псковскую области. В этих регионах раньше, чем в других, были разработаны и заработали механизмы региональной поддержки сельского туризма, в том числе приняты ведомственные целевые программы поддержки нарождающегося сектора экономики.

В последнее время ассоциация активно изучает зарубежный и отечественный опыт организации кластеров в сельском туризме, полагая, что эта модель в ближайшие годы займет подобающее ей место в ряде регионов России. Кластер - это объединение в географическом регионе взаимосвязанных предприятий и организаций в пределах отдельно взятой отрасли. Как организационная форма кластер имеет ряд преимуществ: за счет объединения усилий многих участников в кластере создаются условия для формирования комплексного турпродукта, специализации участников на предоставлении отдельных услуг, взаимной поддержки, ориентированности на инновации. География и масштаб кластеров могут быть разными: районный, межрайонный или региональный, трансграничный (международный).

Информация о работе Сущность и классификация сельского туризма