Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 19:08, контрольная работа
Управление общественным производством может осуществляться в масштабах всей экономики страны, отдельной отрасли или предприятия. Народное хозяйство и отдельные его звенья относятся к социально – экономическим системам различной сложности. Сельское хозяйство, как и другие отрасли АПК, является составным элементом системы народного хозяйства, одним из важнейших ее объектов.
Вопрос №1.
Сущность управления в АПК. Предмет и содержание науки, методы ее познания.
Управление общественным
производством может
С позиций системного подхода управление - характерное свойство системы, стремящейся сохранить свою структуру, упрочить свои внутренние и внешние связи. Теория систем устанавливает условия, несоблюдение которых делает управление невозможным. К ним относятся: 1я) наличие причинно-следственных связей между элементами системы и принципа обратной связи; 2) динамичность системы; 3) наличие в системе параметров, воздействие на которые позволяет изменить течение ее процессов; 4)способность системы усиливать управляющее воздействие, то есть не только реагировать на него, но и усиливать соответствующие изменения; 5) учет временных и пространственных параметров процесса и возможность передачи, накопления и преобразования управляющей информации; 6)целостный характер системы. Эти требования - общие для управления любого рода. Экономика выдвигает также ряд специфических требований. Экономические системы являются социотехническими, и определяющая роль в них принадлежит человеку как производителю и потребителю материальных и культурных благ.
Составными элементами социально-экономических систем являются, прежде всего, люди, а так же предметы и средства труда. Процесс производства характеризуется единством двух подсистем: управляемой и управляющей (объекта и субъекта управления). Управляемая подсистема (объект управления) представляет собой совокупность различных элементов (трудовые коллективы, отдельные работники и т.д.), обеспечивающих создание материальных и нематериальных ценностей. Управляющая подсистема (субъект управления) – это совокупность различных органов управления и отдельных его работников, которые осуществляют целенаправленное воздействие на управляемую подсистему (объект управления).
Известно, что любая наука
представляет собой комплекс знаний
об окружающем мире. По мере их накопления
происходит процесс выделения, «отпочковывания»
частных наук от более общих дисциплин.
Именно с этим процессом связано
становление самостоятельной
Условием выделения любой науки является появление своего самостоятельного предмета исследований. Поскольку наука управления как самостоятельная отрасль знаний стала формироваться не так давно (часто ее появление связывают с выходом работ Ф.Тейлора), в литературе можно встретить различные определения ее предмета.
Очевидно, следует исходить из того, что объектом и субъектом управления в общественном производстве выступают, прежде всего, люди, которые обеспечивают успех любого дела независимо от уровня развития техники. Между ними в процессе производства складываются определенные отношения, которые принято подразделять на межличностные, межсистемные и смешанные. В межличностных отношениях участвуют руководители и исполнители, руководители одного уровня, исполнители одного или нескольких подразделений и т.д. Межличностные отношения характеризуют взаимодействие не отдельных личностей или групп, а целых систем или подсистем различного уровня – от государства и министерства до предприятия, цеха, участка, бригады, звена. Смешанные отношения формируются между обществом и работниками, предприятием и работниками и т.д.
Все управленческие отношения объективны в том смысле, что порождаются, в конечном счете, экономической системой, потребностями общества. В то же время все они субъективны, поскольку выражают позицию людей, складывающуюся в процессе управления, и в той или иной форме проходят через их сознание. Отношения, связанные с управлением, - это прежде всего организационные отношения. Они возникают сами собой, а предполагают рациональную систему связей подразделений и отдельных работников, четкое распределение прав, обязанностей и ответственности, подчинение и соподчинение, движение информации, рациональное сочетание централизации и децентрализации, распорядительства и исполнительства и т.д. Организационные отношения основаны на координации и субординации действий отдельных субъектов.
Наряду с ними между людьми возникают также отношения идеологического, правового, этического, психологического порядка и др. Наука призвана изучать всю совокупность этих отношений, имеющих значение в процессе управления.
Проф. Г.И. Будылкин предложил следующее определение: «Предметом науки управления производством является совокупность общественных отношений, которые складываются между людьми в процессе управления на разных уровнях и в различных звеньях социально-экономической системы». Наука изучает разные аспекты этих отношений: функции управления как первооснову формирования структуры управленческой системы; процессы, происходящие в этой системе; методы воздействия на управляемые объекты, взаимодействие субъектов и объектов управления и т.д. Она призвана изучать, прежде всего, отношения, которые складываются в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Одновременно наука управления изучает технологию управленческого труда, формы и методы работы управленческого аппарата, технические средства управления, позволяющие повышать его эффективность.
Для понимания теории управления
важно учитывать различие между
предметом и содержанием науки.
Предмет – это совокупность фактов,
явления, процессов, которые она
призвана изучать. Содержание же науки
управления, как и любой другой,
составляет сумма накопленных к
данному моменту
Систематизация знаний и дальнейшее изучение проблем управления сейчас ведутся в пяти направлениях: общие теоретические основы управления; организация управления; методы управления; кадры управления и организация их труда; технология и технические средства управления.
В процессе научного познания
используются различные методы; они
представляют собой совокупность приемов,
способов, принципов, с помощью которых
достигают результатов
Диалектический метод
как основа любых теоретических
построений, включает такие приемы,
как абстрагирование и
Управление с/х производством
имеет свои особенности, которые должны
учитываться при решении любых конкретных
вопросов. Во-первых, в сельском хозяйстве
земля выступает как основное средство
производства. Во-вторых, для данной отрасли
характерна территориальная рассредоточенность,
что нередко требует построения органов
управления по территориально-
Общая теория управления изучает базовые понятия управления, его общие принципы, функции управления, основы теории коммуникаций (информации), мотивации труда, общей технологии управления, теорию проектирования и совершенствования структур управления и т.д.
Среди наук, выводы которых
использует управление, особое место
занимает кибернетика – наука
об общих закономерностях
Наука управления развивается
на стыке экономических, правовых, социологических,
технологических наук, философии, психологии,
математики, теории исследования операций,
педагогики и др., но отнюдь не является
«наукой наук». Она имеет вполне
конкретную задачу – изучать систему
управления производством, не рассматривая
вопросы, относящиеся к компетенции
других дисциплин. Так, она не изучает
планирование, учет или финансы, но
для нее важно понять, как взаимодействуют
эти важнейшие инструменты
Неотъемлемой частью менеджмента является искусство управления как творческий процесс, то есть умение руководителей и специалистов эффективно и нестандартно решать сложные управленческие задачи. Главное отличие управленческого искусства от теории управления (при одном и том же предмете) состоит в том, что в первом случае мы имеем дело с конкретными примерами во всем их своеобразии, а во втором – с закономерностями, принципами, правилами. Искусство управления формируется на основе личного жизненного опыта руководителей и специалистов, а так же в процессе их обучения на наиболее типичных управленческих ситуациях. Такое обучение не ограничивается приобретением определенных знаний, но также вырабатывает навыки по их практическому применению.
Искусство управления тесно связано с прирожденным талантом руководителя; вместе с тем этот талант должен развиваться и стимулироваться как на основе личного опыта, так и путем специального обучения (конкретные управленческие ситуации, деловые игры и т.п.) Совершенствованию искусства управления во многом способствуют знания в области психологии, права, педагогики, экономики и других наук.
Изучение передового опыта, в котором искусство управления приобретает наиболее зримые черты, позволяет сформулировать его общие принципы, которые являются неотъемлемой теоретической частью науки управления.
Вопрос №31.
Методика оценки эффективности управления с/х производством.
Один из известных подходов к
оценке эффективности управления состоит
в использовании понятий «
Для оценки экономической эффективности
управления в широком смысле используются
следующие обобщающие показатели: эффективность
ресурсная и эффективность
Частных показателей экономической эффективности деятельности трудового коллектива очень много (более 60-ти). Среди них: рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы и производительности труда и т.д.
Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть:
-
степень выполнения заказов
- доля объема продаж фирмы на рынке и др.
Частными показателями социальной эффективности являются:
-
своевременность выполнения
- полнота выполнения заказа;
- оказание дополнительных услуг;
- послепродажный сервис и др.
Экономическую эффективность управления (Эу) в узком смысле характеризуют следующие показатели:
обобщающий показатель
Частные показатели:
-
доля административно-
-
доля численности
-
нагрузка управляемости (
Обобщающими показателями социальной эффективности в узком смысле являются:
-
доля решений, принятых по
Информация о работе Сущность управления в АПК. Предмет и содержание науки, методы ее познания