Сущность управления в АПК. Предмет и содержание науки, методы ее познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

Управление общественным производством может осуществляться в масштабах всей экономики страны, отдельной отрасли или предприятия. Народное хозяйство и отдельные его звенья относятся к социально – экономическим системам различной сложности. Сельское хозяйство, как и другие отрасли АПК, является составным элементом системы народного хозяйства, одним из важнейших ее объектов.

Работа содержит 1 файл

Управление и маркетинг в АПК.docx

— 34.89 Кб (Скачать)

Вопрос №1.

Сущность  управления в АПК. Предмет и содержание науки, методы ее познания.

Управление общественным производством может осуществляться в масштабах всей экономики страны, отдельной отрасли или предприятия. Народное хозяйство и отдельные  его звенья относятся к социально  – экономическим системам различной  сложности. Сельское хозяйство, как  и другие отрасли АПК, является составным  элементом системы народного  хозяйства, одним из важнейших ее объектов. В свою очередь, как крупнейшая отрасль сельское хозяйство само является сложной системой, обладающей всеми свойствами социальных систем - целостностью, иерархичностью и динамизмом, а так же вероятностным характером поведения, зависимым от воздействия многих субъектов, различных внутренних и внешних факторов. То же самое можно сказать и о предприятиях как составных элементах АПК - самостоятельных системах более низкого уровня иерархии.

С позиций системного подхода  управление - характерное свойство системы, стремящейся сохранить свою структуру, упрочить свои внутренние и внешние связи. Теория систем устанавливает условия, несоблюдение которых делает управление невозможным. К ним относятся: 1я) наличие причинно-следственных связей между элементами системы и принципа обратной связи; 2) динамичность системы; 3) наличие в системе параметров, воздействие на которые позволяет изменить течение ее процессов; 4)способность системы усиливать управляющее воздействие, то есть не только реагировать на него, но и усиливать соответствующие изменения; 5) учет временных и пространственных параметров процесса и возможность передачи, накопления и преобразования управляющей информации; 6)целостный характер системы. Эти требования - общие для управления любого рода. Экономика выдвигает также ряд специфических требований. Экономические системы являются социотехническими, и определяющая  роль в них принадлежит человеку как производителю и потребителю материальных и культурных благ.

Составными элементами социально-экономических  систем являются, прежде всего, люди,  а так же предметы и средства труда. Процесс производства характеризуется  единством двух подсистем: управляемой  и управляющей (объекта и субъекта управления). Управляемая подсистема (объект управления) представляет собой  совокупность различных элементов  (трудовые коллективы, отдельные работники и т.д.), обеспечивающих создание материальных и нематериальных ценностей. Управляющая подсистема (субъект управления) – это совокупность различных органов управления и отдельных его работников, которые осуществляют целенаправленное воздействие на управляемую подсистему (объект управления).

Известно, что любая наука  представляет собой комплекс знаний об окружающем мире. По мере их накопления происходит процесс выделения, «отпочковывания» частных наук от более общих дисциплин. Именно с этим процессом связано  становление самостоятельной науки  об управлении.

Условием выделения любой  науки является появление своего самостоятельного предмета исследований. Поскольку наука управления как самостоятельная отрасль знаний стала формироваться не так давно (часто ее появление связывают с выходом работ Ф.Тейлора), в литературе можно встретить различные определения ее предмета.

Очевидно, следует исходить из того, что объектом и субъектом  управления в общественном производстве выступают, прежде всего, люди, которые обеспечивают успех любого дела независимо от уровня развития техники. Между ними в процессе производства складываются определенные отношения, которые принято подразделять на межличностные, межсистемные и смешанные. В межличностных отношениях участвуют руководители и исполнители, руководители одного уровня, исполнители одного или нескольких подразделений и т.д. Межличностные отношения характеризуют взаимодействие не отдельных личностей или групп, а целых систем или подсистем различного уровня – от государства и министерства до предприятия, цеха, участка, бригады, звена. Смешанные отношения формируются между обществом и работниками, предприятием и работниками и т.д.

Все управленческие отношения  объективны в том смысле, что порождаются, в конечном счете, экономической  системой, потребностями общества. В то же время все они субъективны, поскольку выражают позицию людей, складывающуюся в процессе управления, и в той или иной форме проходят через их сознание. Отношения, связанные с управлением, - это прежде всего организационные отношения. Они возникают сами собой, а предполагают рациональную систему связей подразделений и отдельных работников, четкое распределение прав, обязанностей и ответственности, подчинение и соподчинение, движение информации, рациональное сочетание централизации и децентрализации, распорядительства и исполнительства и т.д. Организационные отношения основаны на координации и субординации действий отдельных субъектов.

Наряду с ними между  людьми возникают также отношения  идеологического, правового, этического, психологического порядка и др. Наука  призвана изучать всю совокупность этих отношений, имеющих значение в  процессе управления.

Проф. Г.И. Будылкин предложил следующее определение: «Предметом науки управления производством является совокупность общественных отношений, которые складываются между людьми в процессе управления на разных уровнях и в различных звеньях социально-экономической системы». Наука изучает разные аспекты этих отношений: функции управления как первооснову формирования структуры управленческой системы; процессы, происходящие в этой системе; методы воздействия на управляемые объекты, взаимодействие субъектов и объектов управления и т.д. Она призвана изучать, прежде всего, отношения, которые складываются в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Одновременно наука управления изучает технологию управленческого  труда, формы и методы работы управленческого  аппарата, технические средства управления, позволяющие повышать его эффективность.

Для понимания теории управления важно учитывать различие между  предметом и содержанием науки. Предмет – это совокупность фактов, явления, процессов, которые она  призвана изучать. Содержание же науки  управления, как и любой другой, составляет сумма накопленных к  данному моменту систематизированных  знаний о предмете, а также сложившиеся  направления его изучения. Предмет  науки всегда богаче и разнообразнее  ее содержания, то есть имеющихся на сегодняшний день знаний.

Систематизация знаний и  дальнейшее изучение проблем управления сейчас ведутся в пяти направлениях: общие теоретические основы управления; организация управления; методы управления; кадры управления и организация  их труда; технология и технические  средства управления.

В процессе научного познания используются различные методы; они  представляют собой совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых  достигают результатов исследования. Если предмет науки характеризуется тем, что исследуется, то метод – тем, как этот предмет исследуется.

Диалектический метод  как основа любых теоретических  построений, включает такие приемы, как абстрагирование и обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция, выделение ведущего звена, частей и целого, рассмотрение явлений в движении, и т.д. Наука управления производством выработала также специальные методы исследования; к ним относятся анкетирование, интервьюирование, хронография рабочего дня, моментальные наблюдения, эксперимент, самообследование, изучение документов. При совершенствовании систем управления используются различные приемы анализа и обоснования: системный, сравнительный, балансовый, моделирования, матричный, расчетно-аналитический, регрессионно-корреляционный, экспертно-аналитический, нормативный, аналогий и др. Наука управления всегда была тесно связана с практикой. Поэтому при разработке вопросов управления следует шире изучать, систематизировать и обобщать передовой опыт руководителей и специалистов, как в своей стране, так и за рубежом.

Управление с/х производством имеет свои особенности, которые должны учитываться при решении любых конкретных вопросов. Во-первых, в сельском хозяйстве земля выступает как основное средство производства. Во-вторых, для данной отрасли характерна территориальная рассредоточенность, что нередко требует построения органов управления по территориально-производственному принципу и предоставления им большей, чем в других отраслях, оперативно-хозяйственной самостоятельности. В-третьих, разнообразие природно-экономических условий, сезонный характер производства и необходимость работать с живыми организмами (растениями, животными) требует четкой согласованности между подотраслями и службами АПК. В – четвертых, на построение органов управления большое влияние оказывает многообразие форм собственности. В-пятых, объективные различия в образе жизни в городе и деревне требуют своеобразного решения многих вопросов управления, в том числе с социальной сферой.

Общая теория управления изучает  базовые понятия управления, его  общие принципы, функции управления, основы теории коммуникаций (информации), мотивации труда, общей технологии управления, теорию проектирования и  совершенствования структур управления и т.д.

Среди наук, выводы которых  использует управление, особое место  занимает кибернетика – наука  об общих закономерностях управления в системах любой природы и  сложности. Но кибернетика изучает  процессы управления безотносительно  к  содержательной сущности системы, в которой эти процессы протекают.

Наука управления развивается  на стыке экономических, правовых, социологических, технологических наук, философии, психологии, математики, теории исследования операций, педагогики и др., но отнюдь не является «наукой наук». Она имеет вполне конкретную задачу – изучать систему  управления производством, не рассматривая вопросы, относящиеся к компетенции  других дисциплин. Так, она не изучает  планирование, учет или финансы, но для нее важно понять, как взаимодействуют  эти важнейшие инструменты бизнеса  в системе управления предприятием. Науку управления в этом смысле можно назвать наукой о процессах управления, так как такие процессы не изучаются ни в одной из иных наук. Ее также можно отнести к типу интегральных, многоаспектных дисциплин. Однако, учитывая, что здесь мы рассматриваем исключительно управление производством, ее можно характеризовать как одну из экономических наук.

Неотъемлемой частью менеджмента является искусство управления как творческий процесс, то есть умение руководителей и специалистов эффективно и нестандартно решать сложные управленческие задачи. Главное отличие управленческого искусства от теории управления (при одном и том же предмете) состоит в том, что в первом случае мы имеем дело с конкретными примерами во  всем их своеобразии, а во втором – с закономерностями, принципами, правилами. Искусство управления формируется на основе личного жизненного опыта руководителей и специалистов, а так же в процессе их обучения на наиболее типичных управленческих ситуациях. Такое обучение не ограничивается приобретением определенных знаний, но также вырабатывает навыки по их практическому применению.

Искусство управления тесно  связано с прирожденным талантом руководителя; вместе с тем этот талант должен развиваться и стимулироваться  как на основе личного опыта, так  и путем специального обучения (конкретные управленческие ситуации, деловые игры и т.п.) Совершенствованию искусства  управления во многом способствуют знания в области психологии, права, педагогики, экономики и других наук.

Изучение передового опыта, в котором искусство управления приобретает наиболее зримые черты, позволяет сформулировать его общие  принципы, которые являются неотъемлемой теоретической частью науки управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №31.

Методика  оценки эффективности управления с/х производством.

Один из известных подходов к  оценке эффективности управления состоит  в использовании понятий «эффективность в широком смысле» и «эффективность в узком смысле». Под эффективностью в широком смысле понимается результат  деятельности, достигнутый за счет труда всего коллектива (включая  работников аппарата управления). В  узком смысле эффективность выражает результативность собственно управленческой деятельности. В одном и другом смыслах для характеристики эффективности  применяются обобщающие показатели и система линейных показателей  экономической и социальной эффективности.

Для оценки экономической эффективности  управления в широком смысле используются следующие обобщающие показатели: эффективность  ресурсная и эффективность затратная.

Частных показателей экономической  эффективности деятельности трудового  коллектива очень много (более 60-ти). Среди них: рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы  и производительности труда и  т.д.

Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть:

- степень выполнения заказов потребителей;

- доля объема продаж фирмы на  рынке и др.

Частными  показателями социальной эффективности  являются:

- своевременность выполнения заказа;

- полнота выполнения заказа;

- оказание дополнительных услуг;

- послепродажный сервис и др.

Экономическую эффективность управления (Эу) в узком смысле характеризуют следующие показатели:

обобщающий  показатель

 

Частные показатели:

- доля административно-управленческих  расходов в общей сумме затрат предприятия,

- доля численности управленческих  работников в общей численности  работающих на предприятии,

- нагрузка управляемости (фактическая  численность paботающих на одного работника аппарата управления) и др.

Обобщающими показателями социальной эффективности в узком смысле являются:

- доля решений, принятых по предложению  работников трудового коллектива;

Информация о работе Сущность управления в АПК. Предмет и содержание науки, методы ее познания