Жемчужина Нижнего Поволжья

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:16, творческая работа

Описание работы

Все основные архитектурные постройки центра города относятся к периоду 16-20-го веков.

Главной достопримечательностью Астрахани является Кремль – замечательный памятник военно-инженерного зодчества второй половины 16-го века.

Попасть на территорию кремля можно через главные – Пречистенские – ворота с Соборной колокольней.

Работа содержит 1 файл

Астраханский кремль.docx

— 62.82 Кб (Скачать)

 

 

Дом музей Кустодиева.

История создания

В 1897 г., отдыхая  в Крыму, студент Петербургской  академии художеств Б.Кустодиев  пишет сестре Екатерине: «Я бы теперь десять Ялт и сто Черных морей променял на Астрахань. И я думаю: у меня и душа-то по природе астраханка». Город, в котором родился и провел свои детские годы выдающийся русский художник, помнит и любит прославленного земляка. Произведения Кустодиева входили в коллекцию астраханского любителя искусства, собирателя художественных ценностей П.М.Догадина, основавшего Астраханскую картинную галерею. Затем галерейное собрание пополнилось работами Кустодиева, прибывшими как поступления из Всероссийского музейного фонда, как дары потомков художника – дочери Ирины Борисовны и внучки Татьяны Кирилловны. Один из залов основного здания картинной галереи был посвящен творчеству великого земляка. 

 

В конце девяностых годов прошлого века галерее было передано здание-памятник архитектуры  конца XIX века «Усадьба К.М.Моисеева», где  в 2002 г. был торжественно открыт художественно-мемориальный музей Б.М.Кустодиева. 

 

Отдельные залы музея экспонируют живописные, графические  произведения художника, его эскизы театральных декораций, авторскую  книжную иллюстрацию, образцы скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Полотна художника «Жатва», «Летний  праздник», «Христосование» являются шедеврами мастера, признанными  мировым художественным сообществом  и участвовавшими во многих Общероссийских и международных выставках. 

 

Веранда музея  оформлена как интерьер русского трактира конца XIX века. Большим витражным  окном она выходит в уютный внутренний двор музея, где часто  проводятся музейные встречи, творческие вечера, кустодиевские праздники.

Дом-музей Бориса Михайловича  Кустодиева, известного русского художника, астраханца по рождению и душе, был открыт весной 2002 года. Он располагается в небольшом особняке, в котором в конце века жила семья Кустодиевых.       

Б.М. Кустодиев родился  в 1878 году. Детские годы Будущего художника  прошли в доме 69 по улице Большой  Демидовской (ныне ул. Свердлова). Некоторое  время семья Кустодиевых жила по ул. Рождественской (ныне ул. Калинина) в доме № 26. Первым учителем рисования Б.М. Кустодиева был Павел Алексеевич Власов. За годы обучения у П.А. Власова Борис Кустодиев подготовился к вступлению в Академию художеств, которую он закончил по мастерской И.Е. Репина.       

Многие полотна Б.М. Кустодиева посвящены жизни и быту русского народа. Он иллюстрировал литературные произведения, работал в технике литографии и линогравюры; писал театральные декорации. Значительный пласт творчества Бориса Михайловича посвящен Астрахани, ее архитектуре, ее жителям.       

В Доме-музее хранятся подлинные  вещи, принадлежавшие художнику, - палитра, этюдник, кисти, документы, рассказывающие о семье Кустодиевых, фотографии старой Астрахани и многие другие предметы, создающие атмосферу Астрахани начала XX века.       

Большая часть экспозиции отдана, конечно же, произведениям  мастера, и хотя астраханская коллекция  работ Кустодиева не очень велика, она включает в себя и живописные, и графические произведения, эскизы театральных декораций, книжную иллюстрацию, скульптуру и образцы прикладного искусства, отражающие его многообразные художественные поиски.        

Говоря о творчестве Б.М, Кустодиева, нельзя не вспомнить о его учителе - астраханском художнике П.А, Власове. Он не только привил Кустодиеву любовь к искусству, не только прекрасно подготовил его для поступления в Петербургскую Академию Художеств, но и стал его духовным наставником, связь с которым не прерывалась для Б. Кустодиева до конца его дней.       

Творчеству П.А. Власова, его студенческим и поздним работам  посвящен один из залов экспозиции музея. Б.М. Кустодиев неоднократно приезжал в Астрахань, встречался с  П.А. Власовым, написал несколько  портретов любимого учителя.       

В 1890 году, после окончания  Академии художеств, приехал в наш  город работать учителем рисования  в Мариинскую гимназию Павел Алексеевич Власов. До революции в Астрахани  не было ни художественного музея, ни школы изобразительного искусства. Городские художественные выставки были явлением редким и необычным. Вскоре П.А. Власов организовал группу любителей  искусства, объединившую одаренную  молодежь Астрахани. Этот кружок через  несколько лет положил начало художественным и технико-рисовальным  классам, в которых занималось от 40 до 60 учеников. Поддержки от властей  не было, поэтому пришлось обращаться за помощью к меценатам. Домовладелец Яковлев надстроил второй этаж над  своим домом (до настоящего времени  дом не сохранился) на Белгородской улице, где разместились классы и  квартира Власова. В первые годы советской власти классы были преобразованы в художественный техникум.        Он был учителем и духовным наставником многих художников-астраханцев. Первым учителем благодарно называли его Б.М. Кустодиев, И.С. Горюшкин-Сорокопудов, Г.И. Мальцев и другие известные живописцы.        В Астраханской картинной галерее представлены его полотна: "Старец Приам умоляет Ахиллеса выдать ему тело сына Гектора", "Портрет матери", "Портрет жены".       В 1935 году созданному П.А. Власовым художественному училищу было присвоено его имя.

 

Велими́р Хле́бников (в ряде прижизненных изданий — Велемір, Велемир, Velimir; настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников; 28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922) — русский поэт и прозаик Серебряного века, видный деятель русского авангардного искусства. Входил в число основоположников русского футуризма; реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества и «зауми»,Председатель земного шара.

ЗАЛ ПЕРВЫЙ 
                      Родословная Хлебниковых

Дом-музей  поэта Велимира Хлебникова расположен в бывшей астраханской квартире его родителей на бывшей Большой Демидовской улице (ныне ул. Свердлова,53).

Прежде, чем  рассказывать о Велимире (Викторе Владимировиче) Хлебникове (1885-1922), проследим его родословную. Мы знаем, что многие Хлебниковы были купцами и выдающимися людьми. Харлампий Николаевич Хлебников, дядя поэта, был губернским предводителем астраханского дворянства. Другой дядя - Пётр Алексеевич - профессором Медико-хирургической академии С.-Петербурга. Отец поэта - Владимир Алексеевич Хлебников - один из организаторов и первый директор Астраханского заповедника в дельте Волги. Он передал своим детям любовь к познанию природы.

Мать поэта - Екатерина Николаевна Хлебникова (урождённая Вербицкая) - училась в  Смольном институте благородных  девиц С.-Петербурга, знала три  иностранных языка, прекрасно музицировала на фортепиано. Она привила своим  детям любовь к прекрасному.

 

Велимир Хлебников много странствовал (ездил на крышах вагонов в гражданскую войну, ночевал у пастушеских костров в степи), прошёл через тюрьмы, казармы, больницы. Где бы он ни поселялся, всё было усеяно обрывками, лоскутами его стихов.

В комнате  великого поэта, гения, его стихи  звучат и понимаются по-особому. 
 
                      Когда умирают кони - дышат. 
                      Когда умирают травы - сохнут, 
                      Когда умирают солнца - они гаснут, 
                      Когда умирают люди - поют песни.

Приехав в  Астрахань в 1911 году, поэт был поражён  её этнографическим многообразием: тридцать четыре православных русских  храма, пять армяно-грегорианских церквей и соборов, два римско-католических костёла, восемь татарских мечетей, две еврейских синагоги, лютеранская церковь, персидская мечеть и калмыцкий хурул. Велимир влюбился в "город предков" и, поражённый его красотой и величием, написал поэму об Астрахани "Хаджи-Тархан".

 

Велимир возглавил в русской поэзии литературное направление "футуризм" (от латинского слова FUTURUM - будущее), но себя упорно именовал "Будетлянином".                       

Мой белый божественный мозг 
                      Я отдал, Россия, тебе: 
                      Будь мною, будь Хлебниковым.

В мае 1922 года Хлебников собрался на родину, в  Астрахань. Но художник Пётр Митурич уговорил его посетить деревню Санталово Новгородской губернии. Эта поездка оказалась для поэта последней. В Санталово он заболел и 28 июня 1922 года скончался. Митурич запечатлел последние дни поэта в своихрисунках. Хлебников был похоронен на кладбище деревни Ручьи.

В 1961 году его  прах был перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В изголовье  его могилы - "каменная баба", сквозной образ его стихов и поэм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ринат Файзрахманович Дасаев (родился в 1957 году) — российский спортсмен (футбол, вратарь), заслуженный мастер спорта (1988). Вратарь команды «Спартак» (Москва) в 1977-1988 и «Севилье» (Испания) в 1988-1991.

Вице-чемпион Европы (1988), чемпион СССР (1979, 1987). Лучший вратарь  мира (1988).

Ринат Дасаев родился 13 июля 1957 года в Астрахани. Воспитанник астраханской школы футбола. Мастер спорта международного класса. Вратарь московского "Спартака" и сборной страны. В сборной страны с 1979 по 1988 год. Окончил московский областной государственный институт физической культуры. Впервые вышел на футбольное поле в составе популярного "Спартака" весной 1978 года. На следующий год первому его номеру доверили защищать ворота сборной СССР. В том 1979 году Дасаеву была вручена золотая медаль чемпиона страны.

В 1981 года в шести  отборочных матчах с командами Чехословакии, Уэльса и Турции, которые предшествовали финальной части XII чемпионата мира, Ринат Дасаев пропустил только один мяч, в то время как наши попадающие забили в ворота соперников тринадцать. В футбольном сезоне-82 Ринат участвовал во всех международных матчах. В 6-ти матчах из 10-ти Дасаев не пропустил в свои ворота ни одного мяча.

Традиционный референдум среди спортивных журналистов, проводимый еженедельником "Футбол-хоккей", назвал Рината Дасаева лучшим футболистом  СССР 1982 года. Ринат Дасаев - один из лучших игроков чемпионата мира-82 в  Испании. Дасаев входил на чемпионате в состав всевозможных символических  сборных, отлично сыграв в воротах  сборной страны. Спартаковского голкипера  отличали игровая стабильность и  трудолюбие на тренировках.

В 1988 году Ринат Дасаев был назван "Лучшим вратарем мира". Ему был вручен приз "бронзовый  мяч, наглухо заключенный в тиски  вратарских перчаток". После выступления  на чемпионате Европы в 1988 году в ФРГ, Дасаев занял место в воротах  испанской "Севильи".

Ринат Дасаев - прекрасный вратарь, с потрясающей техникой, уравновешенной психикой, умением точно  выбрать место. Такую характеристику дал голкиперу "Спартака" и  сборной Олег Блохин. В жизни Дасаева  было много больших побед. Лучший голкипер мира 1988 года вновь рядом  с Олегом Ивановичем Романцевым только не на поле, а на тренерской скамейке родного клуба, куда он вернулся 10 лет  спустя.

РИНАТ ДАСАЕВ

(Родился  в 1957 г.)

Играл в клубах «Волгарь» Астрахань, «Спартак» Москва, испанском клубе «Севилья». С1979 по 1990 год провел 79 матчей за сборную СССР.

В появлении двадцатилетнего голкипера  Рината Дасаева в Москве можно, пожалуй, усмотреть известное сходство с  приездом в столицу Антона Кандидова, героя знаменитого романа Льва Кассиля  «Вратарь республики». Во всяком случае, и тот и другой родились на берегах  Волги, и оба намеревались играть в столичных футбольных командах. Но здесь сходство и заканчивается: если герой Кассиля Кандидов прежде умел лишь мастерски ловить арбузы, Ринат Дасаев уже стоял в воротах астраханского «Волгаря». Причем сумел в этой скромной команде из низшей лиги проявить себя настолько хорошо, что один из тренеров «Волгаря», Федор Новиков, осмелился рекомендовать двадцатилетнего голкипера Константину Ивановичу Бескову, возглавлявшему тогда московский «Спартак».

Так в августе 1977 года Дасаев оказался на базе именитого клуба в подмосковной Тарасовке. Просмотрев его в двусторонней тренировочной игре, Бесков сразу же предложил пареньку из Астрахани перейти в «Спартак». Следующей весной Ринат уже играл в основном составе.

Надо  ли напоминать любителям футбола, что  тот сезон 1977 года выдался для  «Спартака» беспрецедентным? Легендарный  клуб играл не в высшей лиге, а  в первой, поскольку в 1976 году занял  предпоследнее 15-е место и выбыл  в нижний дивизион. Как раз после  такой катастрофы Бесков и согласился принять «Спартак», заменил прежних  игроков, проваливших сезон, никому не известной еще молодежью, в  числе которой были Георгий Ярцев, Олег Романцев, Сергей Шавло, создал принципиально новую модель игры, отличавшуюся от прежней по всем параметрам — техническим, тактическим, физическим. В этом новом «Спартаке» великолепно пришелся ко двору и Ринат Дасаев.

В 1978 году клуб вновь играл в высшей лиге, сразу же заняв пятое место. В следующем сезоне «Спартак»  стал чемпионом. Это был сенсационно  быстрый взлет после сенсационного провала, и вместе со всей командой на самые высокие футбольные вершины страны поднялся вратарь Ринат Дасаев. В 1979 году он впервые встал в ворота и сборной команды страны. В 1980 году, когда в Москве проходили игры XXII Олимпиады, сборная СССР, а вместе с ней и Дасаев, завоевали бронзовые медали, хотя от команды, конечно, ждали самого высшего успеха.

Но  как бы то ни было, в 1980-е годы Дасаев был первым голкипером советского футбола. Он отличался необыкновенной пластичностью, подвижностью, умением безошибочно выбирать место в воротах, быстрой реакцией, тонким чувством постоянно меняющегося ритма игры. С 1979 по 1988 год Дасаев неизменно входил в списки лучших футболистов сезона. В 1980, 1982, 1983 и 1985 годах получал призы журнала «Огонек», вручавшиеся лучшему вратарю страны.

Вскоре  пришло и международное признание. В 1981 году в отборочных матчах XII чемпионата мира Дасаев пропустил лишь один мяч. Превосходно вратарь сборной  СССР сыграл и на самом чемпионате, проходившем в 1982 году в Испании. Пусть сама советская команда  не добилась больших успехов, журналисты уже стали включать Дасаева в  различные символические сборные  мира.

Информация о работе Жемчужина Нижнего Поволжья